На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Основы социально-правовой работы по защите детей-сирот

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.5.2014. Сдан: 2010. Страниц: 61. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Дети-сироты как объект социальной работы 8
1.1. Сущность содержания понятия сиротства 8
1.2. Основные задачи государственной политики по защите прав детей-сирот и типы учреждений социальной защиты для детей-сирот 17
1.3. Основные виды социальной помощи детям-сиротам 29
ГЛАВА 2 Основы социально-правовой работы по защите детей-сирот 32
2.1 Сбор и создание базы данных. Подготовка документации для оформления детей-сирот 32
2.2. Подготовка социальных работников в работе с детьми-сиротами 43
2.3. Результаты преддипломной практики 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ВВЕДЕНИЕ


Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.
Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи еще в большей степени усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей.
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности детские дома. Статус социально незащищенных предоставляется этим детям временно. В части воспитания до 18 лет. В части получения образования до 23 лет. Дети-сироты получают социальную помощь государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.
Актуальность данной темы заключается в том, что масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.
В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью.
К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят:
- несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным;
- недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота".
- специфическая невосприимчивость к чужим проблемам;
- разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое;
- недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;
- недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников;
- закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.
Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Так, анализ опыта деятельности детских домов показывает, что в настоящее время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.
В этом и заключается актуальность внедрения различных социальных служб и профессиональной помощи социального работника.
Отсутствие квалифицированных кадров для работы с детьми-сиротами и детьми, лишившимися родительского попечения, - одна из важнейших проблем детских домов в настоящее время. Тем более что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, испытавшие дефицит родительского тепла, отличаются отставанием в интеллектуальной (ограниченный кругозор, недостаточное развитие некоторых форм мышления: образного, логического) и эмоциональной (отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональных привязанностях; трудности в общении с окружающими детьми, которые выражаются в редком проявлении сочувствия, сопереживания, повышенной агрессивности, потребительском отношении к жизни) сферах.
Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития; дети, пережившие тяжелые эмоциональные стрессы (убийство, алкоголизм родителей, война) и имеющие опыт бродяжничества. К тому же многие детдомовские группы - разновозрастные. Для работы в них нужны педагоги, не только обладающие общепедагогической компетентностью, но и владеющие основами дефектологии, психологии и патопсихологии.
К сожалению, в настоящее время ни в одном вузе или педагогическом колледже России учебный процесс не ориентирован на подготовку специалистов для работы с детьми-сиротами.
Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.
Степень научной разработанности темы.
Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей заложены в работах следующих авторов: Белопольской Н.Л., Выгодского Л., Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Климантовой Г.И., Михеевой Л.Ю., Пчелинцевой Л.М., Буяновой М.О., Гогоевой А.В., Меновщикова В.Ю., Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. и другие авторы.
Объект исследования: социальное сиротство как социальная болезнь современного общества
Предмет исследования: социальная работа с детьми - сиротами
Цель исследования: выявить содержание и основные направления социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность содержания понятия сиротства
2. Изучить основные задачи государственной политики по защите детей-сирот, а также типы учреждений для социальной защиты детей-сирот
3. Рассмотреть основные виды социальной помощи детям-сиротам
4. Рассмотреть аспекты подготовки социальных работников в работе с детьми-сиротами
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в разработке научно-методических рекомендаций по данной проблеме, передача данных в центры социальной защиты населения других служб для оказания социальной, психологической и других видов помощи.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 32 источников.

ГЛАВА 1 Дети-сироты как объект социальной работы
1.1. Сущность содержания понятия сиротства


Подходя к изучению сиротства как объекта социальной работы, необходимо заметить, что в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по различным причинам остаются без родителей, и процесс их развития происходит либо в другой семье, либо в специально созданных для этого учреждениях. Во многом дальнейшая судьба детей-сирот зависит от отношения к этой проблеме как общества, так и государства.
Анализ литературы представляет богатый материал для изучения взглядов людей, начиная с глубокой древности, на право родителей даровать жизнь своему ребенку, на причины, вызывавшие эволюцию этих взглядов, и на отношение к данному вопросу как семьи, так и государства. Заметим, что существующие в современном обществе взгляды на необходимость оказания помощи сиротам и на существующий запрет детоубийства пришли вместе с христианскими идеями. Они существенно отличались от взглядов языческих народов, свидетельствующих, что до христианской эры общественное мнение не вступало на защиту прав ребенка, покинутого родителями.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран.
Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, происходящие в нашей стране в последние годы, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом, при общем снижении рождаемости, относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики
История оказания помощи детям-сиротам имеется во всех государствах, и в настоящее время можно считать установленным, что все страны в решении проблемы сиротства прошли один и тот же путь, испытав одни и те же трудности, и что до настоящего времени нигде этот вопрос не считается окончательно разрешенным.
Социальные сироты - это дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формулировка понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дана в Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нем установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В этих понятиях указываются причины, по которым родители лишаются права воспитания собственных детей. В социально-педагогическом аспекте понятие «дети-сироты» отражает особенности их дальнейшего личностного развития. Наиболее благоприятной для развития детей-сирот является семья, при этом устройство в семью предполагает снятие или изменение социального статуса «сироты». Поэтому в дипломе под понятием «дети-сироты» мы подразумеваем категорию детей, социальное становление которых проходит в специальных образовательных учреждениях: детских домах разных типов и интернатных учреждениях.
Долгое время в истории человечества жизнь ребенка не представляла ценности.
Дети являлись продолжением своих родителей, их собственностью. Ребенок не имел значимости для общества и для родителей, часто рассматривался как нежелательное последствие половых отношений.
Практика призрения детей-сирот в Российском государстве начала оформляться в систему ещё в период средневековья. Призрение бедных и страждущих в России было уже при Владимире Мономахе (начало правления 1114г.) и при Иване Грозном. Основную ответственность за устройство сирот взяли на себя князья и церковь. Многолетняя практика заботы о сиротах в России существовала в двух основных видах: государственно-общественном и частно-церковном. Затем, от подачи милостыни наметился переход к воспитанию и обучению в специальных учреждениях или устройству для этих же целей в семьи. До Октябрьской революции 1917 г. практика социальной помощи детям-сиротам была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью. Но нужно отметить, что у государства практически никогда не хватало средств на оказание перманентной помощи и планомерной успешной работы.
В средневековом обществе статус детей также определялся не столько возрастом, сколько принадлежностью к тому или иному классу или социальной группе. Человек не мог иметь ценности сам по себе вне общины, семьи. Дети оценивались социумом только в связи с их семьей
После 1917 г. года основная форма заботы о детях стала носить государственно-общественный характер. Во времена голода в первые годы после гражданской войны (1921?22 гг.) появилась масса безнадзорных детей, своего рода социальное сиротство. К 30-м годам ХХ века подавляющее число воспитанников детских приёмников всё ещё составляли круглые сироты. Страна производила сирот массовыми раскулачиваниями, репрессиями, войнами. В сталинские времена детские дома пополнялись за счёт детей репрессированных. Совершенно понятно, что и во время Великой Отечественной войны проблема социального сиротства приобрела новое качество. Этому способствовали разруха и бедность, а также гибель взрослых как от рук врага, так и от голода. Кроме того, женщин угоняли на работы в западные страны, дети терялись во время эвакуации.
Серьезные катаклизмы, породившие массовую беспризорность, пришлись на время после распада Советского Союза. Особенностями социального напряжения в тогдашней России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствовал и “расцвет” масс - культуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания - серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. Сегодня дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются государством на полное обеспечение. Кроме того, до двадцати трех лет эта категория граждан имеет право на дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. Гарантируя льготы в различных сферах общественной жизни - культуре, спорте, здравоохранении, государственная система воспитания и обучения сирот, как уже отмечалось выше, испытывала значительные материальные трудности практически на протяжении всего периода своего существования. И последние годы также нельзя считать благополучными.
С развитием общества и становлением христианства завершается переход к семье, состоящей из супругов и их детей, что, несомненно, повлекло за собой изменение статуса детей, с одной стороны, и повышение ответственности родителей перед обществом за воспитание ребенка, с другой.
Мы считаем, что именно этот период развития общества можно считать точкой отсчета в проблеме социального сиротства. Усиление роли родителей в социализации ребенка привело к уравниванию детей, потерявших родителей, с детьми, родители которых не выполняют свои обязанности, возложенных на них обществом, моралью и законом.
В контексте исторического развития российского общества сиротство воспринималось не столько как лишение одного или обоих родителей, сколько как нахождение вне сферы влияния общности.
Анализируя значение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота», данные в различных словарях, энциклопедиях, опубликованных в специальной научной литературе, можно сделать вывод, что в ранее использованном термине «сиротство» основной акцент был соотнесен со словом «сирота», «сироты», означавшем наличие в обществе детей, родители которых умерли.
Позднее, к ним также относили категорию детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными.
В 80-е годы XX века, в связи с ростом числа брошенных детей, безнадзорных, бесприютных, все чаще в научной литературе используются термины «социальный сирота» и «социальное сиротство», где понятие «социальный» отражает в большей мере характер взаимоотношений социальных институтов в процессе реализации законодательно закрепленных экономических, социальных и правовых гарантий ребенка в семье, школе и социуме. В итоге, акцент в определении понятия «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создает достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга по воспитанию детей.
Современная мировая практика в области социальной защиты детей-сирот представлена разнообразными формами устройства и моделями воспитания, но все-таки бесспорным остается тот факт, что семейные формы устройства являются приоритетными в социальной политике многих стран мира и, как показывают многочисленные исследования, наиболее эффективными и благоприятными для развития осиротевшего ребенка.
В XX веке мировые войны, революции и другие социальные потрясения вызвали в большинстве стран мира (в том числе и экономически развитых) новое явление - социальное сиротство, обусловленное социально-экономическими и нравственными процессами в обществе и выражающееся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям
По нашему мнению, социальное сиротство, в современных масштабах, - это аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, характеризующихся дефицитом общественных и социальных институтов, обеспечивающих соблюдение основных прав и свобод ребенка.
В многочисленных исследованиях указаны причины, порождающие сиротство и характерные для мирового сообщества в целом. К ним относятся:
1. мировые войны, социальные потрясения;
2. межнациональные конфликты, рост числа беженцев;
3. резкое ухудшение материального положения населения, его социально-экономическое расслоение;
4. падение нравственных устоев семьи, снижение стабильности брака, увеличение внебрачной рождаемости;
5. стремительная урбанизация современного общества;
6. ослабление религиозных традиций;
7. алкоголизация и наркомания;
8. кризисное состояние системы образования и воспитания
Весьма широк спектр причин социального сиротства. В числе существенных факторов следует выделять кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей,........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. «Дети России» Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993. -М., Проспект, 2005, 44 с.
3. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
4. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004, 125 с.
5. Галаганов В. П. Организация работы органов социальной обеспечения.//Право и политика М. 2007 2-ое издание , 230 с.
6. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие -М;ИНФРА-М,2009, 350 с.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2004, 100 с.
8. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003., 45 с.
9. Ключников С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002, 118 с.
10. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2006, 238 с.
11. Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Е.В. Бурмистрова, В.Ю. Меновщиков, Н.Г. Осухова и др.; Под общ. ред. Н.Г. Осуховой; М - во труда и социального развития Российской Федерации и др. - М.: Просвещение, 2002, 60 с.
12. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно- практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.П. Мананковой. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002, 108 с.
13. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сб. нормат. Актов РФ / М-во труда и соц. развития РФ и др. - М.: Просвещение, 2003, 86 с.
14. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 395 с.
15. Официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы, 2010 г.
16. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. - 60 с.
17. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. №3
18. Проблемы социального сиротства/ Под ред. Л.И. Смагиной. - Минск: ГДП «Спектр - Диалог», 2006, 200 с.
19. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник.-М.: ИНФРА -М, 2008, 145 с.
20. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Добро без границ: Сб. ~ Сыктывкар, 2002, 96 с.
21. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под общ. Ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и соц. развития РФ - М.: Просвещение, 2004, 53 с.
22. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы/ Под ред. В.В.Кукушина. - Изд. 4 - е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов - на - дону: Издательский центр «Март», 2006, 169 с.
23. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М,2009, 225 с.
24. Социальное обеспечение в Российской Федерации. Под ред. В. М. Кудряшова. М., 2008, 230 с.
25. Социальная энциклопедия / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2008, 402 с.
26. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону:. «Феникс», 2005, 300 с.
27. Технология социальной работы/Под ред. И.Г, Зайнышева - М.: ВЛАДОС, 2006, 290 с.
28. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
29. Холостова Е. И., Практикум социальной работе 2-ое издание, Изд.: ИТК "Дашков и К», 2007, 150с.
30. Хурсевич С. Н. Социальные гарантии: проблемы их обеспечения // Финансы. 2006. № 9., 39 с.
31. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С - Петерб. ун-та, 2005, 190 с.
32. Ясенев О.Д. Социально-правовая защита населения (проблемы и перспективы). - М, 2005, 126 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.