На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 30.5.2014. Сдан: 2008. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения
1.1. Сущность этнической толерантности
1.2. Психолого-педагогическая особенность формирования толерантности подростков в условиях социально-культурного учреждения
1.3. Воспитание толерантности: сущность и средства
Глава 2. Деятельность центра культуры р.п. Майна по формированию толерантности
2.1. Анализ деятельности Центра культуры по формированию этнической толерантности
2.2. Программа совершенствования деятельности центра культуры по формированию этнической толерантности молодежи
2.3. Апробирование программы на практике
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение.

Актуальность исследования. События последнего десятилетия, произошедшие в России, обусловили качественные изменения в социальной структуре общества, динамике и характере развития системы общественных отношений. Стремительными темпами происходит социальная дифференциация в обществе, формирование новых социальных групп, слоев. Этот процесс отразился на психологической атмосфере общества, в том числе на состоянии психологии этносов, наций и народов.
Причины межэтнических конфликтов, потрясших нашу страну, коренятся, с одной стороны, в нарушении традиций и обычаев народов, в стремлении к неоправданной унификации, с другой стороны - в политической конъюнктуре, в отношении к национальному вопросу, как к предмету спекуляции в политической борьбе.
Взаимный интерес, уважение, толерантность в отношениях между странами, народами, и отдельными людьми становятся по истечении веков основой права и морали. И, действительно, толерантность принесла человечеству куда больше прогресса и возможностей, а личности - свободы и прав, чем национальный эгоизм, религиозная и этническая нетерпимость.
Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры.
Цель толерантности - объединение общества, достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных явлений и тенденций в сфере межнациональных отношений посредством восприятия «чужих» культур, обычаев, своеобразия как достойных, ценностных явлений. Толерантность в конечном итоге способствует сохранению и развитию этнического многообразия и, вместе с тем, политике компромисса, согласия, единства.
Тем не менее, несмотря на видимость общего согласия в необходимости культивирования толерантности, в современном мире идут глубинные процессы, подрывающие международное сотрудничество, порождающие острые межэтнические и межцивилизационные конфликты. В чем причина усиления нетерпимости, и есть ли путь преодоления или смягчения межцивилизационных противоречий? Не давая ответа на эти многообразные вопросы, трудно рассчитывать на выработку адекватного стратегического мышления, позволяющего определять ориентиры долгосрочной государственной политики.
В связи с этим особое значение приобретает познание психологических механизмов отражения этнокультурного взаимодействия в групповом сознании и роль социально-перцептивных образов как регуляторов внутригрупповой и внешне групповой активности этнических групп. Отсюда вытекает необходимость изучения социально-психологических закономерностей взаимоотношений этнических групп как единых и целостных субъектов межгруппового (межэтнического) взаимодействия и взаимовосприятия. Важно понимать социально-психологическую природу межгрупповых (межэтнических) процессов, идущих в поликультурном обществе, способствующих или препятствующих толерантному межэтническому взаимодействию.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемы этнической толерантности в поликультурном обществе в последнее десятилетие активно разрабатываются канадскими психологами. Ими был предложен множественный сравнительный подход, означающий анализ взаимных установок представителей разных этнических групп, в отличие от господствующего в американской психологии анализа установок этнического большинства по отношению к этническим меньшинствам. В их работах впервые были выявлены условия, способствующие возникновению этнической толерантности, а именно: позитивная этническая идентичность и географическая мобильность.
В отечественной социальной и этнической психологии в последние годы активно ведутся исследования проблем этнической толерантности и этноцентризма (И.Б.Андрущак, С.Н.Ениколопов, Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, Т.Г.Стефаненко, Г.У.Солдатова, П.Н.Шихирев, Е.И.Шлягина и др.). Отечественными исследователями также выявлены факторы, способствующие формированию этнической толерантности и интолерантности: валентность этнической идентичности и культурная дистанция, разделяющая этнические группы (Лебедева, 1997).
Вместе с тем, в отечественной этнической психологии мало эмпирических исследований в поликультурных регионах, напрямую нацеленных на анализ факторов, способствующих возникновению этнической толерантности или интолерантности. Постановка и осуществление этой задачи стали возможными благодаря накопленному в отечественной науке теоретическому и эмпирическому заделу в этнологии (С.А.Арутюнов, и др.), этносоциологии (Н.Р.Маликова, и др.), социальной и этнической психологии (В.С.Агеев, П.Н.Шихирев и др.), заложившему основы для реализуемого в этой работе теоретического и эмпирического подхода к исследованию этнической толерантности и интолерантности в поликультурном регионе, а также факторов, способствующих их формированию.
Объект исследования - этническая толерантность молодежи.
Предмет исследования - процесс формирования этнической толерантности у молодежи р.п. Майна Ульяновской области.
Цель дипломной работы - разработать программу совершенствования деятельности Центра Культуры р.п. Майна Ульяновской области по формированию этнической толерантности молодежи.
Задачи:
1. Раскрыть сущность этнической толерантности.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую особенность формирования толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения.
3. Проанализировать деятельность Центра культуры р.п. Майна по формированию этнической толерантности.
4. Разработка и апробирование программы по формированию этнической толерантности молодежи.
Методы исследования:
· анализ документов;
· беседа.
База практики: Центр культуры р.п. Майна Ульяновской области.
Практическая значимость: разработанная программа по формированию толерантности молодежи будет методическим материалом для специалистов социально-культурной деятельности.
Материалы дипломной работы найдут применение в деятельности Центра культуры по формированию этнической толерантности, а также в других социально-культурных учреждениях.
Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты толерантности молодежи в условиях социально-культурного учреждения

1.1.Сущность этнической толерантности

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".
Толетарность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.
Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой - условием его дальнейшего развития.
Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза».
В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В идеале вера должна порождать милосердие < articles/102/1010267/1010267a1.htm>, а не фанатизм, поскольку она приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим.
Эпоха Просвещения XVIII в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в XVII в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.
Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное - может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
В свете вышеизложенного «этническая толерантность» есть уважение, принятие и вы­сокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выраже­ния и способов человеческого бытия. По своему содержанию этническая толерантность, не являясь синонимом терпи­мости, становится целевым устремлением, направленным против лю­бой ксенофобии по этническому принципу и способствует предотвращению этнических конфликтов в мире.
В своих проявлениях толерантность меняет формы в зависи­мости от культурного, территориального контекста. Именно в прелом­лении к среде возникают ростки нетерпимости и насилия, особенно когда явно проявляется ущемление прав и свобод личности. Становление открытого гражданского общества в России, про­должение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия. Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.
Формирование межнациональной и межконфессиональной то­лерантности - длительный, сложный процесс, начинающийся в ран­нем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них явля­ется образование.
Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем ус­пешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваи­вая социальный опыт, избирательно относится к окружающей дейст­вительности. Воздействие национальных отношений на человека при­обретает значимость не само по себе, а через индивидуальную пози­цию личности.
На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем обы­чаи и традиции своих соседей, в школе изучаем историю других наро­дов, постигаем общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совмест­ной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Главная задача по формированию этнической толерантности за­ключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом: каков он человек, а не к какой националь­ности он принадлежит.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер самой «абсолютной» из всех истин.
Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все же имеет два недостатка. Один из них - склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения. «Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят», - говорил по этому поводу Г.К.Честертон.
Другой недостаток - необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом; и необходимость защиты сообщества от заговоров и измены - особенно от измены, во главе которой стоят фанатичные и тоталитарные политические движения, стремящиеся к уничтожению свободы и справедливости. Но даже в этой сфере, где в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости, необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности. Например, в большинстве современных свободных обществ постоянно ведутся споры о том, в какой степени предпринимательство должно регулироваться государством, чтобы не допустить экономических кризисов и гарантировать минимальный уровень благосостояния и безопасности людей. Споры эти не имеют и не должны иметь окончательного решения, поскольку желательно сохранение как ценности свободы, так и ценности безопасности, пусть в некоторых отношениях эти вещи несовместимы.
Проблема формирования этнической толерантности имеет под собой глубокое психологическое обоснование.
Психологические аспекты. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...».
Существуют культурно-исторические и семантические различия в подходах к толерантности. В частности, в русском языке толерантность (в некоторых словарях дается как «устаревшее понятие») представлена как терпимость в негативном контексте, как противоположность нетерпимости, терпимость к различным точкам зрения, несовпадающим с позицией субъекта. Характерные специфические черты терпимости в отечественном культурном контексте - «милосердие» и «снисхождение». В латинских этимологических словарях (например, в классическом оксфордском словаре Lewis&Short), а также словарях европейских языков представлены две точки зрения на толерантность - как на «терпимость» и как на «поддержку».
«Толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют. Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования.
В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности. Однако в современной психологической литературе провести данное различение крайне затруднительно, достаточно привести лишь некоторые определения толерантности: «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность». Все эти определения могут служить в равной степени как обыденными, так и научными дефинициями психологического феномена толерантности.
Дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят:
· естественная (натуральная) толерантность - открытость, любознательность, доверчивость, - свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);
· моральная толерантность - терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);
· нравственная толерантность - принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).
Остановимся на этих типах толерантности подробнее.
Толерантность типа «А» - это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.
Данный тип толерантности, как показывают современные социобиологические исследования, имеет отчетливые эволюционно-генетические предпосылки в животном мире. Такая толерантность достаточно хорошо исследована также в детской психологии < articles/61/1006148/1006148a1.htm> и детском психоанализе.
Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам - он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем - тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался (данный феномен Л.Выготский называл «детским солипсизмом»). В этом смысле, действительно - родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам.
Для З.Фрейда < articles/61/1006176/1006176a1.htm> детское нетерпение обусловлено природой либидо, не знающего ничего, кроме самого себя. Все стадии психосексуального развития по Фрейду связаны не в последнюю очередь с обретением новых навыков терпения (есть не когда хочется, а когда научили, не писаться в штанишки, и так далее). Терпение - это по сути первый рубеж встречи физиологических потребностей индивида и собственно человеческого способа их удовлетворения, встреча природного индивида с культурой в широком смысле слова. Но такое терпение иноприродно и не имеет отношения к толерантности типа «А», изначально присущей ребенку.
Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей толерантности типа «А» обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний. Данная «асимметричность» толерантности типа «А» ответственна за дальнейшее развитие толерантности в целом, осуществляющееся как правило в форме инволюции (обратного развития) естественной толерантности.
Толерантность типа «Б» характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей. «Толерантная» личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.). Однако за своим «фасадом» она скрывает собственную нетерпимость - нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию. Можно утверждать, что толерантность типа «Б» по сути дела есть квази-толерантность - неподлинная, частичная, видимая, условная, искусственная толерантность: «мы терпим вас потому, что...»; «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…»; «в данный момент я не могу быть полностью самим собой и вынужден играть в терпимость…»; «я не думаю о другом, а только о себе, поэтому я терпим к другому только для того, чтобы меня не трогали или для того, чтобы извлечь из ситуации пользу для себя».
Толерантность типа «Б» - это по сути дела скрытая, отсроченная внутренняя агрессия (здесь можно в качестве примера привести родителя, который одобрительно кивает в ответ на бесчинства детей, но внутренне напряжен и негативен по отношению к такому поведению). Хотя такая «терпимость» выглядит на первый взгляд лучше, чем «нетерпимость», и то, и другое являются, тем не менее, однопорядковыми и одноприродными явлениями. Различия между ними - лишь количественные, а не качественные, поскольку их психологическая основа идентична. В этом смысле можно сказать, что толерантность типа «Б» - это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.
Толерантность типа «В» построена на принятии человек........


Список литературы:

1. Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. - 2003. - № 3.
2. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999.
3. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал, 2001, № 24.
4. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: [О «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков]//Век толерантности. Научно-публицистический вестник.- М.,2001.
5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). Москва - Воронеж, 2003.
6. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные руды. Москва - Воронеж, 2003.
7. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-2002.-№6.-С.12-16.
8. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1.-С.13-17.
9. Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма//Образование.-2003.-№9.-С.59-62.
10. Ивкова Ю.П. Этническая толерантность старшеклассников / Ю.П.Ивкова // Сорокинские чтения: материалы научной конференции. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С.236-239.
11. Ивановский Ю.А. Деятельность психолога по развитию этнической толерантности старшеклассников / Ю.А.Ивановский // Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России. Материалы международной научно-практической конференции. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2005. -С.53-56.
12. Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. - СПб,2004.-Вып.3.-С.47-53.
13. Калачёва, И. И. Молодежь и поликультурное образование в высшей школе: пособие для адм.-упр. кадров высш. шк. Минск: Тесей, 2003.
14. Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений/Л.Н. Киршина, Э.Р.Хакимов//Методист.-2004.-№4.-С.14-17.
15. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№1.-С.18-25.
16. Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость // Первое сентября.-2004.-53.-С.2.
17. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. Москва, 2004.
18. Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. - М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 1999.
19. Ледовский М.Толерантность и религия - две вещи несовместные?[О религиозных «фобиях»]///www.asi.org.ru.
20. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999.
21. Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2005.-№6.-С.8-16.
22. Марков С.В. Тренинг этнической толерантности для старшеклассников. Методические рекомендации для классных руководителей / С.В. Марков. - Петрозаводск: Изд-во КНЦ АН, 2006. - 42с.
23. Международный педагогический словарь. Лондон, 1977.
24. Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005.-№9.-С.39-40.
25. Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г.Витковской и А.Малашенко. - М.: Московский Центр Карнеги, 1999.
26. Ожегов С.И. Словарь современного русского языка. - М.: Инфо-М, 2001.
27. Перепилицына М.А. Воспитание толерантности у будущих учителей//Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод. тр./Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Ботырко и др. - Волгоград, 2004.
28. Погодина А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа//История (приложение "1 сентября") - 2002. - № 11.
29. Потёмкина О., Потёмкина Е. Тесты для подростков.-2005- М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
30. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль, 2003.
31. Садохин, А. П. Этнология: учебник. - М.: Гардарики, 2002.
32. Састамойнен, Т. Толерантность в многоконфессиональном обществе // Наука и религия. 2006. № 5. С. 48-49.
33. Смагина, Л. И. Беженцы и мы: пособие для педагогов / Л. И. Смагина, В. Р. Саматыя, А. В. Селиванов. - Минск: Академия, 2003.
34. Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. 2003. - № 8. - С. 54-63.
35. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.
36. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9.
37. Русакова Е. Методические аспекты работы по теме "Образ врага" // Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. - М., 2000.
38. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. - М., 2001
39. Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе// Педагогический вестник.-2000.-№2.-С.2.
40. Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.-С.5-14.
41. Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности//Классный руководитель.-2005.-№4.-С.125-129.
42. Шабуров Н.В., Юдин А.В. Межрелигиозная толерантность: Программа курса повышения квалификации// Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№8.-С.47-50.
43. Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие /Под ред. В.Н. Гурова, Москва 2004.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.