На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 78767


Наименование:


Курсовик Теоретико-правовые основы социально-педагогической деятельности в коррекционной образовательной учреждении

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Социология. Добавлен: 22.05.2014. Сдан: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................3
Глава I. Теоретико-правовые основы социально-педагогической деятельности в коррекционной образовательной учреждении.............................6
1.1. Нормативно правовые основы коррекционных образовательных учреждении..................................................................................................................6
1.2. Дети с ограниченными возможностями здоровье как объект социально-педагогической деятельности................................................................12
Глава II. Опыт социально-педагогической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях.................................................................................17
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях в России.................................................................17
2.2. Опыт зарубежных стран социально-педагогической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях.....................................................22
Заключение.......................................................................................................29
Список использованной литературы..............................................................31
Введение

Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающегося обучения. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Семья в целом в настоящее время испытывает кризис, а ведь ценностные нормы и правила, любовь, забота, сочувствие, ответственность взращиваются именно в семье. Работа с проблемной семьей - приоритетное направление в деятельности социального педагога.
Сфера деятельности социального педагога - социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение.
Надо признать, что в современной России существует социальное дно. При этом не все определяется материальным благополучием. Большую роль здесь играет потеря ценностных ориентаций. Среда склоняет конформных ее представителей быстро решить свои проблемы различными асоциальными, порой просто преступными методами. На социальное дно попадают целые слои населения: инвалиды, матери-одиночки, беженцы, безработные, многодетные.
Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества.
Объект исследования: процесс воспитания в коррекционных образовательных учреждениях.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях.
Целью работы выступает изучение опыта социально-педагогической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях, оптимизация деятельности социальных педагогов.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
• Рассмотреть нормативные правовые основы коррекционных образовательных учреждений;
• Выявить проблему детей с ограниченными возможностями здоровья как объекта социально-педагогической деятельности;
• Изучить опыт социально-педагогической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях в России;
• Проанализировать опыт социально-педагогической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях за рубежом.
Методом работы является изучение научной и учебной литературы по проблеме. Структура работы состоит из введения, двух глав (по две параграфа в каждой), заключения и списка литературы.
Таким образом, адаптация и подготовка детей к жизни в постоянно меняющемся и нестабильном мире, вызывает у коррекционной школы большие трудности, одной из причин которых является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников, их социальный статус, готовность к вхождению в окружающую социальную среду.

























Глава I. Теоретико-правовые основы социально-педагогической деятельности в коррекционной образовательной учреждении
1.1. Нормативно правовые основы коррекционных образовательных учреждении
Концепция ФГОС обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
• содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
• образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися,так и в отдельных классах,группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
• государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
• общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися;
• под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
• при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература;
• особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Концепция согласуется с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации»
Обучающие имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально- педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-педагогической коррекции.
Согласно пп. 8 п. 3 ст. 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние из здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Согласно п. 9 ст. 58 той же статьи обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Статьей 60 регулируется порядок выдачи документов об образовании. Лицам с ограниченными возможностями здоровья ( с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п. 1 ст. 111 приведенные выше положения вступили в силу с 1 сентября 2013г.

1 Федеральный закон « О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012
2 Закон РФ « Об образовании», ст. 12.6
3 Закон РФ « Об образовании», ст.5
4.Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
В настоящее время в РФ насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучается более 280 тысяч школьников. Более 125 тысяч детей дошкольного возраста с проблемами развития воспитываются в специальных детских садах и специализированных группах дошкольных образовательных учреждений. В г.Саратове на 1.01.2001г. в специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах находилось около тысячи детей с умственной отсталостью.
Кроме того, получили распространение, создаваемые с 1981г. при массовых школах классы для детей с задержкой психического развития (свыше 135 тысяч детей по РФ), компенсирующего обучения (более 210 тысяч детей по РФ).
Сферу коррекционной педагогики и специальной психологии дополняют логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах и детских образовательных учреждениях, а также различные консультационные и тренинговые центры. Положительным моментом является отсутствие выраженных практик социокультурной изоляции нетипичных детей от других членов общества, обычных детей, наличие у людей с проблемами всех конституционных прав, возможности интегрированного обучения.
Также в РФ ведется работа по профилактике отклонений развития в детском возрасте. Она осложнена материальными и социально-бытовыми трудностями, снижением культурного уровня родителей, не всегда высоким качеством медицинской помощи, отсутствием целенаправленной реализации комплексных программ абилитации и реабилитации нетипичных детей в условиях семьи.
Закон предусматривает вариативность видов образования для детей с отклонениями в психофизическом развитии: интегрированное обучение, обучение в специальном образовательном коррекционном учреждении, обучение на дому, с последующей аттестацией и при ее успешности - возмещение затраченных на обучение денежных средств. Это дает родителям возможность выбирать типы образовательных учреждений и программу, по которой будет заниматься ребенок. В процессе обучения ребенка в школе родители могут принимать участие наравне со специалистами в разработке и корректировке индивидуальной программы педагогической реабилитации для их ребенка. Ст. 13 Закона закрепляет право лица с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в образовательном учреждении общего назначения пользоваться во время занятий услугами помощника.
Кроме того, родители получают право присутствовать при работе психолого-медико-педагогической комиссии, не соглашаться с диагнозом и обжаловать решение ПМПК в суде. При этом назначается независимая экспертиза, и родители ребенка с ограниченными возможностями имеют право выбора экспертов. Рассмотрен вопрос доставки детей в учреждение за счет государства (например, на автобусе). Родители имеют право внеконкурсного поступления в высшее учебное заведение на специальность, соответствующую профилю заболевания их ребенка. При поступлении ребенка с ограниченными возможностями в высшее учебное заведение на специальность, "близкую" его нарушению (диагнозу) конкурс для него отменяется.
Выявление причин, осложняющих обучение, и оказание диагностико-консультативной помощи родителям и педагогам призваны осуществлять специалисты постоянно действующих межведомственных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), функционирование которых регламентировано соответствующим Постановлением правительства РФ (1233 от 8.12.90 г.). Типовое положение о ПМПК утверждено коллегией Министерства образования РФ от 12.4.95 г.
Таким образом, вышеизложенные законы и нормативные правовые акты регулируют и защищают права ребенка, социального педагога и семьи в целом. Перечисленные законы Российской Федерации имеют основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционной направленности. Знание нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты детей с отклонениями в развитии является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы социальных педагогов. С расширением масштабов социально-педагогической деятельности в современном обществе развивается и ее законодательная база. Более подробно мы остановимся на рассмотрении трех федеральных законов, имеющих наиболее важное значение для специалистов, занимающихся проблемами защиты и реализации личностных прав детей и взрослых с особыми потребностями.





1.2. Дети с ограниченными возможностями здоровье как объект социально-педагогической деятельности

Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Социальная поддержка таких семей — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Родители в подобных семьях испытывают воздействие многообразных негативных факторов, которые можно обозначить как семейный стресс. Семейный стресс может носить неожиданный и/или хронический характер, но всегда создает напряженность внутри семейной группы, что нарушает ее устойчивость. Социальное нездоровье такой семьи требует дополнительных видов социально-педагогической деятельности, направленных на помощь родителям. Это социальная реабилитация и социальная интеграция семьи, т. е. восстановление ее социального статуса.
В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:
• дети-инвалиды,
• дети-сироты,
• дети-правонарушители,
• дети группы риска,
• та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.
Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.
Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.
Специализация социального педагога определяется
• по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образования…);
• по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами…);
• или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительный…).
За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.
Объектом социально-педагогической деятельности в системе комплексной поддержки средствами специального образования являются несколько категорий людей, находящихся в особо трудных условиях жизнедеятельности ввиду врожденных или приобретенных нарушений психофизического и интеллектуального развития. Среди них в особую группу выделяются дети со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально- волевой сфер, что неизбежно ограничивает индивидуальные возможности жизнедеятельности, социализации, обучения и полноценной жизни в обществе.
В международных юридических документах эта категория детей обозначается общепринятыми терминами: «disabled» (англ.), «handicapе»( фр.), «personas con discacidad» (исп.), « behinderte» (нем.), «инвалид» (рус.). Этими же терминами обозначается правовой статус человека со стойкими нарушениями здоровья в официальных законодательных актах разных стран мира.
Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения по профилактике инвалидности и реабилитации разработал Международную классификацию дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, в которой дифференцируются некоторые понятия, являющиеся основополагающими для характеристики данного объекта социально-педагогической деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
«Дефект- постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции или отклонении ее.
Инвалидность- любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.
Нетрудоспособность- ограниченность конкретного индивидуума, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной и зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов».
Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты прав людей этой категории, пришла к единодушному выводу о необходимости использования данных терминов, поскольку она глубоко и научно определяют способности человека, отличные от нормальных, и не привносят уничижительного смысла в эти обозначения.
Определение социально-правового статуса человека с инвалидностью получает развитие и уточнение в правовых документах на уровне государственного законодательства разных стран. Так, Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов»(от 24.11.1995г.)
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Образование и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, интеграцией, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению.




Подать заявку на покупку Курсовик по Социорогии

Ваше предложение по стоимости за работу: