Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Гендерные различия в поведении младших школьников.Учет в образовательном процессе гендерных различий в поведении младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 25.6.2014. Сдан: 2013. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение….………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты гендерных различий поведения в младшем школьном возрасте
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста……5
1.2 Гендерные особенности поведения и взаимодействия в младшем школьном возрасте……………………………………………………………..14
Глава 2. Учет в образовательном процессе гендерных различий в поведении младших школьников
2.1 Проблема использования гендерного подхода в практике школьного образования…………………………………………………………………….30
2.2 Практическое изучение учета гендерных различий в поведении у младших школьников в образовательном процессе…………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы……….……………………………………………………...48


ВВЕДЕНИЕ
В психологических публикациях наряду с понятием пол можно встретить такие понятия, как гендер, гендерная идентичность, гендерный подход. Традиционно понятие пол используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины.
Гендерная психология - это область психологической науки, предметом которой в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разных разделах этой области психологии.
Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. В связи с этим возникает необходимость изучения гендерных различий младших школьников, выявления особенностей их формирования.
Считается, что гендерные (половые) различия в развитии и формировании если и имеются, то совсем незначительные, и в практическом плане на них не следует обращать внимания.
Между тем различий между полами (особенно в пубертатный период) предостаточно на всех уровнях, о чем свидетельствуют работы Ж. Пиаже, К. Хорни, И.С. Кона, Н.Ю. Ерофеевой, А.Г. Хрипковой, Д.В. Колесова и других исследователей.
Невнимание к проблеме гендерных различий обернулось многими проблемами для современного общества. Результаты «бесполой» педагогики и психологии в 20 веке не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости.
В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в школьном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка.
Ребенок младшего школьного возраста занимает особое (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) положение в системе принятых в данном обществе отношений. Именно к началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, тех нормативных знаний и нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. Ребенок стремится к самоутверждению в ходе осуществления ролевого поведения.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность изучения психологических особенностей гендерного поведения в младшем школьном возрасте.
Цель исследования - на основе научной литературы изучить гендерные различия поведения у младших школьников, выявить плюсы и минусы гендерного подхода к организации школьного обучения.
Объект исследования - психологические особенности младшего школьного возраста.
Предмет исследования - гендерные различия поведения младших школьников.
Задачи исследования:
· Изучить психологические особенности младшего школьного возраста
· Выявить гендерные особенности поведения и взаимодействия младших школьников
· Рассмотреть проблему использования гендерного подхода в практике школьного обучения
Методы исследования: изучение научной литературы, анализ и синтез, сравнение, беседа, опрос.
Глава 1. Теоретические аспекты гендерных различий поведения в младшем школьном возрасте
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 - 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с детской непосредственностью. Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, “я злой”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.
1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.
Таким образом, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:
1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
2) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет.
Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, как раз и становится «симптом потери непосредственности» (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент - ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности.[5] Это - внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности - удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, в тот момент, когда появляется ориентация на смысл поступка, именно тогда ребенок переходит в новый возраст.[21]
В плане психического развития в центр выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.
Из работ Л.С. Выготского известно, что каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В период младшего школьного детства учебная деятельность является для ребенка ведущей. «Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в деятельности ребенка. Все главные изменения в психическом развитии ребенка наблюдаемы на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой».
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
Принципиально меняется весь жизненный строй ребенка. Еще недавно в развитии маленького дошкольника игра являлась основным занятием, а теперь он школьник, изменилась вся система отношений с взрослыми и сверстниками. У ребенка появляется совершенно новая система отношений, а именно отношения с учителями, которые в глазах ребенка выступают «не заместителем родителей, а полномочным представителем общества, вооруженным всеми средствами контроля и оценки, действующим от имени и по поручению общества».
Однако игра не исчезает в младшем школьном возрасте совсем, она приобретает иные формы и содержание. Игра занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью, прежде всего это игры с правилами, игры-драматизации. Многие ученики берут с собой на занятия свои любимые игрушки, а на переменах активно играют в них с друзьями, забывая о том, что они находятся в стенах школы. И, хотя, игра уже не занимает того важного места в жизни ребенка, которое было характерно для нее в дошкольном возрасте, она все еще имеет большое значение в психическом развитии младшего школьника.
Однако некоторые школьники в силу запаздывания своего общего психического развития попадают в это время в сложную ситуацию: для них еще не потеряла свою актуальность игровая деятельность, но в то же время школа предъявляет к ним новые требования, ставит перед необходимостью присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей уже выступает учебная, появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, необходимости получения образования («быть грамотным»).
Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 7-9 лет имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является. Особое значение для него начинает приобретать мнение сверстников. Школьники хотят занять свое место в классе, завоевать авторитет и уважение товарищей.
Стремление детей данного возраста состоит так же и в том, что бы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам. Желание этой взрослости дети реализуют во всех формах повседневной жизни: игры, общение со сверстниками, родителями, учителями, где ребенок активно может проявлять свою самостоятельность и независимость. Стремление поскорее стать взрослым это также непреодолимая тяга к получению знаний, таких как овладение письмом, чтением, желание начать говорить на иностранном языке.
Ученики 1 - 2 класса начальной школы - это вчерашние дошкольники, они мыслят конкретно, образами. На данном этапе обучения и развития детей важнейшую роль играют различные наглядные пособия, используемые учителем во время урока. Младшие школьники активно реагируют на впечатления, доставляемые им органами чувств. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство.
Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания. Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.
Возрастная особенность младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате........


Список литературы
1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. - 1987. № 2. - С. 152-158.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н/Д.: Феникс 1998.-356с.
3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.№ 4. - С. 74-82.
4. Антипова А.П. Взаимодействие педагогов и старших подростков в образовательном процессе с учетом половой дифференциации // Автореф. дисс. канд. пед. наук. - СПб., 1999. - 22 с.
5. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. № 1. - С. 131-143.
6. Ануфриева Е.В., Макаров В.В. Тендер и тендерное самосознание // Интернет-альманах «Проблемы высшего гуманитарного образования». - Новосибирск, НГУ, 2001.-С. 3-13.
7. Арканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действующий фактор их самооценки // Мир психологии. -1999. №3.-С. 23-24.
8. Баблоян 3., Булавина Т. Тендерная проблематика в психологии // Теория и история феминизма. Учебное пособие. -Харьков, 1996, Разд. V. -235 с.
9. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека // Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Л., 1981. - 24 с.
10. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности //Социальная идентификация личности. - М.: Изд-во Ин-та социологии РАН,1993.-С. 35-46.
11. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: АспектПресс, 2001. - 301 с. Бендас Т.В.
12. Гендерная психология: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005. -431 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).
13. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.(Секреты психологии).
14. Берне Р. Я-концепция и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 260 с.
15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 320 с.
16. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-феминности внешнего облика женщины // Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2000. -21
17. Виноградова Т.В., Семенова В.В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. - 1993. № 2. - С. 63-71.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.2. - С. 160-180.
19. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Д.Н. Исаев, В.Е Каган. - Л.: Медицина, 1980. - 148 с.
20. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.:Питер, 2007. - 544 с.
21. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Ин-т социологии РАН, 1999. - 189 с.
22. Кирпичев В. И. Зачем два пола? Что нужно знать учителю об учениках и ученицах // Классный руководитель. - 2005. - № 4. - С. 48-53.
23. Клецина И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие / И.С. Клецина.- СПб: Изд-во СПбГУ, 1998. - 228 с.
24. Клецина И. С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. - С. 188-202.
25. Коатс Дж. Женщины, мужчины и язык // Гендер и язык / Под ред. А. В. Кирилиной - М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 33-234.
26. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании / Д.В. Колесов. - М.: Педагогика, 1980. - 192 с.
27. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 980 с.
28. Куинджи Н. Н. Гендерное воспитание в школах - помощь в решении демографической проблемы в России // Народное образование. - 2007. - №5. - С. 182-187.
29. Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование// Педагогика. - 2004. - №5. - С. 30-35.
30. Орлов П. Два разных мозга и два разных мира // Версия. - 2004. - № 2. [Электронный ресурс < 2004/2/headver/6545>].
31. Ожигова Л. Н. Исследование гендерных установок в ситуации конфликта // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. - С. 197-206.
32. Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений мужчина - женщина. М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
33. Подборка определений. Гендер. snoistfak.mgpu.ru/Gender_History/thesaurus/d_6.html
34. Попова Л. В. Гендерная социализация в детстве // livejournal.com
35. Попова Л. В. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика // Гендерная социализация в детстве / под ред. Л. В. Штылевой. - Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. - С. 40-47.
36. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с.
37. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 17-22.
38. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 80 с.
39. Соловова Е. Н. Методика обучения ин. яз. - М.: Просвещение, 2006. - 238 с.
40. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек: Метод, пособие для руководит, физич. воспит. дошк. учрежд. - Спб.: Детство - Пресс, 2001. - 96 с.
41. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 338
42. Шишова Т. Из чего же сделаны девочки? // Воспитание школьников. -1999. - № 6. - С. 30-32.
43. Ярская-Смирнова Е. Р. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования / Под ред. И. Жеребкиной. - СПб.: Алетейя, 2001.- С. 112-122.
44. Bern S.L. Theory and measurement of androgyny: A reply-to ... critiques. Journalif Personality and Social Psychology. - 1979, vol. 37.-P. 1047-1054.
45. Thompson S.K. Gender labels and early sex-role development // Child Development. - 1975. V. 46. - P. 339-347.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.