На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.5.2014. Сдан: 2013. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования проблема коррекции фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией 7
1.1 Дислалия: особенности нарушения, причины и симптомы 7
1.2 Этапы и содержание логопедической работы по устранению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с дислалий 13
Выводы первой главы 23
2. экспериментальное исследование по устранению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с дислалией 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Констатирующий эксперимент 28
2.3 Формирующий эксперимент 33
2.4 Контрольный эксперимент 40
Выводы второй главы 43
Заключение 44
Список литературы 47
приложение 50


Введение

Актуальность исследования. Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.
Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления».
Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей.
Для обеспечения нормального речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии.
Формирование произносительной стороны речи происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно-ритмической сторон, т.е. от развития языка в целом.
Использование различных языковых средств в процессе речевого развития определяет возрастные особенности формирования звукопроизношения детей.
Выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Самым распространённым дефектом произношения считают дислалию. При дислалии некоторые звуки или совсем не произносятся, или искажаются, или заменяются другими. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребёнка. Поэтому важно своевременно исправлять различные нарушения звукопроизношения.
Коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Опираясь на принципы логопедического воздействия при дислалии, проводят логопедическое и психолого-педагогическое обследование. Результаты обследования позволяют организовать коррекционную работу с помощью практических, наглядных и словесных методов. Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва.
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход в логопедии разрабатывался Р. Е. Левиной. Психолого-педагогический подход предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка. При дислалии нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены различными патогенными факторами, иметь разную степень проявления. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать наиболее эффективные приемы, методы коррекции нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией.
Объектом исследования являются процесс преодоления ошибок устной речи у дошкольников с дислалией.
Предметом исследования коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений фонематической стороны речи при дислалии и пути их преодоления.
2. Выявить и систематизировать нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией.
3. Разработать и апробировать задания и игровые упражнения по преодоления нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией.
4. Определить эффективность логопедической работы.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается:
- ведущий вид деятельности дошкольников
- этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии.
- коррекционная работа осуществляется поэтапно и комплексно.
Практическая значимость исследования заключается в предложенных заданиях, упражнениях, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников с дислалией. Данный практический и наглядный материал может быть использован логопедами.
База исследования: исследование проводилось на базе коррекционного ДОУ г. Альметьевск РТ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цель, задачи исследования, его объект, предмет, методы исследования, сформулирована практическая значимость работы.
В первой главе дан анализ теоретических источников, освещены основные аспекты данной темы, определено направление экспериментально практического исследования.
Во второй главе показана реализация дифференцированного подхода к устранению нарушения звукопроизношения у детей с дислалией, проведён количественный и качественный анализ полученных результатов.
В заключении представлены выводы по теоретической и практической части работы.
1. Теоретические аспекты исследования проблема коррекции фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией

1.1 Дислалия: особенности нарушения, причины и симптомы

Нарушение речи - достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток - взрослый», т. е. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 - 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их [19]. Дошкольный возраст - лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков [19]. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.
Среди детей дошкольного и школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией.
Дислалия - это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте.[28] Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.
Долгое время все речевые расстройства были объединены под одним названием. В 1830 г. врач Шультес (Швейцария) все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». В 80-х годах прошлого столетия Коэн (Австрия) в своих работах пытался провести классификацию дислалии. Позднее - (конец XIX и начало XX в.) появились работы по косноязычию зарубежных авторов: Куссмауля, Гуцмана, Фрешельса, Либмана, Зеемана и других.[15]
В 1912 г. Е. С. Боришпольский (Россия) разделил расстройства речи также на две группы: центральные и периферические. К центральным расстройствам он относил афазию органического происхождения и функциональную (заикание и лепетание). К периферической группе он относил дислалию, или алалию. Среди дислалии (алалии) выделялись глухонемота, связанная с поражением уха, и косноязычие. Е.С.Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляционного аппарата.[4]
Среди советских ученых, работающих в области расстройства речи, следует отметить Ф. A. Pay, С. М. Доброгаева, М. Е. Хватцева, Ю. А. Флоренскую, Р. Е. Левину и других. В своих работах они выделяют отдельные формы речевых расстройств, связанные с нарушением слуха, артикуляционного аппарата. Они указывают и на косноязычие центрального происхождения.
Уже давно дислалию стала разделять на две подгруппы: механическую и функциональную. Правда, это деление весьма условное. Механическая дислалия зависят от неправильного развития артикуляционного аппарата, т.е. анатомических дефектов губ, зубов, языка, твердого и мягкого нёба и т.д.
К функциональной дислалии М.Е. Хватцева Ю.А. Флоренская относят случаи неправильного произношения различных звуков: шипящих, свистящих, р и л и др. При данном расстройстве речи, как правило, не отмечается аномалий развития органов, принимающих участие в образовании речи, не наблюдается и признаков органического поражения центральной нервной системы. В анамнезе таких детей обычно нет указаний, которые бы говорили о перенесенных ребенком мозговых заболеваниях.[19]
В прошлом считали, что в генезе функциональной дислалии лежит неправильное речевое окружение (неправильная речь родителей, диалекты). Однако последующие наблюдения показали, что с этой точки зрения полностью согласиться невозможно.
В основе функциональных дислалии лежит не только неблагоприятное речевое окружение: значительно большую роль здесь играет физическая ослабленность ребенка, обусловленная перенесенными инфекциями, расстройствами питания (диспепсия).[9]
Нередко при обследовании таких детей можно констатировать выраженные невротические реакции. Эта форма дислалий связана с некоторым нарушением корковой нейроди-намики и ослаблением тонких дифференцировок в речедвига-тельном анализаторе.
Этиология возникновения дислалий различна. Данные указывают, что ряд детей-дислаликов в раннем возрасте перенесли инфекционные заболевания с последующей задержкой в развитии. В отдельных случаях отмечались токсикозы во время беременности.
При соматическом обследовании у некоторых детей-дислаликов отмечается бледность кожных покровов, некоторое отставание в росте.
Нарушение дыхания у дислаликов не отмечалось за исключением... детей, страдающих механической дислалией (ринолалией). Голос детей громкий, ясный; у ринолаликов - с носовым оттенком. Нарушение сердечной деятельности, а также расстройств со стороны других внутренних органов у обследованных детей не наблюдалось.
Со стороны психики большинство детей-дислаликов обладали нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда возможна задержка в психическом развитии.
По данным исследования Ф.A. Pay, С.М. Доброгаевой, М.Е. Хватцева,
Ю.А. Флоренской, Р. Е. Левиной удалось выявить незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы. Так, у некоторых... детей отмечалась раздражительность, плаксивость, расторможенность, а в единичных случаях и вспышки аффекта...[18]
Снижение слуха затрудняет своевременное и полноценное формирование звуковой стороны речи. Так, у слабослышащих детей проявляются особые трудности при усвоении, например, мягких и звонких согласных.
Большое значение для развития полноценной фонетической стороны речи имеет речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Нередко на прием к логопеду родители приводят ребенка с жалобами на плохую речь, а в процессе обследования выясняется, что аналогичные дефекты звукопроизношения наблюдаются у кого-либо из ближайшего окружения.
Причины механической дислалии.
Это прежде всего врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:
1) недостатки строения челюстно-зубной системы:
а) дефекты в строении зубного рода (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
б) дефекты в строении челюстей:
прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед);
прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед);
передний открытый прикус;
боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонним
прикус;
укороченная или слишком массивная уздечка языка;
2) патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык);
3) неправильное строение твердого и мягкого нёба (узкое, высокое, плоское, укороченное) - при таких аномалиях наиболее заметно нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом;
4) атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.[7]
В зависимости от количества нарушенных групп звуков дислалия делится на мономорфную (страдает одна группа звуков, ни пример свистящих - с, сь, з, зь. ц) и полиморфную, когда нар........


Список литературы

1. Алексеева А. М. , Яншина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2008.
2. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М., 2001.
4. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2008.
5. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики // Дефектология. - №3. - 2007.
6. Бельтюков В. И. Механизмы овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. - №1. - 2008.
7. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. - №5. - 2006.
8. Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. - М., 2007.
9. Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //- СПб., 2002.
10. Гаркуша Ю. Ф. . Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. - М., 2002.
11. Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 2009.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2001.
13. Гойхман О. Я. , Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации.- М., 2007.
14. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2005.
15. Жинкин Н. И. . О теориях голосообразования. - М., 2003.
16. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичёва Т. Е. . Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2000.
17. Занятия по развитию речи в детском саду. // Под ред. Ушаковой О. С. - М., 2003.
18. Зуева Л. Н. и др. Думай - говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. - М., 2006.
19. Каше Г. А., Филичёва Т. Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 2008.
20. Ковшиков В. А. Принципы формирования языкового механизма у детей. - СПб., 2004.
21. Логопедия // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М., 2008.
22. Львов М. Р. Основы теории речи. - М., 2000.
23. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 2001.
24. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению // Под ред. Т. В. Волосовец. - М., 2002.
25. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 2008.
26. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. - СПб., 2008.
27. Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка К школе: речь, письмо, математика. - СПб., 1999.
28. Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. - М., 2000.
29. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М., 2004.
30. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград, 2009.
31. Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. - СПб., 2007.
32. Ты и твоя речь: Для обучения детей культуре речи в семье, детском саду, и далее. - Екатеринбург, 1998.
33. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М., 2001.
34. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. - М., 2000.
35. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 2001.
36. Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций. - М., 1993.
37. Филичёва Т. Б. Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 2007.
38. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., 2001.
39. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.