На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 24.4.2014. Сдан: 2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..7
1.1. Понятие толерантности в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..7
1.2. Особенности проявления толерантности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….13
1.3. Сказкотерапия как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста………………..26
2.1. Организация эмпирического исследования и диагностика уровней толерантности у детей старшего дошкольного возраста……………..26
2.2. Экспериментально - практическая проверка комплекса сказок…
2.3. Анализ экспериментального исследования по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Библиография.


Введение

Формирование толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Без терпения невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Так одной из актуальных проблем является толерантность, а именно формирование толерантности у дошкольника.
В декабре 2010 г. педагог-психолог С.И. Снегина в своём исследовании «Представления о толерантности» произвела контрольные замеры для определения уровня толерантности. Полученные данные показали, что за последние 6 лет произошли значительные изменения в уровне толерантности, а именно: количество детей с высоким уровнем толерантности уменьшилось на 7%; со средним уровнем толерантности - на 10%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень толерантности, увеличилось на 15% [12].
Так в решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
В современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности дана Б.З Вульфовым и понимается им как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни [7].
В исследованиях в области детской возрастной психологии (А.А. Реан, Е.А. Прокофьев, Д.Б. Эльконин, Е.Ф. Рыбалко, С.И. Розум, М.В. Осорина и др.) старший дошкольный возраст рассматривают как сенситивный для формирования толерантности, так как это период формирования эмоциональной сферы ребенка, и определяют толерантность как установку либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других людей [25; 29; 36].
В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах следующих психологов и педагогов: А.Г. Асмолова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Байбородова, Т.В. Безюлева, Н.М. Борытко, С.Л. Братченко, Б.З. Вульфов, В.В. Глебкин, П.Ф. Комогоров, С.К. Бондырева, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, П.В. Степанов, и др.
Опираясь на изученные работы, исходя из задач данного исследования, мы можем полагать, что толерантность - интегрированное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обуславливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста национальности, социальной принадлежности.
Вместе с тем, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий воспитания толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы ДОУ.
На наш взгляд, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяется противоречием между потребностью формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным количеством научно-обоснованных рекомендаций для решения данной проблемы и систематической работы в дошкольных учреждениях.
Проблема исследования заключается в необходимости формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Тема исследования: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: толерантность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование толерантности у детей дошкольного возраста.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: формирование толерантности у детей дошкольного возраста, возможно, будет эффективным, если применить сказкотерапию.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить возрастные особенности становления толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Применить сказкотерапию как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить её эффективность.
Теоретико-методическая основа: проблемами толерантности занимались А.Г. Асмолова, Л.Б. Фесюковой, В.А. Глухова, В.В. Давыдов, Р.Р. Валитова, В.М. Золотухин, В.А. Лекторский. Изучением особенностей становления, и проявления толерантности в дошкольном возрасте занимались Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие. Сказкотерапия как средство формирования толерантности рассматривается в работах Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, Э. Фромма, Э. Берна, Е. Романовой, А. Захарова и другие.
Выдвинутые цель и задачи обусловили выбор методов исследования:
- качественный анализ психолого-педагогической, философской, научно-методической литературы по теме исследования;
- психолого-педагогическое исследование возможностей диагностики и формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
- количественная и качественная интерпретация анализа результатов сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МАО ДОУ д/с № 19 «Гнёздышко» г. Ишим. В исследование участвовало 14 детей в возрасте 5-6 лет.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом, постановочном этапе проводилось изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования. Был определён понятийный аппарат, выделена проблема, объект и предмет исследования, сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования. (Сентябрь-Октябрь 2013).
Собственно-исследовательский - проверка гипотезы, обоснование условий, обеспечивающих эффективность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. (Октябрь-Ноябрь 2013)
Оформительно-внедренческий - систематизация результатов исследования, их интерпретация и оформление исследовательской работы. (Ноябрь-Декабрь 2013).
Научная новизна исследования: конкретизировано научное представление о толерантности у детей старшего дошкольного возраста; определен и экспериментально проверен комплекс сказок для формирования толерантности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость: выводы курсовой работы могут представлять интерес для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также для родителей детей дошкольного возраста.
Структура и объем работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Апробация работы. Участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к повышению качества образования» г. Ишим (26 - 27 марта 2014 г.). Тема статьи «Подходы к понятию толерантности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе».
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Понятие толерантности в психолого-педагогической литературе

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [36].
В краткой философской энциклопедии толерантность (от лат. Tolerantia-терпение) - определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения. Основная ее суть- терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом [21].
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [1].
В психологии считают, что толерантность - это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов.
В социологии, что толерантность - «культурная» направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам [36].
Человек, обладающий толерантным сознанием, устойчив психически и эмоционально, у него низкий уровень тревожности, развитое чувство эмпатии, этнические предрассудки отсутствуют, он отличается широтой мышления, исходит из того, что все люди равны, у него активная жизненная позиция, он дисциплинирован и ответственен [3].
Механизмами формирования толерантного мышления являются интеллектуальное развитие в детстве и осмысление собственного этнокультурного опыта во взрослом возрасте. Толерантность - это не терпимость в значении «смирение», а стремление понять различия. Толерантность шире, чем просто социальность, которая предполагает определенную помощь и поддержку других людей. Толерантность же начинается уже с нейтрального отношения к другим.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции [18].
Анализируя различные источники, можно сказать, что существует несколько видов толерантности:
Политическая толерантность - это терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.
Научная толерантность - это терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность - это терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность - это умение руководить без нажима и агрессии.
Межэтническая толерантность это-терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-нравственные традиции [4].
В России проблема толерантности еще мало изучена, ее появление связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так С.Д. Щеколдина опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов [1].
Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [1........


Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Психология личности [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара.: Универс. группа, 1999. - Т.2. - 294 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2000. - 376 с.
3.Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Г. Асмолова// .- 2001.-№24. - С.134-140.
4. Бардиер, Г.JI. Социальная психология толерантности [Текст] / Г.Л. Бардиер. - СПб.: СПбГУ, 2005. - 120 с.
5. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие [Текст] / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 152 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М.: НПО МОДЕК, 2003. - 110 с.
7. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / Б.З. Вульфов // Внешкольник. - 2006. - №6. - С.112.
8. Валитова, P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Моск. ун-та./ -1996. - №1. - С.160-165.
9. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 214 с.
10. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. -2002.- №7. - С. 3-12.
11. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость [Текст] / М. Демиденко, О.Кулькова // Школьный психолог -2002. - № 15. -c. 6.
12. Журавлев, В.И. Педагогика: учебное пособие [Текст] / В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
13. Захаров, А.И. Эмоциональный мир дошкольника [Текст] / А.И. Захаров // Психология. - 2005. - №7. - С.31-35.
14. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика Синтез, 2006. - 64 с.
15. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников [Текст] / М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник творчества сказкотерапия: (О курсе психотерапевт. коррекции, разраб. авт. ст.) [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева // Вестн. психосоциал. и коррекц. реабилитац. работы. - 1997. - № 3. - С. 15-26
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии): Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологови методистов [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Златоуст, 1998. - 349 с.
18. Кожурина, Л.В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость [Текст] / Л.В. Кожурина // Первое сентября. - 2004. - Вып. 53. - С.20-34.
19. Клепцова, Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям [Текст] / Е.Ю. Клепцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4. - С.92-96.
20. Князева, О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: учебно-методическое пособие [Текст] / О.Л. Князева. - М.: Просвещение, 2005. - 93 с.
21. Губский, Е.Ф. Краткая философская энциклопедия [Текст] / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. - М.: Прогресс, 1994. -576с.
22. Лобашов, В.Д. Толерантность учебного процесса [Текст] / В.Д. Лобашов // Образование в современной школе. - 2005. - №6. - С.43-50.
23. Макарова, Т.В. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации [Текст] / Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 80 с.
24. Маханева, М.Д. Мы с друзьями - целый мир: социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
25. Осорина, М.В. Секретный мир детей. В пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. - СПб.: Речь, 2007. - 276 с.
26.Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
27. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. - 2-изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 80 с.
28. Поддъяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 1985. - №2. - С.105-110.
29. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.- СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
30. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
31.Смирнова, Е.О. Возрастные особенности формирования толерантности [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: ЦСО, 2003. - 130с.
32.Смирнова, Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. - 2003, - №9. - С. 24-26.
33. Степанов, П.В. Воспитание детей в духе толерантности [Текст] / П.В. Степанов // Классный руководитель. - 2002. - №2. - С.87-89.
34. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? [Текст] / П.В. Степанов // Народное образование. - 2001. - №9. - С.90-95.
35. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Сакович. - Ч.2. - Мн.: АПО, 2003. - 42 с.
36. Шаврина, О.Г. Формирование толерантности актуальная проблема современной педагогики [Текст] / О.Г. Шаврина // Педагогическое Зауралье. - 2004. - №4. - С.56-58.
37. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. -№ 4. - С. 32-39.
38. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты).[Текст] / И.М Юсупова. - СПб.: Питер, 1995. - 252 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.