На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Совершенствование управления инновационной деятельностью в птицеводстве Удмуртской Республики

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 25.5.2014. Сдан: 2013. Страниц: 130. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание

Введение
I Теоретические основы инновационной деятельности в птицеводческой отрасли……………… 9
1.1 Сущность инновационного управления. Нормативно-правовое и методическое регулирование инновационной деятельности в АПК… 9
1.2 Направления и организационные формы развития инновационных процессов в птицеводстве……………………………………………… 20
1.3 Методы определения эффективности инновационной деятельности в птицеводстве……………………………………………………………. 30
II Состояние инновационной деятельности в птицеводстве Удмуртской Республики…………………. 48
2.1 Современное состояние отрасли и роль инноваций в ее развитии….. 48
2.2 Оценка научно-технического и инновационного потенциала отрасли…………………………………………………………………… 58
2.3 Эффективность инновационной деятельности в птицеводстве республики………………………………………………………………. 76
III Совершенствование управления инновационной деятельностью в птицеводстве Удмуртской Республики………………………………………………………….. 86
3.1 Приоритетные направления совершенствования управления инновациями…………………………………………………………….. 86
3.2 Экономическая эффективность применения информационных технологий в совершенствовании каналов сбыта …………………….. 94
3.3 Экономическая эффективность применения инноваций в области упаковки и первичной обработки продукции………………………..... 108
3.3.1 Глубокая переработка яичной продукции……………………………... 108
3.3.2 Индивидуальная термо-упаковка для яйца…………………………….. 114
3.3.3 Экономическая эффективность применения инновационных решений в совершенствовании системы маркетинга организации….. 118
выводы и предложения
Список литературы
Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в повышенных требованиях к управлению организациями. Это обусловлено недостаточной глубиной проработки основных проблем инновационного развития отраслей народного хозяйства и отсутствием системного подхода к осуществляемым в этом направлении мерам.
Поиск возможностей интенсивного использования новых источников экономического роста в сложившейся ситуации выходит на первый план. Активизация инновационной деятельности организаций, необходимая для постоянного обновления технической и технологической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции является важнейшим из них. В соответствии с мировым опытом, все промышленно развитые страны, приоритетным направлением развития которых являются инновации, занимают передовые позиции по всем показателям социально-экономического развития.
В России инновационная деятельность не оказывает значительного влияния на развитие производства, экономическая значимость нововведений достаточно мала, сильно растянуты сроки производственного освоения различных новшеств.
В равной мере все сказанное относится и к отрасли птицеводства. Инновационный процесс в настоящее время в птицеводстве значительно отстает от требований рынка. Маркетинг и управление производством совершенствуются очень медленно. Отрасль теряет высококвалифицированные кадры.
В основе рыночных стратегий, направленных на поддержку конкурентоспособности продукции, находится инновационная деятельность. Новые возможности в данном направлении открывает использование современного маркетинга, становящегося все более значимым инструментом в практической деятельности субъектов экономики.
Соединение маркетинга и инновационного процесса должно облегчить решение задач как финансово-экономической, так и конкурентной устойчивости. В связи с чем, велика потребность в формировании стратегии, включающей инновационный процесс как основное звено стратегического маркетинга.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические проблемы взаимосвязи развития экономики и инновационной деятельности были рассмотрены в трудах известных ученых-экономистов Ф. Валенты, Д. Аллена, Ла Пьерре, Д. Милля, И. Шумпетера, С. Кузнеца, К. Маркса и других. Они стали основоположниками инновационно-инвестиционной теории воспроизводства. Взаимосвязи маркетинга, его инновационной ориентации отражены в работах таких ученых, как А.Г. Абрамишвили, И. Ансофф, A.A. Браверман, И.Н. Герчикова, П.С. Завьялов, Ф. Котлер.
Большой вклад в разработку теории инноваций и научно-технического прогресса внесли российские ученые С.Ю. Глазьев, В.Н. Архангельский, Л.И. Лапина, Л.М. Гатовский, А.Г. Поршнев, Д.С. Львов, Ю.В. Яременко, Ю.В. Яковец, В.И. Тарасов, и другие. Для исследования проблем развития отрасли птицеводства использовались научные труды В.Фисинина, В.Г.Леонидова, Р.Н.Муртазаевой, Г.Нерубенко, Н.В.Денина и др.
В недостаточном объеме представлены проблемные публикации по обеспечению инновационной направленности маркетинговых стратегий в условиях переходного периода. Достаточно слабо изучена инновационная составляющая процесса адаптации производственных звеньев промышленного птицеводства к изменениям рыночной среды.
Цель исследования заключается в решении важной народнохозяйственной задачи: в разработке механизмов инновационного менеджмента в условиях рынка на примере отрасли яичного птицеводства Удмуртской Республики.
Данная цель достигается путем решения следующих конкретных задач: исследование общих закономерностей взаимосвязи инновационного менеджмента с динамикой изменений в экономике и потенциалом инновационной деятельности организации применительно к отрасли птицеводства; обоснование условий и факторов, влияющих на успешное функционирование системы маркетинга в ООО «Птицефабрика «Вараксино»; обоснование критериев выбора и внедрения эффективных инновационно-маркетинговых стратегий развития ООО «Птицефабрика «Вараксино», разрабатываемых для обеспечения его конкурентоспособности; разработка оптимальной схемы управления процессом сбыта яичной продукции ООО «Птицефабрика «Вараксино»; создание маркетинговых, организационных и инвестиционных предпосылок для выхода на рынки сбыта продукции «Птицефабрика «Вараксино» в других регионах страны; разработка научно-практических рекомендаций по внедрению инновационно-маркетинговых стратегий в промышленном птицеводстве.
Решение этих задач позволит усовершенствовать процесс управления производством на базе использования инновационных разработок, повысить экономическую эффективность функционирования отрасли птицеводства Удмуртской Республики.
Объектом исследования являются птицефабрики яичного направления Удмуртской Республики.
Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе инновационного менеджмента в условиях развития рынка яичной продукции региона.
Теоретической и методологической базой анализа служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области инновационного маркетинга и менеджмента, материалы научных конференций и семинаров, аналитическо-информационные обзоры ООО «КОМОС ГРУПП», статистические данные, показатели финансово-экономической и производственно-сбытовой деятельности ООО «Птицефабрика «Вараксино».
В ходе исследования были использованы: методы логического, статистического, экономического и исторического анализа и синтеза.
Научную новизну содержат следующие результаты исследования: решена важная задача - разработаны механизмы инновационного менеджмента в условиях развития рынка продукции птицеводства республики, в частности: доказано, что при современном уровне конкуренции на рынке яичной продукции успешная стратегия развития организаций возможна только на инновационной основе, в рамках инновационного менеджмента, который следует понимать как инновационно-маркетинговый менеджмент - вид управления, определяющий приоритетные направления научно-технической, производственной и маркетинговой деятельности, касающейся внедрения новых технологий и усовершенствования выпускаемой продукции. Выявлены тенденции развития лидера яичного птицеводства республики - ООО «Птицефабрика «Вараксино», подтверждающие необходимость разработки стратегии развития отрасли, ориентированной на решение основной задачи: удовлетворение потребностей населения республики в инновационных продуктах питания; разработаны предложения по внедрению инновационных продуктов, позволяющие целенаправленно управлять всеми стадиями инновационного цикла. При этом обоснована целесообразность создания вкладки сайта - интернет-магазина для реализации продукции организации без участия посредников; на основе расчетов по стоимостным секторам спроса доказана возможность расширения ассортимента продукции за счет модернизации упаковки и современного метода переработки яйца.
В качестве необходимой составляющей методики выбора инновационной стратегии рекомендовано оперативно оценивать связанные с нею риски конкурентной позиции. Выявлено, что конкурентные преимущества в отрасли вытекают из улучшений, новшеств и перемен, включающих в себя новые технологии, изменения в упаковке и потребительских качествах изделия и в подходах к маркетингу, т.е. любые виды деятельности в цепочке создания ценностей. Рекомендовано использовать в качестве определяющего критерия успешность стратегии конкурентоспособных нововведений. В основе оценки конкурентоспособности лежит осознанная и приемлемая для данного рынка потребность; установлено, что для отечественного промышленного птицеводства основным средством конкуренции является использование технологических возможностей, определяемых главным образом внутренними параметрами организации. Выделены зоны стратегических технологий, выявлены технологические факторы их успеха, рекомендован список инновационных разработок, наиболее приемлемых для организации; разработаны целенаправленные инновационно-маркетинговые стратегии, способы выхода организации на его конкретный сегмент, организации системы товаропродвижения и сбыта. В контексте программы маркетинга организации аргументировано предложение внедрения нового канала сбыта. Доказана экономическая целесообразность внедрения новых видов упаковки, способов переработки и сбыта, производства новой продукции с целью экспорта.
Практическая значимость работы. В исследовании обобщен опыт разработки и реализации нового типа маркетинговых стратегий для птицеводства республики, базирующихся на использовании инноваций. Выводы о формировании инновационно-маркетинговой стратегии доведены до конкретных рекомендаций и могут быть использованы в практической деятельности ООО «Птицефабрика «Вараксино».
Логика и структура работы. Логика и цель исследования определяют структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


I Теоретические основы инновационной деятельности в птицеводческой отрасли

1.1. Сущность инновационного управления. Нормативно-правовое и методическое регулирование инновационной деятельности в АПК.

Инновационное управление сравнительно новое понятие для России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного управления [7].
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента распространения новшество становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации) [1].
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новаций, инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
• обладать новизной;
• удовлетворять рыночному спросу;
• приносить прибыль производителю [30].
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество - технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза - это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями [25].
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций [31].
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
- продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
- процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.
Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:
- воспроизводственную
- инвестиционную
- стимулирующую
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса и может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности, что и составляет содержание воспроизводственной функции инновации.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.), что составляет содержание стимулирующей функции инновации [27].
Традиционно научно-техническая политика в России всегда рассматривалась как основа экономического роста страны, поэтому значительная часть правового массива и научных исследований посвящалась вопросам внедрения достижений науки и техники и ускорению научно-технического прогресса. Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала агропромышленного комплекса страны порождало выборочный характер регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.
Правовое регулирование инновационного управления в АПК в настоящее время отсутствует. Меры государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий практически не реализуются.
Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов.
Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий. Ранее в условиях нерыночных отношений в экономике России инновационными процессами централизованно управляли административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров. Рыночная экономика усиливает технологическую конкуренцию, приводит к банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, и обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.
Сейчас Россия находится на перепутье: пойти по пути сырьевого придатка мирового сообщества или по пути технологически развитых экономик? Разумеется, второй путь более предпочтителен, но требует больших усилий от всех хозяйствующих субъектов страны. Все зависит от того, будет ли в ближайшее время в стране сформирован эффективный рынок инноваций. Пока же он настолько не зрелый, что говорить о какой либо его эффективности не приходится. Поэтому в настоящее время имеется настоятельная необходимость создания научно практических основ деятельности инновационной политики. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей. Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций.
Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные сельскохозяйственные производства, в том числе ориентированные на экспорт.
Основными функциями государства в лице своих органов в сфере инноваций являются: стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; страхование инновационных рисков; аккумулирование средств на научные исследования и инвестиции в инновации; координация инновационной деятельности; Создание правовой базы для обеспечения защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности инноватора и всей страны в целом, а также для регулирования инновационной деятельности в целом; подготовка кадров для развития и функционирования инновационной деятельности; формирование необходимой инфраструктуры в стране; направление инновационной деятельности в соответствии с социальными и экологическими аспектами; повышение статуса инновационной деятельности в обществе и др. Многие западные ученые формулировали основные формы государственной поддержки инновационной деятельности так: прямое финансирование; предоставление беспроцентных банковских ссуд индивидуальным изобретателям, а также малым предприятиям, которые занимаются внедрением инноваций; создание фондов поддержки, которые будут пользоваться значительными льготами; снижение государственных пошлин в области инноваций; различные виды отсрочек по уплате пошлин и налогов; разрешение на ускорение амортизации оборудования; создание технополисов и технопарков и т.п. [17].
На территории Российской Федерации и Удмуртской Республики приняты и действуют следующие нормативные правовые акты, регулирующие инновационную деятельность в сфере АПК:
- Комплексная программа участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. N 1806-р) регулирует использование возможностей международного сотрудничества для укрепления российского научно-технического потенциала и подготовки квалифицированных кадров в областях, представляющих особый интерес для инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации; одной из задач программы является активизация сотрудничества в области развития и обмена сельскохозяйственными технологиями и инновациями.
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717), одной из задач программы является стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса; в рамках программы предусмотрено финансирование на обновление парка сельскохозяйственной техники, реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе (в том числе развитие социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения), развитие биотехнологии.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р), в рамках которой проводятся мероприятия, нацеленные на инновационное развитие агропромышленного комплекса.
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. N 1)). Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 1172 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области государственной поддержки инновационной деятельности», в целях государственной поддержки инновационной деятельности Министерством сельского хозяйства РФ осуществляется предоставление информационной поддержки; предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации; формирование спроса на инновационную продукцию; финансовое обеспечение; реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации; поддержка экспорта; обеспечение инфраструктуры.
- Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утверждены Минэкономразвития РФ от 26 декабря 2008 г. N 20615-ак/д19), регулируют формирование процессных кластеров, которые образуются предприятиями, относящимися к сельскому хозяйству.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК 477) содержат описание методов расчета эффективности инвестиционных проектов.
- Серия стандартов ISO 22000, ИСО 9000 регулирует качество выпускаемых продуктов питания.
- Закон УР «О развитии сельского хозяйства в УР» (Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 21 июня 2011 г. N 615 IV) регулирует виды государственной поддержки в области развития инновационной деятельности и научных исследований в области сельского хозяйства.
- Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» (утверждена постановлением Правительства УР от 6 июля 2009 г. N 182) нацелена на Формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей Удмуртскую Республику наукоемкими разработками (привлеченными, созданными в сотрудничестве с российскими и иностранными научно-исследовательскими организациями, и собственными), направленными на технологическую модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.
- Распоряжение Правительства УР от 9 апреля 2012 г. N 274-р «О развитии инновационных территориальных кластеров в Удмуртской Республике», предусматривает создание межведомственной рабочей группы по развитию инновационных территориальных кластеров в Удмуртской Республике.

1.2 Направления и организационные формы развития инновационных процессов в птицеводстве

Птицеводство - наиболее восприимчивая к нововведениям отрасль и только на их основе возможно в условиях развития агробизнеса решать вопросы интенсификации предприятия. Поэтому, одной из наиболее важных предпосылок для эффективного развития отрасли являются научно-технические факторы. Следует подчеркнуть, что только благодаря НТП стала возможной интенсификация и индустриализация птицеводства. Вспомним, например, как на заре ХХ века настоящую революцию в мировом птицеводстве вызвала искусственная инкубация яиц, начало которой было положено в США и Канаде. Это событие было первым шагом к индустриализации отрасли [43].
В настоящее время состояние экономики страны обуславливает необходимость коренных изменений в отношениях к использованию достижений науки в хозяйственной деятельности. К ним нужно относиться как к постоянному и обязательному процессу взаимодействия науки и производства, способствующему экономическому росту предприятий.
Особенностью отрасли птицеводства является тот факт, что его экономика в основном зависит от материальных и энергетических ресурсов, особенно покупных комбикормов.
Инновационное развитие птицепродуктового подкомплекса следует рассматривать как поступательное развитие и совершенствование воспроизводственного процесса с использованием достижений науки, техники, технологий, образующих единый, последовательно сопряженный комплекс, составляющие которого в процессе использования нововведений приобретают новое качество, что приводит к повышению экономической эффективности и конкурентоспособности конечной продукции птицепродуктового подкомплекса.
Применительно к птицеводству развитие цепочки «наука-производство» можно условно подразделять на следующие этапы:
- аналитическое исследование проблемы (фундаментальные научные исследования, поиск решений, выбор приоритетных инноваций);
- научно-обоснованная экспертиза использования нововведения (разработка проектно-конструкторских и технологических предложений);
- оценка экономической целесообразности внедрения инновации (опытно-экспериментальные исследования, освоения, разработки);
- организационные, социально-экономические разработки по эффективному функционированию птицеводческих предприятий в разрезе применения инновации;
- выбор наиболее оптимального варианта инновационного проекта;
- эксперимент и подготовка к наиболее полному использованию инновационного проекта;
- использование нововведения в конкретном производстве или управлении;
Условия производства на птицеводческом предприятии представляют собой сложный производственный процесс: на птицефабриках используются разные типы оборудования, применяются разные технологии производства продукции. Кроме работ, связанных непосредственно с производством продукции, выполняются работы по завозу, посадке, отлову птицы, подготовке помещений к приему новых партий птицы. В цехах постоянно осуществляются работы по обслуживанию вентиляционного, электротехнического и сантехнического оборудования [26].
В связи с этим, организация труда на птицеводческих предприятиях должна быть рациональной, то есть в максимальной степени учитывать достижения науки и передового опыта, обеспечивать полное и эффективное использование рабочей силы и других факторов производства с целью получения лучших экономических результатов на каждом этапе производства [8].
По мере того, как предприятия в птицеводстве начинают отходить от традиционного подхода к организации хозяйственной деятельности, нацеленной на «продажу произведенного товара», и начинают ориентироваться на предложение только «продаваемых товаров», отделы маркетинга и сбыта становятся основными подразделениями в структуре предприятий.
В птицеводстве маркетинг призван решать такие задачи, как максимальное удовлетворение потребностей населения в яйце и мясе птицы (по количеству, качеству, потребительским свойствам) и перерабатывающих предприятий в исходном сырье для производства продуктов потребления; обеспечение устойчивого функционирования предприятий; осуществление межрегионального обмена.
Проведенный анализ научных трудов позволяет классифицировать развитие НТП в трех направления:
- биологическое
- технологическое
- организационное
НТП в области биологии, то есть селекции и генетики сельскохозяйственной птицы, решает вопросы улучшения ее основных полезных признаков: продуктивности, скороспелости и конверсии корма. Приведем пример, как организация в нашей стране системы племенных хозяйств, завозивших из-за рубежа (Канады, Германии и Японии) лучшие линии и кроссы птицы, создававших новые отечественные кроссы значительно обогатила генофонд нашего птицеводства, и оказала немалое влияние на успешное решение вопроса интенсификации производства. Низкопродуктивная птица в хозяйствах была почти полностью заменена на линейную и гибридную. К 1998 г. удельный вес линейной и гибридной птицы составил 100% по сравнению с 8,4% в 1965г. [9].
НТП в области технологии сводится к совершенствованию способов содержания сельскохозяйственной птицы. Он способствовал созданию системы круглогодового комплектования промышленного стада птицы и бесперебойного производства птицеводческой продукции. Технологический уровень во многом определяется достижениями в области механизации и автоматизации производственных процессов.
К организационному направлению развития НТП относится создание систем специализированных хозяйств (объединений, комплексов), организация системы снабжения и сбыта продукции птицефабрик, усовершенствование внутрихозяйственных хозрасчетных отношений, разработка научной организации труда на базе новой техники и технологий.
Многие ученые и практики обращают особое внимание на то, что при известной ограниченности всех видов ресурсов, сложившихся темпов инфляции и высокой стоимости капитала наиболее существенной становится качественная сторона «нововведений» - экономическая эффективность, темпы преобразований, их прямая направленность на потребности человека. Именно новое качество роста, которое называется развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства, который должен проявляться у каждого руководителя и специалиста птицеводческого предприятия.
Для принятия правильных решений по созданию новых и совершенствованию функционирующих научно-технических организаций необходима их классификация. Они могут быть классифицированы по следующим признакам [23]:
- по содержанию работ (деятельности) - НИИ для фундаментальных и прикладных исследований; ПКИ, специализированные на экспериментально-исследовательских работах, конструкторских, технологических и организационных разработках: институты, научно-технической информации; институты социально-экономических исследований;
- по масштабам работ - международные, межотраслевые, отраслевые, подотраслевые, а также, всероссийские, республиканские, региональные. При этом отметим, что отраслевые научно-технические организации могут быть всероссийскими и республиканскими;
- по степени охвата процесса «наука» - производство» - научные, научно-технические, технические, научно-производственные;
- по степени специализации, профилю - научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские и технологические организации узкого и широкого профиля;
- по степени юридической и оперативно-хозяйственной самостоятельности: организации, обладающие и не обладающие правом юридического лица;
- по характеру конечного продукта - организации, расширяющие научные знания (открытия, тенденции, зависимости, схемы, принципы работы), создающие новые виды продукции (машины, приборы, обувь, материалы и т.д.), разрабатывающие технологические процессы, разрабатывающие формы и методы организации производства и управления.
Организационные формы инновационной деятельности и их распространенность во многом зависят от отраслевых и региональных особенностей. О разнообразии форм организации научно-технических разработок в отрасли, вписывающихся в вышеприведенную классификацию, определенное представление можно получить на примере птицеводства. Птицеводство является наиболее прогрессивной отраслью сельского хозяйства и наиболее наукоемкой в масштабе страны. Научно-технические (инновационные) разработки в птицеводстве в основном осуществляется в пяти организационных формах [33]:
1. научно-исследовательские институты (НИИ);
2. научно-производственные объединения (НПО);
3. научно-исследовательские, проектно-технологические институты узкого и
4. широкого профиля (НИПТИ);
5. НИИ организации производства (НИИОП) и НИИ технико-экономических исследований и информации (НИИТЭИИ).
Эти сложившиеся организационные формы инновационных разработок отличаются по назначению, масштабу решаемых задач, отдельным выполняемым видам работ и их ведущим направлениям. Такое разделение не означает создания одних видов изделий в НИИ, других - в НПО, третьих - в НИПТИ. Здесь существует множество разновидностей форм, широкое разделение труда между ними.
В практике инновационной деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности. К настоящему времени сложились две группы прогрессивных форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ним относятся:
- научно-производственные объединения (НПО);
- межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК);
- временные научно-технические коллективы;
- специализированные внедренческие организации;
- региональные научные центры.
Вторая группа организаций связана с развитием рыночных отношений, приведших к возникновению принципиально новых организационных форм инновационной деятельности.
К принципиально новым формам интеграции науки и производства (ко второй группе) можно отнести: научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Многие из этих организационных форм находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента. Отсутствует четкое определение их роли и места в системе научного обслуживания, не уточнены их права и обязанности. Но, тем не менее, на основе опыта отдельных отраслей и организаций можно определить формы связи науки и производства, которые на этапе перехода к рыночным отношениям представляются более целесообразными. В этом плане малый бизнес в сфере инноваций, т.е. малые инновационные предприятия, в том числе венчурные (рисковые), является наиболее прогрессивной новой формой. В последние годы роль малых инновационных предприятий (организаций) резко возросла.
Это обусловлено, во-первых, возможностью оснащения таких организаций адекватной их размерам современной техникой (микро-ЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющей вести научные разработки; во-вторых, новой формой финансирования (рискового капитала); в-третьих, нежеланием крупных предприятий (фирм) разрабатывать принципиально новые изделия и осуществлять технологическую перестройку производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям [40].
Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь дл малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом. Такая важнейшая ........

Список литературы

1. А. В. Сурин, О. П. Молчанова, Инновационный менеджмент, М., 2011 - 234 - 235 (Учебник).
2. А.С. Нешитой, Инвестиции, М., учебник для студентов ВУЗов, - 2011 -№6. - С.27.
3. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.Н. Малыша. - СПб: Издательство «Лань», 2009 - 483 - 485с. (Учебник для вузов. Специальная литература).
4. Анализ текущей экономической ситуации в АПК России (по информации Департамента экономических программ, анализа и управления государственным имуществом МСХРФ)/Агентство АгроФакт// Вестник АПК Волгоградской области, 2008 - №9. - 31с.
5. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2009 - 304 с.
6. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С., Инвестиции в инновации, М., 2010 - 209 - 210 с. (Учебное пособие)
7. Барютин Л.С.и др: Основы инновационного менеджмента Издательство: Экономика: 2008 - 211 - 2012 с.
8. Бобылева Г. Птицеводство России, М., 2011 - 165-167с.
9. Богданов. М., У истоков массовой интенсификации отрасли, СПб, 2012 -10с.
10. Бородин К. Сравнительная оценка конкурентоспособности агропродовольственной продукции России/ К. Бородин// АПК: Экономика, управление. - 2009 -№7. - 61-63с.
11. Борхунов, Н. Сельскохозяйственные организации в 2011 году: прибыль, рентабельность, инвестиции/ Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России, 2011 -№6. - 20с.
12. Волкова Н.А., Столярова О.А, Костерин Е.М. Экономика сельского хозяйства и перебатывающих предприятий/Под ред. Н.А. Волковой. -М. КолосС, 2010.-240с.
13. Выступление Владимира Ивановича Фисинина, президента Росптицесоюза, директора ВНИТИП: «Инновационное развитие птицеводства России» в рамках конференции «Птицеводство России: научное обеспечение, эффективное развитие птицеводства и переработки продукции», М., 2009 - 34-36с.
14. Голубев А. Условия рентабельной работы агропредприятия/ А.Голубев// Экономика сельского хозяйства России, 2011-№9-14с.
15. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. /В.Д. Грибов, В.П. Грузинов.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. -158 -164с.
16. Грязнова А. К., Чечелева Т. В. «Экономическая теория», М. 2009 - 211с.
17. Дагаев, А.В. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса, М. 2008 - 11-43с.
18. Жерукова А.Б. Выбор предприятиями АПК стратегии конкуренции/ А.Б. Жерукова // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий, 2011.-№5.- 20-22с.
19. Животноводство России в 2009 году/По материалам Росстата//Экономика сельского хозяйства России, 2009 г.- №3.- 17с.
20. Зимин Н.Е., Солопова В.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: КолосС, 2008. - 384с.
21. Зинченко А.П. Сельскохозяйственные предприятия: экономико - статистический анализ. - М.:Финансы и статистика, 2009 - 37-50с.
22. Инвестиционный анализ - Колмыкова Т.С. - Учебное пособие, 2010-21с.
23. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 238 с.
24. Ковалева А.М., Скамай Л.Г., Лапуста М.Г. Финансы фирмы. Учебник, М., 2011 - 41с.
25. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность, М., КолосС, 2009 - 56с.
26. Кочиш И. И., Петраш М. Г., Смирнов С. Б., Птицеводство, 2008 - 31-39с.
27. Куликова, Е.Е. Управление рисками: инновационный аспект, СПб, 2010 - 71с.
28. Лапин Н.И., Теория и практика инноватики, М. 2010 - 22с.
29. Малыш М.Н., Волкова Т.Н., Смирнова Т.В., Суховольская Н.Б. Экономика сельского хозяйства: Практикум/Под ред. М.Н.Малыша. - СПб.: Издательство «Лань», 2009-202-205с.
30. Медынский В.Г., Инновационный менеджмент, Учебник
31. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента, М., 2010 - 95с.
32.Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей// Агро-информ, №52, 2010 г.-24-29с.
33.Оглоблин Е. Освоение инноваций и эффективность сельхозпроизводства/Е. Оглоблин// Экономика сельского хозяйства России.-2009.-№11.-24-25с.
34. Позубенкова Э., Мыскина Е.Качество персонала и эффективность производства/Э. Позубенкова , Е.Мыскина//Экономика сельского хозяйства России, 2008-№7.- 16с.
35. Рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности сельскохозяйственного производства.//Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий.-2012.-№3.-С.15.
36. Рогова Е.М., Ткаченко Е.А., Фияксель Э.А., Венчурный менеджмент, учебное пособие, М. 2008 - 92-98с.
37. Савицка Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учеб. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2003. - 494с.
38. Савицкая Г.В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий: Учебник.- М.:ИНФРА-М, 2003.-283-356с.
39. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб./Г.В.Савицкая.-12-е изд., испр. и доп.-М.: Новое знание, 2008. - 679с.
40. Сельское хозяйство России в 2009 г. (экономический обзор) // АПК: экономика, управление.- 2009.-№4-24-29с.
41. Скоробогатов В.С., Управление производством, М., 2009 - 341с.
42. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Ситез»», 2010 - 22-26с.
43. Фетисов Г.Г., Орешин В.П., Региональная экономика и управление, Учебник, СПб, 2009 - 67-71с.
44. Хасанов И. Тенденции развития мирового птицеводства, 2010 - 29-34с.,
45. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение, М. 2011 - 14-42с.
46. Шафранова А.Д. Условия и факторы повышения эффективности производства//Аграрная наука, 2008.-25с.
47. Широбоков В.Г., Бухгалтерская (финансовая) отчётность в организациях АПК, учебник, М., 2009 - 213с.
48. Шогенов Б.А., Шогенов А.М. Управление конкурентоспособностью агропромышленного производства/ Б.А. Шогенов, А.М. Шогенов //АПК: экономика, управление.-2010.-№3.- 23-25с.
49. Экономика и организация сельскохозяйственного производства/ Н.Э. Сагайдак, О.Г. Третьякова, А.Ф. Екайкин и др.; Под ред. А.Э. Сагайдака. - М.: КолосС, 2008. - 191-193с.
50. Экономика сельского хозяйства/ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2009. - 209-323с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).
51. Экономика сельскохозяйственного предприятия/ И.А. Минаков, Л.А. Себетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2004 - 368-374с.
52. «Эксперт Урал» №49 (492) / 12 дек 2011 - 21с.
53. Журнал о новом маркетинге «Новости маркетинга» www.marketingnews.ru < >54. Инновационный менеджмент innovation-management.ru
55. Интернет-журнал «Инновации» innov.etu.ru < >
56. Информационный портал «Русский птицевод» www.pticevods.ru
57. Конкурс русских инноваций www.inno.ru < >58. Официальный сайт компании «Агрогрин» agrovetspb.ru/pticevodstvo_rossii < pticevodstvo_rossii>
59. Портал дистанционного консалтинга малого предпринимательства www.dist-cons.ru
60. Портал поселка Рефтинский, Свердловской области reftinskiy.ru
61. Сайт компании «Авитек», оборудование для переработки яйца www.rus-avitec.ru
62. Сайт птицеводов России и СНГ www.pticegrad.ru < >63. Форум инноваций www.forinnovations.ru < >64. Форум инновационных проектов know-how.narod.ru
65. Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru < >66. Энциклопедия практического маркетинга marketing-lux.ru < >



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.