На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У ЛЮДЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 17.5.2014. Сдан: 2013. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Раздел 1 Психологическая готовность к браку в юношеском возрасте...…….............6
1.1 Понятие брака………………………………………………………………...6
1.12 Формы брачно-семейных отношений…………………………………....7
1.2 Понятие психологической готовности к браку………………………….11
1.3 Основные компоненты психологической готовности к браку……...........14
1.4 Психологические особенности юношеского возраста……………………17
1.5 Половые особенности девушек и юношей как показатель их психологической готовности к браку……………………………………………....21
Раздел 2 Эмпирическое исследование влияния половых особенностей юношей и девушек на их психологическую готовность к браку……………………………..27
2.1 Организация исследования ..……………………………………………...27
2.2 Анализ результатов и выводы...………………………………..................29 Заключение……………...………………..……………………………………………..38
Список использованных источников………………………………..………………...41
Приложение


ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы психологической готовности к браку за последние годы приобрело особую актуальность. Учёными было установлено, что устойчивость брачно-семейных отношений зависит от психологической готовности молодых людей к семейной жизни, где под психологической готовностью к браку понимается система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Подготовка к предстоящей семейной жизни всегда была одной из главных задач общества, не менее важной, нежели подготовка к труду. Но эта проблема не стояла так остро, как сейчас. С одной стороны, налицо прогрессивная тенденция к индивидуализации любовных отношений, которые регулируются не столько материальным расчетом и внешними нормами, сколько собственными чувствами и установками любящих. С другой стороны, налицо угроза дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной, рост сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращение сексуальности в предмет массового потребления, лишённого подлинного человеческого тепла и интимности. Медико-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки невежественны в элементарных вопросах, решение которых первостепенно для семьи. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что именно они определяют его будущее. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодых людей показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.
Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
В настоящее время отмечается значительное ослабление ранее установленных в обществе и закрепленных в сознании норм и стандартов поведения в семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Существенным моментом психологической готовности молодого человека к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье является серьёзной проблемой для современного общества, чем и объясняется актуальность выбора темы курсовой работы.
Целью исследования является изучение половых особенностей психологической готовности к браку в юношеском возрасте.
Объектом является психологическая готовность к браку.
Предметом - половые особенности психологической готовности к браку у юношей и девушек.
Гипотеза: половые различия психологической готовности к браку между юношами и девушками существует.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Рассмотреть особенности психологической готовности к браку в юношеском возрасте.
3. Эмпирически исследовать половые особенности психологической готовности к браку в юношеском возрасте.
4. Обработать полученные результаты и сформулировать выводы.
Для реализации поставленных задач использовались следующие психодиагностические методики: тест-карта оценки готовности к семейной жизни И. Ф. Юнда [1] и методика «Психологическая готовность к семейной жизни» [2].
Практическая значимость: возможность разработки на основе данного исследования психолого-педагогической программы, а также предложений для оптимизации подготовки молодёжи к браку и семейной жизни.


1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Понятие брака
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность, её сложность, многогранность очень велика, и составляет основу развития человека.
Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, учёные убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их супружеские и родительские права и обязанности», а семью « как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [3, 29] .
Таким образом, брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи [4].
Ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упорядочении и санкционировании, правовом регулировании [3].
Таким образом, брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству [5].
Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т. д. Иными словами, брак - это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества [4, 3].
Более полное определение: «брак является межличностным отношением мужчины и женщины, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке» [6, 12].
1.12 Формы брачно-семейных отношений
К настоящему времени сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространённые из них следующие.
1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Т.е оба супруга чётко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определённые материальные выгоды. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, всё-таки с течением времени усиливается. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнёра во всех практических начинаниях.
2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Т.е. мужчина и женщина пытаются извлечь от брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнёру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней.
3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Здесь понимается то, что один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определённых жизненных обстоятельств, либо из жалости соглашается на компромисс. В подобных случаях, также сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.
4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В этом случае, можно говорить о том, что в силу определённых возрастных особенностей, люди приходят к выводу, что им настало время создавать семью. Это - брак без любви и расчёта, а лишь следование определённым общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни, однако распад таких отношений не оставляет глубоких следов.
5. Брачно-семейные отношения, освящённые любовью. Т.е. в таком союзе два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные. Брачно-семейные отношения в таком варианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность - при полной поддержке другого. Они основываются на доверии, на большом уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.
Характерной приметой постиндустриального общества является желание молодых людей обустроить свою личную жизнь альтернативным способом - не вступать в брак в самом начале близких отношений или вовсе не оформлять официальных отношений. Таким образом, наблюдается эволюция формы брака и существенно трансформируется отношение к браку.
К альтернативным формам брака относят: незарегистрированное сожительство, открытый, сознательно бездетный брак, групповой и гомосексуальный браки [3].
Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений, получившая в России название «гражданский брак». Гражданский брак - так называемый пробный брак. В этом браке гарантией серьезности отношений является не печать в паспорте, а желание и потребность быть вместе. В основном инициаторами гражданского брака являются мужчины. Женщины при этом пытаются узаконить свои отношения. Побудительным мотивом к этому являются социальные стереотипы общества и желание обеспечить своему будущему ребенку стабильную семью. В современной науке описаны особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Обобщённый психологический портрет представителей данной популяции характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогинии, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.
Сознательно бездетный брак, т.е. когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей, т.е все варианты в ситуациях, когда проблемы деторождения связанны с бесплодием, плохим здоровьем, не относится к таким альтернативам, а представляет собой семейную трагедию. Такие бездетные семьи испытывают сильное общественное давление, осуждение и негативизм (в особенности женщины). В целом с психологической точки зрения эта позиция (бездетности) имеет право на жизнь, если это выбор обоюдный, сделан сознательно, в зрелом возрасте, и при этом есть готовность нести за него ответственность.
Повторный брак, т.е. заключение союза между людьми, которые когда-либо уже состояли в брачных отношениях и прошли ситуацию развода. В настоящее время эта альтернативная форма брачно-семейных отношений считается наиболее расспространнённой.
Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения, аутентичности отношений, толерантности партнеров друг к другу. Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на чувстве долга, то он по сути, себя исчерпал, кроме того, в форме открытого брака они видят возможность протестовать против запретов церкви на разводы. Также эта альтернативная форма брака связана с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через отсутствие невротических срывов, постоянным обновлением человека в браке и возможность личностного роста партнёров, обновление семьи в целом.
Гомосексуальный брак. В основе лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина-женщина. Однополая любовь покоится на тех же психофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговое соотнесение того и другого определяется лишь в процессе индивидуального развития. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности. В Дании гомосексуальные пары признаются семьей, с юридической легализацией отношений [3].
Более широким понятием по отношению к браку выступает понятие семьи. Согласно определению Н.Я. Соловьева, «семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестра........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Дата доступа: 29.08.2013
2 Дата доступа: 29.08.2013
3 Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер. - М. : МОДЭК, 2005. - 928 с.
4 Райгородский, Д. Я. Психология семьи: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ - М, 2002. - 752 с.
5 Зацепин, В. И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы / В. И. Зацепин, А. В. Верещенко. - Киев: Изд-во Украина, 1991. - 316 с.
6 Обозов, Н. И. Психология межличностных отношений / Н. И. Обозов. - М. : МПСИ, 2007. - 432 с.
7 Соловьёв, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Я. Соловьёв. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 226 с.
8 Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М. : Изд-во МГУ, 1996. - 252 с.
9 Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
10 Ковалёв, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалёв. - М. : Просвещение, 1988. - 208 с.
11 Мещеряков, Б. П. Большой психологический словарь / Б. П. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М. : Олма - Пресс, 2004. - 92 с.
12 Сизанов, А. И. Подготовка подростков к семейной жизни / А. И. Сизанов. - Минск: Народная асвета, 1989. - 256 с.
13 Меньшутин, В. В. Помощь молодой семье / В. В. Меньшутин. - М. : Мысль, 1987. - 203 с.
14 Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. - М. : Просвещение, 1991. - 157 с.
15 Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьёй / В. С. Торохтий. - М. : Академия, 1996. - 400 с.
16 Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. - 9-е издание, стериотип / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2004. - 456 с.
17 Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.
18 Кураев, Г. А. Возрастная психология: курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2002. - 131 с.
19 Немов, Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования / Р. С. Немов. - М. : Академия, 1995. - 496 с.
20 Шапиро, Б. Ю. От знакомства - к браку / Б. Ю. Шапиро. - М. : Знание, 2004. - 247 с.
21 Филюкова, Л. Ф. Современная молодая семья / Л. Ф. Филюкова, И. И. Жбанский. - Минск: Наука и техника, 1986. - 80 с.
22 Бендас, Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
23 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 915 с.
24 Сысенко, В. А. Молодёжь вступает в брак / В. А. Сысенко. - М. : Мысль, 1986. - 254 с.
25 Геодакян, С. В. Эволюционная теория пола / С. В. Геодакян. - М. : Самзидат, 2010. - 236 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.