На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Зарубежный опыт управления качеством.ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 28.5.2014. Сдан: 2014. Страниц: 125. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I . КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………….5
1.1.Понятие качества и его экономическое значение ……………………………………...…5
1.2.Качество и конкурентоспособность продукции………………………………………….10
1.3. Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции…………14

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА БЕТОНА…………………..………….29
2.1.Характеристика бетона…………………………………………………………………….29
2.2.Контроль и оценка качества бетона………………………………………………………38
2.3. Методы испытаний нагружением. ………………………………………………………47
2.4. Межгосударственные стандарты бетона………………………………………………...55

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО
ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. …….............................................................. …72
3.1. Опыт управления качеством в США…………………………………………………….72
3.2. Опыт управления качеством в Японии…………………………………………………..75
3.3. Европейский опыт управления качеством………………………………………………83
3.4. Сравнительный анализ западного (США и Европа) и восточного (Япония)
подходов к качеству………………………………………………………………………….96

ГЛАВА IV. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЯПОНИИ……………………....116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..121

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..126


ВВЕДЕНИЕ

Mеждународное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения, проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Качество - политическая, нравственная и экономическая категория. Именно качество является основным условием укрепления национальной экономики. В этом убеждает опыт передовых стран мира.
Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий и организаций является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, является в рыночных условиях чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности производимой продукции. Система качества должна постоянно совершенствоваться. Необходимо определять процессы, требуемые для системы качества, их последовательность и взаимодействие. Большое значение имеет выбор критериев и методов управления этими процессами.
Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены, им не помогут никакие протекционистские меры государства.
Сложности кыргызской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска и реализации конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.
Примеры развития передовых промышленных стран показывают, «что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества: от рядового потребителя до руководителя любого уровня».
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования - с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Поэтому тема управления качеством является весьма актуальной.
Цель исследования - рассмотреть мировой опыт управления качеством.
Задачи исследования:
1. Провести обзор европейской, американской и японской модели управления качеством.
2. Рассмотреть практику управления качеством на предприятиях в странах ЕС.
Объект исследования - теории управления качеством
Предмет исследования - европейская, американская и японская модель управления качеством


ГЛАВА I. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

1.1. Понятие качества и его экономическое значение

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) - всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Рисунок 1.1. Пирамида качества
Наверху пирамиды находится TQM - всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, напрямую связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции непосредственно вытекает из качества работы. Здесь оценивается качество годной продукции, учитывается мнение потребителя, анализируются рекламации.
Для дальнейшего уточнения понятия управления качеством продукции целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие.. Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие продукция. Продукция - комплексное понятие. Это - результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.
Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т.п.).
Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надежность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.
Качество у производителя и потребителя - понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание.
В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.
Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
Идея такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке - квалиметрии. «Квали» по латыни означает «какой, какого качества», а «метрео» на древнегреческом - «мерить», «измерять». Квалиметрия - наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.
Основной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, которые позволяют выразить качество конкретного оцениваемого объекта одним числом, характеризующим степень удовлетворения объектом общественной или личной потребности.
Суть измерения качества в квалиметрии состоит в следующем:
1. Для каждого вида продукции учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах и действующих технических условиях. Качество характеризуется определенным технико-экономическим параметром (потребительным свойством): емкость холодильника, скорость автомобиля, ходимость автопокрышек, содержание основного компонента (активного вещества и др.).
2. Выбирается эталон качества.
3. Достигнутое качество сопоставляется с эталоном.
Таким образом, качество может соответствовать эталону, быть ниже или выше эталона.
Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции. Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:
- технический уровень, который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;
- эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т.п.);
- техническое качество, предполагающее гармоничную увязку предполагаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость производства.
Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.
Объект - это то, что может.быть индивидуально .описано и. рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.
Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса.
Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продук­ции. Основные понятия, термины и определения» качество про­дукции - это совокупность свойств, обусловливающих ее при­годность удовлетворять определенные потребности в соответст­вии с назначением.
Продукция здесь рассматривается как материализованный ре­зультат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устрой­ства, пищевые продукты и т.д.) и неовеществленными (энергия, информация). Термины и понятия, рассматриваемые ниже, отно­сятся только к овеществленным результатам труда.
Учитывая, что свойство продукции является исходной харак­теристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.
Свойство продукции - это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изде­лия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «по­требление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами - безотказностью, долговечностью, ремонтопригод­ностью и сохраняемостью.
Признаком продукции является качественная или количест­венная характеристика любых ее свойств или состояний. К каче­ственным признакам можно отнести цвет материала, форму из­делия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки техниче­ских устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический). Качественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, нали­чие или отсутствие дефектов. В швейных изделиях использова­ние взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армирован­ных, лавсановых или капроновых - многовариантный качест­венный признак.
Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.
Показатель качества продукции - количественная характери­стика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
Многие показатели качества продукции являются функция­ми ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического парамет­ра) и от механических характеристик материала сверла (струк­турных параметров).

1.2. Качество и конкурентоспособность продукции

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производите­лями
Однако конкурентоспособной может оказаться также про­дукция равного качества и даже несколько уступающая конку-., рирующей, поскольку к числу условий, интересующих потреби­теля, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семей­ная традиция или другие подобные факторы. На конкуренто­способность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.
Продукция может оказаться конкурентоспособной и случай­но. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже - при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособ­ность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, жела­ния и возможности потребителей, проводя маркетинговые ис­следования.
Если производителю повезло и его продукция волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, вы­яснить возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выиг­рышного положения.
Современный этап развития российской экономики опреде­ляется также усилением взаимозависимости производства и по­требления. Повышается роль потребителя в оценке качества продукции и затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выде­лить систему конечных потребностей и определить их влияние на рост и изменение структуры общественного производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем.
Экономическая интеграция производителя и потребителя привела к тому, что стали устанавливаться так называемые за­траты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого ка­чества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответст­венность между изготовителями и потребителями являются ос­новой перехода от действующей цены производства со всеми ее негативными последствиями к цене воспроизводства, в которой заранее отражаются затраты труда и его экономия.
Таким образом формируется потребительно-стоимостной под­ход к обеспечению качества продукции, имеющей своей целью, во-первых, создание условий для снижения издержек производ­ства на сумму полезного эффекта потребительной стоимости, а во-вторых, повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он должен органически входить составной частью в механизм экономических отношений между производством и потреблени­ем, изготовителями и потребителями.
Если с этих позиций проанализировать эффективность раз­работанных систем управления качеством, то можно отметить, что в целом они не оказали значительного влияния на повыше­ние качества и конкурентоспособное™ продукции по следую­щим причинам.
• Целевая функция системы не была направлена на удовле­творение требований конкретного потребителя.
• Действующие законодательная и нормативная базы, сис­тема государственной стандартизации не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между государством, предприятиями-изготовителями и по­требителями (прежде всего в вопросах прав потребителей на безопасную продукцию).
• В организации управления качеством преобладал стоимо­стный подход и практически игнорировался потребитель- но-стоимостный. Как обобщенная оценка эффективности систем управления качества продукции принимался удель­ный вес продукции высокого качества (например, продук­ция высшей категории качества) в стоимостном выраже­нии в общем объеме стоимостного выпуска продукции за определенный период. Поэтому отсутствовала возмож­ность оценить влияние системы управления на повышение качества конкретного вида продукции.
• Объектом управления качеством являлся обособленный, а не интегрированный производитель. Поэтому в процессе проектирования систем управления качеством не отрабаты­вался механизм взаимодействия всех участников создания конечной продукции, хозяйственные связи между предпри­ятиями-смежниками не имели устойчивого характера.
• Во многих случаях выполнение задач и функций системы не обеспечивалось необходимой информацией.
Перестройка управления народным хозяйством на основе ры­ночных отношений ставит вопрос о новых способах управления.
В перестройке механизма управления народным хозяйством можно выделить следующие основные моменты, определяющие направления перестройки стандартизации: расширение границ са­мостоятельности хозяйственных организаций, ослабление вер­тикальных связей при одновременном усилении связей по гори­зонтали, замена директивных методов управления договорными, основанными на соглашении между партнерами, исходя из их экономических интересов, т.е., по существу, речь идет об инте­грационной функции стандартизации.
Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовле­ния продукции часто приводит к конфликтным ситуациям меж­ду разработчиками, изготовителями и потребителями по техни­ко-экономическим показателям продукции, качеству и стабиль­ности ее изготовления, срокам создания и поставки. По сути дела, должен быть сформулирован эффективный механизм сквозного управления качеством, реализуемый соответствующи­ми системами управления. Все это требует организации сквоз­ного управления качеством продукции, предусматривающее це­ленаправленное воздействие на технический уровень и качество конечной продукции при проведении исследований и разрабо­ток, производства, обращении и эксплуатации (потреблении).
Единой основой всех форм хозяйствования является повы­шение эффективности труда, выражающей собой отношение по­лезного результата (повышение качества выпускаемой продук­ции, степени удовлетворения соответствующей потребности и т.д.) к затратам труда и получение этого результата.
Эффективность труда - это критерий, экономический сти­мул и источник оплаты труда всех категорий работников за по­вышение качества выпускаемой продукции, за внедрение науч- но-технических новшеств на предприятии, начиная с рабочего места, за применение стандартов с повышенными потребитель­скими свойствами. Анализ по этому критерию позволяет опре­делить принципиальные недостатки существующих систем управления качеством, указывать пути и методы их комплекс­ного совершенствования и взаимного согласования с целями и задачами социально-экономического развития общества в целом и общественного производства.
В стратегическом плане эффективность управления качеством продукции на настоящем этапе необходимо оценивать по крите­рию «высокое качество - низка цена». Важнейшим условием реализации такого подхода к обеспечению качества продукции является то, что повышение качества продукции на одном пред­приятии может осуществляться только ради экономии затрат труда потребителя, т.е. на другом, технологически смежном предприятии. Это предполагает, что в рамках прямых хозяйст­венных связей между предприятиями более высокие показатели качества продукции изготовителя и соответствующая экономия потребителя (повышение производительности труда, снижение материальных затрат) должны составлять важнейший элемент экономических отношений.
В практическом отношении критерием, отражающим общий стратегический курс, может служить приращение коэффициента эффективности труда, обусловленное влиянием создаваемой системы управления качеством продукции
Внедрение экономических отношений по экономии затрат труда в свою очередь предопределяет необходимость организа­ции взаимодействия предприятий по замкнутому технологиче­скому циклу, т.е. от предметов личного потребления до произ­водства соответствующих видов сырья. При этом производство в конечном звене должно быть направлено на повышение качест­ва продукции и степени удовлетворения в ней потребностей, на снижение конечных потребительских цен. Остальные производ­ства - промежуточные и начальные - должны обеспечивать повышение коэффициента эффективности труда и качества про­дукции в конечном производстве. Тем самым создаются объек­тивные основы для интеграции организационных структур про­изводственных систем.
Взаимное согласование коэффициентов эффективности тру­да, формирование на этой основе цен на поставляемую продук­цию обеспечивает единство экономических интересов предпри­ятий-смежников в процессе планирования, оценки и распреде­ления результатов труда.
В рамках общей организационной структуры должны быть четко установлены функции, относящиеся к системе качества, и определены границы полномочий и каналы передачи информа­ции. Также необходимо определить и документально зафикси­ровать те виды деятельности, которые прямо или косвенно воз­действуют на качество:
• однозначно определить общие и конкретные обязанности в отношении качества;
• четко установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество (при этом следует разумно сочетать достаточную степень орга­низационной свободы с широким кругом ответственности и полномочий, что обеспечит достижение поставленных целей в области качества с требуемой эффективностью);
• определить меры по управлению и координации различ- -ных смежных видов деятельности;
особое внимание при организации хорошо структуриро­ванной и эффективной системы качества следует уделять выявлению потенциальных или реальных проблем качест­ва и проведению предупредительных или корректирующих воздейств

1.3. Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции

Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1987г. и обновленных в 1994г. В сферу деятельности этой организации входят все области стандартизации за исключением электротехники и электроники, что по соглашению является сферой деятельности Международной электротехнической комиссии (IЕС-МЭК).
Разработка стандартов ИСО 9000 проводилась с участием ведущих специалистов в области качества на основе ряда ранее выпущенных национальных стандартов по управлению качеством. Эти национальные стандарты появились и использовались сначала в связи с высокими требованиями к качеству военной техники, а затем стали применяться и при изготовлении гражданской продукции.
В 1994 году было выпущено второе издание стандартов. В 2000 г. состоялся пересмотр стандартов этой серии. Новое издание в настоящее время отсутствует в региональных органах Госстандарта РФ, но эксперты отмечают увеличение доли в их содержании значения удовлетворения запросов потребителей.
В редакции 1994г. объекты стандартизации этой серии международных стандартов охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов - аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. Включены аспекты качества:
· качество, обусловленное определением спроса на продукцию;
· качество, обусловленное проектированием продукции;
· качество, обусловленное соответствием продукции проекту;
· качество, обусловленное материально - техническим обеспечением продукции на протяжении ее жизненного цикла;
Стандарты ИСО серии 9000 вместе со стандартами ИСО серии 10000 и стандартом ИСО 8402 сейчас называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000.

Рис.1.2. Семейство стандартов
Основополагающие стандарты:
· ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
· ИСО 9000 - содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы.
· ИСО 9000-1. Руководящие указания по выбору и применению.
· ИСО 9000-2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
· ИСО 9001. Модель при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
· ИСО 9002. Модель при производстве, монтаже и обслуживании.
· ИСО 9003. Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.
· ИСО 9004-1. Элементы системы качества. Руководящие указания.
Стандарты по категориям продукции:
· ИСО 9000-3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.
· ИСО 9004-2. Системы качества. Руководящие указания по услугам.
· ИСО 9004-3. Системы качества. Руководящие указания по перерабатываемым материалам.
Стандарты по проверке систем качества:
· ИСО 10011- 1. Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка.
· ИСО 10011-2. Квалификационные критерии для экспертов - аудиторов по проверке систем качества.
· ИСО 10011-3. Руководство программой проверок.
Стандарты по элементам систем качества:
· ИСО 9004-4. Руководящие указания по улучшению качества.
· ИСО 9004-5. Руководящие указания по программам качества.
· ИСО 9004-6. Руководящие указания по обеспечению качества руководства проектами.
· ИСО 9004-7. Руководящие указания по управлению конфигурацией.
· ИСО 9004-8. Руководящие указания по принципам управления качеством и их применение в системе административного управления.
· ИСО 10005. Руководящие указания по программе качества.
Основное содержание стандартов ИСО 9000 - это рекомендации, содержащие виды деятельности (функции, элементы системы качества), которые целесообразно внедрить на предприятиях, чтобы организовать эффективную работу по качеству. Перечень рекомендуемых элементов систем качества приведен в стандарте ИСО 9000-1.
В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют с середины 70-х г. ХХ в. В первую очередь, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности - авиации, космо­навтике, производстве военной техники и т.д.
Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 (ИСО - Международная организация по стандартизации) осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руко­водства, которые повышают ценность организаций всех типов и способ­ствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества - МС ИСО 8402.
В настоящее время широкое распространение получили междуна­родные стандарты ИСО серии 9000, которые вместе с терминологи­ческим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный мировой опыт управления качеством. Это стандарты:
· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
· МС 8402 терминологический стандарт.
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
На взаимоотношения поставщиков и потребителей оказывает сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в кредитовании и страховом деле: так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то предприятию часто предоставляются льготные условия кредитования и страхования.
В 2000 г. Техническим комитетом ИСО/ТК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечения качества», который аннулировал и заменил ИСО 8402.
Структура комплекса стандартов, изданных ИСО в 2000 г. приведена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2000
Учитывая прогрессивный характер международных стандартов, их регулирующую роль при выходе на международный рынок, отметим, что эти стандарты - ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 - приняты для прямого использования в следующем виде:
- ГОСТ ИСО 9000-2001 - «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ГОСТ ИСО 9001-2001 - «Системы менеджмента качества. Требо­вания»;
- ГОСТ ИСО 9004-2001 - «Системы менеджмента качества. Рекомен­дации по улучшению деятельности».
Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие:
- ИСО 10012 - «Система управления измерением»;
- ИСО 10013:1995 - «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»;
- ИСО 10015:1999 - «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»;
- ИСО/ТО 10017:1999 - «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».
Кроме того, был разработан комплекс стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В них существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание к удовлетворению разнообразных потребностей персонала компаний.
Согласно новой редакции стандартов ИСО серия 9000:2000, система менеджмента качества - это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами. Во главу угла ставится цель существования компании, которая разрабатывает систему стратегического планирования и средства реализации планов в течение года с действиями по внедрению изменений и управлением процессами и ресурсами. Система менеджмента качества всегда должна быть составной частью общей системы управления и руководства организацией.
Стандарт ИСО 9001:2000 может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки организации выполнения требований потребителей и своих собственных.
Отличия новой версии:
1. На переднем плане стоят вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворенность;
2. В большей степени подчеркивается ответственность руководства;
3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия;
4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001);
5. Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции;
6. Появилось требование измерять удовлетворенность клиента;
7. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами;
8. Устранена путаница с применением некоторых терминов. В новых стандартах термин «поставщик» заменен на термин «организация», «субподрядчик» на «поставщик», «получатель продукта» (по-старому «потребитель») назван «заказчик».
Для иллюстрации современных принципов менеджмента качества приведем выдержки из ГОСТ Р ИСО 9001-2001:
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо выбрать направление ее развития и обеспечить управление систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. Для этого при разработке стандартов ИСО 9000 (2000г.) были определены восемь принципов управления качеством. Эти восемь принципов менеджмента качества направлены на то, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:
1. Ориентация на потребителя.
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанных на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8 ГОСТ ИСО 9001-2001. Она показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований.
Стандарт направлен на применение процессного подхода на всех стадиях жизненного цикла для повышения удовлетворенности потребителей. Преимущество процессного подхода заключается в непрерывности управ­ления, которое он обеспечивает на стыке между отдельными процессами, начиная от организации процесса, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного цикла продукции до измерения, анализа и улучшения, где потребители играют существенную роль.
Стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 разработаны как согласованная пара стандартов для дополнения друг друга. Их можно применять независимо, т.к., хотя у них различные области применения, они имеют аналогичную структуру. ИСО 9001:2000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов. ИСО 9004:2000 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001. ИСО 9004 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых преследует цель постоянного улучшения деятельности. Данный стандарт не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Сравнивая стандарты, важно видеть различия: так, ИСО 9000:94 направлены на обеспечение качества, а стандарт ИСО 9000:2000 направлены на менеджмент качества. Для примера приведем некоторые отличия между стандартами ИСО 9000:94 и 9000:2000 - табл. 3.1. В названных документах зафиксирован ряд особенностей систем управления качеством, которые необходимо соблюдать всем пользова­телям данных стандартов. К таким особенностям, в частности, отно­сятся:
- рекомендательный характер;
- профилактическая направленность;
- ориентация на потребителя;
- обеспечение качества снабжения;
- использование маркетинга в управлении качеством;
- обязательность участия в управлении первого должностного лица фирмы;
- создание специаль­ных служб качества на профессиональной основе;
- привлечение всего персонала фирмы к управлению качеством.
Таблица 1.1
Различия между стандартами
ИСО 9000:94 ИСО 9000:2000
Обеспечение удовлетворения определенных требований потребителя. Понимание настоящих и будущих потребностей и ожиданий потребителя. Измерение удовлетворенности потребителя и действия в соответствии с их результатами.
Установление политики и проверя­емых целей, распространение поли­тики на всю организацию, обеспече­ние ресурсами и создание обстанов­ки, способствующей качеству. Создание видения пути и разделяемых ценностей. Установление вызывающих показателей и целей и разработка стратегий их достижения. Тренировка людей, оказание им поддержки и делегирование полномочий.
Установление уровней компетентности, обучение и повышение квалификации персонала. Достижение ясности в полномочиях и ответственности. Создание персональной собственности на показатели и цели организации с помощью опыта и знаний людей и благодаря обучению достичь вовлечения их в оперативные решения и в процесс совершенствования.
Создание, управление и обслуживание документированных процессов. Явное установление внешних и внутренних потребителей и поставщиков процессов. Сосредоточение на использовании ресурсов в действиях процессов, что ведёт к эффектив­ному использованию людей, оборудования, методов и материалов.
Создание и поддержание в рабочем состоянии подходящей и эффективной документированной системы качества Выявление множества процессов в некоторой системе. Понимание их внутренних взаимосвязей. Оценивать процессы по организационным показателям и цепям. Сравнивать результаты с основными задачами.
Как и стандарты серии ИСО 9000:2000, данная группа стандартов применима к предприятиям различных форм, размеров и видов деятельности и может быть использована в государствах с самыми различными географическими и политическими условиями. В отличие от других природоохранных стандартов семейство ИСО 14000 не регламентирует количественные показатели воздействия предприятий на окружающую среду. Основное содержание их сводится к содействию организации системы экологического управления предприятием.
Сегодня ряд предприятий Европы и Азии получили сертификаты на системы управления окружающей средой. В числе лидеров - Япония, Великобритания и Германия. Среди секторов экономики, получивших наибольшее количество сертификатов, можно выделить производство электрического и оптического оборудования, химическое производство, машиностроение и строительную индустрию.
При разработке стандартов ИСО 9000:2000 имелись опасения, что различные системы управления в одной организации могут привести к дублированию функций, неоправданным затратам и трудностям в проведении проверок и аудита. Одним из путей для решения данных проблем было предложение - объединить в единое семейство стандарты серий ИСО 9000 и ИСО 14000. Для этого в 1998 г. в ИСО была создана Техническая консультативная группа (Technical Advisory Group, TAG), в задачи которой входила разработка рекомендаций о целесообразности такого объединения этой серии стандартов. Выводы, сделанные специалистами TAG, заключались в том, что такое объединение несвоевременно, но существует необходимость в увеличении совместимости стандартов двух групп. Поэтому при подготовке стандартов серии ИСО 9000:2000 одним из требований стала их согласованность и совместимость со стандартами в области управления окружающей средой в интересах сообщества пользователей. Стандарты в области обеспечения качества не содержат конкретных требований к другим системам менеджмента: управление охраной окружающей среды или управление профессиональным здоровьем и безопасностью на предприятии. Однако они позволяют согласовать собственную систему управления качеством с другими системами менеджмента в рамках одной организации.
Работа в области совместимости стандартов серий ИСО 9000 и ИСО 14000 ведется по следующим основным направлениям:
- единство терминологии стандартов;
- совместимость систем управления качеством и охраной окружающей среды в рамках одной организации;
- проведение совместных проверок и аудита систем качества и окружающей среды.
Системы управления на основе стандартов серии ИСО 14000 требуют пересмотра функционирования всех объектов предприятия, так или иначе связанных с воздействием на окружающую среду. Поэтому разработка и внедрение таких систем во многом перекликается с элементами построения системы управления качеством. В справочном Приложении А к стандарту ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) приводится соответствие элементов данного стандарта элементам стандарта ИСО 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98). Следует выделить следующие основные группы элементов:
- политику организации в области управления качеством (охраны окружающей среды);
- цели, задачи, планирование деятельности организации;
- измерение, анализ и улучшение;
- корректирующие и предупреждающие воздействия;
- анализ со стороны руководства;
- структуру и ответственность;
- мониторинг и измерение;
- постоянное улучшение.
Все перечисленные аспекты необходимы при внедрении как системы управления качеством, так и системы управления окружающей средой. Обе системы призваны улучшать имидж организации, ориентировать ее деятельность на потребителя, снижать полную себестоимость ее товаров и услуг, обеспечивать устойчивые конкурентные преимущества на рыночном пространстве. Ежегодно тысячи предприятий во всем мире получают сертификаты на внедрение международных стандартов ИСО серии 14000. На сегодняшний день популярность стандартов ИСО 14000 не уступает востребованности стандартов ИСО серии 9000. При этом следует принять во внимание, что ИСО 9000 существуют с 1987 г., а ИСО 14000 - сравнительно моло­дая группа стандартов и принята только в 1996 г.
Получение сертификата в области управления охраной окружающей среды, как и сертификация предприятия на стандарты серии ИСО-9000, не является гарантией успеха и пропуском в мир высоких прибылей и доверия потребителя. Только каждодневная работа всей организации в соответствии с принципами, заложенными в стандарты, обучение персонала и постоянное совершенствование деятельности смогут стать залогом будущего успеха.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г. и обновленных в 1994 г.
Стандарт ИСО 9000 содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы. Стандарт ИСО 9004 - это методические указания для общего руководства качеством на предприятии (фирме), а стандарты ИСО 3001-9003 - это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.
В ИСО 9000 подчеркивается, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества - предмет общего руководства. Но если речь идет о заключении контракта, то состояние системы обеспечения качества у экспортера служит мерой доверия к нему со стороны контрагента, мерой уверенности в надежности партнера. В связи с этим в контракте может быть предусмотрена оценка системы обеспечения качества у экспортера на соответствие одному из стандартов ИСО 9001-9003 до заключения контракта. Оценку может проводить либо сам импортер, либо нейтральная организация по договоренности сторон. Оценка не понадобится, если система сертифицирована и контрагент признает сертификат соответствия.
Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте: "петля качества" начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом.
Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы.
Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства за качество. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции, следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей фирмы возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Руководство отвечает и за определение целей, которые обусловливают решение о производстве новых товаров или предоставлении новых услуг в пользу потребителей. Выпуск новых товаров и предоставление дополнительных услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство фирмы.
Особенность современной системы управления качеством состоит в наличии в ее структуре внутренней проверки системы, анализа и оценки ее эффективности.
Внутреннюю проверку осуществляют назначаемые руководством фирмы компетентные специалисты. Они обязаны оценить эффективность каждого элемента системы в отношении реализации целей, поставленных перед системой управления качеством. Такие проверки проводятся планово или вследствие обнаружения дефектов, организационных изменений на фирме. Перечень объектов, подлежащих контролю, и другие процедурные моменты устанавливаются в плане проверки, разрабатываемом руководством фирмы. В отчете по результатам проверки приводятся конкретные случаи обнаружения ненадлежащего качества продукции и излагаются причины этого. Предлагаются корректирующие меры, дается оценка выполнения предложений по результатам предшествующих проверок.
Если внутренние проверки осуществляются силами специалистов самой фирмы, то анализ и оценка эффективности системы управления качеством должны проводиться компетентными независимыми лицами, которых приглашает руководство компании. Такой анализ служит фирме основой для принятия необходимых мер по совершенствованию системы в соответствии с новыми концепциями качества, в связи с изменениями на рынке или необходимостью освоения новых технологий.
Принципиально важной особенностью системы, предлагаемой стандартами ИСО, являются обязательные определение и оценка расходов (затрат) на качество. Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества. Чтобы этот элемент системы работал, необходима четкая классификация расходов на качество. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внимания руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов фирмы. На зарубежных фирмах затраты на качество рассматриваются как основа установления размера вложений в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество - одна из главных целей системного управления качеством. Расходы на качество играют не последнюю роль и в конкурентных позициях фирмы, являясь фактором, определяющим ее возможности в условиях ценовой конкуренции. Этой проблеме в зарубежных странах уделяется большое внимание. Так, например, в состав Американского общества по контролю качества входит Технический комитет по затратам на обеспечение качества товаров.
Фирмы планируют общие затраты на качество. Разработка программы затрат, как правило, начинается с определения статьи расходов на качество в рамках рассмотренной выше классификации. По каждой статье предусматривается ведение отчетности на основе анализа и контроля. Для осуществления разработанной программы необходимы накопление банка данных и обработка их на ЭВМ; представление сведений на все уровни управления фирмой; проведение анализа тенденций изменения расходов на качество и установление их оптимального уровня; выявление тех звеньев производства, где необходимо усилить контроль. Должны быть осуществлены анализ эффективности бухгалтерской ревизии затрат на качество, разработка корректирующих мер и анализ их эффективности, а также обязательное информирование потребителя о расходах на качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причем наблюдается их ежегодный рост на 5-7%. Внедрение же эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%.
В системе управления качеством необходимо также предусматривать обратную связь с потребителем, так как его опыт эксплуатации товара и опыт, накопленный в процессе производства, служат основой для внесения соответствующих изменений в проект. Последствия этих изменений, их влияние на качество товара также подлежат оценке.
В системе обеспечения качества предусмотрена такая форма обратной связи, как надзор самого производителя за качеством продукции. С этой целью создается механизм раннего обнаружения отклонений от качества, позволяющий получать данные об отказах и возврате продукции и своевременно принимать меры корректирующего воздействия. Обратная связь должна существовать на протяжении всего срока службы изделия, что дает возможность постоянно контролировать степень удовлетворения потребностей покупателя качеством товара или услуги.
В конечном итоге сведения о рекламациях, отказах, проблемах потребителя, возникающих при пользованием товаром, нужны для работы по трем направлениям: периодический анализ проекта, осуществление корректирующих мероприятий, реализация продукции.
Особенностью рассматриваемой системы обеспечения качества продукции является также возможность выбора поставщиков, что широко используется в практике зарубежных фирм.
В экономически развитых странах существует конкурс субпоставщиков, а процедура и методы выбора поставщиков в мировой практике хорошо отработаны. Работа с выбранными субпоставщиками организуется на долгосрочной основе, поскольку стабильность деловых отношений позволяет обеспечить высокое качество товаров. Составляются специальные программы по работе с поставщиками, в которых предусмотрены финансовая помощь, изучение производственных возможностей, обучение кадров и т.п. В процессе сотрудничества устанавливается атмосфера доверия, а уверенность в надежности партнера дает возможность отказаться от входного контроля и значительно сэкономить средства и время.
Фирмы США широко используют практику оценки систем обеспечения качества продукции у поставщиков, а также оценку самого поставщика. Эта процедура получила название сертификация поставщика. Для этого фирма-потребитель разрабатывает стандарты для фирмы-поставщика на качество поставляемого сырья и исходных материалов и в течение года контролирует соблюдение этих стандартов. Если нарушения не обнаруживаются, поставщик считается сертифицированным и с ним заключают долгосрочный контракт.
Используются и другие методы - привлечение поставщика сырья к участию в разработке и изготовлении готовой продукции, наблюдение за технологическими процессами у поставщиков и разработка рекомендаций по их совершенствованию. Принято также вести учет данных о качестве и соблюдении сроков поставок сырья и исходных материалов, на основании чего составляется шкала оценки поставщиков. Если возникает необходимость привлечения нового поставщика, то критерием выбора служит состояние системы обеспечения качества на его предприятии. Поэтому фирмы - поставщики сырья, комплектующих изделий и т.п. стремятся быть сертифицированными, что облегчает им возможность реализовывать свою продукцию и позволяет выжить в конкурентной борьбе.
В работе с выбранными поставщиками используется метод штрафных очков за отклонения в качестве поставляемого сырья, нарушения сроков поставки и т.п. В случае большого количества штрафных баллов за год от поставщика отказываются.
Фирмы США считают действенным способом обеспечения высокого качества поставляемого сырья и материалов проведение регулярной аттестации поставщика и оценки качества его работы.
Прямые и тесные контакты с поставщиками сырья - важнейшее условие обеспечения высокого и стабильного качества готового товара.
Во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется заключать с поставщиками соглашения о методах проверки соответствия качества продукции предъявляемым требованиям заказчика. Спорные вопросы, касающиеся качества, должны разрешаться на основе разработанных и согласованных процедур.
Еще одна принципиальная особенность современной системы управления качеством состоит в обеспечении возможности снижения риска юридической ответственности за качество. С этой целью должны быть предусмотрены:
• разработка и внедрение стандартов безопасности (и на их основе - технических условий на товары или услуги);
• проведение испытаний с целью оценки ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Аристов О.Л. Управление качеством: Учебник. Издательский Дом «ИНФА-М» Москва., 2006
1) Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Стандарты и качество. 2002. № 1. С. 50-53.
2) Боков В.А., Гаяев В.И. Проблема «качество»// Стандарты и качество. 1996. № 8.
3) Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/
4) Данилов В.М., Эволюция технологий, Просвещение, М., 2008г.
5) Ильенкова С.Д Управление качеством, Учебник. Юнити, М.: 2007.
6) Иваненко К.П., Современное строительство, Буква, М., 2004г.
7) Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: «Экономика», 1988
8) Крылова A.Д. “Зарубежный опыт управления качества”
9) Кане, Б. Иванов и др. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. - «Питер», 2008
10) Леонов И.Г., Аристов О.В. «Управление качеством продукции». - М., 1999г. 4.
11) Лаевский А.Н., Рекомендации строителю, Питер, С-Пб., 2004г.
12) Минько З.В. Качество и конкурентоспособность: СПб. 2004.
13) Новицкий Н. И., Олексюк В. Н., Кривенков А. В., Пуровская Е. Э.: Управление качеством продукции. Уч.пос. Издательство: Новое знание, Год издания: 2004 г.
14) Нижегородов М.С., Бетонные конструкции, Эксмо, М., 2005г.
15) Окренилов В.В. «Управление качеством»./М: Экономика, 1996г.
16) Пичугин К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11-
17) Петров. М. Экологическое право. - М., 1997. -557с.
18) Панов В.В., Ваш дом, Вагриус, М., 2001г.
19) Ряполова А.Ф. “Сертификация. Методология и практика”
20) Управление качеством и Ваш бизнес. www.dist-cons.ru.
21) Фейгенбаум А “Контроль качества продукции”
22) >23) >24) >25) >26) Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. Новое американское тотальное управление качеством


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.