Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.6.2014. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты музыкальной культуры дошкольников
1.1 Музыкальная культура: понятие, структура, содержание
1.2 Зарубежные и отечественные системы формирования музыкальной культуры
1.3 Особенности развития музыкальной культуры дошкольника
Глава 2. Методические основы музыкальной культуры дошкольников
2.1 Анализ программного содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и подобласти «Музыкально-художественная деятельность»
2.2 Диагностика музыкальной культуры ребенка
2.3 Музыка как средство развития ребенка
Глава III. Практическая часть
3.1 Анализ педагогической ситуации в детском саду по развитию музыкальной культуры и творческих способностей
3.2 Направления работы по развитию музыкальных способностей детей.
3.3 Система работы
3.4 Результаты развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в меняющейся системе образования. В Федеральном законе «Об образовании в РФ», в «Концепции развития образования РФ» до 2020 года подчеркивается, что конкурентноспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности [1, c.10; 2, c.3].
Культура любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая есть и созидатель и продукт данной культуры. Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является развитие музыкальной культуры ребенка. Сегодня на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, развития его музыкального сознания, формирования системы духовно-нравственных ценностей.
Музыкальная культура личности является важнейшим условием ее гармоничного развития. В музыке как части жизни содержится генетический код человечества, его интеллектуальный, волевой, художественный заряд, вобравший в себя всю палитру духовной и материальной культуры народов, все разнообразие облика человечества (эпохи, этносы, традиции, идеалы и др.). Восприятие музыки в разнообразных формах и видах музыкальной деятельности способствует развитию в ребенке творческого начала, образного мышления (неординарность, пластичность, фантазия, ассоциации). В этой связи правомерно будет говорить о творческом, художественном, музыкальном освоении мира.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Вопросы развития музыкальной культуры детей исследовались в работах Б.В. Асафьева, А.Н. Сохор, Н.А. Ветлугиной, О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского и др. Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К.В. Тарасовой (музыкальность), Н.А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И.В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А.В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г.А.Никашиной (эстетические чувства), Е.В.Могилиной, (музыкальные способности).
Для нас особенно важны следующие результаты этих исследований: разработаны содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выявлены формы и методы теоретического и практического музыкально-эстетического воспитания детей, в которых подчеркивается важное значение для личности ребенка формирования и развития собственной музыкально-эстетической культуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть теоретико-методологические основы развития музыкальной культуры ребенка дошкольника.
Объектом исследования является процесс становления культуры дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования основ музыкальной культуры дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие музыкальная культура, её структура и содержание.
2. Определить особенности развития музыкальной культуры дошкольника.
3. Проанализировать программное содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и подобласти «Музыкально-художественная деятельность».
4. Рассмотреть показатели диагностики музыкальной культуры ребенка.
5. Рассмотреть музыку как средство развития ребенка.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты музыкальной культуры дошкольников
1.1 Музыкальная культура: понятие, структура, содержание

Музыкальная культура. Если исходить из того, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура - это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой - показатель уровня этой общей культуры.
Понятие «культура» (его объем шире, чем объем понятия «музыкальная культура») фиксирует интегральную характеристику любого самоорганизованного сообщества, взятого со стороны содержания основной консолидирующей его информации. Иначе можно сказать, что культура - это информационная характеристика общества. Под информацией здесь следует понимать не «количественную меру устранения неопределенности», как это принято в кибернетике, а совокупность средств, имеющихся в распоряжении того или иного сообщества, и направляемых им на самоорганизацию, на устранение собственной хаотичности, на установление специфического для данного общества внутреннего порядка. Понятно, что своеобразие этих средств прямо сказывается на своеобразии организованности общества. Вот почему культура при взгляде извне воспринимается как лицевая сторона общества, его обличье, его индивидуальная характеристика [4, c.25].
Понятие «музыкальная культура» в последнее время становится все более употребительным, менее метафорическим и более операциональным. Обычно, к нему обращаются тогда, когда исследовательская или публицистическая мысль, удовлетворившись предметным изучением музыкального текста, обращается к его реальной исторической судьбе [3, c.99].
Музыкальная культура - часть общей системы информационного обеспечения общества, одно из средств упорядочивания общественной жизни. Специфика музыкальной культуры в том, что основным средством упорядочивания воспроизведения в ней представлений, отношений, смыслов, признаваемых существенными для данного сообщества, являются отношения по поводу создания, воспроизведения и восприятия музыки. С этой точки зрения звучащий музыкальный текст оказывается не целью, а средством общественного взаимодействия, опосредующим его звеном, посредником. [4, c.26].
Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, пусть даже самые примитивные музыкальные инструменты - все это вместе и будет их музыкальной культурой.
Музыкальная культура - это такой же тонкий организм, как например, экономика. В ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, - «болеет» вся культура. Так, например, если в городе есть филармония, исполнители, слушатели, но нет афиш - концертная жизнь придет в упадок.
Понятие «музыкальная культура» довольно емкое, оно включает:
1. нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности;
2. знания, навыки и умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства (восприятие, исполнение);
3. музыкальные творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.
Формирование музыкальной культуры дошкольников направлено на активизацию и развитие духовных сил ребенка при постижении им богатейшего опыта музыкального искусства.
Главным критерием развития музыкальной культуры дошкольников выдвигается не точность познания, а глубина проникновения в музыку, содержанием которой является «выразительное и говорящее бытие» в единстве образов мира и звука.
Процесс формирования музыкальной культуры дошкольников можно охарактеризовать как процесс возникновения, углубления и выражения в музыке личностно-значимого для ребенка жизненного смысла.
На музыкальных занятиях педагог знакомит детей с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной. Именно освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры детей.
Разнообразная музыкальная деятельность является одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей. Одна из задач музыкального воспитания в ДОУ - формирование у детей музыкальной культуры, потому что сегодняшний дошкольник в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. От сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством или нет.
Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, игры на детских музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр. В исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные творческие способности, расширяющиеся возможности активного восприятия музыки. Таким образом, формирование музыкальной культуры дошкольников зависит от решения образовательных и развивающих задач.
Анализ современной научной литературы позволил определить различные подходы к определению понятия «музыкальная культура». Музыкальная культура личности, по О.П. Радыновой, выступает как сложное интегративное образование, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей человека, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, проявление эмоционального отношения к музыке, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критичность) [27, с.24]. Исследователи определили, что критериями, определяющими качество музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, знания и оценочные представления о музыке.

1.2 Зарубежные и отечественные системы формирования музыкальной культуры
Признание человека биосоциокультурным существом позволяет говорить о формировании личности как о процессе приобщения к культуре. Суть воспитания в таком контексте состоит в «превращении культуры общества в культуру данной конкретной личности» (М.С. Каган).
Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности, уровень овладения деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня культуры личности. В широком смысле деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе получило определение понятие «музыкальная деятельность», сущность которой трактуется в таких ее основных проявлениях, как творчество, исполнительство, восприятие (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.), характерных и для детей дошкольного возраста.
Принцип единства сознания и деятельности определяет сферу внутренних проявлений любого личностного образования, в том числе и музыкальной культуры. Так, музыкальное сознание, являясь внутренним планом музыкальной деятельности, образует, по мнению Р.А. Тельчаровой, второй, повторяющий ее по содержанию и отличный по форме компонент музыкально-эстетической культуры личности. Оно представляет собой «совокупность социально-психологических процессов и выражает идеальную форму внешних практически-операциональных действий, определяющих состояние музыкальной деятельности». Одновременно и музыкальная деятельность, отражая уровень сознания личности, стимулирует его развитие.
Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности выступают способности. Отечественная теория способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретенного в структуре личности. Обращаясь к способностям в музыкальной деятельности, вслед за Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой необходимо подчеркнуть как значение общеэстетических способностей, так и способностей музыкально-слуховых, традиционно определяемых термином «музыкальность».
Содержание понятия музыкальная культура ребенка в трудах основоположников отечественной методики музыкального воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания общеэстетических составляющих музыкальной культуры личности. Так, Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки. Эстетические переживания, суждения, оценку музыки В.Н. Шацкая напрямую связывала с успешностью музыкальной деятельности. Программа музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, по сути, развивала идеи педагогики 20-ых годов, и ставила целью воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры, формирование человека через искусство, т.е. рассматривала формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры.
Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие. В целом их решение шло путями, аналогичными решению проблемы определения сущности и структуры музыкальной культуры школьников.
Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К.В. Тарасовой (музыкальность), Н.А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И.В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А.В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г.А.Никашиной (эстетические чувства), Е.В.Могилиной, (музыкальные способности).
Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника» предпринято О.П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника - это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности». В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника А.И. Катинене, выдеяляя музыкальную деятельность, музыкальный опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребенка, начиная с 4- ех летнего возраста.
Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребенка предполагает целенаправленную работу:
· По развитию музыкальности ребенка
· По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности
· По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного отношения как компонентов музыкального сознания
· По формированию ценностного отношения к музыке.


1.3. Особенности формирования музыкальной культуры дошкольника

Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей [26........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития образования РФ до 2020 г.
3. Келдыш Д. В. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 672 с.
4. Найдорф М.И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии. - Одесса: Друк, 2005. - 192 с.
5. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. - М.; СПб., 1996.- 250 с.
6. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. - М., 1994. - 280 с.
7. Мехнецов А. М. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры //. М., 1999. - 183 с.
8. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998 - 90 с.
9. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 2003.- 230 с.
10. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.- 140 с.
11. Корепанова М. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография. - Волгоград, 2001.- 210 с.
12. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 2003.- 320 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
14. Программа «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Санкт - Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
15. Барышева Т. Диагностика эстетического развития личности. - СПб., 1999.- 160 с.
16. Радынова О., Груздова И., Комиссарова Л. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М., 1999. -130 с.
17. Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. - М., 2004. - 350 с.
18. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). - 2001, №6, С. 12-20
19. Савенков А. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999.- 75 с.
20. Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2000. - 210 с.
21. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 2000. -98 с.
22. Тарасова К., Рубан Т. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. - М., 2001. - 115 с.
23. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. -- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
24. Бьёркволл Ю.Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. - СПб., 2001.- 170 с.
25. Андреева М., Пушкина З. Первые шаги в музыке. - М., 1993. - 220 с.
26. Воробьева Д. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. - СПб., 2003. - 90 с.
27. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М., 1997. - 160 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.