На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологические условия эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 15.6.2014. Сдан: 2010. Страниц: 100. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ ................................................................................... 8
1.1. Эмоциональная сфера как базисная в развитии детей дошкольного возраста ................................................................................................................... 8
1.2. Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей дошкольного возраста ......................................................................................... 18
1.3. Психологические условия эмоционального благополучия детей дошкольного возраста ......................................................................................... 26
Выводы по первой главе ..................................................................................... 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 37
2.1 Описание выборки исследования, этапов и методик эксперимента ........ 37
2.2 Результаты исследования психологических условий эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста .................................. 49
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования психологических условий эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста ................................................................................................................. 64
2.4 Выводы по второй главе ................................................................................75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................... 88


ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Между тем, уровень здоровья детей дошкольного возраста заметно снижается.
Уделяя внимание физическому здоровью детей, физической безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки.
В нормальной, обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Однако среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено социальными факторами. Большинство из них носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец А.И. Захаров, Ю.М. Миланич, Я.З. Неверович, Т.Н.Осипенко и др.).
В исследованиях, посвященных психологии эмоций (Л.С. Выготский, В. Вилюнас, А.Г. Грецов, Е.П. Ильин, К.Э. Изард, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.Л. Гайдамак, У. Макдаугол, Т.Н.Осипенко, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, З. Фрейд С.Г. Якобсон и др.), подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы, ее значимость для полноценного развития личности.
В работах Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, А.Д. Кошелевой, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, К. Изарда и других уделялось большое внимание изучению особенностей развития эмоциональной сферы личности ребенка. Эмоциональное развитие ребенка сложный многоступенчатый процесс. В дошкольном возрасте происходит усложнение содержания и структуры эмоциональных процессов. Эмоции обретают большую глубину и устойчивость, становятся более разнообразными по знаку их внешнего выражения.
Эмоциональная сфера ребенка играет важную роль в приобретении личного опыта, а также является важнейшим показателем его личностного развития. В дошкольном возрасте, согласно представлениям А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, дети овладевают выражением эмоций, что оказывает существенное влияние на их поведение и деятельность. Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что участвуя в процессе психического развития от самого начала и до самого конца в качестве важнейшего момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту, и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической структуры [14].
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоциональной сферы у детей. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению.
У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психологических условий эмоционального благополучия дошкольников.
Таким образом, актуальной проблемой исследования является изучение психологических условий эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и обосновать психологические условия эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Объект исследования - эмоциональная сфера личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - роль психологических условий в эмоциональном благополучии детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - состояние эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста зависит от следующих психологических условий:
- типа семейного воспитания;
- положения ребенка в группе сверстников;
- характера взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального благополучия в дошкольном возрасте.
2. Выявить содержание и особенности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование условий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить и обосновать психологические условия эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
5. Проследить зависимость эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста от психологических условий.
Методологическая основа исследования - концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития; концептуальные положения о развитии эмоциональной сферы А.В. Запорожца; исследования А.Д. Кошелевой, направленные на изучение социально обусловленной природы развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте; теоретические положения о влиянии взрослого на развитие личности ребенка Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина; теория эмоциональной привязанности как условия установления адекватных семейных отношений Дж. Боулби и М. Эйсворта.
Методы исследования:
Теоретические методы:
- теоретический анализ и обобщение психологических исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.
Эмпирические методы:
- наблюдение;
- тестирование;
- анкетирование, беседа, социометрия;
- методы статистической обработки полученных результатов;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании и учете психологических условий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста для определения стратегии оптимизации их эмоционально-личностной сферы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные об условиях, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста, могут использоваться психологами дошкольных учреждений при разработке программ развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Результаты исследования могут быть полезны воспитателям, и психологам дошкольных учреждений для оказания психологической помощи дошкольникам со стойкими негативными эмоциональными состояниями (проявлениями эмоционального неблагополучия).
Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (64 источника) и приложений.


ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
1.1 Эмоциональная сфера как базисная в развитии детей дошкольного возраста.
Эмоции (от лат emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [36].
Что касается возникновения эмоций, то их появление связано с тем, что по мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным - им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того, чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Наглядным доказательством тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого ребенка без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагируют на разлуку яркой эмоцией.
Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком.
Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, также как и между взрослыми людьми. Задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. Например, о вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса на лице ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом.
Как отмечает И. Изард, согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры. Эмоции рассматриваются как переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции. К. Изардом были выделены следующие фундаментальные эмоции, каждая из которых имеет свой спектр психологических характеристик и проявлений: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности [21].
Большинство ученых, как и обычные люди, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна, и все-таки понятия «положительное» и «отрицательное», «позитивное» и «негативное» в приложении к эмоциям требует некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев и страх, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных и негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх. Он выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство. Относить ту или иную эмоцию к разряду позитивных или негативных следует в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением [20].
Л.С. Выготский не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в ряде его работ можно встретить довольно развернутые рассуждения по данной проблеме. Будучи собраны воедино, они демонстрируют достаточно полную картину представлений Л.С. Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В философском плане эти представления опираются на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. Предшественником Л.С. Выготского в разработке этого принципа в психологической науке является Курт Левин. Основные положения подхода Л.С. Выготского к проблеме эмоций сводятся к следующему.
1. Эмоции развиваются. Исходя из этого, каждую эмоцию следует классифицировать не иначе, как с точки зрения ее развития.
2. Существует связь между аффектом и интеллектом. Всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Развитие мышления и эмоций берет начало из единого корня - аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта идет: 1) по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания, с последующей дифференциацией в рамках самой этой сферы; 2) в направлении изменения характера динамических процессов. И то, и другое напрямую связано с развитием мышления [9, с. 62-76.].
Так, если в раннем детстве поведение ребенка может быть охарактеризовано как «полевое», а сознание характеризуется единственном аффективного восприятия и действия, то основным симптомом кризиса 3 лет является нарушение единства аффекта и действия. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По мере того, как наглядно-действенное мышление ребенка уступает место образному мышлению, развивается и аффективная сторона сознания. Это находит отражение, прежде всего в обобщении внутренних процессов, что составляет один из существенных аспектов изменений в дошкольном возрасте. В этот период происходит обобщение чувств: возникает аффективное образование, относящееся к единичному аффекту как понятие к единичному восприятию. Наконец, в подростковом возрасте формирование мышления в понятиях приводит к более глубокому познанию и упорядочиванию мира собственных переживаний.
Другой аспект изменений в аффективной сфере человека связан с тем, что каждому уровню развития мышления соответствует определенный характер динамических процессов. Л.С. Выготский указывает, что конкретному мышлению соответствует более костная и тугоподвижная динамика, абстрактному мышлению и воображению - более текучая и гибкая. В связи с вышесказанным становится объяснимым качественное своеобразие высших, или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и более мягкий характер их протекания являются прямым следствием развития мышления.
1. Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление. Это проявляется, в частности, в том, что: 1) во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее; 2) сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания. По Л.С. Выготскому, отношение мысли к слову есть живой процесс, «движение через целый ряд внутренних планов».
2. В патологии (например, при шизофрении), как правило, имеет место не столько повреждение собственно интеллектуальных или эмоциональных аспектов сознания, сколько патологическое изменение их соотношения.
3. Л.С. Выготский выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Аффект не только оказывает влияние на развитие мышления и поведения ребенка, он является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску «обходных путей развития» в случае наличия врожденного дефекта.
4. Важную роль в развитии эмоциональной сферы человека играет деятельность. Деятельность может оказывать влияние опосредованно (в деятельности развивается в первую очередь мышление, что в свою очередь вызывает изменения в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.
5. Развитие аффективной сферы подчиняется той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении осознания.
6. Всякая эмоция есть функция личности.
Представления Л.С. Выготского о природе эмоций и их развитии составляют неотъемлемую часть его конкретно-психологической теории сознания [7, с. 17-18.].
Эмоции играют важную роль в жизни детей дошкольного возраста. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан - значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым - значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка - это послание о его состоянии окружающим его взрослым.
Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние окружающих, то есть ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию. Так, если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных - пресна и бесцветна [62].
По мнению И.Ю. Кулагиной, для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. В преддошкольном возрасте течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и так далее. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость [31].
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется и структура самих эмоциональных реакций. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся вещь, ударить и так далее. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным. Ребенок может радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже [31].
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и так далее, - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок в силу своего возраста просто не способен делать то, что ему неинтересно [31].
А.Д. Кошелева утверждает, что главным направлением развития эмоциональной сферы дошкольника является появление способности управлять эмоциями, то есть произвольного поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и побуждениями в поведение «волевое», что означает переход от внешней его регуляции к внутренней, к возможности выбора собственного поведения.
Помимо осмысленности можно отметить и другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте - эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. Уже в дошкольном возрасте у детей развивается способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, появляются высшие чувства - сочувствие, сострадание, сорадование, содействие.
Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их вешнему проявлению - через мимику, пантомимику, жесты, позы, интонации голоса. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом [27].
Развиваются ли эмоции в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его потребностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.
В психологии общепринято различение эмоций разных уровней. Один уровень - это так называемые низшие эмоции, обусловленные преимущественно особенностями центральной нервной системы ребенка, его организма. Низшие эмоции играют существенную роль в проявлении таких особенностей поведения, как возбудимость, реактивность, ранимость, общая чувствительность к воздействиям. Другой уровень - эмоции социальные, высшие, специфически человеческие как разные формы отношения к окружающему - к предметам, событиям, людям.
Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относится к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека. Однако этот факт вовсе не означает, что в эмоциональной жизни человека есть незыблемые, немодифицируемые аспекты. Напротив, практически любой человек, взрослея, учится управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. Так, врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как демонстрацию готовности броситься на противника и укусить, но многие люди в гневе, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать внешние проявления гнева.
Высшие эмоции приобретаются прижизненно и являются результатом обучения и воспитания.
В процессе воспитания личности высшие эмоции начинают играть существенную роль в становлении социальных качеств - нравственных, интеллектуальных, эстетических, убеждений, позиций, мировоззрения.
По мнению М.В. Ермолаевой, развитие чувств ребенка является важнейшей психологической задачей. Разработка эффективных, научно обоснованных методов развития и коррекции чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем разработка методов обучения ребенка каким-либо знаниям или навыкам [13].
Очень важным в вопросе развития эмоциональной сферы детей, как считает А.В. Запорожец, является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Это объясняется тем, что для развития эмоций ребенка недостаточно объяснений и указаний воспитателя или других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Совместная с другими детьми и взрослыми деятельность позволяет ему пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния. Она направлена на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка» эмоций; создает благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. У детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт [15].
Таким образом, эмоции возникли у человека в ходе эволюции в качестве фактора, обеспечивающего чувство привязанности матери и ребенка, а также возможность невербального общения людей.
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они способствуют его выживанию (например, эмоция страха), помогают устанавливать социальное взаимодействие.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития эмоциональной сферы детей. В этом возрасте расширяется круг эмоций, присущих ребенку, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными и устойчивыми, у ребенка появляется способность управлять своими эмоциями, а также адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации на основе умения различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению.


1.2 Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщено такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия.
В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.
1. Эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.
2. Переживание успеха - неуспеха достижения целей.
3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.
4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.
5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.
Все эти составляющие могут иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка [35].
В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности и являющиеся показателями эмоционального неблагополучия ребенка [60].
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на их эмоциональное благополучие; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [35].
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [35].
Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для развития эмоциональной сферы ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева, А. Д. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков/А.Д. Андреева [и др.] // под ред. М.В. Дубровиной. - М., 1995.
2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/Г.М. Бреслав. - М., 1990.
3. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста/С.В. Велиева. - СПб., Речь, 2005. - С. 339.
4. Велиева, С. В. Развитие представлений дошкольников о психических состояниях Психология психических состояний/С.В. Велиева. - Казань,1999. - Вып. 2. - С. 183-197.
5. Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций/В.К. Вилюнас // Психология эмоций. - М.,1984. - С. 14.
6. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений/В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 2006.
7. Выготский, Л. С. Проблема эмоций/Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 17-18.
8. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях/Л.С. Выготский // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318.
9. Выготский, Л. С. Эмоции и их роль в психическом развитии ребенка/Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. - С. 62-76.
10. Горбатков, А. А. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида/А.А. Горбатков // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - № 1. - С.61-71.
11. Детская психология: учеб. пособие/Я.Л. Коломинский [и др.] // под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.
12. Додонов, Б. И. Эмоции как ценность/Б.И. Додонов. - М., 2008. - 184 с.
13. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества/М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
14. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка/А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. - 1974. - № 4. С.14-24.
15. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986.
16. Захаров, А. И. Детские неврозы/А.И. Захаров. - СПб., 1997.
17. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия/А.И. Захаров. - СПб., 1998.
18. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка/А.И. Захаров. - СПб., 1997. - 224 с.
19. Захарова, Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия/Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. - 1996. - № 6.
20. Изард, К. Е. Психология эмоций/К.Е. Изард. - СПб.: Питер, 2000.
21. Изард, К. Е. Эмоции человека/К.Е. Изард // под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. [Пер. с анг.] - М.: Изд-во МГУ, 1980.
22. Исаев, Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра/Д.Н. Исаев. - Л., 1984.
23. Ильин, Е П. Структура эмоциональности как свойства личности/Е.П. Ильин, В.Г. Пинигин // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
24. Козловская, Н. В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста/Н.В. Козловская // Психологические проблемы современной российской семьи: в 3-х частях. Ч.2. / Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.
25. Коломинский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе/Я.Л. Коломинский. - Минск, 1969. - C. 65.
26. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
27. Кошелева, А. Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской психологии/А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду - 2000. - № 2-3. - С. 44-48.
28. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников/А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М., 2003. - 264 с.
29. Краткий психологический словарь/сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1999. - С.195.
30. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей/Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
31. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие/И.Ю. Кулагина. - М.: РОУ, 1996.
32. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. Учебное пособие/Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 196 с.
33. Кучерова, Э. В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психического здоровья/Э.В. Кучерова // А.В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В. Запорожца. - М., 1996. - С.112-122.
34. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/В.В. Лебединский. - М.,1985. - С. 67.
35. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/М.И. Лисина. - М., 1974.
36. Лопатина, О. Г. Взрослые составляющие эмоционального комфорта ребенка в ДОУ/О.Г. Лопатина, М.Ю. Медведева // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3.
37. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: учеб. пособие/Т.Д. Марцинковская. - М., 1998.
38. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста/Ю.М. Миланич: автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 1997.
39. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: АРКТИ, 2001. - 48 с.
40. Мухина, В. С. Детская психология/Под ред. Л.А. Венгера. - СПб., 1992.
41. Мясищев, В. Н. Психология отношений/В.Н. Мясищев. - М. - Воронеж, 1995. - С.5.
42. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/Н.В. Нижегородцев, В.Д. Шадриков. - М., Владос, 2001.
43. Пинигин, В. Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности/В.Г. Пинигин // Ананьевские чтения - 2001: тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2001.
44. Практическая психология: учебно-методическое пособие // под. ред. С.В. Кондратьевой. - Мн., 2007. - 212 с.
45. Прохоров, А. О. Методики диагностики психических состояний детей дошкольного возраста/А.О. Прохоров, С.В. Велтева // Психология психических состояний. // Под ред. А.О. Прохорова. Вып. 1. - Казань: Изд-во КГПУ, 1998. - С. 162-187.
46. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2006. - 144 с.
47. Психология. Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., Политиздат, 1990.
48. Рахманина, Т. Н. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у дошкольников/Т.Н. Рахманина, А.Н. Гайдапак // Активные формы работы практического психолога. Сб. научных статей. - Шадринск, 1994.
49. Реан, А. А. Социальная психология/А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с. (Серия «Мастера психологии»).
50. Репина, Т. А. Эмоциональное неблагополучие в семье и группе детского сада как причина отклонений в развитии личности дошкольника/Т.А. Репина. - М., 1996. - С. 112-130.
51. Рояк, А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада/А. Рояк // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 2. - С. 12.
52. Сенько, Т. В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личного поведения/Т.В. Сенько // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. - С. 23.
53. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001.
54. Сидорова, О. А. Методики изучения восприятия признаков эмоционального состояния/О.А. Сидорова, П.В. Симонов, Л.С. Цветкова // Журнал Высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 1978. - Т. 28. - № 2. - С. 7 -12.
55. Симонов, П. В. Что такое эмоция?/П.В. Симонов. - М., 2006. - 144 с.
56. Смирнова, Е. О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам/Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.
57. Терещук, Р. Развитие популярности среди товарищей/Р. Терещук // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 9. - С. 45.
58. Шнейдер, Л. Психология семейных отношений/Л. Шнейдер. - М., 2000.
59. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия/Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб., 1999. - C. 19.
60. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды/под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989.
61. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/Д.Б. Эльконин // Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж, 1995.
62. Эмоциональное развитие дошкольника/под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.
63. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского [и др.] - М., 1990.
64. Янкина, Е. И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста/Е.И. Янкина // Ананьевские чтения - 1999: тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 238-239.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.