На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исторические аспекты становления городского самоуправления в России.Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 22.5.2014. Сдан: 2010. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:

Введение
Глава 1. Исторические аспекты становления городского самоуправления в России……………………………………………………………………………...8
1.1. Городское самоуправление в дореволюционной России………………….8
1.2. Государственная власть и управление в городах в советский период…..15
Глава 2. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………….29
2.1. Конституционно - правовые основы городского самоуправления…….29
2.2. Полномочия городского самоуправления…………………………………34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников и литературы…………………………...43

Введение

Актуальность темы исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.
Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Кроме того, она закрепила важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.
Конституционные положения нашли свое дальнейшее развитие в Федеральном законе 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Именно с его принятием начались формирование правовой основы становления и нормативного регулирования института местного самоуправления и его органов, а также работа по их реализации.
Сегодня крупные города, их представительная и исполнительная власть воспринимаются как политические и экономические конкуренты властей субъектов Федерации. Во многих регионах между этими двумя уровнями власти идет непримиримая борьба. Городское самоуправление в этой ситуации оказывается фактически единственной преградой на пути "подавления городов".
В связи со сказанным представляется весьма актуальным изучение вопросов городского самоуправления. Это предопределяется, в частности, и тем, что именно в городах в настоящее время проживает большинство населения России, сосредоточена большая часть производственно-экономического, культурного и научного потенциала. Следовательно, от состояния местного самоуправления в данных муниципальных образованиях зависит жизнь большей части граждан Российского государства,
Анализ законодательства субъектов РФ в местном самоуправлении, уставов городов, их реализации показывает своеобразие нормативного регулирования городского самоуправления, особенностей его осуществления на практике, которое уже достаточно обширно и разнообразно. Таким образом, исследование теоретических вопросов и практики нормативного регулирования и организации городского самоуправления представляет значительный научный интерес.
Рассмотрение соответствующих законодательных и уставных норм позволило показать устройство городского самоуправления в Российской Федерации, выявить его общие черты и особенности в отдельных городах. Анализу подверглись многие законы субъектов РФ, так или иначе обращенные к местному, в том числе городскому самоуправлению. Исследовались также различные нормативные акты органов городского самоуправления.
Проблемы, связанные со становлением института местного самоуправления в нашей стране, включая городское самоуправление, уходят корнями в прошлое, без изучения которого сложно их решать. В связи с этим представляет интерес исторический опыт земских учреждений и общественного управления в городах России, начиная со времен Петра I, при разрешении данными органами социальных проблем, удовлетворении потребностей населения, развития благоустройства городов. Актуальными представляются и организация работы местных, в первую очередь городских Советов в советский период нашей истории.
Таким образом, актуальность темы работы обусловлена: недостаточной теоретической разработанностью проблем городского самоуправления; важностью уяснения специфики городского самоуправления; потребностью совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность городского самоуправления.
Актуальность усиливается и тем, что результаты этой работы в виде научных рекомендаций и предложений могут быть использованы для правового обеспечения осуществляемой в стране реформы местного самоуправления.
Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей работы состоит в раскрытии места городского самоуправления в общей системе местного самоуправления в России, содержания городского самоуправления на основе анализа законодательства, а также практики соответствующих органов.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:
1) проследить становление и развитие городского самоуправления на основе изучения опыта общественного управления городов в дореволюционной России, городских Советов в советский период, специфику перехода к современному городскому самоуправлению в РФ;
2) рассмотреть конституционно-правовую основу городского самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства, законов о местном самоуправлении отдельных субъектов РФ и уставов городов;
раскрыть содержание городского самоуправления;
изучить полномочия городского самоуправления;

Методологическая основа исследования. В процессе работы были использованы исторический, сравнительно - правовой и технике - юридический методы научного познания, а также применен комплексный подход к рассмотрению изучаемых проблем.
Степень изученности проблемы. В литературе имеются отдельные труды, касающиеся данной темы. Однако специальных работ, в которых исследовалось бы в целом городское самоуправление, его становление и развитие, пока нет.
В общеисторической литературе в той или иной мере освещается история городского самоуправления в работах Н.А. Нардовой "Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX века" (1984), В.Д.
Калинина "Из истории городского самоуправления в России (17- начало 20 века)" (1994), Л.Е. Лаптевой "Земские учреждения в России" (1996) и некоторых других.
Можно воспользоваться делением отечественной литературы по местному самоуправлению на три группы: дореволюционная литература, литература советского периода и современные работы.
Дореволюционная литература достаточно богатая и охватывает широкий круг вопросов по местному самоуправлению. Так, деятельность земских и городских органов общественного управления рассматривалась в работах российских ученых и государственных деятелей: В.П. Безобразова, А.В. Васильчикова, А.Д. Градовского, А.В. Дамашке, А.В. Ельчанинова, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, С.А. Приклонского, В.О. Тотомианца и др. Их работы представляют большой научный и практический интерес и в настоящее время, так как в них уделяется значительное внимание изучению и решению проблем местного самоуправления, которые не утратили своей актуальности и сегодня.
В советское время проблемы местного самоуправления изучались в основном в аспекте советской государственности, в силу того, что идея местного самоуправления связывалась с Советами, которые являлись органами государственной власти на местах, а рядом ученых характеризовались также и как органы общественного (народного) самоуправления. В работах ученых - юристов С.А. Авакьяна, А.А. Аскерова, Г.В. Барабашева, В.И. Васильева, Б.Н. Габричидзе, Л.А. Григоряна, В.Ф. Котока, М.А. Краснова, В А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, А. И. Лепешкина, В.А. Пертцика, МИ. Пискотина, А.Я. Сливы, Ю.А. Тихомирова, К.Ф. Шеремета и ряда других рассматривались вопросы организации и деятельности местных органов власти.
С началом муниципальной реформы в 80-х - 90-х годах отмечается повышенный научный интерес к местному самоуправлению. В трудах таких ученых - государствоведов, как С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, В.И. Васильев, М.А. Краснов, В.А. Кряжков, О.Е. Кутафин, Н.В. Постовой, А.Я. Слива, ЮЛ. Тихомиров, В.А. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др. рассматривались проблемы самоуправленческого характера статуса и компетенции органов местной власти. Эти ученые способствовали формированию отрасли современного муниципального права России. Однако в их трудах рассматривались лишь отдельные аспекты городского самоуправления.
Хотя сейчас имеется большое количество работ по местному самоуправлению, городское самоуправление остается еще мало изученным. До сих пор нет специального монографического исследования, в той или иной мере охватывающего комплекс вопросов, связанных с городским самоуправлением. Вопросам городского самоуправления посвящено несколько журнальных статей; кроме того, имеется несколько диссертационных исследований, в той или иной мере, касающихся городского самоуправления. Все это также повлияло на выбор темы исследования и особенно обусловило при подготовке данной работы использование нормативно - правового материала ряда городов Российской Федерации.
Глава 1. Исторические аспекты становления городского
самоуправления в России

1.1. Городское самоуправление в дореволюционной России

Городское самоуправление нельзя изучать, не рассмотрев эту тему в общих чертах и не зная истории развития народа. Настоящая глава посвящена становлению городского самоуправления в России, начиная с середины XIX века (хотя зачатки земского и городского самоуправлении мы встречаем и на более ранних этапах исторического развития российской государственности) и до наших дней. В рамках данной работы невозможно осветить все вопросы, связаннее с этой темой, поэтому в параграфе будут рассмотрены законодательные акты из истории городского самоуправления в России, в частности, Городовые положения 1870 г., 1890 г., 1892 г., Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г., определявшие организацию городскою общественною управления и круг eгo ведения, акты Временного правительства (1917 г.).
Необходимо отметить, что вместо термина "самоуправление" в законодательстве того времени использовался термин "общественное управление", под которым понималось выполнение обществом (общественными силами) препорученных ему государством задач, не более того. Как отмечают исследователи, при такой трактовке не так режет глаз и беспрецедентный административный контроль за этими учреждениями. И все же это было само управление, что подтверждается и порядком их образования, и тем широким кругом вопросов, которые пытались решать и успешно решали земские и городские учреждения.
Городское общественное управление отличается от сельского по общепринятом понятиям о городе и селе, эти две среды общественного быта признаются различными и уподобление им вовсе не допускается. Согласно Л.А. Велихову: "Город, какой бы он ни был, не может управляться такими же порядками, как село, у городских обывателей предполагаются совершенно другие интересы, чем у сельских, а именно торговля и промыслы, между тем как последние исключительно заняты земледелием". На этом основании в законодательстве России было проведено разграничение между городским и сельским обществами.
Города были выделены в особые единицы управления Петром I, который применил к ним начала самоуправления. В целях оказания содействия развитию промышленности и торговли он изменил систему городского управления, введя выборный элемент в органы управления. Однако, реальной власти выборные должностные лица не получили. Они только стали дополнением административного аппарата управления, обеспечивающего сбор подушной подати и других видов поборов с посадского населения, поставку рекрутов, выполнение государственных служб и повинностей. Городское управление с элементами самоуправления носило, так же как и дворянское, скорее сословный характер, а не территориальный. Оно было призвано удовлетворять общие интересы сословия, а не местности. В течение XVIII века созданные Петром I городские учреждения были полностью дезорганизованы.
Первая попытка установить в России городское самоуправление была сделана в Городовом положении 1785 г, по Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи Екатерины II, которая расширила и довольно подробно регламентировала организацию и деятельность органов городского самоуправления. Представители всех сословий, проживавших в городах и удовлетворявших имущественному и возрастному цензу, получили право выбирать органы городского самоуправления, которые, тем не менее были поставлены под контроль администрации. В силу того, что органы городского самоуправления не обладали достаточной самостоятельностью, реальная власть в городе принадлежала администрации, а они ведали в основном второстепенными вопросами, такими как благоустройство, продовольствие, санитарное состояние, развитие торговли и промышленности. Причем решение этих вопросов требовало, как правило, согласования с органами местной администрации и проходило под их контролем. Хозяйственная деятельность органов самоуправления не обеспечивалась достаточными финансовыми средствами. И, тем не менее, несмотря на все недостатки установленного общественного городского управления нельзя не отметить в нем "всесословности" активного избирательного права.
Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга, принятое в 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает избирательный ценз и еще более усиливает правительственную опеку. Оно не обеспечило органам городского самоуправления действительной самостоятельности по отношению к центральной администрации, т.к. их деятельность жестко контролировалась администрацией.
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская и городская реформы Александра II, которые преследовали две цели: децентрализацию управления и развитие начал местного самоуправления в России.
В середине XIX века началась подготовка общей реформы городского самоуправления во всех городах России. Недостатки городского управления довольно сильно ощущались на местах, поэтому Министерство внутренних дел в ответ на ходатайство городов о введении нового городового положения в 1862 г. приступило к подготовке городской реформы. Она имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими финансовую и торговую буржуазию. Разработка проекта нового городового положения затянулась на 8 лет. Для изучения местных особенностей и экономического положения были образованы в городах России особые комиссии из владельцев недвижимого имущества (являвшихся депутатами сословий), которые собрали обширный исторический, статистический и бытовой материал и высказали предложения по поводу будущего закона.
Принципы организации городского самоуправления, которые определило Городовое положение от 16 июня 1870 г., были основаны на опыте земского самоуправления. Как известно, в России в течение полувека местное самоуправление действовало в виде земств, поэтому здесь целесообразно рассмотреть, в чем же заключалась суть земской реформы.
В марте 1859 г. специальная комиссия, созданная при Министерстве внутренних дел, пришла к выводу о необходимости передать ведение местных дел выборным учреждениям. 1 января 1864 г. Положение о губернских и уездных земских учреждениях было утверждено Александром II.
Главным вопросом стало отграничение местных дел от политических и общегосударственных проблем. Согласно Положению 1864 г. земства являлись всесословными учреждениями и основывались на принципах выборности всех гласных, зависимости избирательного права от имущественного ценза, формального равенства и сменяемости гласных. К решению вопросов местного хозяйства привлекались широкие слои населения: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян.
Кру деятельности земств был достаточно широк. По Положению 1864 г., они должны были заниматься "пользами и нуждами" губерний и уездов. Эта статья обычно тракту........


1. Нормативные акты

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№ 35, Ст. 3506.
3. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. с изменениями от 22 июня 1998 Г.//СЗРФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
4. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
5.Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления Российском Федерации" от 10 сентября 1997 г,//Российская газета от 30сентября f997 г.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ.1998. № 3f. Ст. 3823.
Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.
8.Конституция РСФСР 1918 г.
Конституция СССР 1936 г.
Конституция СССР 1977 г.
Конституция РСФСР 1978 г.
12..Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990г.//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267,
13.Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №29. Ст. 1011.
14.Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся" от 5 марта 1971 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12.
15.Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся"//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12. Ст. 132.
16.Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся"// Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12, Ст. 133.
17.Городовое положение 1785 Г.//ПСЗ. Собрание I. 1830. Т. 22. № 16187.
18.Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 Г.//ПСЗ.Собрание II. Т. 39. № 40458.
19.Городовое положение 1870 Г.//ПСЗ. Собрание II. Т. 45. Отделение I. №48498.
20.Городовое положение 1892г У/ПСЗ. Собрание III. 1895. Т. 12. № 8708.
21.Закон Временного правительства "О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях" от 15 апреля 1917г.//Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 1.Петроград, 1917.
22.Постановление Временного правительства "Об изменении действующих Положений об общественном управлении городов" от 9 июня 1917гУ/Сборник указов и постановлений Временного правительства. Выпуск № 2.Петроград, 1918,
23.Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа 1922 Г.//СУ РСФСР. 1922. № 10. Ст. 90.
24. Положение о городских Советах от 7 декабря 1925 г.//СУ РСФСР, 1925. №91. Ст. 662.
25. ФЗ РФ от 6.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
26. ФЗ РФ от 21.07.2007г № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
27. ФЗ РФ от 1.12.2006г № 198-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
28. ФЗ РФ от 15. 02.2006г № 24-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
29. ФЗ РФ от 18.07.2006г № 120-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
30. ФЗ РФ от 29.06.2005г № 69-ФЗ «О внесении изменений в ст. 80 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в ст. 83 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
31. ФЗ РФ от 18.04.2005г № 34-ФЗ «О внесении изменений в ст. 85 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
32. ФЗ РФ от 28.12.2004г № 186-ФЗ в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

2. Монографии и статьи

33. Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения.М., 1979.
34. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России//В сб.: Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М., 2004.
35. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового Закона//Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 1996. № 2.
36.Антонова Н.А. Правовые вопросы организационной деятельности представительных органов местного самоуправления в РФ.Дис.канд.юрид.науж. М., 2005.
37.Бабун Р. Готов ли народ к самоуправлению?//Российская Федерация. М.,1994, №17.
38.Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971,
39. Барабашев Г.В. Районный, городской Совет на современном этапе. М.,1975.
40. Барабашев Г.В. Принятие решений местными органами власти и управления. Мм 1983.
41.Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.
42.Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. КПСС и Советы народных депутатов. М.,1978.
43.Бланкенагель А. Местное самоуправление против государственного управления в РФ//Конституционное право: восточноевропейское обозрение.1997. № 1.
44.Болтенкова Л.Ф. Упразднение органов местного управления и создание Советов» М., 2006.
45.Бондарь Н.С., Зинченко СП. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности// Гос. И право. М. 1993, № 3.
46.Васильчиков А.В. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869.
47.Виноградов В.А. Местное самоуправление. Российский вариант: научно -аналитический обзор. М., 2005.
48.Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. Екатеринбург, 2006.
49. Габричидзе Б.Н. Материал к лекции на тему: "XXIII съезд КПСС о повышении роли Советов депутатов трудящихся в коммунистическом строительстве". М., 1967.
50.Габричидзе Б.Н. Городской Совет депутатов трудящихся. М., 1968.
51.Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 2000.
52. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России//Государство и право. 1996. № 2.
53. Закон от 27.12.2006г О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области государственными полномочиями по созданию административных комиссий»
54. Закон от 27.12.2006г«О внесении дополнений в Закон «О системе исполнительных органов гос.власти Оренбургской области»
55. «Компетенция органов местного самоуправления Оренбурга». Оренбург., Книж.издат. 2001
56. «Организация правовой работы в органах местного самоуправления ш. Оренбурга» Оренбург., Оренбургское книж.издат. 2000
57. «Местное самоуправление в Оренбурге» Оренбургское книж.издат.2004
58. Справочник основных понятий по вопросам местного самоуправления». Оренбург.ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис».2002
59. Городское управление. М., 2005
60. «Предметы ведения и полномочия местного самоуправления в РФ». Сб. Федерального законодательства.М., Юрид.лит. 2002



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.