На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Становление и развитие правового статуса прокурора в рф.Нормативно-правовое регулирование деятельности прокурора в уголовном процессе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 16.6.2014. Сдан: 2014. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 80,05.

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………….....3-5
1. Становление и развитие правового статуса прокурора в рф……………………………………………………………………..…..…6-12
1.1 История создания прокуратуры в РФ…………………………..……..6-10
1.2 Принципы, цели, задачи органов прокуратуры в РФ……………….10-12
2. Нормативно-правовое регулирование деятельности прокурора в уголовном процессе………………………………………………..……..13-45
2.1 Прокурор как государственный обвинитель в уголовном судопроизводстве……………………………………………………….…13-26
2.2 Полномочия прокурора в сфере надзора за производством следствия и дознания……………………………………...…………………………….27-37
2.3 Совершенствование правового регулирования деятельности прокурора в уголовном процессе…………………………………………………….…37-45
Заключение…………………………………………………………….….46-48
Библиографический список……………………………………………..49-51

Введение

Тема нашего исследования звучит как «участие прокурора в уголовном процессе». Выбор её был не случайным, а обусловлен её актуальностью в складывающихся современных условиях. Ведь те демократические преобразования, которые происходят в России, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.
Сегодня нередко жертвам преступлений отказывают в приёме заявлений, сообщений о преступлениях, а принятые заявления не регистрируются и не рассматриваются. Уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, при очевидных признака состава преступления, принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок. Всё это создает предпосылки для укрытия преступлений от учёта, искажения реального положения с преступностью и наносит значительный вред делу постановки борьбы с ней, подрывает авторитет правоохранительных органов и доверие граждан к государству. В результате непринятия мер к своевременному раскрытию преступлений многие преступники остаются безнаказанными.
Поэтому вся многогранная правоохранная деятельность прокуратуры является одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности. А государство, общество в свою очередь заинтересованы в том, чтобы деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы осветить вопрос участия и роли прокурора на различных стадиях уголовного судопроизводства.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
- осветить исторические аспекты прокурорской деятельности в России
- показать основную сферу деятельности прокурора на досудебных стадиях разбирательства уголовного дела,
- определить компетенцию прокурора в судебном заседании, а именно в суде первой инстанции и в кассационном и надзорном производстве.
- выявить основные проблемы, возникающие при осуществлении прокурором своей деятельности и определить основные пути их решения.
Объектом исследования является деятельность прокурора как участника уголовного процесса, его компетенция и возложенные на него обязанности.
Предметом исследования являются функции прокурора как государственного обвинителя, а также иных функций процессе уголовного судопроизводства.
В работе были использованы труды авторов, которые посвятили этой теме свои работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие данные вопросы, статьи из периодических изданий, касающиеся этой темы, материалы средств массовой информации, а так же судебная практика.
Методология работы основывается на использование диалектического метода, а также формально-логического и метода системного анализа.
Теоретическую и информационную базу исследования составили труды отечественных ученых по общей теории права, уголовно-процессуальному праву.
В настоящей работе были использованы труды таких ученых как: Халиулин А.Г., Масленикова Л.Н., Коротков А.П., Тимофеев А.В. Якубович Н.А. и др.

1. Становление и развитие правового статуса прокурора в рф

1.1 История создания прокуратуры в РФ

Для полного и всестороннего исследования проблем деятельности органов прокуратуры необходимо проследить путь исторического развития их Российской Федерации, в первую очередь возникновение и преобразование ее правозащитных функций.
Слово прокурор происходит от латинского "procurare" - заботиться.
Прокуратура как орган надзора за исполнением законов создана во Франции ордонансом от 25 марта 1302 г. короля Филиппа IV. Прокуратура возникла из потребностей и интересов королевской власти и всецело зависела от нее, а прокуроры назывались "людьми короля". Генерал-прокурор являлся в точном и полном смысле глазами короля, через посредство которых король мог следить за правильностью хода всего государственного механизма. Таким образом, прокуратура защищала права государства в лице монарха.
В допетровской России не существовало прокуратуры в нынешнем ее понимании. До начала XVIII в. функции надзора в России по Судебнику 1497 г. выполняли Боярская дума, опричнина (при царе Иване Грозном), однако их роль была практически сведена к нулю. Функцию надзора выполняли и многочисленные приказы - Челобитный, Приказ тайных государевых дел, Приказ "что на сильных челом бьют", Счетный приказ.
Указом Петра I от 2 марта 1711 г. "Об обязанностях Сената" была введена должность фискалов, которым было предписано "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего".
В обязанности войсковых фискалов, согласно Воинскому уставу, входил надзор за злоупотреблениями по службе и возбуждением обвинения в нижнем и верхнем военных судах. В связи с тем что тайный надзор не принес ожидаемых результат
Указом Петра I от 12 января 1722 г. с реорганизацией Сената учреждена система прокуратуры, были установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора при Сенате, прокуроров в коллегиях, с общей подчиненностью генерал-прокурору. Сущность прокурорской деятельности заключалась в широких контрольных функциях, осуществляемых в интересах монарха, и обозначалась термином "инстиговать".
Создавая прокуратуру, Петр I полагал, что прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан. При возложении на генерал-прокурора надзора за соблюдением интересов государства и исполнением законов Петр говорил и о защите интересов граждан, об охране их прав, предоставленных законом.
24 февраля 1727 г. были упразднены надворные суды, а вместе с ними и должности состоявших при них прокуроров, а в последующем были ликвидированы прокурорские должности в большинстве коллегий, т.е. прокуратура как ведомство практически прекратила свое существование. Однако 2 октября 1730 г. должности генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах были восстановлены. Таким образом, прокуратура выполняла те же функции, что и создаваемая Петром I.
Судебная реформа 1864 г. закрепила основополагающие принципы деятельности прокуратуры. При этом прокуратура лишалась полномочий по общему надзору за соблюдением законности. Статьей 135 Учреждения судебных установлений 1864 г. было закреплено: "Предметы занятий лиц, коим вверен прокурорский надзор, ограничить делами судебного ведомства". Таким образом, Судебная реформа 1864 г. окончательно закрепила свертывание деятельности прокуратуры и как органа надзора, и как органа управления.
Однако, участие прокурора в рассмотрении в судах уголовных дел являлось главной, но не единственной функцией прокуратуры. Помимо ее прокуратура осуществляла, правда в очень ограниченных формах, общий (административный) надзор, который под влиянием общественного мнения правительство вынуждено было возродить, однако ни о каком реальном вмешательстве в административные дела не могло быть и речи.
В сложной обстановке перехода от Гражданской войны к мирному строительству и осуществления новой экономической политики возникла объективная необходимость создания самостоятельного государственного органа по надзору за соблюдением законов. Теоретические основы организации прокурорского надзора и назначение революционной законности в Советской России были сформулированы выдающимся В.И. Лениным в работе "О "двойном" подчинении и законности".
Ленинские идеи о прокуратуре нашли свое воплощение в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. Этим актом на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих законов постановлений (ч. 2 ст. 1). Таким образом, основной задачей ставилось уголовное преследование виновных, а затем отмена незаконных актов, в том числе нарушающих права трудящихся.
В последующие годы шел процесс становления прокурорского надзора уже в рамках СССР, и одной из важных вех на пути этого процесса стало создание прокуратуры Верховного Суда СССР. В соответствии с Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. учреждалась прокуратура Верховного Суда, определялись ее функции, правомочия, структура и штаты. В этом акте из возложенных на прокурора Верховного Суда СССР направлений деятельности был предусмотрен общий надзор.
Впервые непосредственно о защите прав граждан средствами прокурорского надзора было сказано в циркуляре НКЮ от 4 февраля 1924 г.
В Положении о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, утвержденном 24 июля 1929 г., Постановлением ЦИК и СНК СССР закреплялись права и обязанности прокурора Верховного Суда Союза ССР в области общего надзора, однако они носили в основном управленческий характер по отношению к прокурорам союзных республик.
17 декабря 1933 года выходит Положение о Прокуратуре СССР, согласно которого военная прокуратура является одним из её структурных подразделений.
Окончательно процесс централизации и образования единой прокурорской системы в СССР был завершен с принятием 5 декабря 1936 г. Конституции СССР. Статьей 113 Конституции СССР 1936 г. установлено, что "высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, возлагается на прокурора СССР".
24 мая 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о прокурорском надзоре в СССР, явившееся первой попыткой кодификации норм, устанавливающих не только порядок образования и структуру органов прокуратуры, но и основные полномочия прокуроров в различных видах надзорной деятельности, а также обязанности участников прокурорско-надзорных отношений.
В соответствии со ст. 164 главы 21 Конституции СССР 1977 г. высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.
Принятый в соответствии с Конституцией СССР Закон о прокуратуре СССР впервые в качестве одной из задач выделил охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами.
Серьезной вехой демократических преобразований в России стало принятие Конституции в 1993 г. Впервые в истории нашего государства права и свободы человека объявлены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита вменены в обязанность государства (ст. 2 Конституции России). Это концептуальное конституционное положение явилось основой и ключевым принципом последующего формирования обновленного законодательства Российской Федерации и ее субъектов.
Впервые направление "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина" выделено отдельной главой (глава 2 раздела 3) в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. Это свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала данного вида деятельности прокуратуры и в том числе военной прокуратуры.
Таким образом, сейчас мы как раз таки находимся именно на этом этапе развития законодательной базы, касаемой прокурорской деятельности. Как видно из анализа нормативных актов разных исторических вех, функции прокуратуры претерпели значительные преобразования. В какие то периоды они были широки, в какие то сводились практически к нулю. Нельзя говорить, что сейчас регулирование деятельности прокурора достигло совершенства. В ходе нашего исследования еще предстоит выявить проблемы осуществления этой деятельности и определить основные пути решения этих проблем.

1.2 Принципы, цели, задачи органов прокуратуры в РФ

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.
Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.
Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
2. Нормативно-правовое регулирование деятельности прокурора в уголовном процессе

2.1 Прокурор как государственный обвинитель в уголовном судопроизводстве

Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного судопроизводства, хотя и кратковременный, однако, важный этап уголовного процесса. От эффективности осуществления деятельности в первоначальной стадии уголовного процесса во многом зависит реализация назначения уголовного ........


Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации России. - М. : Юридическая литература, 1993. - 64 с. (в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 (в ред. от 14.03.2009 № 335-ФЗ).- М. : Юридическая литература, 2001. - 254
3. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2009)// СПС «Консультант Плюс»
4. Федеральный Закон «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (ред. 7.05.2009 )//СПС «Консультант Плюс»
5. Винокуров, Ю.Е. Прокурорский надзор : учебник / Ю.Е. Винокуров. - М. : Юрайт - Издат, 2007. - 430 с.
6. Демидов В.Н. Уголовный процесс: учебник / М.: изд. «НОРМА», 2008. - 387 с.
7. Громов Н.А. Уголовный процесс в России: учеб.пособие/ М. : изд. «Юристъ», 2007. - 512 с.
8. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебник для ВУЗов/ М. : Юрайт - Издат, 2009. - 241 с.
9. Лупинская П.А. Уголовный процесс: учебник/ М. : изд. Зерцало, 2008. - 483 с.
10. Печников Н.П. Участие прокурора в уголовном процессе- современность и перспективы: курс лекций/ Тамбов, изд. ТГТУ, 2009, - 60 с.
11. Прокурорский надзор в Российской Федерации // Под ред. А.А. Чувилева. М., 1999, с.365
12. Российский прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2010, с.132
13. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2010.
14. Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры // Проблемы совершенствования прокурорского надзора (к 275-летию российской прокуратуры). М., 1997, с. 342
15. Болтошев Е.Д. «Функции прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса». Автореф. Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.. М.:2002, 23 с.
16. Конституция и конституционные акты Союза ССР 1922 - 1936 гг. М., 1940. 478 с.
17. Дубровин, А.В. Прокурор на следствии и в суде // Основания и порядок реализации уголовной ответственности / А.В. Дубровин. - Волгоград, 2007. - С. 24-25.
18. Гусев, В.В. Прокурор в уголовном процессе / В.В. Гусев. - М. : Юридическая литература, 2007. - 92 с.
19. Кудрявцев П.И. Прокурорский надзор в суде первой инстанции./ М., 2004, - 154 с.
20. Масов, А.П. Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы / А.П. Масов. - М., 2006. - 42 с.
21. Соловьёв А.Б., Багаутдинов Ф.Н., Филлипов М.Н. Прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью расследования преступлений. Методич. пособие для горрайпрокуроров. М., 1996. С. 47
22. Перспективы развития предварительного следствия и прокурорского надзора за законностью расследования преступлений //Актуальные проблемы прокурорского надзора. Сборник статей. М., 2001. С.90-99. (в соавторстве)
23. Роль прокурора в обеспечении всесторонности, полноты и объективности расследования //Прокурорская и следственная практика. 2001. №3-4. С.89-98. (в соавторстве)
24. Бобырев, В. Обеспечение законности при расследовании / В. Бобырев, С. Ефимичев, П. Ефимичев // Законность. - 2012. - № 17.
25. Григорьев, О.А. Некоторые проблемы участия прокуратуры Российской Федерации в обеспечении единства правового статуса человека и гражданина / О.А. Григорьев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 20. - С.15-18
26. Григорьев О.А. К вопросу о состязательности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства в России// Российский судья, 2001, №10, с.15
27. Есина, А.С. Характеристика функции прокурора - государственного обвинения / А.С. Есина, М.Э. Семененко // Адвокат. - 2008. - № 3. - С. 8-13
28. Крюков, В.Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы / В.Ф. Крюков // Журнал российского права. - 2007. - № 10. - С.3-6
29. Махов, В. Роль прокурора и органов дознания в уголовном преследовании / В. Махов// Законность. - 2008. - № 7. - С. 7-11
30. Синельщиков, Ю.П. О функциях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса / Ю.П. Синельщиков // Российский следователь. - 2008. - № 17. - С. 15-17
31. Степанов, И.Н. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания / И.Н. Степанов // Российский следователь. - 2007. - № 16. - С. 12-14
32. Трофимов Н.И. «История прокурорского надзора в России» // Военно-юридический журнал, №10, 2011, С.7-15.
33. Халиулин, А. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия / А. Халиулин // Законность. - 2012. - № 14. - С.13-17.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.