На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие конституционной интерпретации и ее роль в правовой системе. Понятие и особенности интерпретационной деятельности Конституционного Суда Украины. Вопросы о границах интерпретационной деятельности Конституционного Суда Украины.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 20.04.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18
Министерство образования и науки Украины
Таврический национальный университет им. Вернадского
Юридический факультет
Конституционное право
Реферат
Границы интерпретационной деятельности Конституционного Суда Украины

Симферополь 2005
Содержание

    Введение 3
    1. Понятие конституционной интерпретации и ее роль в правовой системе 5
    2. Понятие и особенности интерпретационной деятельности Конституционного Суда Украины 8
    3. Вопросы о границах интерпретационной деятельности Конституционного Суда Украины 12
    Выводы 15
    Литература 17

Введение

В условиях построения в Украине демократического, правового государства актуальной задачей государственно-правового развития является обеспечение правильного применения норм Конституции Украины и законов, утверждение законности во всех сферах жизнедеятельности общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Толкование правовых норм должно осуществляться соответственно определенным правилам. Только тогда можно рассчитывать на успех, адекватное выяснение и разъяснение правовых норм.
Главная цель толкования, которое предлагается обществу и государству органом конституционного контроля, является, если воспользоваться выражением Гегеля, «постижением мысли, положенной в основу права». Необходимость в толковании, как и основания для его реализации в Конституционном Суде, состоит в разногласиях правоприменения, возникающих при этом как у физических, так и юридических лиц в большинстве случаев «споров о применении права».
Существуют определенные приемы толкования, использование которых оказывает содействие искреннему познанию как буквы, так и духу права. Но процесс их совершенствования в данное время не завершен. В среде ученых-юристов до сих пор нет единого мнения о количестве и способах официального и неофициального толкования, их названий.
Официальная интерпретация Конституции и законов Украины сегодня возрастает до уровня особой и значимой сферы надлежащего и ненадлежащего правоприменения. И это выделяет Конституционный Суд в качестве специального органа государства конституционной юрисдикции в механизме охраны Конституции и правореализации, способного реально влиять на правоотношения в государстве и обществе.
Вопрос о границах толкования нормативно-правовых актов довольно остр в современной правоприменительной деятельности. И если интерпретационные акты нижестоящих нормоустанавливающих органов можно обжаловать в вышестоящих органах, то этого практически нельзя сделать в отношении официальных толкований Конституционного Суда. Это уникальная правовая ситуация, когда акты определенного органа, в данном случае единого органа конституционной юрисдикции, в национальной правовой системе имеют особый статус. Таких возможностей нет ни у президента Украины, ни в парламента, акты которых могут быть обжалованы к Конституционному Суду.
Интерпретационная деятельность Конституционного Суда осуществляется в рамках общих закономерностей толкования правовых норм -- расширительных, ограничительных, аутентичных, доктринальных, нормативных, казуальных, судебных, обычных и т. п. Вследствие этого было бы актуально сосредоточить внимание именно на границах интерпретационной деятельности Конституционного Суда Украины.
Все это свидетельствует об актуальности вопросов, связанных с интерпретационной деятельностью Конституционного Суда Украины и особенно об установленных законом границах этой деятельности, о пределах толкования правовых актов, в частности, Конституции и законов Украины. Раскрытию этой темы и будет посвящена данная работа.

1. Понятие конституционной интерпретации и ее роль в правовой системе

Фундаментальную роль в правовой системе современного демократического государства играет писаная конституция -- Основной закон страны, занимающий ключевое положение в системе действующих правовых актов. Необходимость интерпретировать конституционные нормы подчас связывают с общей потребностью толкования права.
Интерпретационная деятельность Конституционного суда определяется как конституционная герменевтика, свойственной для большей части современных индустриальных демократических государств, функционирующих в условиях как романо-германской, так и англосаксонской правовых систем.
В отечественной и российской юридической науке существуют исследования, посвященные как теории и практике конституционной интерпретации. Появились первые постсоветские работы, освещающие теоретические, процессуальные и практические проблемы толкования Конституции Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. - М., 1998; Она же. Доктринальное и компетентное толкование Конституции // Изв. вузов. Правоведение. - 1998. - № 1..
Конституционное толкование осуществляется в странах с различной правовой системой и с разнообразными видами демократической формы правления, где реализуется как судебный надзор за конституционностью актов судами общей юрисдикции, так и конституционный контроль специализированным органом юстиции. Толкование конституции может иметь официальный нормативный и казуальный характер. Применение казуального толкования осуществляется в ходе судебного надзора в американской конституционной системе и при реализации функции конституционного контроля в государствах, имеющих европейскую модель конституционного правосудия. Казуальное толкование конституционных норм имеет более широкий ареал распространения в современном мире, хотя содержательно и по применяемым процессуальным формам этот вид интерпретационной деятельности различается от страны к стране.
Официальное нормативное толкование предполагает принятие в особом разбирательстве решения об интерпретации конституционной нормы вне связи с рассмотрением какого-либо конкретного дела судом. Такое разбирательство возможно в абстрактной форме по запросу субъектов, уполномоченных конституцией страны или специальным законом об органе конституционной юстиции. Этот вид конституционного толкования не получил широкого распространения в западноевропейских государствах, но применяется на постсоветском пространстве, в некоторых странах СНГ -- в первую очередь, в Украине, а также в Азербайджане, Казахстане, Молдове, Узбекистане, и государствах Центральной и Восточной Европы -- Албании, Болгарии, Венгрии, Словакии. В России Конституционным Судом применяется как официальное нормативное, так и казуальное толкование Митюков М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. -- М., 1999. С.92--93..
Общая теория права традиционно рассматривала толкование правовых норм как деятельность, направленную на уяснение и разъяснение нормативных положений в процессе правоприменения. В современных исследованиях отмечается более широкая значимость юридического толкования в механизме правового регулирования: оно может быть востребовано в сфере правоприменения, правореализации и правотворчества. Работы С. С. Алексеева, М. Н. Марченко, Х. Я. Хабриевой служат тому подтверждением Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. -- М., 1999. С.129; Марченко М.Н. Теория государства и права. -- М., 1996. С.406--414; Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. -- М., 1998. С.10--11..
Конституционное толкование -- особый случай юридической герменевтики, применяемой по отношению к писаной конституции или конституционным законам. В государствах, чьи правовые системы не основаны на писаной конституции, отсутствует и объективная потребность в конституционной интерпретации, механизм которой запускается, как правило, контролем или надзором за конституционностью правовых актов. Отсутствие конституционных норм, зафиксированных в правовом акте, обладающем высшей юридической силой, ведет к отказу от института судебного надзора за соответствием конституции иных правовых актов.
Факт существования в стране писаной конституции -- необходимая, но не достаточная предпосылка для появления теории и практики конституционной герменевтики. Запрос на конституционное толкование формирует активное воздействие конституции на правовую систему и общество в целом, особенно если речь идет о динамичном переходном периоде преобразования государства и права.
Таким образом, можно выделить следующие обстоятельства, влекущие потребность конституционного толкования: 1) наличие писаной Конституции, выполняющей функцию активного правового регулятора общественных отношений и социальных преобразований; 2) расхождение между нормами Конституции и политико-правовыми реалиями, которое вызывает необходимость в приспособлении конституционных положений к изменяющимся общественным отношениям; 3) возникновение у субъектов права неадекватного понимания конституционных норм, которое может привести к юридическим конфликтам и нарушению единства конституционной законности; 4) стремление обеспечить продолжительную жизнь конституции, эволюционный характер ее развития Кравец И.А. Конституционная герменевтика: проблемы определения и роль в правовой системе // Эл. публ. philosophy.nsc.ru/journals/humscience/1_00/20_KRAV.htm.
Закономерным является вопрос, какие различия между конституционной и юридической герменевтикой определяют специфику конституционного толкования? В целом эти различия вытекают из юридических свойств, присущих конституции как Основному закону страны. Ее место в иерархии источников права определяющим образом влияет на природу толкования конституционных норм. Такие свойства украинской Конституции, как верховенство, высшая юридическая сила в материальном и формальном смысле, прямое действие и непосредственное применение судами, роль юридического фундамента правовой системы -- требуют обеспечения конституционной законности и накладывают печать на процесс интерпретационной деятельности. Для эффективной реализации конституционных норм необходимы не только развитое конституционное законодательство и правосознание, но и новая концепция толкования конституции, базирующаяся на ценностях демократического конституционного государства и цивилизованного гражданского общества.
Официальное нормативное толкование Конституции предполагает интерпретацию только конституционных норм, когда у субъектов права возникло неодинаковое их понимание и поэтому существует неопределенность в вопросе применения конституционных положений. Деятельность Конституционного Суда по казуальному толкованию Конституции в связи с реализацией других полномочий по разрешению конкретных дел носит более сложный содержательный характер. Без интерпретации конституционной нормы невозможно реализовать функцию конституционного нормоконтроля: проверить соответствует ли Конституции оспариваемый акт или его отдельное положение -- это, значит, раскрыть смысл и содержание действующей конституционной нормы. Вместе с тем положения нормативного правового акта также истолковываются в свете действующих конституционных норм и принципов. Следовательно, казуальное толкование конституционных норм делает необходимым интерпретацию законов и других нормативно-правовых актов, чья конституционность ставится под сомнение.

2. Понятие и особенности интерпретационной деятельности Конституционного Суда Украины

Конституцией Украины 1996 г. в государственный механизм страны введено такое учреждение, как Конституционный Суд -- который призван всей своей деятельностью обеспечивать конституционную законность и давать официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.
В ст. 150 Конституции Украины предусмотренные две группы полномочий КСУ, а именно: 1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) законов и других правовых актов (конституционный судебный контроль КСУ) (п. 1 ч. 1); 2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины (правотолковательная, праворазъяснительная, интерпретационная деятельность КСУ) (п. 2 ч. 1).
Конституционная интерпретация -- важнейшая функция КСУ. Можно выделить несколько сфер интерпретационной деятельности органа конституционной юстиции: 1) официальное нормативное толкование Конституции Украины; 2) конституционное толкование, осуществляемое в ходе проверки конституционности нормативных актов, внутригосударственных и международных договоров; 3) интерпретация конституционных норм при разрешении споров о компетенции между органами государственной власти; 4) толкование конституционных норм при рассмотрении жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан и проверке конституционности законов по запросам судов.
Объектом официального толкования КСУ являются действующие Конституция Украины и законы Украины, принятые как до, так и после вступления в силу Конституции Украины. Законы, не вступившие в силу, и законы, утратившие силу, официальному толкованию КСУ не подлежат. Объектом официального толкования КСУ могут быть также законы или их отдельные положения.
Перед процессом официального толкования законов Украины КСУ должен исследовать вопрос их соответствия Конституции Украины (конституционности). Если окажется, что закон не отвечает Конституции Украины, противоречит ей, он признается неконституционным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Юридическую деятельность относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины КСУ осуществляет по обращениям определенных субъектов в установленном законом процедурном порядке и выражает в особой форме -- в интерпретационных актах (т.е. в решениях, имеющих за собой соответствующие правовые последствия).
По результатам рассмотрения на пленарных заседаниях дел относительно конституционности законов и других правовых актов и относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины, КСУ принимает решение.
Решение КСУ по вопросам о соответствии Конституции Украины законов и других правовых актов и об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины являются обязательными к выполнению всеми органами государственной власти, в том числе и самым КСУ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями граждан и другими организациями, гражданами и юридическими лицами на всей территории Украины. За невыполнение решений КСУ законом предусмотрена ответственность.
Решения КСУ действуют непосредственно и не требуют подтверждений со стороны любых органов государственной власти, должностных и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.