На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕМИНИСЕНЦИЙ В «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЯХ» АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 20.5.2014. Сдан: 2007. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.1. ВВЕДЕНИЕ

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКА

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ»
2.1 «СКУПОЙ РЫЦАРЬ»
2.2. «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»
2.3. «КАМЕННЫЙ ГОСТЬ»
2.4. «ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ»

3. ХАРАКТЕР РЕМИНИСЦЕНЦИЙ В «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЯХ»

4. РАЗВИТИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ ОБРАЗОВ
4.1. ОТЕЦ И СЫН В «СКУПОМ РЫЦАРЕ»
4.2. НОВЫЙ ДОН ЖУАН

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

6. ПРИМЕЧАНИЯ

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.1. ВВЕДЕНИЕ

Исследование «Маленьких трагедий», как, впрочем, и любое другое исследование пушкинских произведений связанно с определенными трудностями хотя бы потому что, Александр Сергеевич Пушкин - автор чрезвычайно загадочный и сложный. Понять и осознать весь тот объем его творческих размышлений, выстроить до конца все его тайные замыслы, разгадать все загадки его произведений не представляется возможным. Только читатель, поверхностно знакомый с Пушкиным, может судить о нем просто и неглубоко. Исследователи, которые занимаются пушкинским вопросом, особенно художественного характера, сталкиваются с проблемами, которые нельзя анализировать лишь поверхностно, касаясь только общих деталей; сама структура этих произведений предполагает их глубокое осмысление, выстраивание внутренних связей, погружение в текст.
«Маленькие трагедии» состоят из множества структурных слоев, которые могут восприниматься на разных, но, безусловно, связанных между собой, уровнях. Можно судить о них как о трагедиях человеческой страсти (и это будет означать лишь открытие одного структурного слоя), можно судить о художественной концепции, психологической и философской основе. Каждый раз мы погружаемся все глубже в своем анализе, поражаясь заново творческому гению Пушкина. Существует невероятное количество художественных аспектов (в том числе, касающихся исключительно пушкинского стиля), которые создают картину продуманного и законченного произведения, в котором не только не ничего лишнего, но и гораздо больше скрытого, не лежащего на поверхности. Это создает произведениям тот самый объем, который обычно является объектом исследований.
В данной работе мы рассмотрим вопрос достаточно сложный, связанный в первую очередь с внутренней формой «Маленьких трагедий», опуская (или оговаривая) ее внешние особенности. Такой формой являются литературные реминисценции, своеобразные отражения чьего-либо творчества в рассматриваемом художественном произведении. Говоря о Пушкине, нужно прибавить «отражения, увиденные заново», поскольку именно переосмысление, переработка, является отличительной чертой пушкинских реминисценций. Речь совсем не идет о влиянии какого-либо автора на Пушкина, даже не о придании чужим идеям своей формы, а о глубоком творческом и мыслительном анализе, результатом которого являются новые, иногда даже противоположные идеи.
Литературные реминисценции - явление, характерное для любого автора. Многие исследователи (не без оснований) говорят о бессознательности таких заимствований, которые возникают из общего объема сложившейся на тот момент художественной литературы, в который входят все созданные сюжеты и образы, все жанры, все формы, все озвученные вопросы (и все способы их задать), со всеми эпическими и сакральными связями; со всеми следами той культуры и мысли, в рамках которых было создано произведение. Несомненно, Пушкин осознавал особенности этого сложного механизма и нельзя, применительно к нему, говорить о бессознательности возникновения его реминисценций. Пушкин хорошо знал творчество авторов, которые нашли отражение в «Маленьких трагедиях», причем с точки зрения исследователя. Для него их мысли и сюжеты стали основой, примером, на который он смог опереться для изложения своих собственных замыслов. По сути, Пушкин во многом доработал эти творческие идеи, придал им новую форму и ушел гораздо дальше своих предшественников. Отголоски из Мольера с его невнятным Доном Жуаном, не помешали, а помогли рождению поразительного Дона Гуана, как другие реминисценции не отяготили ничем лишним скупого Барона или гимн Чуме Вальсингама.
Особенностям этого явления, тому, как Пушкину удалось интерпретировать источники и создать новые образы, роли литературных реминисценций в художественной структуре «Маленьких трагедий», просвещена данная работа. Она состоит из перечисления существенных моментов, объединяющих реминисценции в данном произведении, из сравнения с источниками, из более детального разбора на отдельных примерах, и, кроме собственного анализа, опирается на исследования известных авторов, занимавшихся данным вопросом.
Следует заранее оговорить, что рамки этой курсовой работы не предполагают перечисления всех реминисценций в «Маленьких трагедиях» (если это вообще возможно), точно также как и сложного анализа источников. Подобные проблемы уже разрабатывались в других трудах, посвященных творчеству Александра Сергеевича Пушкина и будут затронуты здесь только в связи с интересующим нас вопросом.
Такова краткая схема предложенного анализа.


1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКА
«Маленькие трагедии» - условное, принятое литературоведами и пушкинистами, название цикла, в который входят четыре драматических произведения, написанных Пушкиным в Болдино, в 1830 году: «Скупой рыцарь» (23 октября), «Моцарт и Сальери» (26 октября), «Каменный гость» (4 ноября), и «Пир во время чумы» (6 ноября). Сохранились свидетельства о других предполагаемых вариантах названия: «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения», «Опыты драматических изучений 1». Очевидно, что литературная концепция этих произведений тесно связанна с формой коротких трагических набросков: с яркими, страстными образами, мгновенным развитием событий и изящной лаконичностью мыслей.
В «Маленьких трагедиях» мы не находим ничего лишнего, ничего громоздкого и гротескного; они невероятно содержательны по сути, но при этом не лишены поэтической и философской глубины. Язык героев точен и изящен. Он привлекает одновременно и простотой изложения и остротой мысли. Психологические портреты не уступают лучшим образцам Шекспира, который умел создавать героев живыми. Герои здесь целостные и завершенные и обходятся без надуманных черт и плоскости масок. Следует отметить и законченность формы «Маленьких трагедий». Весь грандиозный замысел разворачивается буквально на нескольких страницах, через художественно плотное, и, вместе с тем, прозрачное для восприятия действие, где за последней точкой чувствуется не конец трагедии, а пласты глубоких пушкинских размышлений. «Маленькие трагедии» построены на крайнем обострении психологической или даже сюжетной ситуации. Резкая контрастность, внутренняя и внешняя противоречивость лежат в основе почти каждого образа, каждого сценического положения… Это обострение всех ситуаций дает возможность Пушкину раскрыть характеры действующих лиц с небывалой глубиной, проникая в самые сокровенные тайники человеческой души. 2». Мы видим Сальери, одержимого противоречивыми страстями: завистью и творческим томлением - и Моцарта, великого музыканта, охваченного мистическим предчувствием, что ему суждено умереть от руки отравителя; мы видим мрачного Барона, совершающего таинственный любовный обряд над своим золотом и ненавидящего собственного сына - и Альбера с глубоко внутри засевшей мыслью об убийстве отца; мы видим обаятельного Дона Гуана, талантливого поэта и любовника, искренне бросающего вызов своей смерти - и статую Командора - страшную расплату, предначертанную эти вызовом; мы видим опьяненного Вальсингама, глубоко потерявшего надежду и поющего на фоне картины умирающего города, - и Чуму, молча совершающую свое предназначение. Несложно заметить, что все они связанны между собой на почти необъяснимом уровне, через образы, намеки и детали; общими темами смерти, любви и судьбы.
Творческая идея, и, некоторым образом, даже идея экспериментальная в «Маленьких трагедиях» заключена в развитии драматических характеров, а если говорить о литературных реминисценциях, то и об их авторской интерпретации. Мы сталкиваемся с героями трагедий в самом важном моменте их личных размышлений, уже на трагической развязке сюжета. Все, что не важно Пушкину, остается за сценой и действие определяется только согласно его собственному замыслу, из внутренней логики и внутренних мотиваций. «Пушкин… переходит к камерной драматургии «маленьких драм», в которых «шекспиризм» понимается исключительно как «истина страстей», «правдоподобие характеров», и типически значимая морально-психологическая проблема сконцентрирована в форме драматического очерка, не предназначенного для сцены 3».
Известно, что подобный творческий замысел возник у Пушкина значительно раньше; в пушкинских дневниках найдены наброски предполагаемых сюжетов для небольших драматургических сценок: «Скупой. Ромул и Рем. Моцарт и Сальери. Д.Жуан. Иисус. Беральд Савойский. Павел I. Влюбленный бес. Димитрий и Марина. Курбский», однако, долгое время они не обретали стройной художественной формы. Замыслы по крайней мере трех сюжетов из приведенного списка были осуществлены и дошли до наших дней 4, реализацию четвертого, «Пира во время чумы», исследователи связывают c тем, что в Болдино Пушкин познакомился со сборником «Поэтические произведения Мильмана, Боульса, Вильсона и Барри Корнуолла», где был опубликован «The City of the Plague»» Дж. Вильсона (1785-1854), который послужил творческой основой трагедии Пушкина. Возможно, короткий отрывок из Вильсона, переведенный Пушкиным, стал толчком для возникновения всей творческой идеи, их особой поэтической структуры, на что указывает общая тематика, образность и, конечно, сжатость формы. Многие исследователи, (в частности А. А. Ахматова 5) связывают возникновение сюжетов и тем «Маленьких трагедий» с фактами личной биографии самого Пушкина. Зная художественный характер «Маленьких трагедий», можно сказать, что эта идея имеет под собой значительные основания и представляется весьма достоверной.
«Маленькие трагедии» Пушкина занимают значительное место, как в драматургии, так и в мировой литературе. Это произведение удивительно яркое, поэтичное и живое; множество философских, религиозных, и даже некоторых психологических мотивов нового времени создают в нем картину если не космического характера, то, по крайней мере, охватывающую весь внутренний мир человека, с его подсознательными эросом и танатосом. Множество внутренних связей, художественная структура, собственно, сама композиция и форма «Маленьких трагедий», превосходит в сложности многие произведения, даже созданные впоследствии мировой литературой. Творческие идеи Пушкина повлияли на многих русских писателей и философов и сыграли большую роль в создании и развитии современной культуры.


1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Коротко охарактеризуем основные положения более ранних исследований, которые будут приведены в данной работе.
В первую очередь, это великолепный, тщательный анализ «Каменного гостя» А. А.. Ахматовой (А. А. Ахматова «Каменный гость»), который является не только материалом для подробного изучения указанной выше трагедии, но и общих особенностей заимствования в произведении в целом. Здесь много говориться о глубине «Маленьких трагедий», о тонкостях, связанных с лирическими переживаниями самого автора. На примере сравнения Дона Жуана Мольера с Доном Гуаном, А. А. Ахматова делает вывод, что пушкинский герой ушел гораздо дальше в своем художественном развитии. Многие основополагающие психологические подробности (например, диалогичность образа Дона Гуана), которые впоследствии будут использованы и переложены многими авторами, были озвучены именно в этом исследовании.
Некоторые важные для нас особенности художественного замысла «Маленьких трагедий» отражены в статье ««Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории: (Судьба личности - судьба культуры)» Н. В. Беляка и М. Н. Виролайнена. В этом довольно масштабном труде, произведение Пушкина рассматривается как художественное пространство, в котором запечатлен временной срез, охватывающий различные культуры и выраженный в виде литературного синтеза. Центральное много место в работе отводиться внутренней форме «Маленьких трагедий», сюжетным деталям, раскрытию философской темы произведения.
Б. В. Томашевский (««Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер») рассматривает «Маленькие трагедии» через призму драматических произведений Мольера, важнейшего источника «Каменного гостя» и «Скупого рыцаря», причем рассматривает как творческое соревнование Пушкина с Мольером. Интересно, что Томашевскому удается привести убедительные доказательства в пользу того, что Пушкин существенно дополнил образы и идеи французского драматурга.
Все, что касается драматургической основы «Маленьких трагедий» и некоторых других вопросах теоретического характера, представлено в статье С. М. Бонди «Драматургия Пушкина»; об источниках трагедий подробно рассказано у В. М. Жирмунского в статье «Пушкин и западные литературы». Прочие авторы незначительно затрагивают данную проблему в своих исследованиях.
2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ»

2.1 «СКУПОЙ РЫЦАРЬ»

Сюжет трагедии, прежде всего, восходит к классической литературной традиции, принадлежащей еще Плавту (III-II в. до н. э.), традиции изображения скупости и злоключений героя, отягощенного этим пороком. В европейской литературе существует множество вариаций этого известного сюжета, например у «Венецианском купце» Уильям........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пушкин А.С. Собрание сочинений в одном томе. - М.; Художественная литература, 1984.

Мольер. Пьесы (пер. В. Лихачева). - М.; Олимп / ООО Издательство АСТ, 2000. - (Школа классики).

Ахматова А. А. "Каменный гость" Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - Т. 2. - С. 185-195.

Ахматова А. А. "Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - [Вып.] 1. - С. 91-114.

Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. "Там есть один мотив...": ("Тарар" Бомарше в "Моцарте и Сальери" Пушкина) // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. - Вып. 23. - С. 32-46.

Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. "Маленькие трагедии" как культурный эпос новоевропейской истории: (Судьба личности - судьба культуры) // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1991. - Т. 14. - С. 73-96.

Беляк Н. В., Виролайнен М. Н. "Моцарт и Сальери": Структура и сюжет // Пушкин: Исследования и материалы / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - СПб.: Наука, 1995. - Т. 15. - С. 109-121.

Бонди С. М. Драматургия Пушкина // Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. - М.: Худож. лит., 1978. - С. 169-241.
Булгаков С. "Моцарт и Сальери" //Пушкин в русской философской критике. - М.; Книга, 1990.
Гаспаров Б. М. "Ты, Моцарт, недостоин сам себя" // Временник Пушкинской комиссии, 1974 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. - С. 115-122.

Жирмунский В. М. Пушкин и западные литературы // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - [Вып.] 3. - С. 66-103.
Лесскис Г.А. "Каменный гость" (традиция гедонизма) //Пушкин. Исследования и материалы. T.13. Л.; Наука, 1989. - C.134 -145.
Лотман Ю. М. Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год) // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; "Евгений Онегин": Комментарий. - СПб.: Искусство-СПБ, 1995. - С. 300-316.

Осповат Л. С. "Каменный гость" как опыт диалогизации творческого сознания // Пушкин: Исследования и материалы / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - СПб.: Наука, 1995. - Т. 15. - С. 25-59.

Серман И. З. Один из источников "Моцарта и Сальери" // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - Т. 2. - С. 390.
Степанов В.П. Литературные реминисценции у Пушкина //Временник пушкинской комиссии. - Л.;1974
Томашевский Б. В. "Маленькие трагедии" Пушкина и Мольер // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - [Вып.] 1. - С. 115-133.

Яковлев. Н. В. Об источниках "Пира во время чумы" // Пушкинист, IV., 1923. - С. 93-170





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.