На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Этика Буддизма

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Философия. Добавлен: 05.06.2014. Сдан: 2008. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ

Кафедра философии


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Дисциплина: Этика


ТЕМА:

«ЭТИКА БУДДИЗМА»


Санкт-Петербург
2008
СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист………………………………………………………………….…………..1
Содержание……………………………………………………………………….………….2
Введение………………………………………………………………………….…………..3
I. Происхождение морали и ее социальная сущность……………………………………..4
I.I. Что означает термин «этика»……………….…………………………………..……..4
I.II. Происхождение морали …………………..………………………………………….5
II. Буддизм и этика буддизма …………………………………………………….……..…12
II.I. Когда и где зародился буддизм …………………………………………….………12
II.II. Будда реальный и Будда из легенд……………………………………………..13
II.III. Учение Будды …………………………………………………………………..….16
II.IV. Дхарма – закон, истина, путь ……………………………………………….…….18
II.V. Четыре благородные истины ………………………………………………..…….18
Заключение…………………………………………………………………………….....…21
Список использованной литературы……………………………………………………...22


Введение

Ценр тяжести раннебудистского учения лежит в нравственной области, в нормах поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достигнуть истины, найти правильный путь спасения и, соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства. Элементарные, обязательные заповеди для последователей Будды: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Для тех же, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в систему гораздо более строгих предписаний. Например, запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия, запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой вообще собственности и т.д. Словом, выполнение моральных предписаний буддизма означало требование монашеского образа жизни.
Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а, скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом на зло, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защишать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.
Многие исследователи считают, что этика в буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.


I. Происхождение морали и ее социальная сущность.

I.I. Что означает термин «этика»

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно
стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления,
обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что
этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы
обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого
языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он
образовал его от слова «mos» (mores – мн. число) – латинского аналога
греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды,
обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под
ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э.
в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым
аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения,
входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои
собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается
в терминах «этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в
немецком языке «Sittlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют
историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte)
образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже – новое
существительное «нравственность» (Sittlichkeit).
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные
слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития
культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области
знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой
главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под
моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.
Итак, что же такое мораль? Данный вопрос является не только исходным,
первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около
двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее
исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него
различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали,
что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о
морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно.
Мораль – больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению.
Мораль – не просто то, что есть. Она скоре есть то, что должно быть.
Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением
и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель
нравственности: Философов-моралистов в данном отношении можно уподобить
архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы
проектировать новые здания.


I.II. Происхождение морали

Мораль – понятие историческое. Она относится к числу тех
общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание
социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и
останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество.
Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль
формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе
становления общественных отношений, образования социальных коллективов и
общностей.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку, а необходимость
коллективного существования в тот период времени требовала определенных
правил общежития, которыми должен был владеть каждый член рода. Решающую
роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и
закреплялись (становились традициями) определенные требования и нормы в
поведении людей. Совместный труд требовал согласованного поведения,
следования каждого и всех определенным правилам. Возникновение морали
сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного
человека от инстинктивных форм поведения к целесообразно и сознательной
деятельности. Многие элементарные требования морали, которые возникли в
эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время.
Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому
индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек
–коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества
устанавливались и закреплялись все более сложные правила общежития, которые
превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.
Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в
содержание которых в качестве необходимого элемента включалась мораль как
механизм социальной преемственности. Возникнув из потребности в
регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами
на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет
социальное содержание, является важнейшим признаком духовного мира человека
как социального существа. Эта потребность существовала на всем протяжении
развития общества, определяя его гуманистическую сущность.
Вопросы происхождения морали рассматриваются по-разному в различных
этических системах. Натуралистические (эволюционистские) концепции –
выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижением
нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль
рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов
животных как способа выживания вида в борьбе за существование. В поведении
человека нет ничего такого, что не встречалось бы у животных.
Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще
в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса,
представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном
мире и др. Так Гераклит писал, что люди в массе своей не понимают единого
закона логоса, изначального родства с ним и не следуют его требованиям. А
это приводит к тому, что они находятся в плену различных предрассудков,
«наслаждаются грязью подобно свиньям». Поэтому своеволие в поведении нужно
«гасить скорее, чем пожар».
Большое распространение натуралистические концепции в этике получают в
эпоху Возрождения (Д. Бруно, Б. Телезио) и в период Нового времени: теории
естественной морали и права, разумного эгоизма, утилитаризма и др. В XIX в.
эти идеи разрабатываются Ч. Дарвином, П. Лафаргом, К. Каутским, Г.
Спенсером, П. Кропоткиным и другими социологами, рассматривающими этику как
фазу биологической эволюции мира. Смысл нравственности заключается в
обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир
включается в сферу нравственных отношений. Так П.А. Кропоткин рассматривал
принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное
начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания,
уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. Взаимопомощь в процессе
эволюции переходит в понятие справедливости, которое выступает основным
содержанием этики.
В современной этике подобной позиции придерживается К. Лоренц. В своих
публикациях «Рассказы о животных», «Кольцо царя Соломона», «О так
называемом моральном зле», «Восемь смертных грехов человечества» и других
он рассматривает нравственные нормы как простое продолжение и усложнение
животных инстинктов. Главными из них являются: 1) борьба за сохранение и
продолжение рода дает начало в человеческой практике таким добродетелям как
любовь, забота, жалость, ответственность и 2) борьба за существование,
охрана территории проживания проявляется в конкурентности и агрессивных
началах человека. В итоге, человечество должно сознаться, что его природа
естественна, биологична и нужно научиться укрощать агрессивность,
попытаться снизить ее влияние на нашу жизнь. Лучший способ ее преодоления –
это любовь, творчество и юмор, позволяющие ориентировать жизнедеятельность
в позитивном направлении.
Недостаток натуралистических концепций заключается в том, что они
стирают грань между социальным и биологическим, отождествляют человека и
животное, приравнивают моральные ценности к биологическим. Объясняя
возникновение морали ходом естественной эволюции, представители
натуралистической этики отрицают качественную специфику духовного мира
личности по отношению к природной среде, преувеличивают роль естественных
наук в понимании и совершенствовании морали, принижают значение
нравственного воспитания.
Разновидностью натуралистических концепций по вопросу о происхождении
морали является социологизаторский подход в этике. Его сторонники отмечают
различие между человеческой культурой и животным миром, но подчеркивают при
этом, что они имеют общую основу возникновения – ген как элементарную
информационную единицу, являющуюся средством (хранителем и передатчиком)
информации, способом биологического и социального наследования на
молекулярном уровне об индивидуальном и коллективном опыте живого. И весь
вопрос о морали сводится к тому, чтобы понять альтруистичны или эгоистичны
гены. Так, известный английский писатель-генетик Роберт Докинз (См.: Докинз Р. Эгоистический ген. М.: Мир, 1993.) считает, что гены эгоистичны. Вся эволюция живого, по его мнению, связана с борьбой за существование уже на молекулярном уровне и выживают не всегда сильные и достойные, а, как правило, самые хитрые, сумевшие приспособить наследуемый опыт для борьбы с ближним. Выживают в большей мере те, у которых проявляется максимальная любовь к себе самому. Ген-эгоист даже допускает формы поведения, некоторым образом связанные с альтруизмом и в данный момент выгодные для него. Где выгодно и нужно, ген-эгоист будет (и
способен) любить другого. С этих позиций природа альтруизма – это лишь проекция эгоистического поведения. Человек – это лишь машина для вынашивания генов, а мораль – это изобретение эгоистов для большей безопасности для самих себя. По существу, эта теория также отрицает социальную детерминацию морали.
Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность
из «природы человека» как естественного существа, его потребностей
интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные
установки этого направления были провозглашены еще в V в. до н.э. греческим
философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех
вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы.
Так, гедонизм (от греч. – удовольствие, наслаждение) выводил мораль из
эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо
научить понимать различия между ними и находить полноту бытия в стремлении к
удовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение,
а чтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними
проблемами – имуществом и другими заботами.
Представители эвдемонизма (от греч. – счастье) как разновидности
антропологического учения считали счастье исходным принципом
нравственности, ее главной целью. Счастье как высшее моральное благо не
сводится сиюминутным телесным удовольствиям, а представляет собой
совокупность физических и духовых ценностей. Так, например, счастье, по
Сократу, – это достижение внутренней свободы и самосознания личности.
Демокрит рассматривал счастье как умение распоряжаться и наслаждаться
жизненными благами. Представителями антропологического направления в этике
являются Ф. Аквинский, Д. Юм, французские материалисты, Л. Фейербах,
русские революционеры-демократы XIX в. и другие мыслители. В современных
условиях антропологическая этика представлена в трудах американского
философа Э. Фромма и других философов.
В рамках данного направления в этических учениях можно рассматривать и
концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида
(выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности
является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается
путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка. В
истории этики ее представляли софисты в V-VI вв. до н. э., Бентам, Дж. С.
Милль, учение прагматизма и др. Откровенный индивидуализм и подчинение
поведения личности принципу материальной пользы и эгоистического расчета,
отрицание ведущей роли духовных интересов в деятельности человека делают
утилитаризм непривлекательным для значительной части общественности, которая
не приемлет торгашеский подход в определении духовных ценностей. Поэтому в
настоящее время откровенный утилитаризм встречается редко, подается в
замаскированной форме. Как правило, он процветает в обществе с
неконтролируемыми рыночными отношениями...


Заключение

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров
через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат
нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде
всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Вопросы её философско-доктринального обоснования он оставляет в
стороне. Точно так же в учении Будды крайне слабо выражен
религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в
монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем и учением – одно
из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во
времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и
соответствующего образа жизни; составленный им устав общины
основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании
не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем.
Это предопределило его удивительную пластичность, способность к
изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и
исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он
разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали
северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и
южный буддизм (хинаяна, «малая колесница»). Одновременно происходило
обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное
мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл наших дней.
Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень
заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии
современного мира.


Список использованной литературы:

1. А.А. Гусейнов. Великие моралисты. Москва, 1995.
2. А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8
3. Основы этических знаний. Учебник для ВУЗОВ. М.,1998
4. Очерк истории этики / Под ред. Шахнович М. И. М., 1969.
5. Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+»,
1996г.
6. Словарь по этике. Под ред. Кона. М: 1981г.
7. «ДХАММАПАДА»/ Перевод с пали В.Н.Топорова. М., 1960.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.