На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Произвольное запоминание младших школьников с ЗПРпо дисциплине: психология

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 30.5.2014. Сдан: 2014. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………5
1.1 Запоминание как процесс памяти………………………………………….5
1.2 Особенности произвольного запоминания младших школьников
с ЗПР……………………………………………………………………………….8
1.3 Условия развития произвольного запоминания у учащихся младшей школы…………………………………………………..………………………..12
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР……………...…16
2.1 Обзор диагностических методик на развитие произвольного запоминания младших школьников с ЗПР………..………………………………….……….16
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…….…………..…...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………..………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31




ВВЕДЕНИЕ
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения естествознанию, проблема развития произвольного запоминания является довольно значимой.
Выявлены крупные недостатки в выполнении младшими школьниками домашних заданий, требующих произвольного запоминания учебного материала, изложенного в учебниках.
Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений».
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.
Процесс произвольного запоминания является одним из свойств памяти. В связи с этим, изучение процесса произвольного запоминания и его развитие у младших школьников является очень актуальной темой.
Объект исследования: развития произвольного запоминания младших школьников.
Предмет исследования: особенности развитие произвольного запоминания у младших школьников средствами различных диагностик.
Цель исследования: изучить произвольное запоминание, как процесс памяти и определить эффективность развития произвольного запоминания в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) определить особенности развития произвольного запоминания младших школьников;
3) апробировать диагностические методики по изучению произвольного запоминания младших школьников;
4) дать оценку эффективности различных диагностик для развития произвольного запоминания младших школьников.
В работе использовались следующие методы исследования:
- анализ научной литературы по теме исследования;
- синтез педагогических наблюдений;
- тестирование учащихся;
- статистический метод.
Информационной базой курсовой работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов по изучаемой проблеме, публикации в периодических изданиях, статистические данные проведенных диагностических методик, учебно-методическая литература.
Практической базой исследования являются учащиеся второго класса МОУ СОШ №5 г. Белогорска.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


1.1 Запоминание как процесс памяти


Память - это процесс произвольного запоминания, сохранения, забывания и вспоминания.
Запоминание - активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения - и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей [9,с.18].
Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.
Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного произвольного запоминания [4,с.118].
Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно - логическая [18,с.21].
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям [18,с.25].
Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной.
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для произвольного запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Сами средства - стимулы для произвольного запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).
Характерно, что в формировании внутренних средств произвольного запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.
[18,с.29].
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1.Объект произвольного запоминания.
В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:
- наглядно - образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее;
- словесно - логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух;
- двигательная (моторная) - память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
2. Степень волевой регуляции памяти.
По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить ч........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.П. Козлова-М.: Академия,2002 - 256 с.
2. Бочарова, С. П. Некоторые особенности переработки информации в памяти // Вопросы психологии. - 2006.- № 2. -C. 56 - 61.
3. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003. - Т. 2. - 364 с.
4. Васильева, Е.Е., Васильев, В.Ю. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить/ Е.Е. Васильева, В.Ю. Васильев - М.: Гардарики, 2002 - 187 с.
5. Вартанян, Г.А, Пирогов, А.А. Механизмы памяти. ЦНС / Г.А. Вартанян, А.А. Пирогов. - М.: Наука, 2001 - 198 с.
6. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. - М.: Просвещение , 2001. C. 1 - 16
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. ред. В. Я. Романов. М.: Просвещение, 2006.- С. 207-216.
8. Голубева, Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. / Э.А Голубева - М.: ИНФРА, 2004 - 152 с.
9. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьника./ Й. Ломшер Й., А.К. Маркова - М.: Просвещение, 2003 - 211 с.
10. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность младших школьников /М. Доналдсон. - М.: Педагогика, 2004. - 213 с.
11. Зинченко, В.П. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2001 - 440 с.
12. Занков, М.И. Обучение и развитие./ М.И. Занков - М.: Гардарики. 2005
13. Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Гардарики, 2004 - 16 с.
14. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. / Е.Н. Кабанова-Меллер - М.: Наука, 2002 - 96 с.
15. Калмыкова, З. И. Психологические принципы развивающего обучения./ З.И. Калмыкова - М.: СПб.: Питер, 2002 - 48 с.
16. Козаренко, В.А. Учебник Мнемотехники. Система запоминания «Джордано»/Козаренко В.А. - М.: Гардарики, 2003 - 185 с.
17. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти./ А.Р. Лаурия - М.: МГУ, 2003 - 89 с.
18. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./А.М. Матюшкин - М.: ИНФРА, 2002 - 178 с.
19. Менчинская, Н. А. Вопросы умственного развития младших школьников и новые программы // Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. - М.: СПб, 2002 - 123 с.
20. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
21. Максаков, А.И. Учите, играя /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
22. Середа, Г. К. Проблема памяти и обучения // Вопросы психологии. 2002 - № 2 - С. 32 - 36
23. Сорокоумова, Е.А. Уроки-путешествия в начальной школе: Практическое пособие./Е.А.Сорокоумова - М.: АРКТИ, 2008 - 45 с.
24. Смирнов А. А. Развитие логической памяти у младших школьников./А.А. Смирнов - М.: СПб, 2006 - 254 с.
25. Шлычкова, А. Н. О влиянии мыслительной деятельности на запоминание // Вопросы психологии, 2004 - № 6. - C. 90-96.
26. Шлычкова, А. Н. Изучение эффективности разных видов произвольного запоминания // Вопросы психологии, 2006 - № 8. - C. 36 - 42.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.