На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Эмпирическое исследование развития и взаимосвязи речи и мышления у детей дошкольного возраста на примере МДДОУ «Детский сад №197» г. Екатеринбурга.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 9.6.2014. Сдан: 2014. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития и взаимосвязи речи и мышления………………………………………………………………………….5
1.1. Анализ феномена мышления как психического процесса……………………………………………………………………………5
1.2. Анализ феномена речи как психического процесса………………………………………………………………………….22
1.3 развитие и взаимосвязь речи и мышления в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..30
Глава 2. Эмпирическое исследование развития и взаимосвязи речи и мышления у детей дошкольного возраста на примере МДДОУ «Детский сад №197» г. Екатеринбурга..……………………………………………….………37
2.1. Организация и методы исследования……………………………………………………………………..37
2.2 Результаты исследования и их интерпретация……………………………………………………………………40 Заключение………………………………………………………………………45 Список используемой литературы…………………………………….…………………………………46
Приложения………………………………..…………………………………….49


Введение.
Актуальность. Проблема взаимосвязи речи и мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и соответственно притягательных предметов изучения. Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое. С одной стороны, и речь и мышление представляют собой порождение мозга человека, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. Многие ученые занимались этой проблемой, но она до сих пор остается не исследованной до конца. Благодаря мышлению у человека развивается речь.
Цель исследования: изучение развития и взаимосвязи речи и мышления у детей 6-7 лет.
Объект исследования: познавательная сфера у дошкольников.
Предмет исследования: мышление и речь дошкольников.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ феномена мышления в рамках психологии.
2. Осуществить анализ феномена речи в рамках психологии.
3. Подобрать и провести методики для исследования взаимосвязи и развития мышления и речи.
4. Выявить индивидуальные особенности мышления и речи в дошкольном возрасте.
Гипотеза курсовой работы основана на предположении о том, что мышление и речь у детей дошкольного возраста взаимосвязаны.
Методологическая база исследования: данной проблемой занимались Г. Эббингауз, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, К.Левин, А. Бине, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, математико-статистические методы, психологическое наблюдение, психологический эксперимент.
Психодиагностические методики:
1. «Что здесь лишнее?»
2. «Свободная классификация»
3. «Расскажи по картинке»
4. «Опиши картинку»
Эмпирическая база исследования: Муниципальное детское дошкольное общеобразовательное учреждение №197 города Екатеринбурга (МДДОУ №197)
Структура работы. Курсовая состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 30 наименований. Работа содержит 11 таблиц, 5 приложений.


Глава 1. Теоретические основы развития и взаимосвязи речи и мышления
1.1 Анализ феномена мышления как психического процесса
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и вос­приятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышле­нию.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотно­сит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, рас­крывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.
Задача мышления заключается в том, чтобы выявить суще­ственные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.
Мещеряков Б. в своем психологическом словаре пишет, мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
По С.Л. Рубинштейну, мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь, затем стали операциями теоретического мыш­ления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая опе­рация, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В те­оретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинно­сти мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому еди­ничному случаю практики.
С.Л. Рубинштейн пишет, что мышление - это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности, на эти же важные черты мышления указывают и многие другие психологи. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз «добывает» знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных случаях - важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности. Оно обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку.
По мнению М.И. Еникееву, мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо - значит включить новое в систему имеющихся связей. Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру - стадии и механизмы достижения познавательной цели.
А.В. Петровский пишет, мышление - это социально обусловленный, неразрывно свя­занный с речью психический процесс поисков и открытия суще­ственно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя дале­ко за их пределы. Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении воз­никает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появ­ляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Мышление - это искание и открытие нового.
С.Р. Немов считал, что мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Вскрывая существенные и закономерные связи между предметами и явлениями, человек в процессе мышления всегда обобщает единичные факты и применяет результаты обобщения - общие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам. Наряду с этим мышление требует оперирования уже имеющимся объемом знаний. Только при этом условии возможно познание нового закона или явления. Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова. И связь мышления с языком сохраняется в любом случае - выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча (про себя). Говоря о мышлении как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, следует, однако, подчеркнуть, что оно неразрывно связано с чувственным познанием, являющимся главным информатором об окружающем мире. Мыслительная деятельность осуществляется в практике и неразрывно связана с нею. Любой вид деятельности, любой вид труда основывается на решении мыслительных задач.
Как пишет С.Ю. Головин, мышление - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.
Р.Х. Тугушева пишет, мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Мыслительная деятельность - это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные знания.
Как пишет П.А. Сорокун, мышление - это процесс обобщенного и опосредствованно­го отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, по­знание нового, неизвестного.
Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль зак­лючена в смысловом содержании слова. Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность.
По М.И. Еникееву, явления мышления классифицируются следующим образом:
мыслительная деятельность - система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
формы мышления: суждение, умозаключение, понятие;
виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.
По содержанию различается практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую - творческое решение нестандартных задач.
По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности);
При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума - систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и другие, а также тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности.
Еникеев пишет, мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение - обобщение, абстракция - классификация - конкретизация. Мыслительные операции - это мыслительные действия. Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение - элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.
Сравнение лежит ........

Список используемой литературы
1. Абдурахманов, Р.А.Возрастная психология Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте / Р.А. Абдурахманов. - М.: СГУ, 1999. - 69 с.
2. Айламазьян, А.М. Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов / А.М. Айламазьян. - М.: Смысл, 1999. - 222 с.
3. Большая энцеклопедия психологических тестов.- М.: Эксмо, 2006. - 416с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский; - Спб.: Союз,1997.- 380с.
5. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992.- Т.1. - 496 с.
6. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. / М.И. Еникеев. - М.: Норма-Инфра, 1999. - 624 с.
7. Карпов, А.В. Общая психология. / А.В. Курпов. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
8. Леонтьев, А.Н Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2000. - 511 с.
9. Ляксо, Е.Е. Специфика реализации речевых навыков 4-5 летних детей в диалоге со взрослым / Е.Е. Ляксо, Э.И. Столярова // Психологический журнал. - 2008. - Т 29. №6 - С. 48-57.
10. Маклаков, А. Г. Общая психология. / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
11. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л.П. Федоренко [и др.]. - М.: Просвещение, 1989 - 270 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
13. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А.Д. Наследов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2006. - 392с.
14. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3кн./ Р.С. Немов. - М.: Владос, 1999. - Кн.1 : Основы общей психологии. - 688с.
15. Немов, Р.С. Психология : учебник : в 3кн./ Р.С.Немов. - 4-е­­­ изд.- М.: Владос, 2001. - Кн.3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
16. Основы общей психологии / Ю.В. Александрова [ и др.]. - М.: СГУ, 1999. - 805 с.
17. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для, вузов / Н.Н. Палагина. - М.: Московский психолого­социальный институт, 2005. - 288 с.
18. Петровский, А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский - М.: Академия, 1998. - 512 с.
19. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 1977. - 272с.
20. Полный энцеклопедический справочник / Б. Зинченко, В. Мещеряков. - СПб. : прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. - 896с.
21. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной . - М.: Академия, 1998. -160 с.
22. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - 4-е изд.,переработ. и доп. - СПб.: Питер,2000. - 712с.
24. Сорокун, П.А. Общая психология / П.А. Сорокун. - П.: ПГПИ, 2003. - 312 с.
25. Тугушева, Р.Х. Общая психология: Учебник / Р.X. Тугушева, Е.И. Гарбер. - М.: Эксмо,2006. - 560 с.
26. Туревская, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Туревская. - Т.: ТГПУ, 2002. - 35 с.
27. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
28. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология ( Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
29. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 2009. - 976 с.
30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб.: Союз, 1997. - 256 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.