На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социально-педагогическая адаптация детей младшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.5.2014. Сдан: 2014. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………5
1 Аспекты социально-педагогической адаптации детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………………..7
1.1 Понятие социально-педагогической адаптации………………………….7
1.2 Возрастные особенности младших дошкольников……………………..10
1.3 Проблема адаптации……………………………………………………....21
2 Условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ…………………...29
2.1 Значение социально-педагогической адаптации…………….………….29
2.2 Формы и способы адаптации…………………………………………….34
2.3 Организация условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..41
2.4 Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ……..45
Заключение……………………………………………………………………49
Литература…………………………………………………………………….51
ВВЕДЕНИЕ

Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза

личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении.
Объект: социально-педагогическая адаптация.
Предмет: адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятия социально-педагогической адаптации.
2) Раскрыть возрастные особенности и особенности адаптации младших дошкольников, к условиям детского сада.
3) Раскрыть проблемы адаптации младших дошкольников.
4) Рассмотреть условия, в которых успешно проходит процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
1 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие социально-педагогической адаптации

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
В настоящее время существует множество гипотез, концепций, которые стремятся дать философское и психологическое обоснование такому явлению как социально-педагогическая адаптация.
Интерес к проблеме социально-педагогической адаптации возник в связи с рассмотрением понятия «адаптация». Так сторонники гуманистической концепции социализации Ю. Хобермас и В. Орбон рассматривают понятие «социализация личности» с позиции воспитания активной личности в процессе необходимости полного развития способностей, самоутверждения [19, с. 39]
Исследование проблем адаптации представлено в работах Ю.А. Александровского, С.А. Беличевой, Р. Бернс, С.М. Громбах, Д.В. Колесникова, К. Левина, А.В. Петровского, Г.И. Царегородцева, В.А. Ядова и др. [68, с. 62]
Наряду с различными педагогическими проблемами, требующими своего изучения и решения, одной из основных является проблема социально-педагогической адаптации в образовательных учреждениях. Ее актуальность обуславливается необходимостью создание содружества воспитательных сил семьи и образовательного учреждения - способствующих адаптации личности ребёнка к продуктивной жизнедеятельности.
Социально-педагогическая адаптация - явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация - приспособление к системе образования, обучения и
воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида.

Социально-педагогическая адаптация свидетельствует, что условия, в которых находится данный человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания. [24, с. 11]
Социально-педагогическая адаптация в своей основе процесс социальный, характеризующий личность в контексте приспособления к условиям окружающего социума, в частности условиям, сложившимся в ходе педагогического процесса. Социально-педагогическая адаптация является частью более широкого понятия социальной адаптации [21, с. 56]
Социально-педагогическая адаптация - педагогически регулируемый процесс взаимодействия человека со средой, который разворачивается в виде поисковой активности, способствующей преобразованию человека и среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности, характеризующийся эмоциональной удовлетворенностью личности по достижению сознательно определенного ожидаемого результата, формированием персональной целостно-нормативной системы по определенной, социально заданной норме, на основе социальных и культурных ориентаций личности, выполняющей функции экстериоризации, интериоризации, гармонизации в индивидуальном личностном становлении учащихся [13, с. 38]
Выделяют два подхода в трактовке социально-педагогической адаптации: восходящей по Э. Дюркгейму и Т. Парсенсу субъект-объектный (субъект социализации общества, объект - человек) и субъект-субъектный (и общество, и человек - субъекты социализации), истоки которого можно найти в работах Ч. Кули и Дж.Г. Мида.
Социально-педагогическая адаптация учащихся тесно связана с основным процессом социальной педагогики - социализацией, основной задачей которого является ориентация на важнейшие человеческие ценности - красоты, добра, физического, интеллектуального, нравственного, психического здоровья, ориентации на здоровую семью [19, с. 40]
Исследователи Н.В. Антакова, В.Я. Осенников и др. определяют

механизмы социально-педагогической адаптации:
А) организаторские способности;
Б) коммуникативные умения;
В) самореализация в деятельности.
М.А. Галигузова, Р.А. Литвак в своем исследовании выделяют в качестве адаптационных механизмов:
А) умения и навыки коммуникации
Б) умения и навыки самоорганизации
В) умения и навыки продуктивной деятельности [18, с. 26]
Функция социально-педагогической адаптации состоит в обучении детей выполнять социально значимое дело, воспитании человека, способному к социальному действию.
Понятие «социально-педагогическая адаптация» есть педагогически организованный процесс восприятия воспитанниками опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включению их существующую социальную среду. Для успешной реализации данного процесса необходимо определять и учитывать его особенности, зависящие от среды, где он будет осуществляться, и от специфических условий становления и развития личности, на которых он будет направлен.
Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.


1.2 Возрастные особенности младших дошкольников

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения.
В начале данного возраста манипуляции ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. Перенос действия осуществляется двумя путями. Первый - это перенос действия с одного предмета на другой.
В начале второго года жизни ребенок начинает подражать действиям взрослых и старается действовать теми же вещами, которыми пользуются окружающие его люди. В репертуаре его предметных действий появляются так называемые специфические действия с предметами, т.е. действия, в которых он правильно использует тот или иной предмет (сморкается в платочек, подносит

ко рту ложку или кружку). Лишь постепенно специфические действия с предметами, то есть действия, в которых ребенок точно воспроизводит общепринятый способ употребления того или иного предмета обретает вид орудийного действия, в котором рука ребенка подстраивается под предмет-орудие, и в котором возникает особая цель - овладеть таким способом действия с этим предметом, который позволил бы произвести некий новый эффект, например, завести машину ключиком так, чтобы она после завода сама поехала. В раннем возрасте игровые действия дифференцируются от собственно предметных. Для ребенка второго года жизни игрушка еще не представляет собой предмета, специально для него предназначенного и изображающего «взрослые» предметы.
Развитие предметной деятельности происходит по нескольким направлениям. Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой и пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением.
Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игры и игрушки, созданные для детей раннего возраста.
Второй линией развития предметной деятельности является

формирование наглядно-действенного мышления. Ребёнок раннего возраста мыслит прежде всего действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов или нанизывая колечки на стержень пирамидки ребёнок не только действует, но и думает, учится учитывать свойства разных предметов и ориентироваться на них, строит их образы. В таких соотносящих действиях происходит формирование внутреннего плана и образного мышления. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, сто приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.
Третьей важнейшей линией развития предметной деятельности является становление познавательной активности, которая проявляется в любознательности и самостоятельности ребёнка. Строя дом из кубиков, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан сюрприз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи, а игры с песком и водой - открывают огромный простор для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и пр. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Оно даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления.
Четвёртым важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный

характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого.
Целостная предметная деятельность, которая должна сложиться у ребенка к концу третьего года жизни, включает в себя 3 важнейших компонента:
1) Умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тот результат, который еще только предстоит получить на практике;
2) Умение подбирать такие способы действия, которые выстроены в логике представленной цели и могут привести к получению нужного результата;
3) Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом (соответствует ли он поставленной цели.
У детей от двух до трех лет при условии правильно организованного ситуативно-делового общения все эти три компонента предметной деятельности постепенно складываются [1, с. 35-37]
Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека [2, c. 46-47]
Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев

жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка
вызывает их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами, для ориентировочно-исследовательской деятельности и конструкторской, творческой работы. Примерно к трем годам память, восприятие, воображение и внимание........


ЛИТЕРАТУРА

1 Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду - 2003 - № 5 - с.49 - 53
2 Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду - 2003 - № 6 - с.46 -51.
3 Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007 - с. 417
4 Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество.
Ребенок в детском саду. - 2005 - № 1 - с.30 - 35
5 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007 - с. 224
6 Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005 - с.25
7 Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2004 - с. 275
8 Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей - М.: Просвещение, 2007 - с.79
9 Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. - 2004 - № 7 - с.66 - 77
10 Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие - М.: Айрис-пресс, 2006 - с.112
11 Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание - 2006 - № 1 - c.34 - 37
12 Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008 - с. 352
13 Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - М.: Речь, 2002 - с. 238


14 Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. - 2002 - № 11 - с.10
15 Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Владос, 2007 - с. 530
16 Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004 - с. 415
17 Павлова Л. Раннее детство, семья или общество? / Обруч. - 2007 - № 2 - с. 7-10
18 Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003 - № 2 - с. 5-7
19 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2003 - с. 350
20 Севостьянова Е.О. Дружная семейка - М.: ТЦ Сфера, 2006 - с. 235
21 Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе М.: АРКТИ, 2006 - с. 275
22 Смирнова Е.О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) Изд-во МГППУ, 2004 - с.315
23 Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2006 - № 3-4. с. 46 - 51
24 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007 - с.336
25 Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008 - с.368
26 Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - с. 384



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.