На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 79655


Наименование:


Курсовик «Особенности изучения киноискусства Кольского Севера в старших классах общеобразовательной школы в курсе Мировой художественной культуры»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 1.7.2014. Сдан: 2012. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: 76,4.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения киноискусства Кольского Севера. 5
1.1. Киноискусство в системе художественной культуры 5
1.2. Основные этапы развития киноискусства Кольского Севера. 11
1.3. Морская тематика в киноискусстве Кольского Севера. 14
Глава 2. Методика преподавания киноискусства Кольского Севера в общеобразовательной школе. 22
2.1. Социально-психологические особенности старших школьников. 22
2.2. Анализ учебных программ по теме исследования. 29
2.3. Методические рекомендации по теме проведения урока «Киноискусство Кольского Севера». 38
Заключение. 46
Список литературы. 49
Приложение. 51



ВВЕДЕНИЕ.
Кино - одно из самых молодых и, в то же время, одно из самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем, миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы молодежи. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее. Прежде всего, кино отличается от других видов искусства (в частности, от театра) тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга.
Цель работы - изучение особенностей преподавания киноискусства Кольского Севера на уроках мировой художественной культуры в общеобразовательной школе.
В связи с поставленной целью можно определить следующие задачи:
изучить материалы и публикации по теме исследования;
рассмотреть основные этапы развития киноискусства Кольского Севера;
рассмотреть особенности обучения детей подросткового возраста в целом и особенности восприятия ими дисциплин искусствоведческого цикла;
на основе изучения учебных программ по мировой художественной культуре для общеобразовательных учреждений, выявить особенности преподавания темы «Киноискусство Кольского Севера».

Объектом предлагаемой работы является киноискусство Кольского Севера, предметом исследования - процесс изучения киноискусства родного края на уроках мировой художественной культуры в общеобразовательной школе.
Этапы работы:
изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы;
разработка методических рекомендаций урока по теме «Киноискусство Кольского Севера»;
обобщение и систематизация полученных результатов.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды по истории культуры М.С. Кагана, Ю.Н. Солонина, А.Н. Марковой, по истории культуры Кольского Севера Л.М. Мосоловой, по теории кино Ю.М. Лотмана, по педагогике и психологии В.С. Мухиной, Е.Е. Сапоговой, а также учебные программы и методические пособия по курсу «Мировая художественная культура» для общеобразовательных учреждений Г.А. Даниловой, Л.М. Предтеченской, Л.А. Рапацкой, А.И. Химик, М.Б. Ладыгина, Ю.А. Солодовникова, И.В. Кошминой.
Практическая значимость: теоретические и практические материалы исследования могут быть использованы в преподавании мировой художественной культуры в общеобразовательных школах.
Курсовая работа включает в себя введение, теоретический обзор проблемы изучения киноискусства Кольского Севера, методику изучения киноискусства Кольского Севера в старших классах общеобразовательной школы, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические основания изучения киноискусства Кольского Севера.
1.1. Киноискусство в системе художественной культуры.
Чтобы вести разговор о кино - как о виде искусства, необходимо разобраться, что мы вкладываем в эти понятия. Для этого дадим определение культуры.
Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак. Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства.
Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818-1883). Оно составляет фундамент материалистического понимания истории.
Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) и вовсе противопоставил их.
В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.
Сегодня существует множество понятий и определений культуры. Выделим одно из них. Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов - материальных, духовных и художественных.
Исходя из этого определения, культура включает в себя компоненты: материальную, духовную и художественную культуры.
Киноискусство является частью художественной культуры. Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности, опредмечивание и распредмечивание эстетической информации. Художественная культура - это создание, распространение (с помощью каналов и средств массовой коммуникации), коллективное и индивидуальное восприятие, духовное и материальное освоение эстетических, художественных ценностей. Все звенья и слагаемые динамики художественной культуры взаимно предполагают и опосредуют друг друга, образуя сложно структурированную систему.
Основу художественной культуры образует искусство. На нем замыкается вся социодинамика эстетических, художественных ценностей. Искусство есть создание художественных образов, законченных произведений, а также эстетических аспектов в других видах материальной и духовной деятельности, в самой очеловеченной природе. Искусство предопределяет сложную конфигурацию и динамику художественной культуры. Оно делится в первую очередь на синкретическое (мастерство исполнения) и специализированное.
Взятое в самом широком значении слово «искусство» истолковывается как «свод правил, обеспечивающих совершенство исполнения». Современный толковый словарь определяет искусство - как художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного, художественно-образное освоение мира и т.п. В узком смысле - искусство - высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Понятие «вид искусства» - основной структурный элемент системы художественной культуры.
Киноискусство - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности. За время развития кино сформировались четыре основных его вида:
1. художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии;
2. документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности;
3. мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи;
4. научно-популярная кинематография, использующая средства этих трех видов для пропаганды научных знаний.
Киноискусство - вид художественного творчества, вошедший в систему синтетических видов искусств в XX веке. Кино относится к так называемым «техническим» искусствам. Предпосылкой его явилось возникновение кинематографа (1895-1896 гг.) - системы фотографического запечатления реальности в ее движении, предназначенного для проекции на большой экран, в расчете на совместное восприятие множеством людей одновременно. Возможность непосредственного изображения действительности в ее пространственно-временном единстве обусловила формирование различных разновидностей кинематографического зрелища (и фильма как «текста»), в том числе внехудожественных. Становление киноискусства сопряжено с выявлением различных художественных возможностей и эстетических свойств новой формы отражения мира, сближавших новое искусство традиционными видами искусства либо отделявших его от них. Первоначальная форма фильма была ограничена свойствами элементарного динамического фотоснимка реальной действительности в ее единичном фрагменте. Но эстетика движущейся фотографии была лишь одним из необходимых условий формирования киноискусства. Дальнейшее его развитие определяется открытием возможностей сочетать эстетически организованные фрагменты действительности (реальной или вымышленной), фиксируемые на кинопленке. Движущейся фотографии была отведена функция технического посредника между визуально воплощенными художническими фантазиями и зрителем. Таков был первый шаг на пути к синтетическому кинообразу. Практика раннего киноискусства ориентировалась на опыт традиционных видов и форм искусства - как «высоких», так и «низких» (от цирковой феерии до драматического театра, от живописной и сценографической выразительности до беллетристического повествования). Осознание собственных эстетических принципов киноискусства и основ его поэтики связано с теоретическим осмыслением в мировом кино конца 10 - сер. 20-х гг. того факта, что движущаяся фотография (кадр) и соединение, монтирование ее временных отрезков способны выполнять не просто прикладную, передаточную роль по отношению к воспроизводимой реальности, непосредственно-жизненной или зрелищно организованной, но роль активную, формообразующую (монтаж). Одновременно в киноискусстве разных стран отчетливее, чем раньше, проявилась взаимосвязь между собственно-эстетическими поисками и задачами творческого освоения проблем социальной действительности. В 20-е гг., завершавшие период немого кинематографа, были открыты и реализованы многообразные возможности выражения художественной мысли на экране, обновлена жанровая система кино. Сформировалась богатая, до тонкостей разработанная совокупность визуальных образных средств. Освоение же звуковой техники знаменовало качественные изменения в кинопоэтике. Звук, и особенно звучащее слово, став обязательным элементом кинозрелища, потребовал нового подхода к кинопроизводству как изобразительно-выразительной системе. Характерная для новаторских течений киноискусства в 20-х гг. тенденция к прямому «знаковому» выражению авторской идеи отступает перед объективным требованием связной сюжетной картины жизни. Принципы монтажной драматургии, широко развернутые в период немого кино, ограничиваются; в центре внимания оказываются создание психологического актерского образа и непрерывность экранного изображения жизни, тесно связанная с реализмом. Возросшая роль сюжетно-повествовательных начал (закрепляемых в литературном сценарии фильма) побуждает заново осознавать эстетическую специфику киноискусства, находя точную меру его сближения с традиционными искусствами, прежде всего с прозой и драматическим театром. Концепция кино как синтетического искусства (наиболее программно выдвинутая практикой и теорией советского кино) отражает все эти сдвиги. Важной предпосылкой дальнейшего развития этой концепции явилось эстетическое освоение техники цветного кино, расширившее выразительный потенциал киноискусства. Синтетичность, присущая кино, несводима лишь к синтезу искусств, понимаемому как целостное сочетание воспроизводимых элементов художественной формы других видов искусства (литературы, живописи, музыки, театра), хотя подобное сочетание может эффективно осуществляться в определенных явлениях и жанрах киноискусства. Синтетичность, присущая эстетической природе кино, состоит прежде всего в том, что кинообраз способен (в процессе его создания и восприятия) выражать и сопрягать эстетические потребности человека, проявляемые различными сторонами его чувственного мира («чувствами-теоретиками», по терминологии Маркса), исторически сформированными художественной культурой. Кинообраз апеллирует и к чувству динамического целого, воспитанному восприятием сюжетных структур фольклора и прозы, и к «музыкальному уху», которому присуще ощущение ритмической организации времени, и к «живописному глазу» со свойственным ему чувством цветового и светового тона и т. д. В сопряжении этих сущностных сил человеческой психики и состоит коренное условие эстетического синтеза, осуществляемого кино. Развитие киноискусства неотъемлемо от эволюции системы средств массовой коммуникации. Кинематограф как техника фиксации, тиражирования и распространения звуко-зрительной информации - одно из важнейших массово-коммуникативных средств, дающее необходимую основу для функционирования киноискусства в обществе. Коммуникативный принцип кино во многом обусловливает его эстетику и особенности его изобразительно-выразительных структур. Положение киноискусства в системе художественной культуры XX в. меняется по мере распространения телевидения как нового средства массовой коммуникации - с его широчайшими трансляционными возможностями «доставки на дом» звуко-зрительной информации. Выступая как транслятор произведений киноискусства, телевидение формирует новую структуру их восприятия, отличную от той, что была ранее воспитана кинематографом: восприятие фильмов, ранее коллективное, превращается в индивидуальный акт, в атрибут частного быта. То же относится и к такой форме распространения фильмов, как видеокассетное тиражирование. Современная совокупность аудиовизуальных средств, включающая в себя кинематограф, телевидение и видеокассетную технику, нередко рассматривается как единая «система экранных искусств». Такой взгляд, подтверждающийся тенденциями развития культуры и научно-техническим прогрессом, не отменяет необходимости в разграничении, связанном, прежде всего, с особенностями эстетического восприятия, указанных форм культуры.
1.2. Основные этапы развития киноискусства Кольского Севера.
Мурманское кино - дитя минувшего столетия, рожденное в его начале, вместе с ним развивавшееся и росшее. Этот рост прерывался дважды. Впервые - во время Великой Отечественной войны, когда съемки художественных фильмов сменились кадрами кинохроники. Но кино не ушло из жизни мурманчан - его все равно смотрели. В приспособленных кинозалах, на фронте, натягивая белое полотно между двумя стоящими рядом деревьями. И почти сразу после Победы, уже в 1946-м, появился очередной снятый на........


Список литературы

1. Введение в теорию художественной культуры: учебное пособие / под ред. проф. Л.М. Мосоловой. - СПб: Научный центр проблем диалога, 1993
2. Данилова, Г.А. Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11 - 12) классы / Г.А. Данилова. - М.: Дрофа, 2002 - 192стр.
3. Ермолаев, Д.А., Мурманское кино. Документалистика / Д.А. Ермолаев // Мурманский вестник. - 2009. - 30 июля.
4.Ермолаев, Д.А., Мурманское кино. Для детей и юношества / Д.А. Ермолаев // Мурманский вестник. - 2009. - 21 июля.
5. Ермолаев, Д.А., Мурманское кино. Заполярные сказки / Д.А. Ермолаев // Мурманский вестник. - 2008. - 20 декабря.
6.Ермолаев, Д.А., Мурманское кино. На экране флот / Д.А. Ермолаев // Мурманский вестник. - 2008. - 08 августа.
7. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры. / М.С. Каган. - СПб: ООО «Издательство «Петрополис», 2003
8. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2007
9. Кошмина, И.В. Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6-9 кл. / И.В. Кошмина. - М.: Гуманит. изд. Центр BJIАДОС, 2001. - 80 с.
10. Ладыгин, М.Б. Теория и история мировой культуры: Программа для средней школы (гимназии). / отв. редактор М.Б. Ладыгин. - М.: Издательство НОУ «По­лярная звезда», 2000.- 176 с.
11. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики /Ю.М. Лотман. - Таллин: Издательство «Ээсти Раамат», 1973
12. Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры. / А.Н. Маркова. - М.: Юнисти, 2000
13. Мухина, В. С. Психология: Феноменология развития, детство, отрочество. / В.С. Мухина.- М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 456 с.
14. Предтеченская, Л.M. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6-11 кл. / Л.М. Предтеченская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 300 с.
15. Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5-9 кл., 10-11 кл. / Л. А. Рапацкая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
16. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
17. Солодовников, Ю.А. Мировая художественная культура Древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения. 6-9 класс. / Ю.А. Солодовников. - М.: Просвещение, 2004.
18. Химик, И. А. Как преподавать мировую художественную куль­туру: Кн. для учителя. / И.А. Химик. - М.: Просвещение, 1994.-160 с.
19. Эстетика. / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библиокнига, 2002.
20. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.- 447 с.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.