На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие гражданского права как системы правовых норм, составляющих основное содержание частного права, сферы его действия, отличие от других отраслей; функции, задачи и основные его принципы. Методы правового регулирования общественных отношений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 05.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Содержание
Введение
1. Понятие гражданского права
2. Предмет и метод гражданского права
3. Отличие гражданского права от других отраслей
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права.
К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в "пограничных", переходных ситуациях, складывавшихся "на стыке" отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, "комплексных", или "вторичных" правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему.
Однако главной задачей правовой системы является не разграничение правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого, комплексного воздействия на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические и организационно-правовые факторы.
Прежний правопорядок в той или иной мере достигал этих целей с помощью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую "пирамиду", во главе которой находилось конституционное (государственное) право. Затем следовали подчиненные ему "основные" отрасли - гражданское, уголовное, административное, процессуальное право, - в свою очередь возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выделившихся из базовых, "материнских" (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного - финансовое и т.д.). Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру огосударствленной экономики, и реальной роли тогдашнего государства в общественной жизни.
Кардинальное реформирование экономического и общественного строя в качестве одного из неизбежных следствий имело изменение данной системы. Восстановление частноправовых начал и переход к принципиальному делению всей правовой сферы на частноправовую и публично-правовую привели к тому, что место "пирамиды" соподчиненных отраслей заняла новая их система, основанная на равенстве частноправового и публично-правового подходов. В этой системе две взаимодействующие, но не соподчиненные сферы частного и публичного права поглощают множество отдельных правовых отраслей и их групп.
Система частного права уже была охарактеризована ранее. Более сложную структуру должна, очевидно, приобрести сфера публичного права, в основном сохраняющая многообразие правовых отраслей (хотя, возможно, и требующая их известного "укрупнения", например, за счет расширения сферы действия классического конституционного и административного права). Очевидно также, что в этой системе не остается места для "комплексных правовых образований", представлявшихся иногда в виде новых правовых отраслей. Однако обе составляющие ее сферы пока еще находятся в состоянии формирования и окончательные ответы на возникающие при этом вопросы должна дать наука теории государства и права, учитывая также состояние и выводы отраслевых правовых наук.
Ясно также, что новая система права в большей мере соответствует задачам формирования правового государства и гражданского общества, которое не должно более находиться под постоянным и всеобъемлющим государственным воздействием. Единство и согласованность этой системы обеспечиваются не иерархической соподчиненностью ее элементов, а единством лежащих в ее основе общих правовых принципов, а также критериев выделения (обособления) правовых отраслей, определяющим функциональные особенности каждой из этих подсистем. Социально-экономическую базу такого положения составляют признание ключевой роли неотъемлемых прав и свобод личности, федеративная система государственного устройства, основанная на возрастающей роли регионов и местного самоуправления, а также рыночная организация хозяйства.
Основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, т.е. особой области общественных отношений, и метода правового регулирования, т.е. известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру. В качестве дополнительных критериев указывается также наличие особых, самостоятельных функций отрасли права, что связано с ее положением элемента общей системы права, и общих положений (Общей части), свидетельствующих о юридической однородности составляющих отрасль правовых институтов и норм. Гражданское право как самостоятельная правовая отрасль в полной мере отвечает всем перечисленным критериям.
1. Понятие гражданского права
Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений.
В настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений.
Таким образом, гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом в регламентации большинства имущественных и многих неимущественных отношений. Косвенным показателем этого являются даже распространенные, хотя и необоснованные попытки применения гражданско-правовых норм к имущественным отношениям, входящим в предмет публичного, а не частного права.
Так, при возврате налогоплательщикам неправильно удержанных сумм налогов на них иногда начисляются проценты, предусмотренные за нарушение денежного (гражданско-правового) обязательства ст. 395 ГК РФ. Между тем никаких гражданско-правовых, в том числе обязательственных, отношений между налогоплательщиком и налоговым органом не возникает, а потому нет и оснований для применения частноправовых правил. (Иное дело, что эту ситуацию можно рассматривать как деликт, т.е. причинение налогоплательщику имущественного вреда государственным налоговым органом, в силу которого последний обязан возместить потерпевшему все причиненные убытки.) В действительности же изложенная ситуация свидетельствует о необходимости учета в нормах публичного (налогового) права содержания соответствующих частноправовых отношений, а не только фискальных (публичных) интересов.
Гражданское право является одной из основных отраслей всей российской системы права и имеет глубокие исторические корни. Термин "гражданское право" использовался еще римскими юристами, а римское право в течение нескольких веков оставалось одной из фундаментальных аксиом в юриспруденции и оказало сильнейшее влияние на право многих стран континентальной Европы, в том числе и на российское гражданское право. В основе российского гражданского права лежат основные концепции, выработанные континентальной системой права. Из курса теории права известно, что право Российской Федерации образует определенную систему, крупные звенья которой являются отраслями права. Гражданское право, как любая отрасль в российской системе права, состоит из правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. С целью отграничения общественных отношений, регулируемых гражданским правом, от других отраслей права применяются понятия предмета и метода.
Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями или задачами. Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций. Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная. Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание регулятивных задач (в сравнении, например, с охранительными функциями, выполняемыми уголовным правом), которые предоставляют субъектам гражданского права возможности организации и самостоятельного регулирования их имущественных правоотношений.
Таким образом, роль гражданского права состоит, прежде всего, в регулировании нормальных экономических отношений в обществе, т.е. участники имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необходимых им результатов. Поэтому содержание и направленность этой функции имеет минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений. В этом главное отличие регулятивных задач гражданских правоотношений от таких же задач, стоящих перед публичным правом, где регламентация соответствующих отношений носит жесткий определенный характер, почти не оставляющий места свободному волеизъявлению участников.
Первоочередной целью охранительной функции гражданского права является защита имущественных интересов участников гражданского оборота и направлена на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшим до нарушения их прав и интересов. Охранительная функция, по общему правилу, реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсацией потерпевшему причиненных ему убытков, т.е. носит компенсационно-восстановительную направленность, связанную со стоимостным характером имущественных товарно-денежных отношений.
Другой важный аспект охранительной функции гражданского права заключается в постановке предупредительно-воспитательной задачи, состоящей в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых гражданских правоотношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение других интересов. Данная функция характерна для регулирования в деликатных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. В области личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, гражданское право ограничивается только охранительными или защитными задачами.
Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие правоприменительные положения системы права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер. Основные начала присущи как правовой системе в целом, так и отдельным правовым институтам, подотраслям и отдельным правовым отраслям.
При формировании нового Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель в ст. 1 заложил основные принципы гражданского права. Основные начала гражданского законодательства отражают существо содержания, социальную направленность и главные отраслевые особенности правового регулирования, что позволяет лучше понимать их смысловую направленность, правильно применять и толковать гражданско-правовые нормы.
Принципы гражданского права позволяют при обнаружении пробелов в действующем законодательстве применять конкретные правовые нормы по аналогии, что характерно для данной отрасли права, которая чаще других отраслей сталкивается с подобными ситуациями. Дело в том, что независимость и самостоятельность участников гражданского оборота носит дозволительный характер и гражданско-правовое регулирование заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые не предусматриваются действующим законодательством. Гражданско-правовое регулирование таких отношений, с учетом правомерности возможного их поведения, осуществляется на общих началах гражданского законодательства (ст. 6, 8 ГК РФ). Одна из особенностей закрепления в гражданском законодательстве общих правовых принципов заключается в том, что они носят общеобязательный характер и их соблюдение и применение при рассмотрении конкретных правовых ситуаций является обязательным требованием закона.
Гражданский кодекс РФ в общих положениях заложил основные начала гражданского законодательства - основные принципы гражданского права, которые следует рассмотреть более подробно.
Принцип юридического равенства участников регулируемых гражданско-правовых отношений. Принцип юридического равенства правого режима для всех субъектов гражданского права характеризует правовой статус участников гражданских правоотношений. Все субъекты гражданского права - физические лица, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и Российская Федерация - в целом имеют одинаковые юридические возможности для участия в гражданском (товарном) обороте, ни один из них не обладает какими-либо преимуществами перед другими участниками гражданского оборота, и на них распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Все исключения, связанные с применением данного принципа, прямо указываются в законе и преследуют дополнительные правовые гарантии для защиты гражданских интересов некоторых субъектов гражданского права. Например: в Законе "О защите прав потребителей" устанавливаются более жесткие повышенные требования к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью, с целью защиты потребителей как слабейшей стороны гражданских правоотношений.
Принцип неприкосновенности собственности. Неприкосновенность собственности является основой экономических преобразований в нашем государстве и обеспечивает собственникам возможность стабильного осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. Данный принцип позволяет как частным, так и публичным собственникам использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия, запрета или ограничения в его использовании. В статье 35 Конституции РФ указано: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Изъятие имущества у собственника в общественных или публичных интересах допускается только в установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. В то же время гражданское законодательство дает исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности помимо воли собственника, который расширительному толкованию не подлежит. Одним из оснований возникновения права собственности является его приватизация, т.е. передача части государственного или муниципального имущества частному собственнику, которая осуществляется по воле публичного собственника и вписывается в рамки рассматриваемого принципа.
Данный принцип позволяет исключить возможности необоснованного передела собственности и призван гарантировать экономическую стабильность в нашем обществе.
Принцип свободы договора. Этот принцип лежит в основе всего договорного права, нормы которого заложены по всему Гражданскому кодексу. Законодатель, разрабатывая кодифицированный закон, посвятил этому принципу ст. 421 ГК РФ, которая называется "Свобода договора". Данный принцип предусматривает предоставление субъектам гражданского права возможности самостоятельно выбирать партнеров при заключении договора, а также выбора вида договора и его условий, на которых он будет заключен. В отдельных случаях, в интересах общества, гражданское законодательство допускает отступление от принципа свободы договора, если данное положение прямо указано в законе и предоставляет потребителю определенные гарантии в защиту своих гражданских прав (ст. 426 "Публичный договор", ст. 428 "Договор присоединения"). Закрепление этого принципа в гражданском законодательстве означает недопустимость понуждения к заключению договора со стороны государственных и муниципальных органов, что является одним из важных элементов регулирования рыночной экономики.
Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Нормы права, содержащиеся в гражданском законодательстве, регулируют и защищают частные интересы всех участников гражданского оборота. Принцип недопустимости в первую очередь касается публичных органов власти и управления, которые не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Непосредственное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления допускается только в случаях, прямо указанных законом. Кроме того, действия данного принципа распространяются на сферу личных неимущественных отношений, что соответствует Конституции РФ (ст. 23, 24), где заложены нормы о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, жилья, а также не допускается распространение информации о частной жизни граждан.
Принцип необходимости беспрепятственного осуществления своих гражданских прав. В данном принципе проявляется один из элементов метода гражданского права - автономия воли. Конституция РФ устанавливает в ст. 34: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". С другой стороны, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав конкретизируется в возможности всем субъектам гражданского права осуществлять предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, а также в свободе перемещения по всей территории Российской Федерации товаров, услуг и финансовых средств.
Принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав и обеспечения их от влияния сторон судебной защитой. Построение правового государства в России невозможно без всемерной охраны и судебной защиты гражданских прав. Данный принцип отражает правоохранительную функцию гражданско-правового регулирования и позволяет участникам гражданских правоотношений использовать предоставленные законодательством все способы защиты нарушенных гражданских прав. Гражданское право содержит способы, позволяющие субъектам гражданско-правового регулирования самостоятельно охранять и защищать свои права и законные интересы, а также прибегать к применению судебной защиты гражданских прав (ст. 11-14 ГК РФ).
Принцип самостоятельности и инициативы в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав, а также принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав не попали в перечень основных начал гражданского законодательства. В то же время реализация гражданских прав участниками гражданского оборота имеет определенные рамки, как по содержанию, так и по способам их осуществления. В соответствии с этими принципами исключается безграничная свобода в использовании субъектами гражданских правоотношений предоставленных им прав, а также злоупотребления правом. Например, собственник земли и иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ст. 209 ГК РФ).
2. Предмет и метод гражданского права
Предметом гражданского права являются две группы общественных отношений. Надо заметить, что круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что довольно трудно дать их исчерпывающий перечень. Во-первых, это имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие по поводу имущества - материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Во-вторых, это личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а в некоторых случаях и не связанные с ними.
Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т.е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга объектами, имеющими собственное имущество. Имущественные и неимущественные отношения, не обладающие вышеуказанными признаками, не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами.
Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть предмета гражданского права. Они складываются по поводу конкретного имущества - материальных благ товарного характера.
К таким благам относятся не только физически осязаемые вещи, но и некоторые права, еще в римском праве называвшиеся "res incorporates" - "нетелесные вещи" (например, банковский вклад, представляющий собой не деньги, а право требования вкладчика к банку). Имущественные отношения возникают и по поводу результатов работ и оказания услуг, в том числе не обязательно воплощающихся в вещественном результате (например, перевозка, хранение, услуги культурно-зрелищного характера), поскольку такие результаты также имеют товарную форму.
Имущественные отношения не являются юридической категорией. Это - фактические, экономические по своей социальной природе отношения, подвергаемые правовому регулированию, т.е. оформлению, упорядочению. В них воплощается товарное хозяйство, рыночная организация экономики. При этом они отражают как статику этого хозяйства - отношения принадлежности, присвоенности материальных благ, составляющие предпосылку и результат товарообмена, так и его динамику - отношения перехода материальных благ, т.е. собственно процесс обмена товарами (вещами, работами, услугами). Понятно, что обе эти стороны тесно связаны и взаимообусловлены: товарообмен невозможен без присвоения участниками его объектов, а присвоение в большинстве случаев является результатом товарообмена.
Имущественные отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования, отличаются некоторыми общими признаками.
Во-первых, они характеризуются имущественной обособленностью участников, позволяющей им самостоятельно распоряжаться имуществом и вместе с тем нести самостоятельную имущественную ответственность за результаты своих действий.
Во-вторых, по общему правилу они носят эквивалентно-возмездный характер, свойственный нормальному товарообмену, стоимостным экономическим отношениям. Возможны, конечно, и безвозмездные имущественные отношения (например, дарение, безвозмездный заем, безвозмездное пользование чужим имуществом и т.д.). Они, однако, вторичны, производны от возмездных имущественных отношений и не являются обычной формой товарообмена.
В-третьих, участники рассматриваемых отношений равноправны и независимы друг от друга и не находятся в состоянии административной или иной властной подчиненности, поскольку являются самостоятельными товаровладельцами.
Нетрудно видеть, что все перечисленные признаки обусловлены товарно-денежным характером имущественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Имущественные отношения, имеющие иную (нетоварную) природу и, следовательно, не отвечающие указанным признакам (например, налоговые, бюджетные и иные финансовые отношения; отношения по использованию земли и других природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и т.п.), не входят в предмет гражданского права и не могут регулироваться им.
Отношения статики товарного хозяйства, т.е. принадлежности, присвоенности материальных благ, оформляют обладание вещами (конкретным имуществом) тем или иным участником имущественных отношений. Они имеют двойстве и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.