На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 16.6.2014. Сдан: 2013. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК

1.1 Общая характеристика дошкольного возраста……………………………6
1.2 Сказка как метод народной психологии…………………………………..10
1.3 Особенности художественного восприятия действительности в дошкольном возрасте……………………………………………………………16

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

2.1 Изучение восприятия сказочных героев детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………….20
2.2 Анализ и оценка результатов………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32


ВВЕДЕНИЕ

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Через знакомство со сказкой, сказочными героями происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.[4] Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, псих коррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии.
В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, называют процесс идентификации ребенка с главным героем, чему способствует ряд специфических особенностей сказки, касающихся и сюжета, и характеристик персонажей, и устройства сказочного мира в целом. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно-следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки, семантической не перегруженностью сказки и т.д. [11]
Согласно представлениям различных авторов, волшебная сказка, обучая ребенка приемам метафоризации, наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, проникновения в мир смыслов, скрывающихся за предметами, систематизирования и структурирования приобретаемого и уже существующего опыта. Сказка является источником развития воображения ребенка. Наконец, в наиболее сообразной возрастным особенностям ребенка форме она задает в его сознании полярные эталоны всех основных человеческих категорий, с помощью которых человек строит модель мира и осознает самого себя.
При анализе сказок нередко подчеркивается наличие в них персонифицированного в форме конфликта ее героев противопоставления добра и зла, задающего ребенку полярные эталоны для построения «шкалы» оценки нравственности того или иного поступка, для ориентации собственного поведения относительно нее. Однако попытки экспериментально опосредствовать этический поступок ребенка в реальной ситуации нравственного выбора с помощью образцов (эталонов) поведения персонажей сказки показали, что дошкольники, знающие, как им следовало бы вести себя, все же, как правило, не могут руководствоваться примером поведения сказочного героя. [8]
К старшему дошкольному возрасту отношение к воспринятому меняется - появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя (Н. Д. Николенко и др.). [6] В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что изучение восприятия героев сказок детьми старшего дошкольного возраста, является актуальным вопросом.
Гипотеза исследования: соответствие эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста объективному характеру нравственной поляризации героев сказки зависит от ее композиции.
Цель исследования: исследовать характер зависимости эмоционального восприятия детей старшего дошкольного возраста к сказочным героям от ее композиции, в частности, от развязки и реакций героя на действия испытателей.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотреть понятие сказки как метод народной психологии;
- выявить психологические особенности детей дошкольного возраста;
- изучить характер поляризации эмоционального восприятия к сказочным героям у детей старшего дошкольного возраста после прослушивания ими традиционной и искаженной версий сказки;
- провести эмпирическое исследование по диагностике восприятия героев сказок детьми старшего дошкольного возраста;
- выявить возрастные и тендерные особенности изменения эмоционального отношения старших дошкольников к действующим лицам искаженной версии сказки;
- разработать психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности восприятия сказочных героев

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕРОЕВ СКАЗОК

1.1 Общая характеристика дошкольного возраста

Известно, что дошкольное детство определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Читательские интересы дошкольников 5-7 лет более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций.
У детей дошкольного возраста развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. [2]
Новообразованием дошкольного периода развития является воображение. В дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения - способность видеть целое раньше частей - обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.
Особенности воображения отражаются и на логике обучения детей. Так оказалось, что, например, эффективное обучение дошкольников чтению и математике имеет совершенно иную логику по сравнению с обучением младших школьников. Дошкольников целесообразнее обучать читать целыми словами и лишь затем переходить к фонематическому анализу уже знакомых слов. При ознакомлении же с началами математики дети спонтанно учатся сначала выделять из множества его часть, вычитать, а только потом соединять две части в одно целое, складывать. Важное достоинство этого метода заключается в том, что такое обучение не требует специально организованных занятий и воспринимается детьми как самостоятельная деятельность.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является не только сюжетно-ролевая игра, но и последовательно сменяющие друг друга пять видов игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами и снова режиссерская игра, но на качественно новом уровне развития. [13]
Способность ребенка к актуализации сюжетно-ролевой игры обеспечивают, с одной стороны, режиссерская игра, в процессе которой ребенок учится самостоятельно придумывать и разворачивать сюжет, а с другой - образная игра, в которой он отождествляет себя с различными образами и тем подготавливает ролевую линию развития игровой деятельности. Например: «Я пошел в джунгли охотиться, вижу - тигр. Я его - раз - поймал и отправил в зоопарк. Правда, я смелый?».
Другими словами, для того чтобы овладеть сюжетно-ролевой игрой, ребенок вначале должен научиться самостоятельно придумывать сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию. Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. [9]
В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.
Мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Так, например, ребенку среднего дошкольного возраста во время прогулки около реки можно задать следующие вопросы:
- Миша, почему плавают в воде листочки?
- Потому что они маленькие и легкие.
- А почему плывет пароход?
- Потому что большой и тяжелый.
Дети эт........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции / Е.Г. Алексеенкова, В.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2006. - № 6. - С. 39- 47.
2. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков - М.: Ось-89, 2001.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
4. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности [Текст] /А.А.Гусейнов. - М., 1974.
5. Запорожец, А.В. Неверович, Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович. - М., 1986.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - М., 1998
7. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством «диалектических наглядных схем» на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. - 2003. - № 3. - С. 174 - 181.
8. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] /А.Д.Кошелева. - М., 1985.
9. Логинова, В.И. Саморукова, П.Г. Дошкольная педагогика[Текст] /В.И.Логинова, П.Г.Саморукова. - М., 1988.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. - М., 1997.
11. Никифоров, А.И. Сказка, её бытование и носители [Текст] /А.И.Никифоров. - М., 1930.
12. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 36-39.
13. Пазухина, И. А. Ступеньки к самопознанию / И.А. Пазухина // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 3 - С. 35.
14. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 6 - 10.
15. Пропп В.Я. Фольклор и действительность [Текст] /В.Я.Пропп. - М., 1976
16. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольников[Текст] /Е.В.Субботский// Вопросы психологии. - М., 1983.
17. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирва // Школьная библиотека. - 2004. - № 8. - С.46-51.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.