На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Виды юридических лиц, их классификация и гражданско-правовое значение. Участие государства в гражданском обороте. Характеристика договора мены.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 14.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Астраханский филиал
Кафедра Гражданского права
Дисциплина «Гражданское право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№2
ВАРИАНТ №7
Выполнил студент 2 курса
дистанционного обучения
юридического факультета
(специальность «Юриспруденция»)
Павлова Е.П.
АСТРАХАНЬ 2009
План

Введение
1. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим
2. Виды юридических лиц, их классификация и гражданско-правовое значение
3. Формы участия государства в гражданском обороте
4. Характеристика договора мены
Задача
Задание
Заключение
Список использованной литературы
Введение

За последнее 10-летие в Российской Федерации создано новое гражданское право, призванное развивать и защищать складывающиеся в стране рыночные отношения. Знание и правильное применение норм нового гражданского законодательства являются в этих условиях необходимой предпосылкой успешного выступления отечественных предпринимателей и граждан в современном экономическом обороте и надлежащей правовой защиты их имущественных прав и интересов.
Несомненным достижением современного общества является построение системы гражданско-правового регулирования (как, впрочем, и системы права в целом), соответствующей общепризнанным мировым стандартам. В настоящее время основными началами гражданского законодательства являются:
1) юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений;
2) гарантированная неприкосновенность собственности;
3) свобода договора;
4) беспрепятственное осуществление гражданских прав, недопустимость вмешательства в частные дела;
5) обеспечение восстановления нарушенных прав, в том числе их судебная защита.
Установление данных принципов в первую очередь имеет значение на таком мегауровне, как межгосударственные отношения. Признание ценности указанных постулатов, их правовое закрепление, а главное, реализация способствуют интеграции России в мировую экономику, признанию в ней равноправного экономического партнера. С другой стороны, совершенствование гражданского законодательства имеет значение и для жизни отдельных граждан, приобретших возможность заниматься предпринимательской деятельностью, ставших равноправными участниками гражданского оборота, получивших гарантии реализации своих прав в этой сфере.
Ежедневно в своей жизни мы становимся участниками отношений, регулируемых гражданским правом, порой даже не подозревая об этом. Приобретая товары, потребляя электричество и тепло, прибегая к услугам парикмахера, открывая банковский счет, оформляя кредит, мы вступаем в отношения, регулируемые гражданским законодательством.
В связи с ростом роли права в современном обществе очевидна необходимость в повышении правовой культуры граждан, формировании правосознания, соответствующего произошедшим изменениям. Сегодня каждый должен обладать необходимым запасом правовых знаний, что в конечном итоге не может не отражаться на качестве жизни.
1. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим

Отсутствие гражданина в постоянном месте жительства может создать неопределенность в гражданских и иных правоотношениях. Поэтому, если гражданин отсутствует в месте его постоянного жительства и в течение года нет сведений о том, где он пребывает, он может быть признан судом безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ).
Сущность признания лица безвестно отсутствующим состоит в том, что происходит официальная констатация того факта, что в настоящий момент неизвестно, живо ли данное лицо или нет и где оно находится. Такая констатация осуществляется решением суда. При этом необходимо установить, что:
1) гражданин отсутствует в постоянном месте жительства не менее 1 года;
2) никто не может сказать, где гражданин находится, и о нем нет никаких сведений;
3) принимались меры к установлению местонахождения гражданина, но результатов не дали.
Исчисление годового срока производится со дня получения последних сведений об отсутствующем, а если этот день установить невозможно, то с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - с 1 января следующего года (ч. 2 ст. 42 ГК РФ).
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в тех гражданских и семейных правоотношениях, участником которых он является. Прежде всего, над имуществом безвестно отсутствующего назначается опека. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего (ст. 43 ГК РФ). Оставшийся супруг безвестно отсутствующего вправе требовать расторжения с ним брака в органах загса независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей (ст. 19 СК РФ).
В случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего суд отменяет свое решение о признании безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК РФ), на основании этого решения опека отменяется, а брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов (ст. 26 СК РФ). Не восстанавливаются лишь те правоотношения, которые были прекращены на основе ранее вынесенного решения.
Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК РФ). Для объявления лица умершим предварительного признания его безвестно отсутствующим не требуется.
При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать гибель отсутствующего от определенного несчастного случая (кораблекрушение, авария самолета и т.п.), гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев со дня несчастного случая. Применение такого сокращенного срока для объявления лица умершим требует веских доказательств. Особые правила установлены для объявления умершими военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Эти лица могут быть объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти. В первом случае смерть гражданина предполагается и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органами загса, и датой смерти его считается день фактической смерти, установленный судом.
Объявление безвестно отсутствующего гражданина умершим не влечет за собой прекращения его право- и дееспособности, поскольку фактически он может находиться в живых и в месте пребывания совершать всевозможные сделки. Но там, где гражданин объявлен умершим, возникают те же последствия, что и в случае смерти гражданина: открывается наследство, брак его прекращается без специального оформления, прекращаются все личные обязательства объявленного умершим.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет ранее вынесенное решение. Независимо от того, сколько времени прошло со дня объявления умершим, явившийся гражданин вправе требовать от наследников и других лиц, к которым имущество перешло безвозмездно, возврата всего сохранившегося имущества. Лица, к которым имущество объявленного умершим перешло по возмездным сделкам (например, купли-продажи, мены), обязаны возвратить это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (ст. 46 ГК РФ).
2. Виды юридических лиц, их классификация и ее гражданско - правовое значение

Юридические лица различаются по своим учредителям и целям деятельности и имеют в зависимости от этого различные организационно-правовые формы. Для правильного понимания правового статуса юридических лиц необходима их классификация, которая может проводиться по различным основаниям.
Прежде всего, в основу классификации могут быть положены признаки, характеризующие правовой статус имущества организации. Так, юридические лица могут быть созданы на основе имущества, находящегося в частной собственности их учредителей либо в государственной (муниципальной) собственности.
Исходя из того, какие права возникают у участников юридического лица в отношении этого юридического лица, ст. 48 ГК выделяет организации, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения); организации, в отношении которых у их участников могут возникать обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства); и организации, в отношении которых у их участников имущественных прав не возникает (общественные и религиозные организации (объединения), за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств, а также фонды и объединения юридических лиц).
Сами юридические лица могут обладать имуществом на праве оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) либо праве собственности (все иные юридические лица).
В зависимости от принципа формирования состава участников юридического лица в континентальном праве традиционно различаются корпорации и учреждения. Корпорации создаются в результате объединения лиц на началах членства для достижения какой-либо общей цели. Учреждения, как правило, создаются одним лицом, самостоятельно определяющим и цели создания юридического лица, и состав необходимого для этого имущества; они не имеют членства. В российском праве термин "учреждение" имеет несколько иное значение и применяется лишь для обозначения определенной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. К корпоративным юридическим лицам в российской правовой системе относятся хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, союзы (ассоциации) юридических лиц, большинство видов общественных объединений и др. Юридическими лицами некорпоративного типа являются унитарные предприятия, фонды, учреждения, государственные корпорации, автономные некоммерческие организации.
В зависимости от цели создания и деятельности юридических лиц выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Это наиболее важное деление юридических лиц, получившее свое закрепление в системе норм ГК о таких лицах (гл. 4). Основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, которую они могут распределять между своими участниками, тогда как некоммерческие юридические лица преследуют цели, не связанные с предпринимательством. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей, и такая деятельность должна соответствовать этим целям. Они не вправе распределять полученную при этом прибыль между своими участниками, а направляют ее на реализацию уставных целей. Коммерческие организации могут создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК. В то же время перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК и Законе о некоммерческих организациях, не является закрытым и может быть дополнен иными законами.
Юридические лица классифицируются прежде всего в зависимости от цели деятельности. По этому основанию они делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).
Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций указан в ГК РФ и является исчерпывающим.
Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью при соблюдении двух условий:
а) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы;
б) характер деятельности должен соответствовать этим целям. Законом допускается объединение коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые также рассматриваются в качестве некоммерческих организаций.
Юридические лица могут классифицироваться в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица в отношении юридического лица или его имущества (ст. 48 ГК РФ). С учетом этого критерия они делятся на юридические лица, учредители которых после передачи ими имущества юридическому лицу утрачивают вещные права на это имущество, однако приобретают обязательственные права в отношении этого имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). К другой группе относятся юридические лица, учредители которых сохраняют право собственности или иное вещное право на переданное им имущество. Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).
Третью группу составляют юридические лица, учредители которых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу, и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).
В зависимости от формы собственности юридические лица могут подразделяться на государственные, муниципальные и частные.
3.Формы участия государства в гражданском обороте

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций. Стремление освободить российское государство от хозяйственной деятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте, но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для международных экономических связей, в которых современные государства активно участвуют и являются гарантом их развития.
В прошлом государство рассматривалось в некоторых национальных правовых системах как вид юридического лица, однако ныне такая трактовка государства признается неправильной.
ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.
Россия - федеративное государство, и ГК признает субъектами гражданского права наряду с Российской Федерацией ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и округа), а также муниципальные образования (городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать в литературе обобщенным термином "государственные образования".
Конституционно-правовой статус отдельных государственных образований имеет принципиальные различия. Российская Федерация является суверенным, международно признанным государством, в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрения гражданского законодательства как субъекты гражданского права они в принципе равны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте
Различия появляются в международном имущественном обороте, поскольку только государство обладает суверенитетом и иммунитетом.
Согласно ст. 124 ГК государственные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика государственных образований проявляется, прежде всего, в особом порядке их возникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своих физиологических свойств, граждане.
Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. ГК прямо не говорит о наличии у государства этого качества, однако из смысла и назначения его норм, прежде всего ст. 125, следует, что государство правоспособностью обладает. Выяснения требует, однако, вопрос об объеме такой правоспособности. В литературе она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая. Большого практического значения этот спор не имеет, ибо очевидно, что государственные образования должны обладать гражданской правоспособностью во всех сферах имущественного оборота, представляющих для них интерес, кроме тех, которые связаны с физиологическими качествами граждан (физических лиц).
Будучи субъектом гражданского права и носителем права собственности, государственные образования могут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способы возникновения и защиты гражданских прав. Этот правовой аспект выражен в некоторых нормах ГК недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК сделками названы только действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст. 1064 ГК говорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина и юридического лица, и не называются государственные образования. Пробел восполняет ст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы нормы, относящиеся к юридическим лицам.
Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Согласно Закону г. Москвы 1995 г. от имени г. Москвы выступает мэр города, который своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности (ст. 52).
Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего банки. Такие представители получили наименование агентов государства
4. Характеристика договора мены

Понятие типового договора мены содержится в ст. 567 ГК РФ, согласно которой по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.
По своей правовой природе договор мены близок к договору купли-продажи. Их объединяет прежде всего необходимость наличия права собственности у сторон договора на товар (в договоре купли-продажи) и товары (в договоре мены), являющиеся предметом данных договоров. Следовательно, при заключении договора мены необходимо удостовериться, что стороны являются собственниками предметов данных договорных отношений. Единственным отличием договора мены от договора купли-продажи является то, что в договоре мены одна из сторон в качестве встречного представления передает другой стороне не деньги, а товар. В связи с этим к договору мены применяются те же правила, что к договору купли-продажи, что закреплено в п. 2 ст. 567 ГК РФ. Таким образом, договорные отношения по мене товаров регулируются двумя видами нормативных источников: нормами о договоре купли-продажи и специальными нормами о договоре мены, основанными на положениях гл. 31 ГК РФ.
Договор мены является консенсуальным, возмездным и двусторонним.
Каждая из сторон договора мены признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Закон не содержит ограничений по участию в качестве стороны договора мены для каких-либо субъектов гражданского права. Поэтому в качестве сторон по договору мены могут выступать все без исключения субъекты гражданского права, а именно: физические и юридические лица, а также публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования).
Единственным существенным условием договора мены является условие о предмете договора. Поэтому, заключая договор мены, сторонам необходимо в договоре мены четко оговорить и описать предмет договора.
Исходя из сущности договора мены, предметом данного договора, во-первых, является имущество, используемое как в предпринимательских целях, так и для личного, семейного, домашнего и иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты гражданских прав к предметам договора мены не относятся.
Во-вторых, предметом договора мены являются вещи.
В-третьих, предметом договора мены могут быть любые вещи, движимые и недвижимые, в любом их сочетании. Так, в рамках договора мены могут обмениваться недвижимые вещи с недвижимыми и движимыми, движимые вещи с движимыми и недвижимыми.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.