Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 12.5.2014. Сдан: 2014. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты макроэкономической политики……………………….6
1.1 Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования……………………………………………...6
1.2 Инструменты макроэкономической политики………………………...12
1.3 Необходимость государственного вмешательства в макроэкономическую политику…………………………………………………...21
2 Особенности макроэкономической политики в России и основные направления ее совершенствования………………………………………………25
2.1 Современная российская экономика в условиях макроэкономической политики…………………………………………………………………………….25
2.2 Институциональный подход и макроэкономическая политика России……………………………………………………………………………….30
2.3 Основные направления совершенствования макроэкономической политики в России………………………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………….50
Список использованной литературы……………………………………………...53


ВВЕДЕНИЕ


Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики в целом. Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы.
Актуальность темы обусловлена тем, что вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономической теории. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа) до признания главенствующей роли государства в решении макроэкономических проблем (марксизм). Поэтому в нынешних условиях важнейшей задачей становится принципиальное изменение подходов к оценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике.
Теория макроэкономической политики была развита в работах таких отечественных ученых и экономистов как В.Д. Камаева, А.И. Архипова, М.А. Сажина, Г.Г. Чибрикова и других.
Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли. Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ, большинство экономистов признают, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики.
Макроэкономическая политика важна для экономики тем, что она затрагивает все сферы жизни общества и из показателей макроэкономической политики видно, как и куда необходимо направить денежные средства для повышения благосостояния людей.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ макроэкономической политики, особенностей ее применения в современной России, а также определение основных направлений по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоеретические основы макроэкономической политики;
- раскрыт ь инструменты макроэкономической политики;
- определить необходимость государственного вмешательства в макроэкономическую политику;
- проанализировать состояние совроменной российской экономики в условиях макроэкономической политики;
- рассмотреть макроэкономическую политику России;
- определить основные направления совершенствования макроэкономической политики России.
Объектом исследования является макроэкономическая политика.
Предмет исследования - макроэкономическая политика, ее направления и особенности в современной России.
В качестве методов исследования использовались: системный подход, структурно-функциональный анализ, индукция и дедукция, группировка, сравнение и обобщение.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и положения могут стать базой для принятия решений по совершенствованию макроэкономической политики в Российской Федерации.
Структура курсовой работы была определена в соответствии с необходимостью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, библиографического списка.


1 Теоретические аспекты макроэкономической политики


1.1 Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования


Макроэкономическая политика - экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики [5, с.67].
Макроэкономическая политика - это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса [1, с.211].
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая < student/ekonomicheskaya-teoriya/anticiklicheskaya-politika.html>, антиинфляционная < student/ekonomicheskaya-teoriya/antiinflyacionnaya-politika.html>, экономического роста, стабилизации).
Проблемы, составляющие предмет макроэкономики:
- национальное производство - измерение национального объема производства и осуществление необходимых мер для поддержания постоянных темпов экономического роста;
- занятость - макроэкономическая нестабильность, цикличность развития, безработица;
- уровень цен - вмешательство государства в экономическое развитие для снижения инфляции и улучшения благосостояния граждан;
- внешнеэкономическое развитие - сотрудничество с другими странами [4, с.217].
Цели макроэкономической политики представлены на рисунке 1 [1, с.215].


Рисунок 1 - Цели макроэкономической политики

В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
- обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
- обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
- обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
- обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
- обеспечение общеэкономической безопасности;
- достижение оптимального платежного баланса < student/mirovaya-ekonomika/platezhnyy-balans.html>, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты [23, с.76].
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и владельцы предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т.п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.
Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные, региональные и мировые объединения.
Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.
Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.
Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности [1, с.217].
Основными объектами государственного регулирования экономики являются:
- экономический цикл;
- условия накопления капитала;
- занятость;
- денежное обращение;
- платежный баланс;
- цены;
- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
- внешнеэкономические связи [4, с.219].
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.
В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства.
Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных кадрах, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду.
Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.


1.2 Инструменты макроэкономической политики


Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая. Основные инструменты макроэкономической политики представлены в таблице 1 [22, с.59].

Таблица 1 - Инструменты макроэкономической политики
Показатели Содержание
Фискальная политика Государственные расходы
Налогообложение
Денежная политика Контроль за количеством денег
Воздействие на ставку процента
Внешнеэкономическая политика Внешнеторговая политика
Валютная политика
Политика доходов Контроль за ценами
Контроль за заработной платой

Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.
Фискальная экономическая политика.
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений [1, с.231].
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках.
Государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
Политика стабилизации - это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации - наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к опти........


Заключение


1. Абрамова, М.А., Александрова, Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2009. - 509 с.
2. Аганбегян, А.Г. Финансы для модернизации // Деньги и кредит, 2010. - №. - с.11.
3. Глазова, Е.С. Инфляция: эволюция, факторы, государственное регулирование / Е.С. Глазова, М.П. Степанова // Финансовый менеджмент, 2010. - №1. - с. 37.
4. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. - СПб.: Питер, 2010. - 544 с.
5. Долан, Э., Линдсей, Д. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб., 2009. - 198 с.
6. Драчка, О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. - 2012. - №2. - с.58-62.
7. Ивантер, В. Заметки об экономической политике / В. Ивантер // Свободная мысль - XXI. - 2010. - №10. - с.36-45.
8. Клоцвог, Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. - 2012. - №9. - с.56-63.
9. Маевский, В. Макроэкономические проблемы развития России / В. Маевский // Экономист. - 2011. - №4. - с.15-24.
10. Мау, В. Экономический обзор / В. Мау // Вопросы экономики. - 2011. - №2. - с.4-27.
11. Мау В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. - 2011. - №1. - с. 4-27.
12. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: МГТУ, 2009. - 783 с.
13. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2012. - 457 с.
14. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. - 2-е изд., перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 546 с.
15. Фетисов, Г.Г. Регулирование курса рубля и движение капитала // Деньги и кредит, 2011. - №8. - с. 65.
16. Чернова, Л. Экономическая политика России / Л. Чернова // Э.Ж. - 2012. - №40. - с.5-10.
17. Цветков, В. Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре / В. Цветков // ЭКО. - 2012. - №5. - с. 3-24.
18. Шенаев, Е.М. Денежно - кредитная система России / Е.М. Шенаев. - М.: Наука, 2012. - с. 239.
19. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. - М.: Проспект, 2011. - 799 с.
20. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина. - СПб.: Питер, 2012. - 753 с.
21. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2011. - 654 с.
22. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2012. - 567 с.
23. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.В. Григорова и др. - Новосибирск: СибУПК, 2009. - Ч.1. - 356 с.
24. www.isras.ru < ww.isras.ru>.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.