На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В XVIII ВЕКЕ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 6.5.2014. Сдан: 2012. Страниц: 98. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение 3
Глава I. Делопроизводство в системе государственного управления России на рубеже XVII-XVIII веков § 1. Система органов управления России к началу XVII века 6
§ 2Делопроизводство в органах управления России на рубеже XVII-XVIII веков: состояние и проблемы 8
Глава 2. Развитие делопроизводства в органах государственного управления российской империи в XVIII веке 18
§ 1. Реформа органов государственного управления Российской империи в период правления Петра I 20
§ 2. «Генеральный регламент» 1720 года как законодательная основа реформы делопроизводства 35
§ 3. Регламентация процедуры рассмотрения дел в XVIII веке 47
§ 4. Нормативное регулирование документооборота и ведения дел в коллегиях, архивного хранения дел 50
§ 5. Требования к оформлению документов 58
§ 6. Регламент взаимодействия высших, центральных и местных учреждений 67
Заключение 84
Список использованной литературы 89
Приложение 94

Введение
В настоящее время регламентации делопроизводственных процессов уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения.
Изучение современных принципов организации делопроизводства невозможно без единой, неразрывной связи с историей её возникновения в XVIII веке. С его началом связывается зарождение современных принципов делопроизводства, немалое значение, в возникновении которого принадлежит разработке правил регламентации, так характерной для всего времени петровских реформ. Как утверждает в своей работе Н.И. Павленко «…в XVII веке как правительственные учреждения, так и должностные лица не располагали документами, определяющими их права и обязанности… Только при абсолютной монархии должностные лица и учреждения от самых высоких правительственных инстанций до самых низших были наделены инструкциями и регламентами». Регламентация всех сфер жизни, в том числе и делопроизводства - явление наиболее характерное для XVIII века.
Делопроизводство прошло длительный путь исторического развития. Зародившись с появлением государства, к XVIII в. оно приобрело все основные черты, существующие в настоящее время.
XVIII век в развитии делопроизводства связан с усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, их структуры и штатной численности.
Административный хаос, вызванный отсутствием в прежних учреждениях установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных сроков для производства дел, побудил правительство искать новые формы государственного устройства. После длительных поисков и переработки найденных образцов появляются новые учреждения бюрократического типа и регламенты для них, определяющие их состав, компетенцию и делопроизводство. В результате реформ в области управления сложилась система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и Коллегии - в центре; губернаторы, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Основные кадры чиновников в этом аппарате занимали помещики-дворяне. Это была «чиновничье-дворянская монархия».
Основными документами, отражающими порядок ведения делопроизводства в дореволюционной России стали «Генеральный регламент» и «Табель о рангах».
Генеральный регламент определил структуру коллегий, штатный состав, должностные обязанности и поведение чиновников, а также организацию работы с документами.
В ряду важнейших мероприятий петровского правительства по укреплению абсолютизма и его государственной системы было введение Табели о рангах, которая определила систему чинов и порядок продвижения на военной и гражданской государственной службе.
Актуальность настоящей темы состоит в том, что именно в это время сложились все основные требования к оформлению документов и организации работы секретарей и делопроизводителей, существующие в настоящее время.
Цель дипломной работы:
Изучить систему коллежского делопроизводства, существовавшую в России в XVIII в и его нормативное регулирование.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
? рассмотреть организацию делопроизводственной работы государственных учреждений XVIII в.;
? обобщить и проанализировать устройство и работу коллегий и канцелярий, движение документов, архивного хранения дел;
? определить взаимодействие высших, центральных и местных учреждений.
Глава I. Делопроизводство в системе государственного управления России на рубеже XVII-XVIII веков

§ 1. Система органов управления России к началу XVII века
Считается, что именно необходимость закрепления на каком-либо носителе важной информации привела к рождению и развитию письменности. Собственно документооборот появился с возникновением государственности, когда всеми признавались именно «писаные законы».
В разных цивилизациях письменность развивалась по различным принципам и с использованием разных материалов. Историки относят возникновение письменности к концу IV тысячелетия до Рождества Христова в Египте и Месопотамии. Различают четыре основных буквенно-звуковых письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное). Первыми носителями информации были глиняные таблички (Вавилон) и папирус (Египет и Греция). Самые ценные письмена вырезались на более прочных материалах, например, камне. Папирус был самым удобным писчим материалом. Это прообраз современной бумаги - как по технологии производства, так и по свойствам. Однако направление исторического развития помешало гладкому переходу письменности непосредственно с папируса на бумагу.
Папирус как материал для письма производился только в Египте и был важной статьей экспорта. Однако гораздо больше ценился не он сам, а информация, записанная на нем. Ко II веку до нашей эры главным собранием человеческих знаний считалась библиотека в городе Александрии (Египет), состоявшая из папирусных свитков. Египетские цари дорожили своим статусом хранителей сокровенных знаний настолько, что запретили вывозить папирус за пределы страны во избежание конкуренции. Эллины, цивилизация которых была не менее совершенна, были вынуждены искать новый материал для письма. Употребляемые ими навощенные дощечки не могли хранить знания долго. Новый носитель информации был найден в городе Пергаме (Малая Азия). Кстати, долгое время считалось, что именно Пергам фигурировал в поэмах Гомера под именем Трои. Этим материалом стала выделанная недубленая кожа, по месту происхождения названная пергаментом. На многие века он стал главным писчим материалом.
Именно на пергаменте написаны первые известные на Руси документы - жития, летописи и статуты. Однако этот был дорогой материал, доступный не всем и применявшийся только для особенно ценных записей. Для повседневных записей на Руси был распространен более доступный материал - береста. Именно на бересте велся документооборот того времени - писались расписки, письма и договоры. Этот материал имел повсеместное хождение, хотя общеизвестны только новгородские берестяные грамоты (в этой земле они лучше сохранились просто ввиду природных условий). На бересте писали (этому есть документальные свидетельства) в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве - повсеместно по всей Руси Великой, Белой и Черной. Этот материал был в ходу сотни лет - в XI-XV веках.
После принятия на Руси христианства храмы и монастыри стали первыми источниками распространения письменности и хранилищем «писаных законов». Документы писались на пергаменте и переписывались монахами. Первый и самый важный из русских исторических документов приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Его «Повесть временных лет» охватывает всю предысторию древнерусского государства и его историю 852-1117 годов. Множество материалов «Повести временных лет» вошло в исторический и литературный обиход. «Повесть временных лет» рассказывает о заключении Олегом договора с Византией в 907 г., приводит тексты русско-византийских соглашений 911, 944, 971 гг., воссоздает картину переговоров. Устные клятвенные договоры ("просто словесем") заменены «писанием и клятвою твердою» .
Хранилища письменных документов, архивы и библиотеки того времени, также находились в храмах и монастырях. Из числа монахов и священников выходили первые специалисты по документообороту. Это были дьяки и подьячие. Именно они вели делопроизводство в России вплоть до XVIII века. Именно они вводили первые стандарты делопроизводства, устойчивые образцы обращений в документах, формуляры, типовые формы, из которых составлялись так называемые формулярники. Обычай заверять документы печаткой тоже утвердился в это время - важные документы скрепляли металлическими печатями, или буллами. Печати придавалось большое значение: в XIII-XVII веках существовала должность печатника - хранителя государственной печати при дворе русских князей и царей. Печатник даже заведовал личной канцелярией царя и государственным архивом.

§ 2Делопроизводство в органах управления России на рубеже XVII-XVIII веков: состояние и проблемы
Об организации делопроизводства на ранних стадиях развития Древнерусского государства можно судить лишь по сохранившимся письменным документам, а также по некоторым археологическим находкам. В частности, договоры киевских князей с Византией 911 и 945 гг. свидетельствуют о том, что уже в то время имелись традиции составления письменных завещаний и подорожных грамот для купеческих кораблей .
В киевский период развития Древнерусского государства появились разные виды документов, фиксирующие конкретные частно-правовые отношения: грамоты уставные, вкладные, купчие, полные, жалованные и др.; заемные, закладные кабалы; житийные записи и т. д.
По мере накопления навыков в создании документов стали вырабатываться типовые формуляры - образцы документов, устойчивые языковые формулы, применяемые в наиболее распространенных документах, процедура подготовки документов: черновик, редакция (вариант), беловик (окончательный вариант документа), - а также приемы удостоверения документов, призванные воспрепятствовать подделке документов в политических и лично-корыстных целях (проставление скреп, печатей, мостов, т. е. подписи на склейках).
Хотя в Древнерусском государстве постепенно складывались традиции создания документов, их обработки и хранения, начал формироваться профессиональный цех специалистов по работе с документами - дьяков, подьячих, писцов - появились предпосылки к законодательной регламентации делопроизводства. Однако говорить об унификации в этот период еще рано .
В XV-XVII вв. формируется приказное делопроизводство. По мере превращения Московского княжества в великорусское государство усложнялись его административные задачи, отдельные части управления, находившиеся по приказу князя в ведении того или иного лица, превращались в постоянные присутственные места - избы или приказы. Деятельность приказов (Большой казны, разрядного, посольского, тайных дел, разбойного, холопьего, сибирского и др.) определялась высшим правительственным учреждением - Боярской Думой; эти учреждения выполняли все важнейшие функции административного управления, поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом.
Часть приказов относилась к органам территориального управления, а часть ведала отдельными отраслями. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно не известно. По мнению ряда исследователей, в XVII в. функционировало от 40 до 70 приказов .
Приказы, заведуя отдельными статьями государственного управления и хозяйства, были устроены так, что функции отдельных приказов не были строго разграничены. Часто один и тот же разряд дел, например, суд, ведался во многих приказах; нередко один приказ заведовал каким-либо городом в одном отношении, а другие приказы ведали этот город в другом; один приказ вёл какой-либо один порядок дел по всей стране, а другой приказ вёл все дела в какой-либо одной местности. Посольский приказ, например, ведя дипломатические дела и разрешая сложные международные вопросы, заведывал в тоже время отдачей на откуп кружечных дворов в Смоленске; а Собственная Его Величества канцелярия - приказ тайных дел - заведывал придворной охотой. К каждому приказу было приписано некоторое количество городов, с которых данный приказ собирал доходы в виде особых сборов или судебных пошлин. Доходы эти шли на ведение хозяйства самих приказов. В приказ обыкновенно поступали и все государственные сборы с приписанных к нему городов, и уже приказ сам направлял эти сборы в нужные учреждения. А так как приказов в XVII веке было от 40 до 70 (по разным источникам): разрядный, поместный, посольский, тайных дел, разбойный, пушкарский, холопий, казанский, большой казны, сибирский и другие, то можно представить какая путаница и волокита происходила в деле управления страной.
Приказ возглавлял приказной судья, назначаемый из думных чинов, в его ведении находились один - три дьяка (к концу XVII в. в крупных приказах было 6-10 дьяков). В ведении дьяков находились подьячие, которые в зависимости от знаний, стажа и опыта разделялись на "старых" (старших), средних ("средней руки") и "молодых" (младших). В крупных приказах подьячие объединялись в "столы", или повытья - структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу.
В деятельности приказов принципы коллегиального и единоличного управления не были четко разграничены, но распорядительная деятельность всецело находилась в ведении приказных судей. Дьяки и подьячие занимались делопроизводством, они отправляли в приказ челобитные, доклады, доношения, хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим и подьячим "средней руки" доверялась более сложная работа - подготовка решений по делам, хранение дел, опечатывание архивных сундуков. Младшие подьячие не пользовались особым доверием - во многих царских указах XVII в. подчеркивается необходимость строго контролировать их работу. Подьячие, допускающие ошибки в официальных документах, подвергались строгому наказанию - их били батогами, лишали жалованья.
В ведении приказов находились воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою "канцелярию" - приказную избу и помощников - "меньших" воевод и дьяков. В приказной избе хранились государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказная изба имела подразделения - столы.
Приказы и приказные избы представляли собой одновременно присутствие, канцелярию и архив. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные - в сундуках-ларях в тех же помещениях, в которых велись текущая работа и прием посетителей.
Однако в каждом отдельном приказе было трудно разобраться просителю. Судьи решали дела так, как им было угодно, толкуя законы по-своему. Взяточничество и лицеприятие господствовали в приказах, и московские люди считали для себя сущим наказанием, если нужда гнала за каким-либо делом в приказ, - это всегда стоило много денег, занимало много времени, а в случаях сложных и запутанных грозило затянуться на всю оставшуюся жизнь.
Правительство московских времён все эти проблемы хорошо знало, и не раз пробовало ввести больше порядка в приказных делах. И кое-что в этом плане действительно делалось, особенно для уменьшения взяточничества и волокиты, но сама основа всего приказного делопроизводства оставалась неизменной - то одна и та же сторона государственного хозяйства оказывалась разбитой по ведомствам отдельных приказов, то всё хозяйство и управление какой-либо одной областью сосредотачивалось в одном приказе. Интересно, что бумаги того времени, направлявшиеся в какой-либо приказ, никогда не адресовались “в такой-то приказ”, а всегда на имя судьи приказа. Произвол и властность приказных на этой почве толь крепли и росли всё больше.
Государственные документы этого периода делились на законодательные, издаваемые органами государственной власти, и документы, составляемые органами государственного управления.
Все существовавшие в этот период документы группируются в следующие основные виды: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные. Однако внутри каждого вида существовало множество разновидностей. Отписки - документы, поступавшие в приказы с мест, от воевод; грамоты - это царские указы, посылаемые из приказов на места - боярам, воеводам, приказным людям. Приказы представляли царю отписки или доклады; воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы; приказы между собой сносились памятями; обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных.
Важнейшим признаком официального документа является его формуляр - совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул) документа, расположенных в определенной последовательности, специфической для каждого вида документа. Формуляр - результат повторяемости управленческих ситуаций и управленческих действий. Исследователи отмечают, что еще на заре клинописи письменные памятники отличались использованием устойчивых текстовых формулировок с определенным расположением материала.
В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделилось из текста, т.е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст. Как правило, документ начинался с обращения, даты или обозначения автора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались указанием автора и адресата (от кого - кому):
"От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Куденетовичу Черкасскому..."
или:
"...князю Ивану Алексеевичу Воротынскому с товарищами ...", а затем излагалось существо вопроса.
Челобитные и отписки начинались с обращения:
"Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой ..."
или:
"Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой России самодержцу, бьет челом сирота твой Ивашко Михайлов ...".
При обращении к великому князю служилые люди писались холопами ("бьет челом холоп твой"); посадские люди и крестьяне, их жены, вдовы и дети - сиротами; духовные лица - богомольцами.
В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана:
"Писан в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 7166 года, марта в 16 день".
Челобитная заканчивалась заверительной надписью: "К сей челобитной Демьянко Власов руку приложил", а также указывались имена послухов (свидетелей), место и время составления челобитной.
Кроме этих обязательных элементов можно говорить о некоторых стабильных элементах текста для каждой разновидности документа. Например, изложение просьбы в челобитных начиналось традиционной формулой: "... вели государь мне дать...", а заканчивалось: "...царь-государь смилуйся пожалуй...".
Анализируя формуляр документов приказного периода, многие исследователи отмечают наличие устойчивых форм, образцов, по которым совершалось делопроизводство. В частности, по единому образцу писались наказы воеводам из приказов, включавшие следующие части:
· вступление в должность нового воеводы, порядок приема должности от прежнего воеводы;
· постановления о финансовом управлении;
· отношение воеводы к местному обществу и выборным должностям;
· постановления о полицейской деятельности воеводы;
· определение военных обязанностей воеводы, правила его отношения к иноземцам.
Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве состояла из следующих этапов:
· поступление документа;
· передача его на рассмотрение;
· подготовка дела к "докладу"; рассмотрение и решение дела;
· оформление документа, содержащего решение.
При поступлении документа на нем проставлялась дата, и дьяк делал помету "Выписать", что означало "навести справки". Фактически с этого начиналось рассмотрение дела. Дела в приказе рассматривались по инициативе царя или по жалобе, извету, челобитной, отписке. Если приказ располагал нужными сведениями, решение ("отпуск") готовилось сразу, если же их было недостаточно - начинался сбор необходимых материалов. В случае, когда для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей, короткими "памятями" или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.
Подготовкой дел к рассмотрению ("докладу") занимались столы, или повытья: дьяк или (по его поручению) старший подьячий собирали нужный материал и составляли проект ответного документа. Докладчиком по делу был дьяк, решение вопроса входило в компетенцию думных дьяков и принималось после обсуждения вопроса. Если думные дьяки вносили коррективы, в подготовленный проект, то после вынесения решения дьяк "чернил" документ, т. е. исправлял его, младший подьячий переписывал набело, подьячий "справлял", т. е. сверял беловик с черновиком, удостоверял его своей подписью - "справой", подтверждая соответствие беловика черновику. Юридическую силу документ получал после "приписи" (подписи) дьяка. Руководители приказов - судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в принятии решений, - своих подписей на документах не ставили. Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами.
Подпись дьяка была весьма своеобразной: если документ состоял из нескольких листов, дьяк "приписывал" документ на каждой склейке, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа - это было узаконено Судебником 1550 г. в целях предохранения документа от фальсификации и подлога.
В московских приказах впервые произошло обособление оконченных дел от "текущих". Документы начали хранить не только в кулях, мешках и сундуках - в некоторых приказах (например, Поместном) появились шкафы для хранения документов и принимались меры по охране документов, например снабжение сундуков замками.
Уложение 1646 г. и ряд указов, принятых позже, ввели нормы письменного оформления различных договоров, благодаря чему установилось внешнее единообразие деятельности приказов.
Однако известно, что образцы документов применялись и в более ранний период. В частности, Н.П. Лихачев в своей работе «Из лекций по сфрагистике», вышедшей в Санкт-Петербурге в начале XX века (СПб., 1905-1906) упоминает о старинных сборниках образцов актов - составители которых в качестве примеров брали настоящие, а не выдуманные документы. Из наиболее ранних, дошедших до нас, он называет сборник митрополитчьих грамот (оригинал ХV в.), дошедший в нескольких списках, титулярники, содержащие варианты письменных сношений с иностранными государями. В специальных "образцовых книгах" помещались образцы документов, типы деловых бумаг и писем приводились и в азбуках, "письмовниках", предназначенных для чтения и переписывания. Таким образцам пытались следовать и в правительственных учреждениях (центральных и местных), и в выборных земских учреждениях, и в канцеляриях крупных феодалов (светских и духовных), и "площадные подьячие", писавшие челобитные и другие бумаги. Образцы документов (крестоцеловальные записи из сборников ХV1 в.) приводятся, в частности, в "Памятниках русского права" .
Итак, в приказной период сложилась система государственного делопроизводства центральных и местных учреждений, сформировались кадры делопроизводственных служащих, были выработаны устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, принимая частные меры, не установило общих административных правил, систематизирующих организацию учреждений и делопроизводство. Только в середине XVII в. стали проводиться мероприятия по упорядочению системы делопроизводства, появились законодательные акты, регулирующие порядок документирования и составления частно-правовых актов.
Характерной особенностью документов этого периода было безмерное возвеличивание власть имущих путём перечисления всевозможных титулов, званий и полномочий. В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали на палочки в свитки. А особо важные государственные акты могли иметь громадные размеры. Например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю на земли имеет длину более метра, а Соборное уложение 1646 г. насчитывает 309 метров! Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание, формализм. Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И всё же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приёмы и методы создания, оформления и обработки документов.

Глава 2. Развитие делопроизводства в органах государственного управления российской империи в XVIII веке

В начале XVII в. неблагоприятное сочетание внутренних и внешних факторов приводит к распаду российской государственности. Восстановление сословной монархии в форме самодержа­вия происходит на основе принципов теории «симфонии властей» - двуединства духовной и светской власти. Восстановление государственности в условиях мобилизационного типа развития приводит к постепенному разрушению принципов соборности и «симфонии властей» - отмиранию Земских соборов, изменениям в функциях и компетенции боярской Думы, церкви, ограничению местного самоуправления. Происходит бюрократизация государственного управления, и на основе приказной работы начинает складываться гражданская служба как отрасль государственной, ранее преимущественно военной службы.
К концу XVII в. система государственного управления сословной монархии вступает в сложный этап модернизации всей политической системы страны, ее институтов и управленческого аппарата с заимствованием элементов европейского опыта, рационализма, но в целом на своей собственной цивилизационной основе. Темпы этой модернизации с ее противоречиями не успевали за возраставшим усложнением задач государственного управления, ростом территории, процессом сословной трансформации общества и новыми геополитическими задачами. На повестке дня стояла проблема коренной реорганизации всей системы центрального и местного управления, которая бы определила окончательный выбор между развитием самодержавия как выразителя сословных интересов и утверждением абсолютизма.
В ходе петровских преобразований государственная власть в России приобрела характер абсолютной монархии, опиравшейся на развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат.
При Петре I усиливается личное начало в управлении, желание управлять государством через систему личных поручений. Для этого используется специальный Кабинет - личная канцелярия царя.
Хотя проводимые Петром I реформы государственного управления не отличались систематичностью и строгой последовательностью, при внимательном их рассмотрении нетрудно заметить две задачи, которые оставались для него всегда приоритетными и неоспоримыми, а именно:
1) унификация органов государственного управления и всей системы администрации;
2) проведение через всю администрацию коллегиального начала, которое вместе с системой гласного (прокурорского) и тайного (системы фискалитета) контроля должно было, по убеждению царя, обеспечить законность в управлении.
Главной задачей государственных реформ Петра I являлась радикальная перестройка государственного аппарата. В качестве основных принципов обычно выделяют:
1) институционализацию управления, нашедшую свое выражение в создании новой системы учреждений;
2) повышение эффективности управления, достигавшееся за счет унификации (единообразия), централизации, дифференциации аппарата управления и его милитаризации;
3) изменение принципов комплектования аппарата новых учреждений (коллегий, губерний).
В XVI - нач. XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые бюрократизировались. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа:
I этап. 1699 г. - нач. XVIII в., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа (44 приказа объединены в 25 самостоятельных учреждений). В связи с потребностями Северной войны возникло несколько новых приказов (Артиллерии, Провиантский, Адмиралтейский, Рукопашных дел, Преображенский и др.).
II этап. Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий. Преобразование началось с Указа Петра I от 11 декабря 1717 г. «О выбирании советников и асессоров».
Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму (нечеткость функций, параллелизм в работе, несовершенство делопроизводства, волокита, произвол администраций и др.). Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Германии, Дании, Франции, Швеции. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее.

§ 1. Реформа органов государственного управления Российской империи в период правления Петра I
При Петре I ещё ярче сказалась необходимость собрать всё управление страной и её хозяйством в определённые большие группы, строго ограниченных одна от другой характером дел. Но Петру I, как и московскому правительству, трудно было сделать это быстро и верно. Мешала война с её неожиданными поворотами, когда за быстрой и неожиданной сменой событий не было ни времени, ни возможности сосредоточиться, обдумать план реформы, и провести её неуклонно и последовательно. Но война не ждала и властно требовала людей и денег.
Вся сознательная деятельность Петра в то время имела своей исходной точкой интересы военного дела. Сначала эта была игра в солдатики, потом более серьёзные занятия новой организации армии и новой военной наукой. От Кожуховских манёвров Петру пришлось “идти играть под Азов”, а там не замедлила Великая Северная война, задавшая Петру I работы на всю жизнь.
Петру I с его новым войском и незнакомым московскому времени флотом, при новых методах и способах ведения войны, приходилось, особенно в первое время, доставать деньги через старые учреждения, а поскольку последние не отвечали своей новой задаче, то они подвергались у него ломке, переделке, уничтожению, или возрождались под новыми названиями, то исчезали совсем.
Для новых нужд не только выдвигаются во главе старых учреждений новые люди в государстве (стольник Ромодановский, стольник Апраксин, гвардии капитан Меншиков), но и сами старые учреждения изменяются на новый лад. В 1701 году приказы иноземный и рейтарский соединяются в один приказ военных дел; стрелецкий приказ, вследствие уничтожения стрельцов, переименовывается в приказ земских дел и начинает ведать полицией страны, что было только одной из обязанностей стрелецкого приказа. Для новых дел появляются новые приказы - морской, артиллерийский, рудокопных дел, провиантский, богадельный. Кроме приказов организуются присутственные места меньшего обьёма и значения - разные канцелярии: мундирная, банная, ижорская, которая, как и казанский приказ, ведала делами завоёванной у шведов Ингерманландии.
В создании всех этих учреждений Пётр I де........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ. О Петре 1 / Е.В. Анисимов. Л.: Лениздат. 1989.
2. Богословский М.М. Пётр Великий и его реформа. / М.М. Богословский. М., 1920.
3. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Учебное пособие. / В.И. Быстренко. Новосибирск - Москва, 1997.
4. Готье, Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. / Ю.В. Готье. М., 1913 Т. I.
5. Делопроизводство +. Приказное делопроизводство XV-XVII вв. - Web: histоr2.html < histor2.html> (20.11.2011 г.)
6. Демидова, Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата в XVIII веке. / Абсолютизм в России. М., 1964.
7. Емышева, Е.М. Генеральный регламент - начало законодательного регулирования системы организации управления и делопроизводства // Делопроизводство. 2003. №1.
8. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России (XV - начало XX в.). / Н.П. Ерошкин. М.: Высшая школа. 1989.
9. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: учебник для вузов. / Н.П. Ерошкин. М.: Высшая школа. 3-е изд., первое и доп. 1983.
10. Илюшенко, М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. / М.П. Илюшенко. М.: РГГУ, 1993.
11. Князьков, С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого./ С. Князьков. М.: Планета. 1991. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. (ссылка для скачивания fоrum/viewtоpic.php?t=1176899 < forum/viewtopic.php?t=1176899> от 22.11.2011 г.)
12. Кобрин, В.Б.; Леонтьева, Г.А.; Шорин, П.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учебник для вузов. / В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. М.: ВЛАДОС. 2005.
13. Копосов, Л.Ф. Изучение истории русского языка по памятникам деловой письменности. / Л.Ф. Колосов. М., 1991.
14. Кудряев, В А. Организация работы с документами. / В.А. Кудряев. М.: ИНФРА-М, 1998.
15. Литвак, Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации XVII -XIX вв. (к постановке вопроса) // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М. Наука. 1984.
16. Лукашевич, А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XVIII века. // Советские архивы. 1991. № 4.
17. Медушевский, А. Н. Развитие аппарата управления Россией в первой четверти XVIII века. // История СССР. 1984. № 6.
18. Павленко, Н.И. Пётр Великий. / Н.И. Павленко. М., 1998.
19. Полное собрание законов Российской империи. «Инструкция или Наказ Киевскому губернатору об отправлении дел». 1-е собр. Т. X. № 7161. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php?regim=4&pаge=244&pаrt=383 < e-res/law_r/search.php?regim=4&page=244&part=383> (20.09.2011 г.)
20. Полное собрание законов Российской империи. «Наказ воеводам» 1-е собр. Т. IX. № 6164. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
21. Полное собрание законов Российской империи. «О ежегодной присылке ведомостей в Сенат о посевах и урожае хлеба». 1-е собр. Т.XVI. № 12545. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
22. Полное собрание законов Российской империи. «О формах рапортам и доношениям, доставляемым в Правительствующий Сенат из Губернских и Провинциальных присутственных мест и из Канцелярий, Контор и Комиссий, не подчинённых Коллегиям, о докладах в Правительствующий Сенат из Коллегий и об указах, посылаемых из Сената и Коллегий в подведомственные места». 1-е собр. Т.X. № 7713. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
23. Полное собрание законов Российской империи. «Об отправлении дел по должности». 1-е собр. Т.X - № 7161. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
24. Полное собрание законов Российской империи. Резолюция Кабинета Министров на доклад Сената о решённых делах и взысканных по ним штрафах. 1-е собр. Т.XI № 7224. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php?regim=4&pаge=244&pаrt=383 < e-res/law_r/search.php?regim=4&page=244&part=383> (20.09.2011 г.)
25. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О не предоставлении в Сенат из Губерний и Провинций дел, до него не принадлежащим». 1-е собр. Т.IX. № 6758. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
26. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О неисполнении протоколов, не подписанных всеми сенаторами». 1-е собр. Т. X. № 7859. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
27. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О нечинении исполнения по протоколам, не подписанным всеми сенаторами». 1-е собр. Т. X. № 7937. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
28. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О присылке из губерний ведомостей в Сенат и другие присутственные места с означением, какого рода ведомости до какого места принадлежат». 1-е собр. Т.XX. № 14332. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
29. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О распоряжениях по приведению к присяге всякого чина людей на подданство Её Императорскому Величеству и о переделке во всех Присутственных местах печатей на Высочайшее имя государыни императрицы». 1-е собр. Т. XI. № 8474. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
30. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О рассылке по Губерниям, Провинциям и городам утверждённых Сенатом инструкций надсмотрщикам и форм приходных, расходных записных книг и счетов» 1-е собр. Т. X. № 7394. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
31. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О сочинении всем присутственным местам инструкций с объяснениями в оных порядка в отправлении дел» 1-е собр. Т. X. № 7219. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
32. Полное собрание законов Российской империи. Указ «О форме титулов Её Императорского Величества» 1-е собр. Т. XI. № 8475. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
33. Полное собрание законов Российской империи. Указ «Об употребления слов и речений “бьёт челом” и замене их на “просит имярек». 1-е собр. Т. XXII № 16329. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
34. Полное собрание законов Российской империи. Указ Анны Иоанновны о немедленном и окончательном вершении дел прошлых лет. 1-е собр. Т.X. № 7095. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
35. Полное собрание законов Российской империи. Указ о форме журналов. 1-е собр. Т. XIII. № 10119. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
36. Полное собрание законов Российской империи. Указ Сената «О порядке взыскания штрафов за не присылку счетов за определённый срок». 1-е собр. Т.XIV. № 10278. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
37. Полное собрание законов Российской империи. Указ Сената «О присылке в Сенат из Коллегий, Канцелярий и Контор ежемесячных ведомостей об исполняемых и неисполняемых указах. // 1-е собр. Т.X. № 7582. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php < e-res/law_r/search.php> (20.09.2011 г.)
38. Полное собрание законов Российской империи. Указ Сената о ежегодной присылке ведомостей. 1-е собр. Т. XVII. № 12545. Web: e-res/lаw_r/seаrch.php?regim=4&pаge=244&pаrt=383 < e-res/law_r/search.php?regim=4&page=244&part=383> (20.09.2011 г.)
39. Сахаров, А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX - первая половина X в. / А.Н. Сахаров. М.: Мысль, 1980.
40. Троицкий, С.М. Русский абсолютизм и дворянство. / С.М. Троицкий. М.: Наука, 1974.
41. Указ Петра I об учреждении Правительствующего Сената. // Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М.-Л.: Академия наук СССР. 1945. С.197.
42. Шепелев, Л.Е. Чиновный мир России: XVIII-начало XX века. / Л.Е. Шепелев. СПб. «Искусство-СПБ». 1999.
43. Шмидт, С.О., Князьков, С.Е. Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVII вв.: учебное пособие. // С.О. Шмидт, С.Е. Князьков. М.: МГИАИ. 1985.
44. Янковая, В.Ф. Писать по образцам (о роли письмовников в русском делопроизводстве) // Секретарское дело. 2002. N 1.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.