На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Медицинские информационные технологии. Эффективность использования современных технологий в уходе за пациентами страдающими заболеваниями сердечно сосудистой системы

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.5.2014. Сдан: 2013. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение
Глава 1. Медицинские информационные технологии
1.1 Классификация медицинских информационных систем
1.2 Классификация лабораторно-информационных систем
1.3 Системы для лабораторных и диагностических исследований, обучающие системы
1.4 Четырехлетний опыт использования компьютерной истории болезни

Глава 2. Эффективность использования современных технологий в уходе за пациентами страдающими заболеваниями сердечно сосудистой системы
2.1 Краткая характеристика деятельности РБ № 2-ЦЭМП
2.2 Анализ используемых информационных технологий РБ № 2-ЦЭМП
2.3 Эффективность внедрения медицинских информационных систем на примере различных лечебных учреждений и мнение экспертов

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В настоящее время одним из самых значимых и влиятельных факторов научно-технического прогресса в современном постиндустриальном обществе стали информационные технологии. Одной из самых востребованных и актуальных задач информатизации современного общества является задача электронного документооборота.
На сегодняшний день организациями используются сотни пакетов систем электронного документооборота. Более того, существует практика внедрения в организации не одного, а сразу нескольких пакетов. Менеджмент компаний объясняет это тем, что ни один из пакетов не обладает достаточной функциональной полнотой. Как следствие внедрения нескольких информационных систем возникает значительная избыточность информационных потоков. Избыточность требует неоправданного потребления дорогостоящих информационных технологических и людских ресурсов.
Использование компьютерных технологий в медицине в последние годы приобретает характер лавинообразного процесса. Этому способствует целый ряд объективных факторов, практически не связанных между собой, и поэтому приводящих к существенной разнородности приобретаемого больницами программного обеспечения. Такая разнородность, являясь следствием неуправляемой, стохастической компьютеризации, становится чрезвычайно сложным препятствием на пути создания единой интегрированной информационной системы больницы.
В США и других странах, в которых персональные компьютеры стали доступнее намного раньше, чем в России, принято считать, что программное обеспечение информационных систем для учреждений здравоохранения лишь в редких случаях может быть закуплено в готовом виде (Щербаткин Д. Д. и др., 1988). Это обусловлено спецификой таких учреждений, большими структурными и организационными отличиям различных больниц. Более того, даже в одном и том же госпитале, в силу исторических причин, для разных отделений создавались разные, несовместимые между собой информационные системы (Coiera E., 1994). В нашей стране этот негативный фактор практически сводится к нулю по отношению к такому важному звену здравоохранения.
Происходящее в последние годы оснащение стационаров и поликлиник компьютерами обусловлено целым рядом причин, которые можно разбить на две группы - специфические и универсальные.
К группе специфических для больниц факторов относятся следующие:
1) оснащение больниц современным оборудованием, в состав которого входят компьютеры и программные средства, позволяющие анализировать и накапливать информацию (лабораторные и диагностические приборы);
2) технология взаимодействия больниц с фондами медицинского страхования и страховыми компаниями (Денисов В. Н., 1993), требующими использования компьютеров и предоставления информации о проведенном лечении на магнитных носителях;
3) создание и распространение различных программ для врачей стационаров и поликлиник (всевозможные автоматизированные рабочие места), для обслуживающего персонала (медицинская статистика, экономика больниц, питание больных и т. д.);
4) стремление все большей части медицинского персонала к получению доступа к сети INTERNET.
Ко второй группе относятся следующие факторы: постоянное удешевление персональных компьютеров, сопровождаемое улучшением их характеристик; повышение надежности как компьютеров, так и локальных сетей, облегчающее и удешевляющее их обслуживание; широкое распространение такого прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы и т. д.), которое делает компьютеры вполне доступным инструментом для новичков, что приводит к быстрому росту числа их пользователей; доступность программ для бухгалтерии и необходимость ведения компьютерного бухгалтерского учета для предприятий практически всех сфер деятельности.
Все эти факторы в совокупности приводят к росту числа компьютеров в больницах и программ для них. Однако, вследствие не связанности действия этих факторов между собой ни логически, ни во времени, оно сводится к тому, что, как правило, приобретение больницами компьютеров и программ носит случайный характер, инициируясь непосредственно конкретными сотрудниками в связи с текущими потребностями. Это приводит к тому, что попытки сопряжения отдельных программ (например, автоматизированного рабочего места врача УЗИ-кабинета с программой кабинета платных услуг и т. п.) наталкиваются на серьезные препятствия и, в конечном итоге, осуществляется замена на новую, более интегрированную систему.
Объективность факторов, как первой, так и второй группы, делают процесс постепенной компьютеризации больниц неизбежным. Естественно, что управление этим процессом может ускорить и удешевить его. Единственная возможность управления им - заранее сформулированная цель и намеченные средства ее достижения. Конечная цель такого процесса, очевидно, должна состоять в построении интегрированной информационной системы больницы. А в качестве первого, наиболее важного этапа ее создания, с нашей точки зрения, должна выступать компьютерная технология ведения истории болезни. Наш опыт разработки и тиражирования такой технологии говорит о том, что указанная возможность управления процессом компьютеризации больницы является вполне реальной.
Объект исследования - медицинская информационная система «Дока+».
Предмет исследования - управление медицинскими и лабораторно-информационными системами ГБУ РС (Я) «Республиканская больница №2-ЦЭМП».
Цель - совершенствование и оценка эффективности внедрения информационных технологий на примере ГБУ РС (Я) «Республиканская больница №2-ЦЭМП».
Задачи дипломной работы:
· Рассмотреть литературный обзор по использование современных аспектов медицинских и лабораторно-информационных систем;
· Изучить методику использование современных аспектов медицинских и лабораторно-информационных систем;
· Проанализировать деятельность РБ № 2-ЦЭМП;
· Проанализировать материалы и методы исследования РБ № 2-ЦЭМП;
· Произвести оценку эффективности внедрения МИС «Дока+»;
· Предложить эффективность внедрения медицинских информационных систем на примере различных лечебных учреждений и мнение экспертов.


Глава 1. Медицинские информационные технологии

1.1 Классификация медицинских информационных систем

Административно-хозяйственные медицинские системы
Системы информационного и библиографического поиска
Системы для лабораторных и диагностических исследований
Экспертные системы
Обучающие системы
Интегрированные системы (учреждения)
Назначение административно-хозяйственных медицинских систем или офисных:
обеспечение информационной поддержки функционирования медицинского учреждения, включая автоматизацию административных, финансовых и исполнительных функций персонала, таких как подготовка, ведение и просмотр текущей документации, и составление итоговой отчетности (регистрация пациентов, планы медицинского ухода за больными, учет лекарственных препаратов, бухгалтерский учет, кадры, контроль возможных выплат, проверка утилизации),
решение некоторых задач управления учреждением: составление графиков работы, использования помещений и оборудования, назначение больным времени приема у врача и другие подобные функции, связанные с планированием деятельности.
К административно-хозяйственным медицинским системам относятся:
бухгалтерские системы;
системы учета лекарственных препаратов
системы регистрации пациентов;
системы регистрации медицинской документации;
системы автоматизации делопроизводства;
системы клинического обследования;
другие.
Каждая система предусматривает решение определенных задач.
Так, например, системы регистрации пациентов и медицинской документации направлены на решение задач:
ведение графика работы медицинского персонала всех уровней;
составление отчетов об использовании врачом рабочего времени;
обработка медицинских и хозяйственных статистических данных.
Системы автоматизации делопроизводства направлены на решение задач:
возможность рассылки электронных документов;
поддержка механизмов коллегиальной работы с документами и принятия решений, включая возможность реализации;
подготовка отчетных документов.
Системы информационного и библиографического поиска призваны решать следующие задачи:
создание и ведение электронного каталога;
автоматическая идентификация изданий и читателей;
подготовка реферативной информации;
обеспечение доступа к имеющейся информации посредством Internet технологий;
создание и ведение профессионально ориентированных баз данных, например: регистр лекарственных препаратов и их совместимости, реестр видов медицинских услуг и нормативно-правовые акты и стандарты.
Медицинская информационная система (МИС) - комплексная автоматизированная информационная система для автоматизации деятельности ЛПУ, в которой объединены система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские записи о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация.
Как правило, разработчики различных медицинских информационных систем не обеспечивают совместимости этих систем друг с другом. Однако существует стандарт передачи данных HL7, Health Level 7, описывающий процедуры и механизмы обмена, управления и интеграции электронной медицинской информации.
Специфика медицинских информационных систем заключается в следующем:
1. Пациентоориентированность: ядром МИС являются записи о пациенте.
2. Повышенная ответственность разработчика.
3. Интеграция административной, медицинской и финансовой информации.
4. Интеграция со специфическими видами оборудования.
Медицинские информационные системы классифицируют по направлению деятельности медицинского учреждения:
? МИС для стационаров
? МИС для поликлиник и амбулаторий
? МИС для стоматологических клиник
? МИС для санаториев (лечебно-профилактических учреждений)
ФТМИС В 2008 году по заказу Минкомсвязи Российской Федерации в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия» был разработан типовой программно-технический комплекс персонифицированного учета оказания медицинской помощи с учетом реализации требований по защите персональных данных. В дальнейшем эта разработка получила название ФТМИС - Федеральная типовая медицинская информационная система. ФТМИС принадлежит Министерству здравоохранения Российской Федерации, право свободного использования ФТМИС предоставляется любому некоммерческому лечебно-профилактическому учреждению страны. ФТМИС имеет типовые конфигурации для поликлиники, стационара, скорой медицинской помощи, многопрофильного учреждения и территориального органа управления здравоохранением.

1.2 Классификация лабораторно-информационных систем

Лабораторно-информационная система (ЛИС, LIMS) - это информационная технология, предназначенная для получения достоверной информации по результатам испытаний и оптимизации полученной информации с целью ее использования для принятия управленческих решений.
Основные функциональные возможности ЛИС:
- Регистрация и идентификация образцов, поступающих в лабораторию (для ЛИС медицинского назначения - регистрация и идентификация пациентов).
-Управление заданиями на проведение исследования.
- Поддержка ручных методик проведения исследований и взаимодействие с лабораторным оборудованием (анализаторами) в части формирования заданий для анализаторов и получения результатов исследований.
- Обработка и доставка результатов (валидация, авторизация, печать, передача в другие системы и т. д. полученных результатов исследований).
Наиболее часто встречающимися дополнительными функциональными возможностями ЛИС являются:
· Внутренний контроль качества.
· Управление взаимодействием в клиентами (стоимость услуг по проведению исследований, управление договорными взаимоотношениями (ОМС, ДМС и т. д.), взаимодействие с фискальными регистраторами).
Управление складскими запасами (расходные материалы и реагенты, контроль запасов и сроков годности).
ЛИС LABWARE (рис.1) построена на архитектуре «клиент-сервер». Модель «клиент-сервер» в настоящее время является доминирующей компьютерной архитектурой для ЛИС. Клиент-серверные системы используют вычислительную мощь одновременно как клиента, так и сервера, возлагая интенсивную обработку данных на сервер и оптимизируя сетевой трафик так, чтобы повысить общую эффективность работы ЛИС.


Рисунок 1. ЛИС LABWARE

ЛИС в лаборатории создает иерархическую структуру, в которой каждый из уровней обладает доступом только к строго определенной информации и имеет четко установленные полномочия, что позволяет осуществлять достоверный контроль качества.
ЛИС осуществляет распределение задач между исполнителями и реализует контроль со стороны руководящего звена на всех этапах выполнения аналитического контроля и формирования сертификатов и протоколов качества.
На уровне ввода информации исполнитель (лаборант, научный сотрудник, специалист) осуществляет занесение данных в ЛИС, при этом он не обладает правом корректировки результатов и не имеет доступа к архивам. Ввод данных может осуществляться как ручным способом - путем заполнения соответствующих ячеек, так и автоматизированным - путем считывания данных с инструментов и приборов, имеющих коммуникационные порты.
Серверы ЛИС осуществляют архивирование и хранение всех полученных данных.
На уровне администрирования осуществляется постановка и распределение задач специалистом.
ЛИС в медицинской клинико-диагностической лаборатории
Современные лабораторные информационные системы (ЛИС) призваны автоматизировать работу медицинской клинико-диагностической лаборатории на всех этапах: от сбора и обработки информации до процессов управления и коммуникации.
Считается, что лабораторные информационные системы имеет смысл внедрять в лаборатории при загрузке от 250 биоматериалов в день, однако их внедрение в лаборатории с меньшим потоком материалов также может дать ощутимый эффект.
ЛИС способствуют выполнению главной задачи любого медицинского работника - повышению качества медицинского обслуживания. Это происходит за счет минимизации количества ошибок при выполнении лабораторных исследований (в основном связанных с идентификацией пациента), а также уменьшения количества случаев потери информации и последующих повторных исследований. Использование информационных систем позволяет обеспечить уникальную идентификацию каждого образца, что исключает возникновение путаницы и в образцах, и в протоколах исследований.
Для идентификации пациентов и образцов используется технология штрих-кодирования. Биоматериал и лист направления на исследование маркируются этикетками с одинаковым штрих-кодом, что однозначно связывает бумажную форму (направление) и контейнер с материалом. Чтение штрих-кодов специальными считывателями на рабочем месте и в автоматическом анализаторе исключает возможность ошибки.
Системы считывания формализованных бланков направлений дают возможность автоматически вводить данные о пациенте, его биоматериале и заказе на исследование в лабораторные информационные системы. Затем задание на исследование из системы пересылается непосредственно в анализатор, а впоследствии результаты автоматически поступают из анализаторов в лабораторную информационную систему, что исключает возможность ошибок, связанных с работой оператора при выписке документов вручную.
Лабораторные информационные системы позволяют автоматизировать процесс получения заказов, выдачи результатов и отчетов. Они способны принимать заказы и отправлять результаты в электронном виде в другие лаборатории. Тем самым, вероятность ошибки и потери данных практически сводится к нулю, и появляется возможность создавать распределенные лабораторные информационные системы, например, ЛИС централизованной лабораторной службы округа, города, региона или ведомства.
Защита информации в ЛИС
Доступ к данным может ограничиваться физически - путем использования выделенной компьютерной сети, в которую имеют доступ только определенные пользователи, и логически.
Логическое разграничение доступа может осуществляться различными способами, начиная с самого простого - установки системы паролей, и заканчивая средствами индивидуальной идентификации, таких как смарт-карты, аппаратные ключи защиты и системы контроля биометрических показателей.
Лабораторные информационные системы предоставляют возможность анонимного обследования пациента, используя только уникальный идентификатор с карточки пациента и не фиксируя паспортных данных.
Архивирование и сохранение информации также являются элементами безопасности системы, которая обеспечивает многоуровневое резервное копирование данных. Это позволяет восстановить работоспособность системы в случае различных сбоев, причем во многих случаях восстановление данных осуществляется автоматически.
Использование систем кодирования информации исключает возможность прочтения данных случайными людьми, даже в том случае, если кому-то их удалось скопировать. Эта функция незаменима при передаче данных по открытым каналам.

1.3 Системы для лабораторных и диагностических исследований, обучающие системы

Интенсивное развитие медицинского приборостроения привело к созданию компьютерных систем для лабораторных и диагностических исследований, например: лабораторные анализаторы; цифровую рентгенологию; компьютерную томографию; радиологию; ультразвуковую диагностику; получение микроскопических изображений.
В связи с бурным развитием в последние годы коммуникационных технологий особенно распространенными среди диагностических систем становятся так называемые РАСS-системы (Рiсture Archiving and Control Systems - системы, предназначенные для обработки, хранения и получения удобного доступа к изображениям). Достижения электроники предоставляют врачам широкий спектр различного специализированного медицинского оборудования, разработанного для диагностики и мониторинга состояния пациента и данных биопсий. Это направление выделило науку «телепатологию».
Так, например, система лабораторных анализаторов решает задачи:
автоматической регистрации, хранения и анализа данных лабораторных и диагностических исследований;
обеспечение интерфейса с базами данных для предоставления результатов.
Применение экспертных систем наиболее эффективно при решении задач диагностики, интерпретации данных, прогнозирования течения заболевания и осложнений, мониторинга течения заболевания и планирования лечебно-диагностического процесса. С позиции разработчика экспертной системы, отличие задач диагностики (и интерпретации данных) от задач прогнозирования заключается в том, что в первом случае по значениям признаков или примерам осуществляется поиск причин, объясняющих эти значения или примеры, а во втором - по наблюдаемым значениям признаков осуществляется поиск следствий, к которым они могут привести.
Современные экспертные медицинские системы поддерживают интеграцию с другими видами медицинских информационных систем, в частности с госпитальными информационными системами и системами для лабораторных исследований.
Особенно эффективным стало применение компьютерных обучающих систем с развитием средств мультимедийного представления информации. В состав обучающей системы, как правило, входят следующие компоненты:
гипертекстовая база данных, для развития знания обучающегося;
база данных, содержащая тестовые задания по технике выполнения лечебных мероприятий;
массив видеосюжетов, наглядно демонстрирующих правильное выполнение лечебных мероприятий.
Простейшие программы представляют собой различные комплексы тренировочных упражнений и практических методик. Более сложные программы призваны помочь обучающимся в овладении навыками решения сложных задач, таких, как постановка диагноза и планирование лечения.
Интегрированные информационные системы объединяют в себе на основе электронной истории болезни (медицинской карты) функциональные возможности автоматизированных систем нескольких классов и предназначены для комплексного решения задач в зависимости от специфики конкретного учреждения:
· задач административно-хозяйственного и финансового характера;
· задач поддержки лечебно-диагностических мероприятий;
· задач обеспечения информационной поддержки работы врачей-специалистов;
· задач информационной поддержки оценки эффективности лечения;
· задачи справочно-информационного и библиографического обслуживания медицинского персонала.
Интегрированные решения на основе электронной медицинской карты представляют собой наиболее полную основу для решения задач повышения качества медицинской помощи и управления лечебно-диагностическим процессом.
Разработка и внедрение систем ведения электронной истории болезни по-прежнему остаются уделом крупных университетских медицинских центров, а массовому распространению таких систем препятствуют отсутствие необходимых средств для создания корпоративных сетей медицинских учреждений общественного здравоохранения, соответствующего регулирования в действующем законодательстве, сила традиций во врачебной практике, недостаточно развитая стандартизация медицинской терминологии и процедур обмена медицинскими данными. Основной итог международных конгрессов по медицинской информатике - без электронной истории болезни нельзя создать ни достаточно эффективных систем обеспечения принятия медицинских решений, ни экономически оправданных телемедицинских технологий.

1.4 Четырехлетний опыт использования компьютерной истории болезни
С переходом здравоохранения на систему медицинского страхования в медицинских учреждениях стали появляться современные персональные компьютеры. В некоторых крупных больницах Новосибирской области компьютеры были и до начала этого перехода, но их количество не было столь внушительным, как в последние несколько лет. На сегодняшний день мы знаем по крайней мере четыре центральные районные больницы в нашей области, в которых установлены и функционируют локальные компьютерные сети!
Почему же, несмотря на большие трудности с финансированием, компьютеризация медицины распространяется с немыслимой ранее скоростью? Видимо, дело в том, что с внедрением медицинского страхования, во-первых, значительно увеличился объем информационных потоков, циркулирующих в больницах и связанных с ними внешних организациях, во-вторых, выросла цена ошибок, допускаемых персоналом при составлении и обработке медицинской документации, и, наконец, в-третьих, роль экономических вопросов в жизнедеятельности больницы стала основополагающей. Ну, а в основе экономических решений конечно же лежат расчеты, и чем сложнее эти расчеты, чем больше объемы исходной информации, по которой они ведутся, тем яснее становится понимание того, что без современного компьютерного парка больнице не обойтись.
Каким же образом планируется расстановка компьютеров в учреждении, как проектируется приобретение и размещение на них отнюдь не дешевых программных средств? Наше знакомство со многими больницами Новосибирской и других областей говорит о том, что таких планов и проектов не существует вообще! Как правило, первые появившиеся в учреждении компьютеры передаются в бухгалтерию, затем в статистический отдел, далее - в отдел медицинского страхования. Понятно, что при таком подходе, компьютеризация больницы и качество лечения - это два совершенно не связанных между собой вопроса.
Однако есть и другой подход, состоящий в том, что на «компьютерные рельсы» прежде всего, переводится ведение историй болезни, являющихся тем непосредственным источником информации, который определяет главные показатели работы стационара. А затем уже на базе информационного поля, заполненного документами из историй болезни, простраиваются связи с непосредственными приемниками информации - статистическим отделом, отделом медицинского страхования и т. д. Именно такая технология была в 1990 году положена в основу компьютеризации в МСЧ N 168 г. Новосибирска. В рамках этого доклада хотелось бы поделиться опытом, накопленным за годы работы по этой перспективной технологии, и особо отметить те моменты, которые, по нашему мнению, связаны, хотя бы и опосредовано, с возможностью повышения качества лечения.
Представьте себе больницу, оснащенную локальной сетью компьютеров, которая охватывает приемное отделение, все лечебные отделения, клиническую лабораторию, рентген-кабинет и другие параклинические службы, отдел страховой медицины, отдел статистики и экономический отдел. Мы не будем затрагивать вопросы функционирования в такой сети отдела кадров и бухгалтерии, поскольку задача этого доклада состоит не в том, чтобы ратовать за абсолютно полную стопроцентную компьютеризацию, которая любую больницу может сделать образцово-показательной! Мы хотели бы показать, что компьютерная сеть больницы, построенная по принципу "история болезни - источник информации" может влиять на качество лечения больных! А именно этот принцип и являлся для нас основополагающим. Строго соблюдалось и связанное с ним положение о том, что вся информация должна вводиться в компьютер тем сотрудником, будь то медицинская сестра или врач, который ее получает, и непосредственно в том же месте, где она возникает. Следование этому положению, отрицающему необходимость наличия в больнице специального штата операторов, с одной стороны, позволяет избежать дублирования в ведении документации, избавиться от переноса историй болезни из отделений в службы с последующим вводом ........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.