На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 12.5.2014. Сдан: 2013. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……..…7
1.1 Сущность категории «коммуникативная компетентность»………..……..….7
1.2 Методы формирования коммуникативной компетентности ………………..19
1.3 Специфика коммуникативной компетентности подростков……………..…24
Выводы по первой главе…………………………………………...………………28
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА………………………………………31
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования…………………………………….…31
2.2 Методика исследования……………………………………………………….32
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования………………………….41
Выводы по второй главе………………………………….……………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..….56


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Новые социально-экономические условия развития России обусловили необходимость преобразования деятельности различных государственных и общественных структур. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны. Коммуникативная компетентность - одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу). Однако однозначного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски.
По мнению многих психологов (Г.М. Бреслав, Л.В.Выготский, Г.С.Никифоров, А.В.Петровский, Л.И.Рувинский и др.), общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Неблагополучные взаимоотношения с товарищами, складывающиеся в силу недостаточной сформированности коммуникативной компетентности, негативно отражаются на эмоциональном состоянии подростков (К.Н.Волков, Я.Л.Коломинский, А.Е.Личко, Т.В.Снигирева). В этом случае психологи (А.А.Бодалев, И.В.Дубровина) ставят перед школой особую задачу - сформировать необходимый уровень коммуникативной компетентности у подростков. Ведь подростковый возраст - время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того, насколько ребята успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой. Неразвитость подростков как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и с другими окружающими людьми. Для снижения агрессивности и повышения уровня взаимопонимания подростков нужно использовать активные методы социально-психологического воздействия на подростка. Так, в частности, область социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения, другими словами, СПТ (Социально-психологический тренинг) рассматривается как средство развития компетентности в общении. Значимость социально-психологического тренинга для развития компетентности подростков, повышение отдельных умений, навыков с помощью социально-психологического тренинга обусловили выбор темы дипломной работы - «Формирование коммуникативной компетентности у подростков в ходе социально-психологического тренинга».
Разработкой групповых форм тренинга связаны с именами К.Левина, К. Роджерса, Л.Брадфорта, Р.Липпита, М.Форверга. Разработанные К.Левином теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. Опыт использования психологического тренинга отражен в работах отечественных психологов: Г.А.Ковалева (1980; 1989; 1996), Л.А. Петровской (1982; 1989; 1996), Ю.А. Емельянова (1983; 1985; 1991), Х.Миккина (1981; 1986), Т.С. Яценко (1987), В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой (1989), А.П. Ситникова (1992; 1996), Г.И. Марасанова (1995), В.Ю. Большакова (1996), С.И. Макшанова (1997), И.В. Вачкова (2000), Г.И. Лидерса (2001), О.П. Кондауровой (2002), В.Г. Ромек (2002), Е.В. Сидоренко (2001; 2002), Т.В. Зайцевой (2002) и других.
Психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении подростков. Активное использование психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей психологии.
Объект исследования: коммуникативная компетентность подростков.
Предмет исследования: формирование коммуникативной компетентности подростков на основе социально-психологического тренинга.
Цель исследования: развитие коммуникативной компетентности подростков с помощью социально-психологического тренинга.
Гипотеза. Социально-психологический тренинг значимо влияет на компоненты коммуникативной компетентности, необходимые подросткам для общения.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и уточнить понятие «коммуникативная компетентность» на основе анализа психологической литературы.
2. Определить специфику процесса формирования коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.
3. Проанализировать методы диагностики и формирования коммуникативной компетентности.
4. Провести социально-психологический тренинг коммуникативной компетентности для подростков.
5. Экспериментально оценить эффективность тренинга.
Для решения исследовательских задач использованы следующие группы методов:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, обобщение опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования, анализ понятийно-терминологической системы.
2. Адаптированный вариант американского тест-опросника коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха.
3. Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского.
4. Методика «Оценка отношений подростка с классом».
5. Математические методы статистической обработки полученных данных.
Экспериментальной базой исследования выступили ученики 7-8-х классов ГОУ СОШ №428 ВАО г. Москвы. Всего в исследовании приняли участие 99 учащихся подросткового возраста (13-14 лет).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в учебно-воспитательном процессе средних образовательных школ, а также учреждений дополнительного образования при работе с подростками. Разработанная программа формирования коммуникативной компетентности в ходе социально-психологического тренинга может служить основой для создания педагогами и психологами новых авторских программ повышения коммуникативной компетентности подростков.


ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы коммуникативной компетентности подростков
Настоящая глава посвящена обоснованию теоретических положений, составляющих основу решения проблемы формирования коммуникативной компетентности у учащихся подросткового возраста. В ходе обсуждения обозначенной задачи в параграфах главы раскрывается сущность понятия «коммуникативная компетентность», приводится характеристика методов формирования коммуникативной компетентности личности, выявляются специфика формирования коммуникативной компетентности подростков и особенности социально-психологического тренинга как метода формирования коммуникативной компетентности подростков.

1.1 Сущность категории «коммуникативная компетентность»
Произошедшие в последнее десятилетие изменения во всех сферах жизни общества неизбежно повлекли за собой повышенные требования к уровню различного рода компетентности граждан. Особую значимость приобрела способность к управлению в условиях, когда организации высказывают законные притязания на управление более крупными и сложными экономическими, социальными системами. При этом новое понимание, приоритеты восприятия проблемы коммуникативной компетентности личности необходимы всем членам современного общества, включая и только формирующееся в личностном плане подрастающее поколение [32, с.3].
В ходе многочисленных исследований постоянно уточняется понятийный аппарат решения проблемы коммуникативной компетентности, предпринимаются попытки определить ее место и роль в системе других понятий, прийти к единообразию в выделении ее структурных компонентов, рассмотреть соотношение понятий «коммуникативной компетенции» и «коммуникативной компетентности». Однако единого подхода по выше обозначенным вопросам до сих пор не выработано. Ведутся поиски путей и средств формирования и повышения коммуникативной компетентности личности, к которым относят социально-психологические тренинги, спецкурсы, игровые технологии, активные методы обучения и пр. Указанные факты дают основание полагать, что проблема коммуникативной компетентности личности по-прежнему остается открытой для исследователей.
Анализ научно-теоретической литературы позволяет судить о том, что структура, функции, генезис общения и отношений межличностного взаимодействия тщательно изучены и освещены в теоретических трудах философов, психологов, педагогов. Общепсихологический анализ проблемы общения представлен в работах Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева, В.Н.Панферова, Б.Д.Парыгина и др. Проблемам межличностного общения, особенностям доверительного общения, развитию коммуникативной компетентности посвятили свои работы Я.Л.Газман, И.С.Кон, В.Н.Куницина, В.Х.Манеров, Л.Б.Филонов, Е.А.Хорошелова. В работах Е.В.Залюбовской, Б.Д.Парыгина, Е.В.Цукановой, В.Н. Кунициной, Б.Ф.Поршнева рассматриваются трудности и барьеры человеческого общения. В.А.Кан-Калик в проблеме общения впервые выделил дидактический и коммуникативный аспекты. Разработаны теоретические положения межличностного познания (А.А.Бодалев, С.В.Кондратьев, В.А.Лабунская, Н.Н.Обозов, Л.А.Петровская и др.).
Понимание и смысл термина «коммуникативная компетентность» рассматривали А.Б.Зверинцев, А.А.Мурашов, Н.Н.Обозов, И.И.Рыданова и др. Проблема коммуникативной компетентности детально исследовалась С.Л.Братченко, Ю.Н.Емельяновым, Г.А.Кудрявцевой, О.П.Санниковой и др. Проблему коммуникативной компетентности в деятельности учителя выделяют Н.В.Бордовская, Н.С.Колмогорова, Л.М.Митина, В.А..Якунин. Эти и другие авторы при характеристике коммуникативной компетентности оперируют такими понятиями, как коммуникативное взаимодействие (Л.А.Шипилина), коммуникативные умения (И.П.Раченко, В.А.Якунин), коммуникативность (Н.Н.Обозов, Р.А.Порошина), Коммуникативные качества, свойства личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.А.Петровская), коммуникативные процессы (А.А.Леонтьев, В.А.Якунин).
Несмотря на огромное количество исследований в этом направлении, все еще имеют место множественные расхождения как в определении категории «коммуникативная компетентность», так и в выявлении ее сущности.
Для качественного анализа существующих подходов мы считаем необходимым обратиться к рассмотрению процесса становления и развития категории «коммуникативная компетентность» в историческом ракурсе.
Разновидности компетентности (социальная, перцептивная, академическая и т.п.) изучались за рубежом уже с конца 50-х годов прошлого столетия, хотя термин «коммуникативная компетентность» как самостоятельный не существовал. Впервые он прозвучал в формулировке ««коммуникативная компетенция» за рубежом в 70-е годы и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. В зарубежных исследованиях коммуникативная компетенция рассматривалась с трех позиций: во-первых, как средство и способность общаться устно или письменно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях (Р.Тейлор, Э. Хаймз); во-вторых, как некоторая сумма коммуникативных умений, дополненная эмпатическими и рефлексивными способностями (А.Бандура, Э.Берн, И.Миллер, Б.Ф.Скинер и др.); в-третьих, как способность к субъект-субъектной форме отношения и умение воспроизводить ситуацию, творчески ее изменять (В.Беннис, А.Маслоу, Я.Л.Морено, и др.). В отечественной психологии явления, относящиеся к «способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими в системе межличностных отношений», до середины 80-х годов обозначались как «социально-психологическая компетентность» [11, с.178]. Позднее ряд авторов (Л.А.Петровская, Ю.Н.Емельянов и др.) стали использовать понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении» как синонимы [22, с.34]. В конце 90-х годов в отечественной науке В.Н.Кунициной и Е.В.Коблянской были разведены понятия «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность» и обозначены как структурные элементы социальной компетентности.
Проводя анализ категории «коммуникативная компетентность», возьмем за основу две составляющие ее сущность понятий - «компетентность» и «коммуникация». В современном словаре иностранных слов компетентность определяется как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Отсюда, компетентный - (лат. competens - соответствующий, способный) обладающий компетенцией, правомочный; знающий, сведущий в определенной области» [56, с.89]. В словаре по этике приводится следующее определение компетентности: «компетентность - свойство по значению прилагательного компетентный, при этом, компетентный - обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; обладающий компетенцией, правомочный» [55, с.124]. Схожую трактовку мы находим и в толковом словаре русского языка [42, с.288]. Другими словами, сущность компетентности можно свести, с одной стороны, к обладанию знаниями, умениями (опытом), а с другой - к правомочиям субъекта деятельности. Для нашего исследования наиболее важным является первое понимание компетентности.
К изучению компетентности в современной науке существуют два подхода. Первый подход (Л.А.Анцыферова, И.И.Барахович, Д.Равен и др.) состоит в изначальном акцентировании внимания на компетентности как на сугубо профессиональном качестве. При таком подходе выделяют три основных слагаемых компетентности с позиций профессионального работника. Во-первых, внутренние мотивированные характеристики, связанные с системой личных ценностей (инициатива, лидерство, непосредственный интерес к механизмам работы организации и общества в целом и т.п.). Вторая составляющая компетентности - представления и ожидания, связанные с механизмами функционирования общества и ролью человека в обществе. К третьей составляющей компетентности относят понимание терминов, описывающих отношения внутри организации. То есть структура компетентности рассматривается как совокупность профессиональных свойств, а коммуникативная компетентность как «уровень представленности в индивидуальном сознании иерархической структуры проблемных ситуаций деятельности и владение методами их решения» и как «интегральное новообразование психики, развивающееся в процессе профессионализации субъекта деятельности» [49, с.34].
Некоторые из сторонников первого подхода (В.М.Алхведов, М.И.Дьяченко, Е.А.Климов, Е.А.Климов, В.Д.Шадриков, Н.В.Яковлева и др.) приблизились к пониманию компетентности как к более широкому психолого-педагогическому феномену, а не только как профессиональной составляющей деятельности. Такое восприятие компетентности составляет основу второго подхода к ее определению и изучению. К его приверженцам можно отнести Э.Г.Гельфмана, Ю.Н.Емельянова, М.А.Холодную и др. Они рассматривают компетентность как «уровень сформированности социального опыта субъекта», «владение научно-обоснованными психологическими приемами эффективной работы с людьми, готовность к взаимодействию с другими людьми» [23, с.47]. К элементам знаний, отличающих компетентного человека, исследователи относят следующие: разнообразие; артикулированность (четкость и взаимосвязанность); гибкость (взаимозаменяемость отдельных элементов знания); быстрота актуализации; возможность его применения в разнообразных ситуациях; наличие ключевых элементов; категориальный характер; владение не только декларативным знанием, но и процедурным; наличие информации о собственном знании [58,с.54-58].
Для нашего исследования интересен интегративный подход (Н.С.Колмогорова, М.Кяэрс). При таком подходе, раскрывая понятия компетентности, выделяют различные его типы. Во-первых, предпосылки компетентности (способности, талант, знания, опыт, умелость, образование и т.д.); во-вторых, деятельность человека как процесс (его описание, структура, характеристика, признаки); и, в-третьих, результаты деятельности (плоды труда, изменения в объектах деятельности, количественные и качественные параметры результатов и встречающиеся в них сдвиги) [32,с.17]. При этом утверждается, что «компетентность является одним из основных компонентов личности или совокупностью известных компонентов личности, обусловливающих успех в решении основных задач; компетентность является одним из свойств проявления личности и заключается в эффективности решения проблем, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации»[30, с.43]. При таком подходе компетентность рассматривается как конкретно измеряемое выражение личности, что крайне важно для экспериментальной части нашего исследования. В то же время компетентность встречается в области конкретной проблематики, в определенной деятельности, в конкретной специальности, в определенной «сфере компетентности». Подобные подходы к компетентности позволяют, с одной стороны, считать ее важным интегральным понятием общепсихологической теории деятельности и видеть, как в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение действительности, а с другой - рассматривать компетентность как важное новообразование личности, которое возникает в ходе освоения профессиональной или учебно-познавательной деятельности [57, с.9].
Таким образом, основными характеристиками понятия «компетентность» являются следующие. Прежде всего, компетентность означает обладание специфическими способностями, включающими в себя личностные психологические черты и характеристики поведения, значимые для какой-либо деятельности. Компетентность характеризуется также способностью получать высокие результаты в определенной деятельности, которая не обязательно опосредована природными данными, интеллектом или полученным образованием. Важнейшую роль в структуре компетентности личности играет не только наличие знаний, но и практических умений. При этом существуют разные виды компетентности в процессе обучения и обыденной практике. Для проведения качественного исследования по любому из видов компетентности необходимо учитывать ее многокомпонентность, которая обуславливает максимальную успешность в той или иной деятельности. Исходя из этих положений, мы и будем раскрывать сущность коммуникативной компетентности.
Вторая составляющая категории - «коммуникация». Анализ этого понятия позволил сделать следующие выводы. Во-первых, в современном словаре иностранных слов коммуникацию трактуют как «…важнейший механизм становления индивида как социальной личности, проводник установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки, средство коррекции асоциального проявления индивида или группы» [56, с.67]. Однако смысл, закладываемый авторами в понятие коммуникации, различен.
Во-вторых, главный акцент в большинстве исследований делается на видоизменение передаваемой в процессе коммуникации информации, пропуская ее через призму собственных воззрений, преобразование и даже создание новой (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев и др.).
В целом, сложились два подхода к изучению процесса коммуникации. Первый носит название информационного, в котором средства информации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития (Г.Лассуэл, Д.Мид, Д.Хоманс и др.). Второй поход назван гуманистическим (Д.Карнеги, С.Г.Якобсон и др.), так как основным результатом коммуникации здесь выступает понимание человека другим человеком (взаимопонимание) [9, с.131].
В-третьих, если принять взаимопроникновение и практически полное слияние понятий «коммуникация» и «общение», то в центре рассмотрения коммуникативной компетентности оказывается проблема оптимизации процесса общения [25, с.99]. Анализ соотношения понятий «общение» (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев и др.) и «коммуникация» (А.Б.Зверинцев, А.А.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, А.Б.Спиркин) позволяет утверждать, что, с одной стороны в них обнаруживаются существенные различия (Б.Г.Ананьев, Г.М.Дридзе, М.С.Каган, Л.В.Митина и др.), т.е. понятие «общение» значительно шире, а с другой - они могут употребляться синонимично (А.Б.Зверинцев, А.А.Леонтьев, А.Б.Спиркин). Для нашего исследования интересен взгляд И.И.Барахович, которая рассматривает коммуникацию как процесс обеспечения многофункциональности общения и признает тесную взаимосвязь понятий «коммуникация» и «общение» [6, с. 9].
Исходя из выявленных особенностей коммуникации, Б.Г.Ананьев определяет социально-психологическую (коммуникативную) компетентность как «умение практического взаимодействия с людьми в различных социальных структурах», а также как «развитость и сформированность коммуникативных черт характера» [3, с.23]. Социально-психологическая компетентность в работах А.А.Бодалева выступает как «овладение умением находить оптимальные способы общения» [9, с.25]. А.А Леонтьев, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев понимают под ней уровень развития средств общения и способность эффективно преодолевать коммуникативные барьеры (психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению) [44, с.12]. При этом все они выделяют общение как один из видов деятельности. Помимо речевых и неречевых средств общения ученые указывают внутреннюю его сторону, то есть познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегулирующиеся поступки человека с учетом полученных знаний, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей. На основе этого исследователи делают вывод о взаимосвязи между информацией о людях и межличностных отношениях; коммуникацией и саморегуляцией поступков человека, преобразованием внутреннего мира самой личности в процессе общения [34, с.31].
Среди отечественных психологов можно выделить тех, кто остро обозначил проблему оптимизации общения и поиска путей, средств, форм и методов повышения коммуникативной компетентности личности. Так, Б.Ф.Поршнев изучал распространение информации в обществе. А.Н.Леонтьев также исследовал обмен информацией в процессе коммуникации. Средства, способствующие принятию информации ослабляющие действия фильтров (фасцинацию) изучал А.А.Брудный. Средства общения в процессе коммуникации рассматривали Б.Г.Ананьев и В.А.Лабунская (невербальные средства общения). А.М.Зимичев изучал барьеры общения, которые также систематизировал Я.А.Лупьян. Проблему коммуникативной компетентности рассматривала наиболее детально Л.А.Петровская, проблему конфликтного общения - А.П.Егидес и многие другие.
После анализа центральных составляющих (компетентность, коммуникация) перейдем к категории «коммуникативная компетентность». Различные определения понятия «коммуникативная компетентность» дают как педагоги, так и психологи, в частности Т.Гордон, Ю.Н.Емельянов, Л.А.Петровская и др. Большинство определений понятия «коммуникативная компетентность» тяготеет к пониманию ее как важнейшего условия оптимизации процесса общения при огромном значении наличия личностного опыта, и раскрываются через различные структурные компоненты (А.Б.Добрович, Ю.Н.Емельянов, Л.А.Петровская, Л.Д.Столяренко).
Для нашего исследования интересным является определение Ю.Н.Емельянова, который обозначает коммуникативную компетентность, с одной стороны, как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а с другой - как «такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе… Отсюда коммуникативную компетентность нельзя считать итоговой характеристикой индивида или понимать ее как замкнутый межличностный опыт отдельного человека [22, с.6]. Необходимо упомянуть концепцию В.А.Ядова, приобретающую особую значимость в связи с переориентацией системы образования на гуманистическую парадигму, исходя из которой под коммуникативной компетентностью можно понимать качественную сторону способности личности к взаимодействию с другими, основанную на ее гуманистической ценностной позиции [61, с.35-52].
Все многообразие раскрытия сущности категории коммуникативной компетентности можно свести к следующим подходам. Во-первых, это рассмотрение коммуникативной компетентности в связи с деятельностью людей и общением (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.Б.Зверинцев, М.С.Каган, А.А.Леонтьев, Л.М.Митина и др.). Во-вторых, это рассмотрение коммуникативной компетентности в связи с поведением человека, его психологическими свойствами и качествами (Е.Н Ильин, Л.В.Матвеева, З.И.Рябикина, Л.Д.Столяренко, В.М.Шепель, В.А.Якунин и др.). В-третьих, это характеристика коммуникативной компетентности посредством способностей личности, проявляемых в процессе общения (В.А.Кан-Калик, Л.М.Митина, А.В.Мудрик, К.К.Платонов).
По вопросу о структуре коммуникативной компетентности также имеется несколько подходов: 1) исследователи делают акцент на когнитивной составляющей этого феномена, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения (В.П. Захаров, В.А. Лабунская, Е.В. Руденский, З.С. Смелкова, Н.Ю. Хрящева); 2) описание структуры коммуникативной компетентности дается через коммуникативные умения (А.В. Захарова, А.В. Мудрик); 3) структурными элементами коммуникативной компетентности являются и коммуникативные знания, и коммуникативные способности, и коммуникативные умения (Е.В. Сидоренко); 4) в составе коммуникативной компетентности кроме знаний, умений, навыков выделяются личностные особенности (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов, А.А. Кидрон и др.).
Отдельного внимания заслуживают работы А.А.Кидрона, который выделяет в структуре коммуникативной компетентности следующие компоненты: совокупность навыков для восприятия, понимания и оценивания других людей, т.е. социальная сенситивность; способности оптимизировать межличностные отношения в микроколлективе; паттерны поведения, тактические умения общаться, «техника общения» и т.д., т.е. факторы влиятельности; некоторые личностные предпосылки коммуникативного потенциала: стабильность «Я» - концепции, способность, автономия и т.д. первая из них - личностная плоскость, в которой отражена структура коммуникативной способности (навыки). Вторая - это плоскость поведения, где выделяются закономерности ситуационного формирования готовности к общению и умение общаться (умения). И третья - это плоскость взаимовосприятия и оценки людей, где происходит «отражение компетентности в общении в наборе коммуникативных свойств» (общая направленность поведения и стиль общения) [29, с.110].
Представители второго подхода опираются на теории А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна о компонентах предметной деятельности. Например, Ю.М.Жуков раскрывает структурный состав компетентности через «ориентировочную (анализ и оценка ситуации; формулирование цели и операционного состава действия с ориентировкой в правилах регуляции совместных действий) и исполнительскую (реализация плана и? или его коррекция части». Он называет главным критерием коммуникативной компетентности - «наличие ресурсов компенсации и нейтрализации негативных эффектов действия» [26, с. 4]. Несколько другую трактовку и более глубокий, на наш взгляд, анализ проблемы коммуникативной компетентности можно найти в работах Ю.Н.Емельянова. Здесь коммуникативная компетентность - идейно-нравственная категория, обладающая способностью регулировать всю систему отношений человека к природному и социальному миру, а также к самому себе [23,с.47]. Ю.Н.Емельянов выделяет в структуре коммуникативной компетентности несколько иные компоненты: общие способности (обучаемость); коммуникативные знания, умения, навыки (свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения - звуковая речь с использованием фенологических и невербальных элементов, письменная речь со стилями самовыражения и паралингвистической графики) и собственно невербальные средства: организацию индивидом межличностного пространства на своей территории, согласно социальным нормам; личностные переменные («Я» - концепция, пластичность и ригидность установок, экстернальность или интернальность, модус «бытия», а не «обладания») [23, с.64].
Итак, коммуникативная компетентность включает следующие компоненты:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопережив........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.