На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Петр I.Личность реформатора.Внешняя политика.Экономическая и социальная политика

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 13.5.2014. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. Личность реформатора…………………………………………………………………..4
2. Внешняя политика……………………………………………………………………….5
3. Экономическая и социальная политика………………………………………………..6
4. Реформы органов власти, управления………………………………………………….8
5. Военные реформы………………………………………………………………………12
6. Новые явления в духовной сфере……………………………………………………...14
7. Экономические преобразования……………………………………………………….15
8. Изменения в области науки, культуры и быта………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………….21
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...22


Введение

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную
опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей
структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала
промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей
части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо
вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной
государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не
отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В
народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах
немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим
ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных
реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место
среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени
истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли
кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными
продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение
труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город
отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века
начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более
отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская
культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и
ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд
новых земель в Сибири.
XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной
Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи,
использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение.
Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то,
что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время
накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить
подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы
Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй
народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная
преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в
ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое
при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа,
как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно
насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности
государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем
развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой
работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.


1.Личность реформатора.

У царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) от первой супруги - Марии Ильиничны Милославской - было 13 детей. Но если дочери росли крепкими и здоровыми, то сыновья - хилыми и болезненными. При жизни царя три сына скончались в раннем возрасте, старший сын Федор не мог передвигать опухшие ноги, а другой сын Иван был «скуден умом» и подслеповат.
Овдовев, 42-летний царь Алексей Михайлович женился снова и взял в супруги молодую, здоровую Наталью Нарышкину, которая 30 мая 1676 г. родила ему сына Петра. Петру было три с половиной года, когда царь Алексей неожиданно занемог и скончался. Престол занял Федор Алексеевич (1676-1682). Процарствовав 6 лет, болезненный Федор умер, не оставив ни потомства, ни памяти о себе у современников и последующих поколений. Преемником должен был стать Иван, старший брат Петра, но против слабого умом наследника выступили Освященный собор и Боярская дума. Положение осложнялось тем, что после смерти Алексея Михайловича родственники его первой жены - Милославские - стали хозяевами положения, отстранив от двора лиц, близких к царице - вдове Наталье Нарышкиной. Перспектива воцарения Петра не устраивала Милославских, и они задумали использовать недовольство стрельцов, которые жаловались на задержку жалованья. Милославские и сестра Петра царевна Софья сумели направить стрелецкий бунт в выгодное для себя русло - против Нарышкиных. Часть Нарышкиных была перебита, другие сосланы.
В результате стрелецкого мятежа первым царем был объявлен Иван, вторым - Петр, а их старшая сестра Софья стала регентшей при малолетних царях. В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Коломенском, Преображенском, Семеновском. С трех лет Петр начал учиться грамоте у дьяка Никиты Зотова. Систематического образования Петр не получил (в зрелые годы он писал с грамматическими ошибками). Когда Петру исполнилось 17 лет, царица Наталья решила женить своего сына и, таким образом, избавиться от опеки Софьи. После женитьбы враждебность между Софьей и Петром усилилась. Софья снова попыталась использовать в своих целях стрельцов, однако, новый стрелецкий бунт в августе 1689 г. был подавлен. Софья под именем сестры Сусанны была сослана в Новодевичий монастырь, где прожила 14 лет - вплоть до своей смерти в 1704 году.
Формально Петр стал править совместно с Иваном, но больной Иван не принимал никакого участия в государственных делах - за исключением официальных церемоний. Молодой Петр был поглощен военными забавами, и текущие государственные дела решали князья Борис Алексеевич Голицын, Федор Юрьевич Ромодановский царица Наталья. Петр, хотя и чувствовал в себе неукротимую энергию, еще не представлял той роли, которую ему предстояло сыграть в истории России.
Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII века.
Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, в том числе иностранцам, сподвижникам Петра, Патрику Гордону, Францу Лефорту, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной Смутой начала XVII в., когда были разорены многие районы страны. Но разорительные войны были не единственной и не главной причиной этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия, суровость климата, малая (сравнительно с развитием странами) численность населения, оторванность от торговых путей. Окруженное сильными врагами Русское государство было вынуждено направлять все силы на нужды обороны. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества.
Кроме внутренних, имелись и внешние факторы: отсутствие у России выхода к морям затрудняло связи с развитыми странами Европы. Два моря - Черное и Балтийское - для внешних связей были закрыты Османской империей и Швецией. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск - порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и пуль сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику.
Для проведения преобразований необходим был импульс, толчок. Опыт отечественной истории свидетельствует, что почти все эпохальные перестройки в России начинались сверху. Величие Петра, считает С.М. Соловьев, в том, что хотя и пытками и батогами, но он заставил жителей «варварской Московии» перенять от Европы начало европейской культуры. Вместо варварского Московского царства Петр в кратчайшие сроки создал, по высоким образцам тогдашней Европы, Российскую империю.
Петр являлся фигурой огромного исторического масштаба, фигурой сложной и весьма противоречивой. Он был умен, любознателен, трудолюбив, энергичен.
Не получив должного образования, он тем не менее обладал обширными познаниями в самых разнообразных сферах науки, техники, ремесла, военного искусства. Нет сомнений, что все, что он делал, было направлено, по мнению самого Петра, на благо России, а не его, царя, лично. Но многие личные качества Петра были обусловлены характером той суровой эпохи, в которой он жил, и в значительной мере определили его жестокость, подозрительность, властолюбие и т.п. Весьма показательно, что Петру нравилось, когда его сравнивали с Иваном Грозным. В достижении поставленных целей он не гнушался никакими средствами, был не просто жесток к людям (лично, например, рубил головы стрельцам в 1689 г.), он вообще смотрел на человека как на орудие, материал для создания того, что было им задумано для блага империи. За время правления Петра в стране в три раза выросли налоги, и на 15% сократилось население. Петр не останавливался перед применением самых изощренных методов средневековья: пыток, слежки, поощрения доносов. Он был убежден, что во имя государственной «пользы» можно пренебречь моральными нормами.
Итак, на рубеже XVII-XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразований. Эти преобразования могли происходить в разных формах и привести к различным результатам. В выборе форм развития огромную роль сыграла личность реформатора.

2. Внешняя политика.

С именем Петра связано превращение России в империю, евразийскую военную державу.
Петр еще в 90-е гг. XVII века пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям - Черному и Балтийскому - или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия устремилась на юг - в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. Потерпев неудачу под Азовом в 1695 г., Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено около 30 крупных судов, спущенных вниз по Дону. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море был обеспечен. Однако турки отказались пропускать русские суда через Керченский пролив и тем более через Босфор - выход на торговые пути оставался по-прежнему закрытым.
После «великого посольства» в Европу (1697-1698 гг.) Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главной целью стал выход к Балтийскому морю, где полностью доминировала Швеция. Истоки территориальных претензий России к Швеции ведут к Столбовому миру 1617 г., по которому Швеция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Копорье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для России заключался в том, что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку со Швецией справиться было невозможно. Нужны были союзники. Их удалось найти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны господством Швеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксонией союзнические отношения. Характерно, что Петру удалось скрыть истинные намерения России. Шведский король Карл XII, заинтересованный в войне России с Турцией, даже подарил Петру 300 пушек.
Северная война (1700-1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый - с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй - с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. В ноябре 1700г. 8 тыс. шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезной урок, и Петр был вынужден приступить к спешным преобразованиям, к созданию новой регулярной армии европейского образца. Уже в 1702-1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссельбург - Ключ-город), Ниеншанц; устье Невы оказалось в руках русских.
Тем не менее на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Рубежом в войне стала побед........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ


1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.: Просвещение, 1993г.
2. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1985г.
3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989г.
4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.: МИРОС, 1994г.
5. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1990г.
6. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие./ Под ред. Личмана Б.В. Екатеринбург




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.