На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Приобретение российского гражданства. Приобретение по рождению. Прием в гражданство: общий порядок, упрощенный порядок. Восстановление в гражданстве. Оптация. Прекращение гражданства. Выход из гражданства. Отмена решения о приобретении гражданства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.05.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


49
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме:
«Гражданство РФ: процедура приобретения и утраты.»
Выполнила :
Студентка факультета МОиП
группы ю-13
Саркисова А.В.
Проверил:
Кручинин А.С.

Новосибирск 2003г.
План курсовой работы:

Введение.
I. Приобретение российского гражданства.
· Приобретение по рождению.
· Прием в гражданство: - общий порядок
- упрощенный порядок
· Восстановление в гражданстве.
· Оптация.
II. Прекращение гражданства.
· Выход из гражданства.
· Отмена решения о приобретении гражданства.
· Оптация.
Заключение.
Введение.
Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и законом о гражданстве от 1 июля 2002 г., а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона о гражданстве: «гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан , но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории ,а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указания на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке.
На различных этапах исторического процесса в России специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для РФ особую значимость.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего вступлением в силу 1 июля 2002г. нового закона о гражданстве. Принятие данного закона продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Существующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего действия не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.
Повышенный интерес правоведов к проблемам института гражданства , особенностям его развития обусловлен важным значением данной предметной области для повседневной государственно-правовой деятельности.
Во-первых, утверждение в РФ основополагающих традиций правового государства предполагает определенное и точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав человека. Среди прочих немаловажное значение имеет право на гражданство, его приобретение и изменение. Так положениями ст.15 Всеобщей декларации прав человека определено : «каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства». С точки зрения международного права государство является определяющим критерием установления социального равенства индивидов, провозглашенного конституциями современных цивилизованных государств.
Во-вторых, актуальность избранной темы в значительной степени обусловлена спецификой российской действительности. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за её пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.
Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.
Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:
- исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;
- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;
- исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.
Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).
I. Приобретение российского гражданства.
Важным субинститутом гражданства и одновременно содержанием права на гражданство являются вопросы приобретения, изменения, выбора и утраты гражданства. Надо сказать, что ранее российское гражданство базировалось на принципе накопления гражданства, так как для его приобретения отказа от иностранного гражданства не требовалось. Однако, отчасти этот принцип присущ российскому гражданству и вследствие принятия нового закона, о чем говорит допущение двойного гражданства и запрет лишения гражданства в одностороннем порядке. Принцип накопления гражданства был обусловлен как стремлением Российской Федерации максимально облегчить приобретение российского гражданства соотечественниками, оставшимися в странах ближнего зарубежья после распада СССР, так и демографической убылью населения, приобретшей за последние годы в нашей стране катастрофический характер.
Необходимо отметить различие оснований приобретения гражданства согласно ныне действующему законодательству с ранее действовавшим. Во-первых, в закон о гражданстве от 1991г. в основания для приобретения гражданства законодатель включил пункт о его признании. Признание гражданства и его приобретение - две разные формы его возникновения, отличающиеся между собой по наличию либо отсутствию волеизъявления лица. Следовательно включать одну форму в состав оснований для образования другой нельзя. Так, к примеру, в законодательных актах о гражданстве Белоруссии и Украины норма о признании гражданства содержится в главе, посвященной общим положениям по вопросам гражданства.
Приобретение гражданства в результате признания осуществлялось автоматически, подачи заявлений и каких-либо документов для его оформления не требовалось. В части 1 ст. 13 Закона о гражданстве от 1991г. устанавливалось, что гражданами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающими на территории России на день вступления Закона в силу, т.е. на 6 февраля 1992г., если в течение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в российском гражданстве. В 1993г. Постановлением Верховного Совета России признание российскими гражданами было распространено на граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории России и въехавших временно за ее пределы до 6 февраля 1992г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвратившихся в Россию после вступления Закона в силу. Сейчас признание не сохранено как основание приобретения гражданства. Думается, что оно себя исчерпало, так как за прошедшее время после принятия закона о гражданстве от 1991г. все граждане бывшего СССР, желающие стать российскими гражданами, ими стали.
Также, в ранее действовавшем законе в качестве оснований приобретения гражданства указывалась регистрация. Этот порядок распространялся прежде всего на граждан бывшего СССР, проживающих на территории государств, входивших в состав СССР, а также прибывших для проживания на территорию России после 6 февраля 1992г., если они до 31 декабря 2000г. заявят о своем желании приобрести российское гражданство (в редакции закона о гражданстве от 6 февраля 1995г.). Данный порядок касался людей, которые оказались за пределами России в результате распада СССР. В Законе о гражданстве от 1991г. (ч.2 ст.13) сказано, что лица, родившиеся 30 декабря 1922г. (дата образования СССР) и позднее утратившие гражданство СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (территория РСФСР по состоянию на дату рождения лица).
Приобретение российского гражданства в порядке регистрации (кроме упомянутого в п. «г» ст. 18) Закон предоставлял в течение года после вступления его в силу, т.е. до 6 февраля 1993г. некоторым категориям иностранцев и лиц без гражданства:
o лица без гражданства, на день вступления в силу указанного Закона постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;
o иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Пункт «г» ст.18 был признан неконституционным в части, распространяющей правило приобретения российского гражданства путем регистрации на лиц, которые:
o родились на территории, входившей в момент их рождения в состав России;
o являлись гражданами СССР;
o не изъявили своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству;
o выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах СССР;
o не являются гражданами других государств, входивших в состав СССР, и впоследствии вернулись на постоянное место жительства в Россию.
С 1 января 2001г. срок действия этого положения прекратился. Однако, согласно ч.1 ст.4 закона о гражданстве от 2002г., принятие гражданства в порядке регистрации продолжает действовать для лиц, чьи заявления по данному вопросу были приняты до вступления в силу этого закона.
Приобретение российского гражданства по рождению.
Приобретение гражданства по рождению - «филиация». В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.
Российская Федерация, как и большинство государств Европы, признает так называемое «право крови», поэтому гражданская принадлежность ребенка определяется, в большинстве случаев, не рождением ребенка на территории РФ, а гражданством его родителей. Хотя можно говорить о сочетании этих принципов.
Приобретение гражданства по рождению не тождественно признанию гражданства РФ за ребенком, оба родителя которого являются российскими гражданами. Приобрести гражданство РФ могут дети, рожденные от родителей, имеющих разное гражданство, при этом необходимо письменное согласие родителей на то, чтобы ребенок получил российское гражданство.
Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации: ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Ребенок, родившийся на территории России у родителей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, но проживающих на территории РФ, приобретает российское гражданство, если государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
Ребенок, родители которого (или единственный родитель) на момент его рождения имеют российское гражданство, приобретает гражданство РФ независимо от места его рождения. Аналогично решается вопрос, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в российском гражданстве, а другой - лицо без гражданства, или же признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка). Если же один из родителей ребенка является гражданином РФ, а другой - иностранным гражданином, он приобретает российское гражданство, если родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.
Споры между родителями о гражданстве детей рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка.
Прием в гражданство: общий порядок.
Прием в гражданство - еще одно основание его приобретения, предусмотренное новым законом о гражданстве РФ. Данное основание предусматривалось и законом о гражданстве от 1991г.
Рассматривая содержание данного основания, надо уяснить, что прием в гражданство - это акция двусторонняя. Одной стороной выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, другой - государство. Естественно, государство не может безразлично относиться к предоставлению гражданства. Поэтому законом предусматриваются определенные ограничения для приобретения гражданства.
Прием в гражданство в качестве основания приобретения российского гражданства относится в первую очередь к дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства. Закон закрепляет равноправие всех лиц при приобретении гражданства, ходатайствовать о приобретении гражданства они могут независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений.
В качестве условия приема в российское гражданство установлено постоянное проживание на территории РФ. Это условие является обычным при приеме в гражданство разных стран. Так, в п.3 ст.6 Европейской Конвенции о гражданстве, подписанной Россией в 1997г. , указывается, что во внутреннем законодательстве государств-участников должны содержаться правила, позволяющие иностранцам, законно и постоянно проживающим на территории государства-участника быть натурализованными. Указан максимальный период проживания, который может потребоваться для натурализации (10 лет до подачи заявления). Срок проживания, установленный ныне действующим законом о гражданстве, соответствует обычным нормам, поскольку в большинстве стран Европы требуется проживание продолжительностью в пять и десять лет. Кроме того, государство-участник может вводить другие обоснованные условия для натурализации, особенно в том, что касается интеграции в общество.
Также закон устанавливает условие непрерывного проживания в РФ, для соблюдения которого лицо не должно покидать территорию России более чем на три месяца в год. Такое условие объясняется тем, что иногда гражданам необходимо уехать за границу для учебы либо укрепления своего здоровья, при этом не желая принимать гражданство этого иностранного государства.
В отличие от ранее действовавшего закона о гражданстве, закон 2002г. закрепил обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ как одно из условий приема в российское гражданство (в приеме в российское гражданство может быть отказано, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживая на территории РФ, совершают противоправные действия, нарушая Конституцию и законодательство РФ). Конституция РФ ч.2 ст.15 закрепляет обязанность российских граждан соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, лица, намеревающиеся стать гражданами РФ также обязаны соблюдать ее законы.
Для приобретения российского гражданство лицу необходимо иметь законный источник средств к существованию. Данное условие приема лиц в российское гражданство также является новым для российского законодательства, так как в ранее действовавшем законе о гражданстве оно не содержалось. Это условие, также как и предыдущее, направлено на пресечение приобретения гражданства РФ лицами, занимающимися незаконной деятельностью либо вообще намеревающимися жить на пособие по безработице.
Условие отказа от иностранного гражданства для приобретения российского также является нововведением в российском законодательстве. Введение данного положения, судя по всему, обусловлено поднятием престижа России на международной арене. Такое положение уже давно существует в Украине - стране с меньшим экономическим потенциалом, и в России данное положение ни чуть не менее уместно. Поэтому прежде чем ходатайствовать о приеме в российское гражданство лицо должно отказаться от своего прежнего гражданства. Однако, приветствуя приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, законодатель делает оговорку, что если лицо в силу независящих от него причин не может отказаться от иного гражданства, отказ не требуется.      В качестве документа, подтверждающего обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства либо невозможность такого отказа в соответствии с законодательством иностранного государства, принимается документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства (например, справка, извещение и т.п.). При обращении с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации граждан государств, с которыми Российской Федерацией заключен международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства, представление документов, подтверждающих обращение заявителя об отказе от имеющегося у него гражданства, не требуется.
Еще одним условием приема в российское гражданство является владение русским языком. Данное положение является новым для российского законодательства, так как ранее действовавший закон о гражданстве не предусматривал данного условия. Данная поправка вызвала при обсуждении в Государственной думе РФ множество споров и фактически ее принятие было «притянуто за уши». Основным аргументом против, является то, что нет строго определенной процедуры выявления знаний русского языка иностранными гражданами. За - данное положение существует в ряде зарубежных стран и гражданин государства должен владеть государственным языком своей страны, кроме того, процедура экзаменования лиц на наличие достаточных знаний русского языка вообще не входит в компетенцию данного закона и должно регулироваться отдельными правовыми актами. Определение уровня знаний русского языка осуществляется на основании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.
Также ныне действующий закон о гражданстве предусматривает условия более льготного приобретения гражданства, в частности, сокращение срока проживания с пяти лет до одного года при наличии следующих факторов:
o Рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР. Этот факт говорит о существовании правовой связи лица с Россией, так как она является правопреемницей СССР. Поэтому для таких лиц срок проживания на территории РФ сокращен.
o Состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет. Судя по всему, при принятии данного положения законодатель исходил из того, что состояние в браке в течение трех лет говорит в пользу того, что этот брак был заключен не из преследования личной выгоды. И в международной практике брак является условием, упрощающим порядок приема в гражданство.
o Еще одним основанием сокращения срока проживания на территории РФ при приеме в российское гражданство является наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство РФ (в том числе и усыновленные (удочеренные)). Часть 3 ст.38 Конституции РФ гласит, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Таким образом, данная норма является по сути продолжением нормы конституционной и не ставит преград для осуществления гражданами своих обязанностей.
o Если лицо имеет особые достижения в области науки, техники и культуры, а также обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, оно может быть принято в гражданство без необходимости 5 летнего проживания на территории РФ. Практика льготного приема в гражданство лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для данного государства, использовались, например, в США, что обеспечило приток в страну квалифицированных специалистов.
o Предоставление лицу политического убежища на территории РФ также является основанием для сокращения срока проживания на территории РФ для получения российского гражданства. Право на политическое убежище в случае преследования за свои убеждения - одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей древних Афин, находивших свое убежище в других греческих государствах-полисах). Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ч.1 ст.14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем». Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, то есть за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.
Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ и их статус определяется Положением о порядке предоставления политического убежища в РФ, утвержденным Указом Президента от 26 июля 1995г. Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом и международным договором. На этом основании для лицо, которому было предоставлено политическое убежище срок проживания на территории РФ для получения российского гражданства сокращается до одного года.
o Признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом также является основанием сокращения срока проживания. Законодательство РФ дает определение понятия «беженец»: «Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка , а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений» (ст.1 Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О беженцах»). Лицу, получившему статус беженца, может быть предоставлено гражданство РФ и для него срок проживания на территории РФ сокращается до одного года. В этом случае лицо теряет статус беженца.
Также льготный порядок приобретения российского гражданства существует для лиц, имеющих особые заслуги перед РФ. Данное положение - это скорее исключение, чем правило, каждый из них рассматривается отдельно и они не подлежат какому-то общему правилу.
Заявление о приобретении гражданства подается лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в министерство внутренних дел республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (далее именуются - органы внутренних дел). Заявление подается по месту жительства. Местом жительства является место, где лицо постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Заявление составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме. Заявление подается лично заявителем. Однако Закон предусматривает, в порядке исключения, возможность подачи заявления через представителя или по почте. Исключительность обстоятельств, по которыми лицо не может лично обратиться в полномочный орган, должна быть подтверждена соответствующими документами (состояние здоровья, семейные обстоятельства и пр.). подлинность подписи на заявлении и соответствующие документы должны быть нотариально удостоверены. Если данные документы не будут надлежащим образом оформлены, они возвращаются заявителю с указанием причин возврата.
Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.
Вместе с заявлением о приеме в гражданство в общем порядке представляются:
o вид на жительство;
o один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);
o документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копия данного обращения, заверенная соответствующим полномочным органом иностранного государства. В случае если отказ лица от иного гражданства возможен, но обусловлен приобретением гражданства Российской Федерации, заявитель обязуется в течение одного года со дня приобретения гражданства Российской Федерации представить документ о выходе из иного гражданства. В случае если иное гражданство прекращается у лица вследствие приобретения гражданства Российской Федерации, заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации. Представления документа об отказе от иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор, предусматривающий возможность сохранения имеющегося гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представления указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
o Заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:
     а) документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией):
     до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;
     после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;
     б) сертификатом о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), выданным образовательной организацией (учреждением) на территории Российской Федерации или за рубежом, которой (которому) Министерством образования Российской Федерации разрешено проведение государственного тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку;
     в) документом об образовании, выданным на территории иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании.
     От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:
     мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;
     недееспособные лица;
     инвалиды I группы.
При наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 13 Федерального закона, согласно которому срок проживания на территории РФ сокращается до одного года, вместе с перечисленными документами, представляются:
o лицом, родившимся на территории РСФСР и имевшим гражданство СССР, - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим рождение на территории РСФСР и состояние в прошлом в гражданстве СССР, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения;
o лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство Российской Федерации;
o нетрудоспособным лицом, имеющим дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы);
o лицом, имеющим высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также лицом, обладающим профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, - ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации;
o лицом, которому предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, - свидетельство о предоставлении ему политического убежища;
o лицом, признанным беженцем в соответствии с законодательством Российской Федерации, - документ, подтверждающий признание его беженцем.
Прием в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 13 Федерального закона осуществляется на основании обращения к Президенту Российской Федерации федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. В обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, а также обосновывается целесообразность его принятия в гражданство Российской Федерации. Особыми заслугами перед Российской Федерацией являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России. Для объективной оценки заслуг при решении вопроса о приеме такого лица в гражданство Российской Федерации могут быть запрошены дополнительные сведения и заключения от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение о предоставлении гражданства Российской Федерации лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, принимается Президентом Российской Федерации при наличии волеизъявления этого лица.
При подаче заявления о приеме в гражданство РФ взимается государственная пошлина. В соответствии с п.6 ст.4 ФЗ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995г. с заявлений о приобретении гражданства РФ государственная пошлина составляет 100 рублей (аналогично - с заявлений о восстановлении в гражданстве и о выходе из гражданства РФ). В случае отклонения заявления пошлина заявителю не возвращается.
Процедура рассмотрения заявлений и принятия по нему решения осуществляется в пределах годичного срока, течение которого начинается с момента подачи заявления и всех документов, оформленных надлежащим образом.


Прием в гражданство: упрощенный порядок.
Ныне действующий закон о гражданстве предусматривает так называемый упрощенный порядок приобретения российского гражданства. В российском законодательстве это новое понятие, хотя его положения использовались и ранее.
Упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ. Данное положение имеет прямое отношение к конституционной обязанности граждан РФ, закрепленной в ч.3 ст.38 : «Трудоспособные дети, достигшие 18 бет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Таким образом, лицу, имеющему гражданство РФ легче осуществлять данную свою обязанность, нежели иностранцу либо лицу без гражданства. Основываясь, судя по всему, на этом, законодатель внес данное положение в статью об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ.
Также в упрощенном порядке в российское гражданство принимаются лица, которые ранее имели гражданство СССР и проживали или проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства. После распада Советского Союза и выделения из его состава ряда государств многие граждане, проживающие на территории этих государств, оказались лишенными не только российского гражданства, но и гражданства страны, в которой они проживают.
Также упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается для недееспособных лиц, т.к. ребенок тоже лицо недееспособное. В частности, в упрощенном порядке в российское гражданство принимается ребенок, один из родителей (единственный родитель) которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Один из родителей в случае отсутствия сведений о месте нахождения другого родителя представляет заявление, составленное в произвольной форме, удостоверенное ли и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.