На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Навигационно-гидрографическое обеспечение деятельности подводных лодок ВМФ СССР и организация штурманской службы на них в послевоенный период (1945-1991 гг.).

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 29.5.2014. Сдан: 2014. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: 90,1.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Краткая характеристика развития подводных лодок ВМФ СССР и их ТСК в послевоенный период 8
1.1 Развитие подводных лодок ВМФ СССР 8
1.2 Развитие ТСК подводных лодок ВМФ СССР 19
2. Обеспечение деятельности ПЛ средствами навигационного оборудования, картами и навигационными пособиями в послевоенный период 26
2.1 Обеспечение средствами навигационного оборудования 26
2.2 Обеспечение картами и навигационными пособиями 29
3. Способы решения различных навигационных задач и использование ТСК ПЛ в послевоенный период 36
4. Организация штурманской службы и штурманской подготовки личного состава ПЛ 43
5. Анализ влияния навигационных факторов на аварийность и эффективность деятельности советских ПЛ в послевоенный период 48
Заключение 55
Литература 58


ВВЕДЕНИЕ
Подводные силы, как род сил Военно-морского флота, не без основания занимают особое место в структуре ВМФ. Обобщая опыт применения боевых сил флота в Великой Отечественной войне можно сделать вывод, что подводные лодки оправдали себя в качестве эффективного средства борьбы на коммуникациях, но оказались способными в основном на сковывающие действия. Несмотря на это, в послевоенный период, с 1945 по 1991 гг. взгляды первых лиц страны на развитие флота менялся.
Таблица 1.
Эволюция взглядов на использование ВМФ военно-политическим руководством СССР в послевоенный период 1945-1991 годы.
№ Период Содержание периода Основные задачи ВМФ Главный род сил
1 1945 г. - середина 50-х гг. Традиционные боевые силы и средства Поддержка СВ на приморском направлении НК и морская авиация
2 Середина 50-х - начало 60-х гг. Внедрение и освоение ядерного оружия Нарушение (срыв) океанско-морских коммуникаций ПЛ и морская авиация
3 Начало 60-х - начало 70-х гг. Серийное строительство атомных ПЛ с КР и БР, НК с ПКР и ПЛУР, МРА и дальней БПЛА. Начало боевой службы. Уничтожение ударных группировок ВМС противника и уничтожение наземных объектов ПЛ и морская авиация
4 Начало 70-х - середина 80-х гг. Начало создания авианесущих кораблей. Достижение стратегического паритета в ядерных вооружениях между СССР и США. Уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника ПЛ и морская авиация
5 Середина 80-х годов по 1991 год. Попытка перестройки ВМФ в условиях новой военной доктрины и поэтапного ядерного разоружения. Уничтожение наземных объектов и ударных группировок ВМС противника в ответно-встречных ударах ПЛ, НК и морская авиация

Как видно из таблицы, в различные периоды, подводные лодки оставались главным родом сил ВМФ.
Главное свойство подводных лодок - скрытность, недоступно надводным кораблям. Но для эффективного действия подводных сил и подводных лодок в частности, необходим особый вид боевого обеспечения, система подготовки кадров, система базирования и т.д.
Успешность действий подводных лодок и выполнение поставленных задач определяется их главным тактическим свойством - скрытностью. Но именно способность длительное время скрытно находиться в подводном положении существенно осложняет возможности самой подводной лодки по освещению внешней обстановки в районе выполнения задачи и знанию своего места. Такие условия решения задач требуют полного и качественного обеспечения деятельности подводных лодок. Одним из видов боевого (оперативного) обеспечения является навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО), представляющее собой комплекс мероприятий по созданию благоприятной навигационно-гидрографической обстановки для действий своих сил и затрудняющий действия сил вероятного противника. Цель НГО - повышение эффективности действий сил флота, применения оружия, повышение безопасности плавания кораблей.
Задачами НГО действий сил ВМФ, как в настоящее время, так и в рассматриваемый в работе исторический период следующие:
- создание условий для решения навигационных задач кораблевождения, определения местоположения сил;
- укомплектование кораблей штурманским вооружением - морскими средствами навигации (МСН), они же технические средства навигации (ТСН), и поддержание их в готовности к использованию;
- обеспечение сил информацией о навигационной обстановке, навигационными картами и пособиями;
- изучение и подготовка районов действий сил в навигационном отношении.
В настоящее время НГО сил ВМФ РФ организует Главный штаб ВМФ, а непосредственно планирует и осуществляет Управление навигации и океанографии МО РФ (УНиО МО РФ) - Гидрографическая служба ВМФ (ГС ВМФ), в масштабе флота соответственно - штаб флота и гидрографическая служба (ГС) флота. В корабельных объединениях (соединениях) и военно-морских базах НГО организуется силами ГС флотов, гидрографических районов, экспедиций, отрядов, партий и штурманских мастерских по заявкам начальников штабов объединений (соединений) и военно-морских баз и выполняется во взаимодействии с флагманскими штурманами объединений (соединений) и военно-морских баз. Непосредственно на кораблях и подводных лодках навигационные задачи кораблевождения в обеспечении созданной системы НГО решают штурманские боевые части. Такая организация НГО сил отечественного флота формировалась многие десятилетия и за время своего развития претерпела множественные изменения.
НГО деятельности подводных лодок определяется следующими особенностями решения на ПЛ навигационных задач кораблевождения:
- необходимость точного знания своего места, курса, скорости и других навигационных параметров для эффективного применения своего оружия, обеспечения безопасности плавания, что требует полного и достоверного знания навигационно-гидрографической обстановки в районе выполнения задачи;
- сложность определения места ПЛ при плавании в подводном положении;
- необходимость соблюдения скрытности при определении местоположения как при нахождении ПЛ под водой, так и во время всплытия в перископное или надводное положение;
- сложность ведения счисления ПЛ с необходимой для решения боевых задач точностью, при длительном плавании в подводном положении.
Из указанных выше особенностей следует - НГО деятельности подводных лодок требует достоверной изученности предполагаемых ТВД в навигационно-гидрографическом отношении и оборудования этих ТВД специальными средствами навигационного оборудования (СНО), а также установку и эффективное использование на ПЛ специальных технических средств кораблевождения, что в свою очередь обеспечивается хорошей организацией штурманской службы на ПЛ и качественной подготовкой личного состава пл.
К средствам НГО в послевоенный период с 1945 по 1991 гг. можно отнести:
- СНО - береговые и плавучие навигационные маяки, знаки, радиомаяки, станции радионавигационных систем, звукосигнальные установки, маячно-технические сооружения;
- технические средства кораблевождения (штурманское вооружение), предназначенные для определения местоположения ПЛ в море и ведения счисления пути, в рассматриваемый период это: навигационные комплексы первого, второго и третьего поколений, курсоуказатели (магнитные и гироскопические компасы), измерители скорости и глубины под килём, пеленгаторы, радиопеленгаторы, секстаны, радиосекстаны, приемоиндикаторы импульсных и импульсно-фазовых РНС, хронометры, прочие приборы и мореходные инструменты;
- навигационные карты и пособия, содержащие информацию о навигационно-гидрографической и гидрометеорологической обстановке в различных районах Мирового океана;
В работе предпринята попытка обобщить различные имеемые сведения по теме для подробного и комплексного изучения и анализа рассматриваемого вопроса.


1.Краткая характеристика развития подводных лодок ВМФ СССР и их ТСК в послевоенный период
1.1 Развитие подводных лодок ВМФ СССР
Дизель-электрические подводные лодки
Первой послевоенной дизель-электрической ПЛ стала самая массовая в ВМФ СССР ДПЛ проекта 613. Проект явился развитием ПЛ среднего водоизмещения проекта 608, который разрабатывался в 1942-1944 гг. Проектирование было поручено ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов (вместо 12).
Всего предполагалось построить 340 подводных лодок этого проекта, фактически построено 215, и в своё время, они составляли основу советских подводных сил. Несмотря на некоторые недостатки, эта была достаточно простая и надежная ДПЛ.
Дальнейшим развитием ДПЛ проекта 613 стала её усовершенствованная модификация ДПЛ проекта 633. Она имела усиленное торпедное вооружение и несколько уширенный корпус для увеличения автономности. Это был самый большой по численности тип ДПЛ после войны - планировалось построить 560 ДПЛ этого проекта, если бы успешные эксперименты с АЭУ не перенесли основной упор кораблестроения на ПЛА.
Перед ЦКБ-18 была поставлена задача создания большой ПЛ, которая могла бы заменить находившиеся в составе флота крейсерские ПЛ XIV серии. В 1948 г. было закончено проектирование большой ПЛ проекта 611, которая должна была вести боевые действия на океанских коммуникациях и у отдаленных ВМБ противника, уничтожать его надводные корабли, решать задачи дальней оперативной разведки. Лодка была принята в состав ВМФ в декабре 1953 года. Хотя планировалась серия в 40 единиц, но удалось построить на двух заводах в 1953-58-х гг. только 26 ДПЛ. Несколько последующих ДПЛ проекта 611 были переоборудованы в носители баллистических ракет, получи номер АВ-611. Кроме того этот проект использовался как базовый при разработке специализированной ДПЛРБ проекта 629.
В 1954 г. было принято решение о разработке новой океанской торпедной подводной лодки большого водоизмещения, как развитие проекта 611. Это были лодки проекта 641, которая была оснащена новейшими средствами навигации, связи и наблюдения. Всего с 1958 по 1971 гг. было построено 58 ДПЛ этого проекта, хотя планировалось построить 160 таких лодок. И хотя ДПЛ данного проекта показали себя с положительной стороны, после Карибского кризиса 1962 г. интерес к ним со стороны Советского правительства упал.
Модификация проекта 641 - большая торпедная подводная лодка проекта 641Б, была спроектирована в ЦКБ МТ «Рубин» и представляла собой третье поколение советских послевоенных ДПЛ. Головная ДПЛ Б-443 была построена в 1973 г. Всего до 1982 г. на этом заводе было построено 18 ДПЛ этого проекта.
Только во второй половине 70-х гг. было принято решение начать строительство принципиально новой ДПЛ, пригодной не только для ВМФ СССР, но и для стран Варшавского договора. Это была ДПЛ проекта 877, шифр «Варшавянка». Головная ДПЛ проекта 877 Б-248 была построена в 1980 г. «Варшавянка» оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота.
Следует отметить, что кроме средних и больших ДПЛ в ВМФ СССР предпринимались попытки создания малых лодок. Сразу после войны была построена серия ПЛ проекта 615, А615. Всего с 1953 по 1959 годы было построено 29 ПЛ проекта А615. Но судьба этих ПЛ сложилась неудачно. Она оказалась весьма пожароопасной.
В дальнейшем работы по малым ПЛ обычного боевого назначения в СССР были прекращены. Это объяснялось тем, что ДПЛ проекта 613 оказались достаточно удобными для действия в стесненных условиях.
В 70-х гг. в СССР велась разработка только специальных малых ПЛ (СМПЛ). Так в это время была спроектирована в СПМБМ «Малахит» малая подводная лодка проекта 865, шифр «Пиранья». Всего для ВМФ было построено две ДПЛ в 1988 1990 гг.
Всего с 1951 по 1991 годы для ВМФ СССР было построено 391 боевая ДПЛ.
Подводные лодки с баллистическими ракетами
В 1960 г. США располагали тремя ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами на каждой, у СССР подобных кораблей не было, и хотя имелись баллистические ракеты большой дальности, но руководство страны рассматривало их как основу вооружения создаваемых РВСН. Однако развитие стратегических ядерных сил, применяющих ядерное оружие морского базирования, становилась все более очевидной.
Первой подводной лодкой, вооруженной баллистическими ракетами, получившими шифр Р-11ФМ, стала модификация проекта 611 - подводная лодка проекта В-611, на которой установили две шахты непосредственно за боевой рубкой. ПЛ «Б-67» вступила в состав Северного флота 11 сентября 1955 года и уже через пять дней с неё в Белом море был осуществлен первый в мире! успешный пуск баллистической ракеты с ПЛ. Стрельба прошла успешно, ракета могла поражать цели на удалении 150 км.
Упомянутая ПЛ осталась в единственном экземпляре. На ней испытывали последующие образцы БР, а на ее основе был выполнен уточненный проект АВ-611, серия которых составляла всего пять единиц.
В это же время завершалось создание нового ракетного комплекса Д-2, основой которого стала специально разработанная для ПЛ баллистическая ракета Р-13. Под этот комплекс СПМБМ «Малахит» спроектировало специальный проект ПЛРБ проекта 629, с тремя ракетными шахтами. В качестве базовой ПЛ для разработки проекта использовалась также ПЛ проекта 611.
Головная лодка проекта 629 «К-79» (бывшая «Б-41») вступила в строй в 1959 г. Всего до 1962 года было построено 23 подводных лодки данного проекта.
Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629А, в результате которой они получили на вооружение БР Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400км.
В середине 50-х гг. также шли полным ходом работы по проектированию первой атомной ракетной ПЛ проекта 658. Эта ПЛАРБ также как и ПЛ проекта 629 создавалась на базе торпедной ПЛА проекта 627А. Всего по этому проекту и его модификаций было построено 8 ПЛАРБ. Однако только в октябре 1960 г. пуски из-под воды прошли успешно. Это была первая серийная советская ПЛАРБ.
ПЛАРБ нового поколения стала подводная лодка проекта 667А, спроектированная ЦКБ «Рубин» и вооруженная новым ракетным комплексом Р-27 (РСМ-25). Модификации этого проекта, подводные лодки проекта 667АУ, имели лучшие характеристики подводной шумности. Головная ПЛАРБ проекта 667А «К-137» «Ленинец» вступила в строй 6 ноября 1967 года.
Корабли указанных проектов и их последующие модификации стали самым многочисленным типом атомных ПЛ ВМФ СССР. Всего по проекту 667А и 667АУ построено 34 корабля.
Руководство ВМФ СССР отдавало себе отчет в том, что при размещении районов патрулирования в зоне полного господства ВМС США и НАТО рано или поздно будет приводить к увеличению частоты их обнаружения в начале войны. Поэтому оно в лице Главкома постоянно требовало увеличить дальность стрельбы БР ПЛ, чтобы приблизить районы боевого патрулирования отечественных ПЛАРБ к берегам СССР и вывести их из районов наибольшей активности противолодочных сил вероятного противника. Эта задача была решена в БР РСМ-40. Эта ракета стала практически первой в мире межконтинентальной морской БР (МБР).
Для размещения этой МБР было принято решение модифицировать ПЛАРБ проекта 667А. Новая ПЛАРБ получила проектный номер 667Б. Всего было построено 18 ПЛАРБ этого проекта.
Следующая ПЛАРБ проекта 667БД была построена в 1975 году в количестве всего лишь четырех единиц, из-за начала работ по созданию ПЛАРБ с новой МБР РСМ-50. Этой подводной лодкой стала ПЛАРБ проекта 667БДР. Всего с 1976 по 1982 год было построено 14 ПЛАРБ этого проекта.
Последней модификацией проекта 667А стала ПЛАРБ проекта 667БДРМ. Вооруженная МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения типа РСМ-54. Всего с 1985 по 1990 год было построено 7 ПЛАРБ этого проекта.
Следует отметить, что серия ПЛАРБ проекта 667 была самая крупная не только в СССР, но и в мире - построено 77 ПЛАРБ всех модификаций, причем 43 из них с МБР.
Дальнейшее развитие ракетных подводных лодок с БР была ПЛАРБ проекта 941. Создание этой подводной лодки формально явилось ответом на строительство в США ПЛАРБ типа «Огайо». Это была самая большая подводная лодка в мире, с полным подводным водоизмещением 50000! тонн. Всего было заложено 7 ПЛАРБ проекта 941, но из-за договора ОСВ строительство их было ограничено 6 единицами и последний - ТК-210 был разобран недостроенным на стапеле.
Всего с 1955 по 1991 год для ВМФ было построено 120 ПЛ с баллистическими ракетами, из них 91 атомная.
Подводные лодки с крылатыми ракетами
Работы по созданию в СССР баллистических ракет и крылатых ракет (КР) для ПЛ велись практически параллельно.
Первая стратегическая крылатая ракета, получившая шифр П-5, в качестве носителя имела переоборудованную среднюю подводную лодку проекта 613. К концу 1960 года в составе ВМФ было уже шесть ПЛ, переоборудованных по проекту 644, имевших два расположенных побортно контейнера для этих ракет. Несколько позже был создан проект 665 уже с 4 СКР П-5, а в 1960-62 годах по этому проекту было переоборудовано ещё шесть подводных лодок проекта 613.
Ещё раньше в 1956 году было принято решение о постройке небольшой серии атомных подводных лодок с КР П-5. Проектирование этих ПЛА с крылатыми ракетами (ПЛАРК) было поручено ЦКБ МТ «Рубин».
В качества прототипа, как и у проекта 658, для этой ПЛАРК использовали ПЛА проекта 627. Головной ПЛАРК проекта 659 «К-45» вступила в строй 28 июня 1960 года. Всего до 1962 года было построено 6 ПЛАРК этого проекта.
В 1965 году было принято решение о снятии с вооружения комплекса КР П-5, как морально устаревших и переоборудовании ПЛАРК проекта 659. Из-за отсутствия модернизационных запасов на этих лодках было решено переоборудовать их в торпедные. Ракетное оружие с них было снято в 1969-74 гг., а дизельные ПЛ проектов 644 и 665 просто вывели из состава ВМФ.
С нача........


ЛИТЕРАТУРА
1. История штурманской службы Флота России. // Научное издательство «Большая Российская Библиотека», Москва,2003
2. История гидрографической службы Российского флота, том 2 // СПб.: 1997
3. Федотов А.В. Из истории развития навигации ВМФ // Записки по гидрографии. - 1997.-№240,-С.77-81.
4. Костев Г.Г. Военно-морской флот страны 1945-1995. Взлеты и падения // СПб.: Наука, 1999
5. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991 // Историческое Морское Общество, СПБ.: 1996
6. Практическое кораблевождение. Книга первая // Отв. Редактор А.П. Михайловский, 1988



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.