На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик база данных «Гостиница» на MS Access

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Базы данных. Добавлен: 02.06.2014. Сдан: 2013. Страниц: 47 + файл mdb. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части.
Современные базы данных оперируют информацией, представленной в самом разном формате, от обычных чисел и текста до графических и видеоданных. Они используются почти повсеместно, кроме тех случаев, когда базой данных не пользуются. Например, в старинных магазинах, складах и т.д. Но на данный момент их остаётся всё меньше и меньше, все переходят на компьютерный учет, так как это удобнее и быстрее.
Базы данных используются в том числе и в сфере гостиничных услуг.
Cегодня туризм - одна из ведущих и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В настоящее время наблюдается интенсивный рост рынка туристических и гостиничных услуг. Увеличились въездной и выездной поток граждан, как российских, так и иностранных. А с этим и увеличился объём работ с информацией об клиентах и их заказах. База данных помогает систематизировать и хранить информацию о всех клиентах, облегчает доступ к данным, поиск и предоставление необходимых сведений.
Цель: В данном курсовом проекте разработана база данных для гостиницы «Салют». Назначение разработки заключается в следующем: обеспечить удобную работу сотрудников предприятия и повысить производительность. Вся информация, касающаяся работы предприятия хранится в БД, следовательно, нельзя недооценить её значимость.
Объект исследований – основные направления деятельности гостиницы.
Предмет исследований – разработка модели представления данных и базы данных «Гостиница»
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
определить понятие и функции гостиницы, а также основную технологию регистрации постояльцев в гостинице и комплекс управления гостиничным бизнесом;
на основе полученной информации разработать модель предметной области гостиницы, выделив сущности, установив связи между ними, создав ER-диаграмму и проведя нормализацию полученных отношений;
реализовать реляционную схему базы данных.
Структура курсовой работы включает в себя:
- Введение содержит в себе: цель курсовой работы, предмет исследования, объект исследования, задачи поставленные в данной курсовой работе, а так же структуру курсовой работы.
- Первая глава содержит в себе: описание предметной области, составление ER-диаграммы и объяснение, почему я выбрал именно СУБД Microsoft Access.
- Вторая глава составляется из описания основных сущностей, описания работы самой базы данных и руководства пользователя.
- В заключении описываются выполненные цели для благополучной работы гостиницы, а так же предполагается ускорение работы регистраторов и уменьшение объёмов выполняемых ими работ.


Глава I. Проектирование базы данных «Гостиница»

1.1 Общее описание предметной области
Гостиницы являются неотъемлемой частью туризма и входят в состав туристской индустрии. В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская индустрия представляет собой "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". [1]
При этом гостиничная индустрия представляет собой вид экономической деятельности, который включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. д. [1]
По определению ВТО, гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров. [1]
Гостиницы обладают следующими признаками:
- состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;
- предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;
- сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;
- не входят в категорию специализированных заведений;
- ориентированы на свой сегмент путешественников;
- могут быть независимыми или входить в специализированные объединения (цепи).[2]
Категорийность гостиницы, где будет размещен турист, должна быть указана на бланке туристской путевки, там же указывается и вид размещения: одноместный номер - ОДН (SGL); двухместный номер - ДВМ (DBL); трехместный номер - ТРМ (TRP); четырехместный номер - ЧТМ (QUATR) и т. д. [15]
В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 1.1.). В России на основе указанной выше классификации разработан Государственный стандарт "Средства размещения", введенный в действие в 1999 г. В 2007 г. в России была принята "Система классификации гостиниц и других средств размещения". [1]
По уровню услуг отели делятся на несколько типов, причем общей основной услугой является предоставление размещение, а все прочие так или иначе способствуют повышению качества этой основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.
Отель "люкс": 100-400 номеров; центр города; обслуживание на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов; цена очень высокая; потребитель - руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне; условия элитарные, дорогая отделка помещений. [1]
Отель высокого класса: размер большой - 400-2000 номеров; в пределах города; широкий набор услуг, предоставляемый обученным персоналом; цена выше среднего; потребитель - бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций; дорогая мебель и оборудование, большой холл, рестораны. [15]
Отель среднего уровня: стремится максимально использовать современные технологии и снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, и за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего. [15]
Апарт-отель: 100-400 номеров; чаще всего самообслуживание; цена зависит от времени размещения; потребитель - бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок; условия аналогичны полностью меблированной квартире. [15]
Отель экономического класса: гостиница с ограниченным набором услуг; 10-150 номеров; окраина или средняя часть города; ограниченное число персонала; цена невысокая, на 25-30% ниже средней по региону, из-за чего пользуются спросом; потребители - экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе; условия - современный, хорошо оборудованный номерной фонд, но, как правило, питание в этих отелях не предоставляется. [1]
По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ВТО, существенно отличаются.
В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы - от звезд во Франции и России до корон - в Великобритании. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом. Системы классификации средств размещения, принятые в различных странах представлены в таблице.
В зависимости от размеров и видов жилых и служебных помещений, оборудования предприятий, уровня комфортности номеров и общественных помещений, предоставляемых услуг и других факторов, производится классификация гостиниц по разрядам. В зависимости от разрядности устанавливается оплата номеров и других услуг. В зарубежных странах действует около 30 классификаций гостиниц. [1]
Их можно разделить на две группы:
1. "европейская" система, на основе французской национальной классификации, распространенная в большинстве стран (разряд устанавливается присвоением определенного количества звезд - от одной до пяти);
2. "балльная" или индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.
Количеству звезд в европейской гостинице соответствует определенный термин в американском варианте классификации. [2]
Таблица 1.1
Европейская классификация Американская классификация
***** Super deluxe
**** Deluxe
*** Expensive
** Moderate
* Inexpensive

Гостиницы делятся на три категории: высший класс (люкс) - 4-5 звезд; туристский класс (средний) - 2-3 звезды; экономический класс - 1-2 звезды.
Практически во всех классификациях оцениваются следующие основные параметры гостиницы: характеристика номерного фонда: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров; оборудование и оформление интерьера; информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта; характеристика общественных помещений; наличие и характеристика предприятий питания; обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания и других; характеристик здания, подъездных путей, развитие инфраструктуры, обустройство прилегающей территории. [15]

1.2 Разработка концептуальной модели предметной области

При проектировании модели предметной области применяется метод семантического моделирования. Семантическое моделирование представляет собой моделирование структуры данных, опираясь на смысл этих данных. В качестве инструмента семантического моделирования используется модель «сущность-связь». [3]
Модель сущность-связь (ER-модель) — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области.
ER-модель используется при высокоуровневом (концептуальном) проектировании баз данных. С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями.
Во время проектирования баз данных происходит преобразование ER-модели в конкретную схему базы данных на основе выбранной модели данных (реляционной, объектной, сетевой или др.).
ER-модель представляет собой формальную конструкцию, которая сама по себе не предписывает никаких графических средств её визуализации. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма сущность-связь (ER-диаграмма). [3]
Основными понятиями ER-модели являются сущность, связь и атрибут.
Сущность - это реальный или представляемый объект, информация о котором должна сохраняться и быть доступна. В диаграммах ER-модели сущность представляется в виде прямоугольника, содержащего имя сущности. При этом имя сущности - это имя типа, а не некоторого конкретного экземпляра этого типа. Для большей выразительности и лучшего понимания имя сущности может сопровождаться примерами конкретных объектов этого типа. [11]
Связь - это графически изображаемая ассоциация, устанавливаемая между двумя сущностями. Эта ассоциация всегда является бинарной и может существовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой (рекурсивная связь). В любой связи выделяются два конца (в соответствии с существующей парой связываемых сущностей), на каждом из которых указывается имя конца связи, степень конца связи (сколько экземпляров данной сущности связывается), обязательность связи (т.е. любой ли экземпляр данной сущности должен участвовать в данной связи). [11]
Связь представляется в виде линии, связывающей две сущности или ведущей от сущности к ней же самой. При это в месте "стыковки" связи с сущностью используются трехточечный вход в прямоугольник сущности, если для этой сущности в связи могут использоваться много (many) экземпляров сущности, и одноточечный вход, если в связи может участвовать только один экземпляр сущности. Обязательный конец связи изображается сплошной линией, а необязательный - прерывистой линией.
Как и сущность, связь - это типовое понятие, все экземпляры обеих пар связываемых сущностей подчиняются правилам связывания. [11]
Атрибутом сущности является любая деталь, которая служит для уточнения, идентификации, классификации, числовой характеристики или выражения состояния сущности. Имена атрибутов заносятся в прямоугольник, изображающий сущность, под именем сущности и изображаются малыми буквами, возможно, с примерами. Среди атрибутов выделяется ключ сущности — неизбыточный набор атрибутов, значения которых в совокупности являются уникальными для каждого экземпляра сущности. [11]
Сущность «Номера» – номера апартаментов которые существуют в данной гостинице. Номера подразделяются по комфортабельности: полу - люкс, люкс и президентский.
Сущность «Услуги» - услуги которые может заказать клиент при бронировании на весь промежуток проживания или заказывать каждый день те из них, которые нужны. Услуги заказанные на весь период проживания считаются постоянными и их стоимость на 20% ниже чем стоимость каждодневных заказов.
Сущность «Список клиентов» содержит в себе все сведения о клиенте.
Сущность «Бронирование» включает в себя информацию о забронированных номерах, ФИО клиента и даты въезда и выезда.
Сущность «Услуги выбранные клиентом» - это услуги, которые клиент заказал при бронировании.

Рис.1.1. «ER-диаграмма гостиницы»
В проектируемой базе данных необходимо создать следующие ограничения:
– запрещено вводить отрицательные числовые значения;
– доступ к базе данных имеют пользователи, прошедшие авторизацию.

1.3 Выбор СУБД для разработки

Реляционная модель данных, содержащая набор четких предписаний к базовой организации любой реляционной системы управления базами данных (СУБД), позволяет пользователям работать в ненавигационной манере, т.е. для выборки информации из БД человек должен всего лишь указать список интересующих его таблиц и те условия, которым должны удовлетворять выбираемые данные. СУБД скрывает от пользователя выполняемые ей последовательные просмотры таблиц, выполняя их наиболее эффективным образом. Очень важная особенность реляционных систем состоит в том, что результатом выполнения любого запроса к таблицам БД является также таблица, которую можно сохранить в БД и/или по отношению к которой можно выполнять новые запросы. [4]
Базовым требованием к реляционным СУБД является наличие мощного и в тоже время простого языка, позволяющего выполнять все необходимые пользователям операции. [6]
Основные функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными. [4]
В настоящее время среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения. [6]
В Access используются таблицы, запросы, формы, макросы, отчеты.
Таблицы. Это основные объекты любой базы данных. Именно в них хранятся, во-первых, все данные, имеющиеся в базе, а, во-вторых, структура самой базы (поля, их типы и свойства).
Запросы. Это объекты предназначены для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. Особенность запросов состоит в том, что берут информацию из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу, которая не имеет аналога на жестком диске, это только образ отобранных полей и записей.
Формы. Это средства для ввода и просмотра данных. С помощью форм можно закрыть некоторые поля для несанкционированного ввода, можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и пр.) для автоматизации ввода. Можно представить форму с помощью графических средств, в виде бланка, если ввод производится со специальных бланков.
С помощью формы можно не только вводить данные, но и отображать, применяя специальные средства.
Отчеты. Предназначены для вывода данных на печатающее устройство. В них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов (верхний и нижний колонтитулы, номера страниц и т.п.)
Страницы. Этот объект позволяет создать Web-страницы, компоненты которых осуществляют связь с базой данных. Web-страницу можно передать клиенту, сама же база будет располагаться на сервере.
Макросы и модули. Эти объекты предназначены как для автоматизации повторяющихся операций при работе с СУБД, так и для создания новых функций путем программирования. Макросы состоят из последовательности внутренних команд СУБД Access и являются одним из средств автоматизации работы с базой. Модули создаются средствами внешнего языка программирования Visual Basic for Applications. [14]
Важная особенность СУБД Access использование буфера обмена при выполнении ряда операций. Буфер используется при выполнении команд копирования и перемещения для временного хранения копируемых или перемещаемых данных, после чего они направляются по новому адресу. При удалении данных они также помещаются в буфер. Содержимое буфера сохраняется до тех пор, пока не будет записана новая порция данных. [14]
СУБД Access имеет достаточное количество команд, у каждой из которых возможны различные параметры (опции). Выбор определенной команды из меню производится либо наведением курсора на выбранную в меню команду при помощи клавиш управления курсором и нажатием клавиши ввода, либо вводом с клавиатуры первой буквы выбранной команды.
Получить дополнительную информацию о командах, составляющих меню СУБД Access, и их использовании можно, войдя в режим помощи.
СУБД MS Access позволяет создавать и использовать объекты семи различных типов.




Глава II. Практическая разработка баз данных средствами СУБД Access

2.1.Разработка объектов базы данных
Проектирование информационных систем, включающих в себя базы данных, осуществляется на физическом и логическом уровнях. Решение проблем проектирования на физическом уровне во многом зависит от используемой СУБД, зачастую автоматизировано и скрыто от пользователя. В ряде случаев пользователю предоставляется возможность настройки отдельных параметров системы, которая не составляет большой проблемы.
Рассмотрим базу данных и в частности рассмотрим таблицы, из которых она составлена:
Таблица «Номера» предназначена для работы с большим количеством номеров гостиницы. При работе с этой таблицей можно сразу определить какого типа гостиничный номер, какое у него состояние, расположение номера по количественному номеру, по номеру этажа и по номеру корпуса. Каждому номеру присваивается определённый номер, он называется кодом номера.
Структура таблицы «Номера» представлена на таблице 2.1.
Имя поля Тип данных
Код номера Счетчик
№ корпуса Числовой
№ этажа Числовой
№ номера Числовой
Тип номера Короткий текст
Состояние Логический
Стоимость Денежный
Номера Таблица 2.1





В таблице «Список клиентов» записываются все данные о клиентах, которые были или будут постояльцами в гостинице. Эта таблица содержит только информацию о клиентах, такую как: Фамилия, Имя, Отчество, Номер паспорта, Гражданство, С кем приехал данный клиент и когда произошла регистрация в гостинице
Структура таблицы «Список клиентов» представлена на таблице 2.2.
Имя поля Тип данных
Код клиента Счетчик
Фамилия Короткий текст
Имя Короткий текст
Отчество Короткий текст
Номер паспорта Числовой
Гражданство Короткий текст
С кем приехал Короткий текст
Дата регистрации Дата и время
Список клиентов Таблица 2.2


Таблица «Услуги» предоставляет возможность просмотреть стоимость и наименование той или иной услуги.
Структура таблицы «Услуги» представлена на таблице 2.3.
Услуги Таблица 2.3
Имя поля Тип данных
Код Счетчик
Тип услуги Короткий текст
Стоимость услуги Денежный


Таблица «Бронирование» предоставляет информацию о том, когда клиент заказал номер, его фамилия, имя и отчество, код заказанного номера, а так же даты въезда и выезда.


Структура таблицы «Бронирование» представлена на таблице 2.4.
Бронирование Таблица 2.4.
Имя поля Тип данных
Код клиента Числовой
ФИО клиента Короткий текст
Код бронирования Счетчик
Код номера Числовой
Дата бронирования Дата и время
Дата въезда Дата и время
Дата выезда Дата и время


В таблице «Услуги выбранные пользователем» выводится лишь код клиента и услуги, которые он заказал.
Структура таблицы «Услуги выбранные пользователем» представлена на таблице 2.5.
Имя поля Тип данных
Код операции Счетчик
Код клиента Числовой
Услуга Числовой
Услуги выбранные клиентом Таблица 2.5







Схема данных данной базы данных представлены на Рис.2.1.



Рис.2.1. Схема данных

Объяснение основных связей:
1) Связь между сущностями «Бронирование» и «Номер» – 1:N, т.к. один клиент не может жить в нескольких номерах не может. При этом номер может быть пустой, а клиент обязательно должен жить в каком-либо номере.
2) Связь между сущностями «Список клиентов» и «Услуги» – 1:N, т.к. один клиент может заказать несколько услуг сразу.
3) Связь между сущностями «Список клиентов» и «Бронирование» – 1:1, т.к. клиент может заказать не более одного номера в гостинице.
Рассмотрим запросы, которые присутствуют в базе данных.
Запрос – это средство выбора необходимой информации из базы данных. Вопрос, сформированный по отношению к базе данных, и есть запрос. Применяются два типа запросов: по образцу (QBE – Query by example) и структурированный язык запросов (SQL – Structured Query Language).
QBE - запрос по образцу – средство для отыскания необходимой информации в базе данных. Он формируется не на специальном языке, а путем заполнения бланка запроса в окне Конструктора запросов.
SQL – запросы – это запросы, которые составляются (программистами) из последовательности SQL – инструкций. Эти инструкции задают, что надо сделать с входным набором данных для генерации выходного набора. Все запросы Access строит на основе SQL – запросов, чтобы посмотреть их, необходимо в активном окне проектирования запроса выполнить команду Вид/SQL.
В Access имеется несколько видов запросов:
- запрос на выборку, т.е. выбирающий данные из взаимосвя-занных таблиц и других запросов. В результате получают таблицу, существующую до закрытия запроса. Таблицу с результатами запроса можно использовать для работы с данными таблиц, на которых построен запрос;
- запрос на создание таблицы, основанный на запросе на вы-борку, но в отличие от последнего результат этого запроса сохраняется в новой таблице;
- запросы на обновление, добавление, удаление, являющиеся запросами действия, в результате выполнения которых изменяются данные в таблицах.
Запрос на выборку позволяет достаточно просто выбрать данные из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц. Результаты запроса отображаются в виде таблицы.
При конструировании запроса достаточно выделить и перетащить необходимые поля из таблиц, представленных в схеме данных запроса, в бланк запроса и ввести условия отбора записей.
Результаты выполнения запроса выводятся в режиме таблицы. Несмотря на то, что поля результирующей таблицы принадлежат, как правило, нескольким таблицам базы данных, с ними можно работать так, как если бы они принадлежали одной таблице. Можно также менять данные в таблице результатов запроса на выборку, при этом сделанные изменения будут внесены в базовые таблицы.
Для создания запроса в окне базы данных надо выбрать закладку Запрос и нажать кнопку [Создать]. В открывшемся окне Новый запрос из предложенных типов запросов (Конструктор, Простой запрос, Перекрестный запрос. Повторяющиеся записи. Записи без подчиненных) следует выбрать Конструктор.
В окне Добавление таблицы выбрать используемые в запросе таблицы и нажать кнопку [Добавить]. Затем, нажав кнопку [Закрыть], выйти из окна Добавление таблицы.
В результате появится окно конструктора запросов Имя запроса: запрос на выборку.
Окно конструктора запросов разделено на две панели. Верхняя панель содержит схему данных запроса, включающую в себя выбранные для данного запроса таблицы, которые представлены списками полей. Нижняя панель является бланком запроса по образцу (QBE), который нужно заполнить.
Схема данных запроса. В окне запроса отображаются выбранные таблицы и связи между ними, имеющиеся в логической схеме (схеме данных) БД. Кроме того, Access автоматически устанавливает между таблицами дополнительные связи, которых не было в логической модели, в том случае, если таблицы имеют поля с одинаковыми именами и типами данных (атрибутами). Логические связи между таблицами, которые Access не может установить автоматически, может создать пользователь, перетащив задействованные в связи поля из одного списка полей в другой.
При использовании в запросе других запросов или таблиц, не представленных в логической схеме базы данных, с ними также могут быть установлены связи-объединения, т. е. связи без ключевого слова.
В данной базе данных мы разработали такие запросы, как:
- «Забронированные номера», В этом запросе описываются номера, которые уже забронированы. Представлен на Рис.1. в приложении 1, результат запроса на Рис.1.1;
- В запросе «Занятые номера» показываются все занятые номера и их стоимость. Представлен на Рис.2. в приложении 1, результат запроса на Рис.2.1;
- Запрос «Клиенты_Общие_Суммы_» выдаёт полную стоимость проживания клиента в номере, с заказанными услугами. Представлен на Рис.3. в приложении 1, результат запроса на Рис.3.1;
- «Клиенты_Суммы_За_Проживание_», в этом запросе вычисляется стоимость проживания клиента в гостинице. Представлен на Рис.4. в приложении 1, результат запроса на Рис.4.1;
- «Клиенты_Суммы_Услуг_», в данном запросе высчитывается стоимость всех услуг, заказанных клиентом, за одни сутки. Представлен на Рис.5. в приложении 1, результат запроса на Рис.5.1;
- В запросе «Поиск занятых, но не бронированных номеров» выполняется поиск всех занятых номеров, которые не забронированы. Представлен на Рис.6. в приложении 1, результат запроса на Рис.6.1;
- Запрос «Свободные номера» выдаёт всю информацию о не занятых номерах. Представлен на Рис.7. в приложении 1, результат запроса на Рис.7.1;
- В запросе «Стоимость номера за сутки», выдаётся информация о всех забронированных номерах, их постояльцах и стоимость каждого номера. Представлен на Рис.8. в приложении 1, результат запроса на Рис.8.1;
- Запрос «Приехал один(одна)» выводит всех клиентов кто приехал в гостиницу один(одна). Представлен на Рис.9. в приложении 1, результат запроса на Рис.9.1;
- В запросе «Прожил дней в гостинице» вычисляется количество дней прожитых клиентом в гостинице. Представлен на Рис.10. в приложении 1, результат запроса на Рис.10.1;
Теперь рассмотрим формы представленные в данной БД.
Форма — это объект базы данных, который можно использовать для ввода, изменения или отображения данных из таблицы или запроса. Формы могут применяться для управления доступом к данным: с их помощью можно определять, какие поля или строки данных будут отображаться. Например, некоторым пользователям достаточно видеть лишь несколько полей большой таблицы. Если предоставить им форму, содержащую только нужные им поля, это облегчит для них использование базы данных. Для автоматизации часто выполняемых действий в форму можно добавить кнопки и другие функциональные элементы.
Формы можно рассматривать как окна, через которые пользователи могут просматривать и изменять базу данных. Рационально построенная форма ускоряет работу с базой данных, поскольку пользователям не требуется искать то, что им нужно. Внешне привлекательная форма делает работу с базой данных более приятной и эффективной, кроме того, она может помочь в предотвращении неверного ввода данных.
В данной БД представлены следующие формы:
- Бронирование, позволяет заблаговременно забронировать номер в отеле, представлен в приложении 2 на рис.1;
- Список клиентов, позволяет ввести всю информацию о новом клиенте и выбрать нужные ему услуги, представлен в приложении 2 на рис.2;
Так же рассмотрим отчеты, содержащиеся в БД.
Отчеты — это конечный продукт базы данных. Они сочетают в себе статистические данные из базы данных, а также достаточное количество пояснительной информации и представляют результаты в наглядном виде.
В данной БД представлены следующие отчеты:
- Забронированные номера, для вывода списка забронированных номеров;
- Занятые, но не забронированные номера, для вывода снятых и не бронированных номеров;
- Номера, для вывода списка всех номеров и их стоимости;
- Услуги, для вывода всех доступных услуг и их стоимости;
- Свободные номера, для вывода списка свободных номеров;
- Стоимость и занятость номеров, для вывода состояния, типа номеров и их стоимости;
- Стоимость услуг за сутки, для вывода стоимости заказанных услуг за один день;
- Стоимость проживания в гостинице, для вывода полной стоимости проживания в гостинице, без учета услуг;
- Полная стоимость проживания, для вывода полной стоимости проживания;
- Прожил дней в гостинице, для вывода количества дней проведённых в гостинице.
Все отчеты представлены в приложении 3, на Рис.1-10, соответственно.

2.2. Руководство пользователя

Для открытия базы данных, сохранённой на компьютере, достаточно нажать на этот файл двойным кликом.



Рис.3.1. Файл базы данных

После открытия файла базы данных, на экран выводится Кнопочная форма. Она представлена на Рис.3.2.



Рис.3.2. Кнопочная форма
Если нужно ввести нового клиента, то нужно выбрать пункт Регистрация клиентов, откроется окно регистрации, если же нужно забронировать номер, то необходимо выбрать пункт Бронирование.
Для того, чтобы просмотреть отчеты, имеющиеся в данной БД, то выберете пункт Отчеты, в следующем окне откроется список отчетов.



Рис.3.3. Окно просмотра отчетов, ч.1

Для перехода на следующую страницу, нажмите кнопку Далее.
Для возврата на предыдущую страницу, нажмите кнопку Назад.
Для возврата в главное меню, нажмите кнопку Назад ещё раз.



Рис.3.4. Окно просмотра отчетов, ч.2
Для печати какого-либо отчета, необходимо сначала открыть отчет.



Рис.3.5. Просмотр отчета

Для того чтобы напечатать отчет, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на отчете и в открывшемся меню, выбрать пункт «Печать».


Рис.3.6. Печать отчета

Для выхода из приложения нужно, будучи в главном меню, нажать кнопку Выход.


Заключение

В проделанной работе были опробованы и использованы основные методы и объекты системы управления базами данных Microsoft Access.
Так как интеграция информационных систем во все сферы жизни увеличивается с каждым днем, то актуально становится разработка подобных баз данных. При этом разработчик должен учитывать то, что наиболее простые БД могут быть подвержены избыточности, но при этом нельзя и увлекаться делением БД на много составных таблиц. Также современные средства дружественного интерфейса позволяют разработать интуитивно понятные приложения, что является одним из основных требований заказчика. При создании БД необходимо принять во внимание область, для которой разрабатывается база данных.
Разработанная в ходе выполнения курсового проекта база данных «Гостиница», является актуальной на сегодняшний день и имеет практическую значимость, так как на данный момент в гостиницах отдыхает не один и не 2 клиента, когда можно было записать на листе бумаги, а эта цифра достигает порой нескольких тысяч.
В данной работе были решены следующие задачи:
- автоматизация необходимых расчётов;
- создание таблиц: номера, услуги, список клиентов, бронирование, услуги выбранные пользователем;
- хранение информации о клиентах;
- удобный дизайн программы с понятным интерфейсом и оригинальной кнопочной формой;
- возможность просмотра или вывода на печать отчётов, наглядно демонстрирующих информацию по основным категориям;
- наличие подробного описания предназначения и работы программы
В качестве инструмента для выполнения данной задачи использовалась программа Microsoft Access в связи с тем, что она является одним из наиболее распространенных на данных момент средств, для выполнения задач в данной области, так как она обладает интуитивно-понятным интерфейсом и при этом обладает широким спектром функций.
Разработанная программа устойчиво выполняет все свои функции, но теперь стоит задача сделать ее более совершенной и более расширенной.


Список использованных источников
1. БЭСТ-ПРО Руководство пользователя. Раздел 26. Администратор гостиницы. [Текст]/ Интеллект- Сервис, 2003
2. Ваген, Л. Гостиничный бизнес. [Текст]/ Л. Ваген - Ростов - на - Дону: Феникс, 2001. - 405 с.
3. Глушаков, С.В., Базы данных [Текст]/ С.В. Глушаков, Д.В. Ломотько, Учебный курс. - Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс; Киев: Абрис, 2000. - 504 с.
4. Гореткина, Е. СУБД: массовый продукт на развивающемся рынке. [Текст]/ Е. Гореткина, CRN (IT-Бизнес). - 2004. - № 17 (214).
5. Дунаев, С.В. Доступ к базам данных и техника работы в сети. Практические приемы современного программирования [Текст]/ С.В. Дунаев - М.: Диалог - МИФИ, 1999. - 416 с.
6. Елманова, Н. СУБД ведущих производителей. [Текст]/ Н. Елманова, КомпьютерПресс. - 2002. - № 10.
7. Журналы: Отель, Питание, Туристический бизнес, Витрина (Ресторанный бизнес), Провиант, Туризм, Жилищное и коммунальное хозяйство. [Текст]/ Отдых, Коммерческий вестник за 2000-2005 гг.
8. Игорева, Е.Л., Основы алгоритмизации и программирования (3-е издание) [Текст]/Е.Л. Игорева, И.И. Попов, О.Л. Игорева - М.: Инфа-М, 2006 - 432 с.
9. Симонович, С.В. Информатика. Базовый курс [Текст]/ - СПб: Питер, 2001. - 640 с.
10. Каратыгин, С.А. Visual FoxPro 6.0 [Текст]/С.А. Каратыгин, А.Ф. Тихонов, Л.Н. Тихонова - М.: Бином, 1999. - 784 с.
11. Корнеев, В.В. Базы данных: Интеллектуальная обработка информации. [Текст]/ В.В. Корнеев - М.: Нолидж, 2000. -352 с.
12. Крахоткина, Е.В. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Программирование в компьютерных сетях» для студентов специальности 230201 Информационные системы и технологии. [Текст]/Е.В. Кратохина.
13. Мишенин, А.И. Теория экономических информационных систем - М. [Текст]/ А.И. Мишенин, Финансы и статистика, 1999. - 168 с.
14. Пушников, А.Ю. Введение в системы управления базами данных. Часть 1. Реляционная модель данных: Учеб. пос. [Текст]/ А.Ю. Пушников. – Уфа: Изд-е Башкирского ун-та, 1999. – 108 с.
15. Сабко, В.В. Основы менеджмента гостиничного бизнеса. [Текст]/ В.В. Сабко, - М.: 2002 г. - 340 с.


Приложение 1

Рис.1. Запрос «Забронированные номера»

Рис.1.1. Результат работы запроса «Забронированные номера»

Рис.2. Запрос «Занятые номера»

Рис.2.1. Результат работы запроса «Занятые номера»

Рис.3. Запрос «Общие суммы»

Рис.3.1. Результат работы запроса «Общие суммы»

Рис.4. Запрос «Суммы за проживание»

Рис.4.1. Результат работы запроса «Суммы за проживание»

Рис.5. Запрос «Суммы услуг»

Рис.5.1. Результат работы запроса «Суммы услуг»

Рис.6. Запрос «Поиск занятых номеров, но не бронированных»

Рис.6.1. Результат работы запроса «Поиск занятых номеров, но не бронированных»

Рис.7. Запрос «Свободные номера»

Рис.7.1. Результат работы запроса «Свободные номера»

Рис.8. Запрос «Стоимость номера за сутки»

Рис.8.1. Результат работы запроса «Стоимость номера за сутки»

Рис.9. Запрос «Приехал один(одна)»

Рис.9.1. Результат работы запроса «Приехал один(одна)»

Рис.10.Запрос «Прожил дней в гостинице»

Рис.10.1. Результат запроса «Прожил дней в гостинице»


Приложение 2

Рис.1. Форма бронирования

Рис.2. Форма Регистрации клиентов
Приложение 3


Рис.1. Отчет «Забронированные номера»

Рис.2. Отчет «Занятые, не бронированные номера»

Рис.3.1. Отчет «Номера», стр.1

Рис.3.2. Отчет «Номера», стр.2


Рис.4. Отчет «Полная стоимость проживания»


Рис.5. Отчет «Прожил дней в гостинице»

Рис.6.1. Отчет «Свободные номера», стр.1

Рис.6.2. Отчет «Свободные номера», стр.2

Рис.6.3. Отчет «Свободные номера», стр.3

Рис.7.1. Отчет «Стоимость и занятость номеров», стр.1

Рис.7.2. Отчет «Стоимость и занятость номеров», стр.2

Рис.8. Отчет «Стоимость проживания в гостинице»

Рис.9. Отчет «Стоимость услуг за сутки»

Рис.10. Отчет «Услуги»



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.