На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Уголок живой природы как источник знаний о природе для младших школьников в системе коррекционно-развивающего образования

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.6.2014. Сдан: 2011. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Роль уголка живой природы в преподавании естествознания в системе начального коррекционного образования 5
1.1 Понятие, значение живого уголка в ознакомлении с природой школьников в системе начального коррекционного образования, классификация 5
1.2 Требования к организации живого уголка 7
1.3 Дидактические основы использования уголка живой природы в процессе обучения учащихся начальных классов естествознанию 12
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложения

Введение

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на школьника, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление школьников в системе начального коррекционного образования с природой в классе требует постоянного непосредственного общения с ней.
Использование живого уголка в обучении учащихся начальной коррекционной школы, как компонента методической системы обучения естествознанию обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования.
Проблему которого мы видим в недостаточности использования компонента живой природы в учебном процессе и как следствие - в низком уровне сформированности естествоведческих представлений у учащихся начальных классов.
Объектом исследования является процесс обучения естествознанию младших школьников системы коррекционного образования.
Предмет исследования: пути использования уголка живой природы в начальных классах коррекционной системы образования в процессе обучения естествознанию.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании необходимости использования живого уголка в обучении младших школьников системы КРО естествознанию.
Гипотезой исследования является предположение о том, что использование живого уголка в курсе обучения естествознанию будет способствовать эффективному формированию природоведческих представлений у учащихся начальных классов.
Исходя из сформулированной гипотезы, для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
? рассмотерение понятия, значения живого уголка в ознакомлении с природой школьников системы начального коррекционного образования;
? изучение требований к организации живого уголка;
? анализ дидактических основ использования уголка живой природы в процессе обучения учащихся начальных классов естествознанию.
Теоретические основы исследования составляют классические и научные труды в области коррекционно-развивающего обучения (Вохмянина Л.А., Шевченко С.Г.), преподавания естествознания (Аквилева Г. Н., Клепинина З.А., Перси Л., Грощенко В.П., Степанов И.А., Козина Е.Ф., Степанян Е.Н.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и виды деятельности:
? изучение психолого-педагогической и научно-методической
литературы по исследуемой проблеме;
? изучение и анализ передового педагогического опыта;
? изучение содержания учебных планов, программ, учебников,
дидактических пособий по естествознанию.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
? установлена необходимость и педагогическая целесообразность
системного использования живого уголка при обучении естествознанию школьников;
? предложена модель системы использования живого уголка при обучении естествознанию;
? выявлено положительное влияние системного применения живого уголка на развитие мотивационной, познавательной, рефлексивной сфер личности учащихся.


Глава 1. Роль уголка живой природы в преподавании естествознания в системе начального коррекционного образования

1.1 Понятие, значение живого уголка в ознакомлении с природой школьников в системе начального коррекционного образования, классификация

Уголок живой природы в школе - это специальные участки класса, биологические кабинеты, биокомплексы, станции юнна­тов, секции и клубы для проведения натуралистических занятий.
По способу своей организации и расположения различаются сле­дующие виды уголков живой природы:
1) внутришкольные (рас­положенные в здании школы): классные (по согласованию с са­нитарно-эпидемиологической станцией), рекреационные, каби­нетные;
2) внешкольные, находящиеся в специально выстроен­ном помещении[14, c. 223].
Современные помещения в школе, предназначенные для на­туралистической работы, служат не только для содержания жи­вотных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточно­го материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранили­ща препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации пред­ставления об органическом мире, подборки рисунков, фотогра­фий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.
Организация живого уголка связана с насущной необходимостью обеспечить процесс изучения природы живыми объектами.
Младших школьников коррекционной системы образования знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у школьников лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить школьников с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Коррекционный класс в школе имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всей школы. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание школьников на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.
Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу учителя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
В уголке природы школьники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У школьников расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у школьников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время работы в уголке природы у школьников развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно - следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у школьников формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Таким образом, проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

1.2 Требования к организации живого уголка

Современные помещения в школе, предназначенные для на­туралистической работы, служат не только для содержания жи­вотных и растений в качестве наглядных пособий или раздаточно­го материала на уроке. В них также оборудуются стенды, хранили­ща препаратов и муляжей, изготовленных для конкретизации пред­ставления об органическом мире, подборки рисунков, фотографий, палеонтологические находки, собрания книг и журналов.
Традиционно уголок живой природы включает в себя следующие отделы:
1) растительный: декоративные представители тропичес­кой флоры (комнатные или оранжерейные: кактусы; лиственные растения, как-то: аспидистра, антуриум, аспарагус, аукуба, бам­бук, драцена, кливия, нефролепис, плющ обыкновенный, плющ восковый, сциндапсус, циперус); виды умеренного климата - ди­корастущие, культивированные; допускается группировка расте­ний по их родине - растения влажных тропических лесов (бего­ния, монстера), субтропиков (пеларгония, хлорофитум), пустынь (алоэ древовидное, сансевьера), водные (стрелолист, элодея ка­надская);
2) эколого-краеведческий, в котором учитываются ос­новные требования к минимуму эколого-краеведческих представ­лений детей 6 - 9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых тер­риторий, 10-15 видов птиц; умение узнавать охраняемые расте­ния и животных, различать ядовитые грибы и растения.
Существуют определенные требования к организации и распо­ложению живого уголка:
1) комната для уголка должна быть хо­рошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений (постоянный температурный режим, влажность, проветривание и т.д.);
2) выбор растений и животных определяется конкретными условиями школы (нали­чием помещения, средств по уходу);
3) учет требований програм­мы по естествознанию;
4) разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения;
5) отсутствие сложностей по уходу: труд должен быть доступен детям младшего школьного воз­раста (наличие неприхотливых растений и животных, не очень требовательных к организации специфических условий жизни);
6) при отборе растений и животных следует акцентировать вни­мание на особях с ярко выраженными признаками группы и класса (например, рыбы или птицы с типичным для своего класса стро­ением тела и повадками);
7) размещение в уголке живой приро­ды питомцев в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни, например: птицы в более свет­лом месте, вдали от сквозняка; аквариум в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Не следует сосредотачивать разных обитателей в одном месте комнаты, так как детям в таких услови­ях трудно наблюдать и ухаживать за живыми существами, выде­лять при необходимости какого-то одного обитателя среди дру­гих;
8) учет эстетических требований: различные комнатные рас­тения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение, делать его уютным и привлекательным;
9) следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: за растениями - лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли; за животными - тазы, тряпки, щетки-сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки. Оборудование для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике под ним, где можно хранить и банки с кормом. Весь рабочий инвентарь должен иметь свое место и лежать на полках в определенном по­рядке, к чему приучают детей после окончания работы.
При отборе объектов следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям школьного возраста (при участии и руководстве со стороны учителя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание школьника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения школы.
Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую оче........

Список использованной литературы

1. Аквилева Г. Н., Клепинина З.А. Методика преподавания
естествознания в начальной школе. - М. ВЛАДОС, 2001 - 204с.
2. Африна Е.И., Медведев О.Б. Использование новых педагогических
технологий в системе преподавания естественных наук. Первая региональная
научно-практическая конференция «Педагогические проблемы в контексте
перехода на многоуровневую систему образования». Часть П. - Липецк, 1996,
с. 347.
3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М., 1991. - 504 с.
4. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Под. ред. Л. Ф. Мельчакова. -М. Просвещение, 1993 - 158с.
Вохмянина Л.А. Программы для общеобразовательных учреждений.
Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы. М. Дрофа, 1993 -
250с.
Габайдулина, Л.И. Роль информационно-коммуникационных
технологий в пропедевтическом курсе естествознания.. - М.-Ижевск: НИЦ
"Регулярная и хаотическая динамика", 2006. - 306с.
Герб А.В. Избранные педагогические труды. - М. Просвещение 1993. -
450с.
Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания
природоведения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-ся по спец. №2001.-2-е
изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
Грощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения
М.: Просвещение, 1984 - 194с.
Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников:
Монография. - Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. - 364 с.
Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в
4-х томах. Т. 3 / Глав. ред. И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1966.
В сокращении.
Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и
контроля, 2 изд., М., 1972. - 168 с.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и
методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания.-М.: академия, 2004.- 496 с.
Кочетов СИ., Романин В.А. Технические средства обучения в
профессиональной школе. - М.: Высшая школа, 1988. - 231 с.
Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь: Антималотерапия для детей.- Ярославль, 2000. - 417 с.
Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию
технических средств обучения. - М.: Высшая школа, 1987. - 175 с.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. -М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
Медведев О.Б. Использование компьютерных сетей в преподавании
естествознания. - В сб.: Доклады конференции Ассоциации научных и
учебных организаций-пользователей сетей передачи данных. - М.: МЦНТИ,
1995, с.236.
Молибог А.Г., Тарнапольский А.И. Технические средства обучения и
их применение. - Минск: Университетское изд-во, 1985. - 208 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования // Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.
Оснащение школы техническими средствами в современных
условиях // Под. ред. Л.С. Зазнобиной. - М.: УЦ «Перспектива», 2000. - 80 с.
22.Плешаков А. А. Природоведение в 3 классе.- М.: Просвещение, 1993. -64с.
23.Поглазова О.Т. Методические рекомендации. Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003 - 176с.
Стайнов Г.Н. Дидактические возможности компьютерных обучающих
программ и их реализация в технологии обучения. Методические
рекомендации для студентов и слушателей инженерно-педагогических
факультетов по специальности 030500 "Профессиональное обучение". - М.:
МГАУ им. В.П. Горячкина, 1994. - 41 с.
Сергеева В. А. Экранно-звуковые средства обучения на уроках
природоведения: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.- 64 с.
Шевченко С.Г. Программы для образовательных учреждений.
Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV классы) = М.:
Школьная пресса, 2004 - 176с.
© Научная электронная библиотека, 2003-2009.
info@lib.ua-ru.net
eafrina@teleduc.msk.su

mailto:festival@l september.ru



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.