На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие и виды судебной деятельности. Общие положения и тактика деятельности судебного пристава. Психология деятельности судебного пристава. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов. Взаимодействие службы судебных приставов.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 08.12.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Ивановский юридический колледж.
Дипломная работа
по дисциплине Исполнительное производство
ТЕМА: Деятельность судебных приставов по охране судов.
Выполнил студент 31-й группы ОДО
Чижов Алексей Владимирович
« __ » ______________2007г.
Научный руководитель
Шурупова Ольга Алексеевна
«__» _____________2007г.

Иваново 2007
Содержание:
Введение
Глава 1. Понятие и виды судебной деятельности
Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава
1. Общие положения тактики судебного пристава
2. Тактика осуществления судебным приставом охранных мероприятий
3. Тактика действий судебного пристава в ходе подготовки судебного заседания
4. Тактика действий судебного пристава в ходе судебного заседания
5. Тактика действий судебного пристава в особых условиях
Глава 3. Психология деятельности судебного пристава
Глава 4. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов
Глава 5. Взаимодействие службы судебных приставов
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Очередным этапом на пути реализации судебно-правовой реформы в России стало принятие Федерального закона "О судебных приставах". Система органов юстиции пополнилась специальной структурой, основными задачами которой является обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В зависимости от выполняемых задач судебные приставы подразделяются, соответственно, на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Отличие в характере и содержании их деятельности столь серьезно, что уместно говорить о двух различных по своим функциям должностях в рамках одной Службы судебных приставов Министерства юстиции России. И если институт судебных приставов-исполнителей был создан на основе действовавшей ранее системы судебных исполнителей, то формирование подразделений судебных приставов по обеспечению установленного порядка в деятельности судов пришлось начинать с нуля. В этой связи особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки судебных приставов, освоение ими всей суммы знаний, навыков и умений, которые предусмотрены квалификационной характеристикой специалиста.
У некоторых посетителей суда вызывают откровенное недоумение принимаемые приставами меры: проверка документов, регистрация посетителей суда, проверка металлодетектором. Тогда как добропорядочный гражданин, не имеющий злого умысла, совершенно адекватно воспринимает подобные меры, например, в зданиях аэропорта, более того, будет возмущён, если меры безопасности не будут приняты. А ведь здание суда -- это не только место большого скопления людей, но и учреждение, в котором рассматриваются уголовные дела, решаются финансовые и материальные споры. Данные обстоятельства повышают вероятность совершения насильственных действий, вплоть до совершения терактов (с целью устранения свидетелей, оказания давления на судейский состав и других граждан, из чувства мести и т.д.).
Сложное психологическое состояние граждан, находящихся в здании суда, постоянно возникающие конфликты между сторонами, которые могут привести к административным правонарушениям, а то и преступлениям, вызывают необходимость в обеспечении общественного порядка в помещениях судов и в судебных заседаниях. Вот эта обязанность и возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. При этом надо учитывать специфику взаимоотношений, складывающихся при осуществлении правосудия. Судебному приставу здесь приходится проявлять максимум выдержки и такта, стараться предотвратить конфликт, а в случае его возникновения, действовать быстро, решительно и исключительно в рамках закона.
Но ведь действия приставов ни в коей мере не ущемляют права граждан, они напротив всецело направлены на их безопасность. К сожалению, жизнь подтверждает необходимость существования такой службы. Жители Ставропольского края помнят о взрыве в здании Дома правосудия г. Ставрополя в марте 2004 года. Тогда, к счастью, обошлось без жертв. А вот недавний пример по Санкт-Петербургу гораздо печальней. Там в процессе судебного заседания один из обвиняемых (бывший работник милиции) во время чтения приговора взорвал гранату, в результате погиб сотрудник конвойного подразделения, ещё 11 человек, в том числе подсудимые, судья и секретарь суда получили ранения различной степени тяжести.
Обеспечение установленного порядка деятельности судов -- это не обеспечение просто порядка в здании суда или в зале в процессе заседания. Порядок деятельности судов понятие гораздо более широкое. Представьте себе ситуацию: идёт судебный процесс, обвиняемый или обвиняемые уже длительное время находятся в следственном изоляторе, граждане, участвующие в судебном процессе, добросовестно являются в судебное заседание, тратят своё личное и рабочее время, планируют свою работу судья, прокурор, адвокат, секретарь, конвойное подразделение и ещё масса сотрудников, прямо или косвенно занятых в судебном процессе. Тратятся деньги налогоплательщиков.
При этом нередки случаи, когда по вине безответственных граждан, которые уклоняются от явки в судебное заседание, срывается судебный процесс. Обвиняемый продолжает находиться в камере СИЗО, остальные вынуждены являться повторно, причём, иногда неоднократно. О каком же тут порядке деятельности судов может идти речь?
В этом случае судья имеет полное право вынести постановление (определение) о принудительном приводе. Исполнение этого постановления также входит в функции судебных приставов по ОУПДС.
Аналогичная ситуация зачастую возникает и при проведении исполнительного производства. Только здесь речь идёт уже о выполнении решения суда, что само собой подразумевает необходимость более кардинальных действий со стороны судебных приставов. Тем более что в данной ситуации возникают отношения сторон: истец -- государство в лице судебного пристава -- ответчик. Истец, конечно, заинтересован в скорейшем исполнении решения суда. Ответчик напротив всеми силами старается это исполнения затянуть. А пристав обязан исполнить решение суда в максимально короткий срок. Вот здесь опять не обойтись без помощи судебного пристава по ОУПДС, который имеет право в принудительном порядке доставить к судебному приставу-исполнителю уклоняющееся от явки лицо.
Судебные приставы подвергаются зачастую нападкам со стороны ответчиков и прямым угрозам. Например, если имеется информация о возможном готовящемся противодействии законным требованиям судебного пристава-исполнителя, учитывая сумму, предъявленную для взыскания в исполнительном листе, личность должника, возможный общественный резонанс и т.д., старший судебный пристав может принять решение на участие в исполнительном действии судебных приставов по ОУПДС. Здесь они уже выполняют функции защитников судебных приставов-исполнителей.
За время работы службы судебных приставов известна масса случаев, когда без участия судебных приставов по ОУПДС исполнительные действия были не только невозможны, но и весьма опасны для судебных приставов-исполнителей и других участников исполнительных действий.
Ну, если необходимо исполнить решение суда о выселении; сносе незаконных построек; аресте имущества предприятий и передачи их новым, признанным судом владельцам; аресте имущества у лиц, находящихся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, а также с неустойчивой психикой: Как, Вы думаете, встречают в этом случае судебных приставов-исполнителей? Проклятия, оскорбления, травля собаками, попытки применения оружия или бытовых предметов в качестве него с целью нанесения увечий судебному приставу или взыскателю, привлечение криминальных структур: Случается всякое. Задача судебного пристава по ОУПДС обеспечить беспрепятственный доступ судебного пристава-исполнителя к месту исполнительных действий и при этом гарантировать ему безопасность.
Вот почему тема данного диплома является важной и главное актуальной в настоящее время. Работа отражает все аспекты по подготовке судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов. На основе изучения действующего законодательства и подзаконных актов, складывающейся практики анализируется правовое положение этой категории судебных приставов, их права и обязанности, система социальных и правовых гарантий, организация работы всех звеньев Службы судебных приставов. Учитывая специфику функционирования судебных приставов, в работе рассмотрены виды судебной деятельност
Особое внимание уделяется вопросам тактики деятельности судебного пристава по исполнению возложенных на него функциональных обязанностей, рассматриваются конкретные приемы и методы работы судебного пристава по обеспечению безопасности судей, народных и присяжных заседателей, других участников процесса, восстановлению нарушенного порядка в зале судебного заседания и в здании суда, охране совещательных комнат и судебных помещений, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
Важное место в работе занимают конкретные рекомендации судебному приставу по действиям в экстремальных ситуациях: при вооруженных нападениях на здание суда, при пресечении попыток несанкционированных действий в отношении потерпевших и подсудимых, поступления информации о готовящимся террористическом акте и т.п.
Профессиональный интерес представляет использование судебным приставом различного рода средств связи, а также приборов, позволяющих вести наблюдение за объектами, находящимися как внутри, так и вне здания суда, специальных устройств, обеспечивающих безопасность и защиту судебного пристава
Обстоятельный комментарий сопровождает правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Здесь же разъясняется, что и при каких обстоятельствах должно быть применено и что применять недопустимо, какая ответственность может наступить для судебного пристава в случае нарушения им требований закона.
В целом рассмотрены правовые понятия, суть которых должна быть хорошо знакома судебному приставу в силу решаемых им задач.

 Глава 1. Понятие и виды судебной деятельности.

Действующее законодательство Российской Федерации не дает определения судебной деятельности. В нормах и положениях отдельных нормативных актов, регламентирующих те или иные аспекты деятельности суда, а также в специальной юридической литературе термин "судебная деятельность" используется как однопорядковый с такими правовыми категориями, как "правосудие", "правоохранительная деятельность суда" или "деятельность суда".
Между тем, различие здесь не только очевидно, но и объективно необходимо, поскольку правильное понимание сущности и содержания каждого из видов названной деятельности позволит, с одной стороны, глубже и лучше понять специфику и механизмы реализации именно судебной власти как исключительного конституционного правомочия суда; с другой - методологически правильно исследовать связи и взаимосвязи этой основополагающей функции деятельности суда с другими его правомочиями и направлениями деятельности.
Первичным элементом такого анализа должно стать понятие "правосудие" как фундаментальная категория нашей правовой науки и повседневной правоприменительной деятельности, неразрывно связанная с целями, задачами, функциями, сущностью и содержанием всей деятельности суда, исследуя которую, мы одновременно исследуем отдельные грани понятия и признаки судебной деятельности.

Правосудие как высшая форма судебной деятельности

В обыденном правосознании "правосудие" чаще всего понимается как право на суд; суд о праве; как справедливый, скорый суд, призванный разрешить конфликт двух спорящих между собой сторон. Но коль скоро "правосудие" относится к числу основополагающих правовых категорий, его определение и основные признаки, безусловно, должны опираться на соответствующие категории и нормы права, позволяющие гарантировать определенную стабильность в научном понимании и практическом применении этого многогранного правового явления. К числу таковых признаков (свойств) правосудия, выработанных нашей наукой, в частности, относят то, что: 
1) этот вид государственной деятельности осуществляется только судом. Причем судом:
а) в любом предусмотренном законом судебном составе (единолично судьей, судьей и двумя народными заседателями, тремя профессиональными судьями; и т.д.); ст.15, 35 УПК РСФСР, ст.6 ГПК РСФСР, ст.14 АПК РФ
б) созданным и функционирующим в соответствии с нормами и положениями Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года "О военных судах Российской Федерации". Данный вывод вытекает из анализа ч.1 ст.4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии с которой: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется  только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией и  настоящим федеральным конституционным законом". Правильное понимание сущности этого признака в принципе исключает возможность отнесения к правосудию (и, соответственно, к судебной деятельности) юрисдикционной деятельности любых иных органов государства или органов общественной самодеятельности (товарищеских и третейских судов, судов чести, морских арбитражных комиссий и т.п.); 
2) законом предусмотрен особый процессуальный порядок осуществления этой деятельности. Учитывая роль и социальное назначение данного вида государственной деятельности, законодатель определил, что она может осуществляться только посредством проведения судебного заседания как особой процессуальной формы деятельности суда и в точном соответствии с установленной законодателем, процессуальной формой ее реализации. Именно отсутствие судебного заседания, к примеру, не позволяет отнести к правосудию такую форму (несомненно) судебной деятельности, как действия и решения судьи по назначению судебного разбирательства, регламентированную главой 20 УПК РФ, а отсутствие строго регламентированной законодателем процессуальной формы не позволяет считать правосудием деятельность судьи по приему жалоб и заявлений граждан, осуществляемую в рамках гражданского судопроизводства;   
3) способ осуществления этого вида государственной деятельности строго определен законом. Указанный признак свидетельствует о том, что этот вид судебной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно по усмотрению каких-либо должностных лиц или органов. Так, ст.4 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" прямо указывает на то, что правосудие в Российской Федерации осуществляется путем (способом):
а) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
б) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1981. - N 28. - Ст.976.
Это однако не означает, что правосудие может быть реализовано исключительно в двух названных способах.
Происходящие в стране социально-экономические изменения, реформы судебно-правовой системы и обусловленные ей кардинальные изменения отраслевого законодательства позволяют сделать вывод о том, что понятием правосудия может и должна охватываться судебная деятельность по рассмотрению и разрешению не только уголовных и гражданских дел, но и административное, арбитражное и конституционное судопроизводство, так как каждое из них вполне отвечает признакам, сущности и содержанию правосудия. Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 годов. - М., 1997. - С.60, 104-105.

Следовательно, в настоящее время можно и нужно говорить не о двух, а о нескольких самостоятельных формах отправления правосудия. Правосудие по уголовным и гражданским делам закреплено в нормах Закона о судоустройстве. На арбитражное правосудие как на свершившийся (законодательный и правоприменительный) факт указывают ст.4 ФКЗ РФ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст.1 Арбитражного процессуального кодекса. На конституционное правосудие как единственно возможную форму деятельности этого суда опосредованно указывают нормы ФКЗ РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Наконец, ст.1 Федерального закона РФ "О мировых судьях в Российской Федерации" положен конец дискуссии о возможности отнесения к правосудию деятельности суда по разрешению дел об административных правонарушениях, так как теперь на самом высоком законодательном уровне определено, что порядок осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях отнесен к компетенции мировых судей; Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 51. - Ст.6270.
4) этот вид государственной деятельности завершается принятием особого судебного решения - акта правосудия, которому, в свою очередь, присущ признак общеобязательности. Это означает, что вступившее в законную силу судебное решение, является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и должностных лиц, граждан. Неисполнение судебного решения может повлечь применение к виновным государственного принуждения, в т.ч. и различного рода санкций (к примеру, применение ст.315 УК РФ).
Исходя из названных признаков, под правосудием обычно понимают: (1) вид государственной деятельности; (2) осуществляемой только судом; (3) путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях, в строго урегулированной законодателем процессуальной форме; (4) отнесенных к его компетенции правовых конфликтов; (5) и принятия общеобязательных решений; (6) обеспеченных (подкрепленных) государственным принуждением
Собственно правосудием судебная деятельность никак не исчерпывается, поскольку законодатель и судебная практика дифференцируют ее формы и содержание.

Судебный контроль как форма судебной деятельности.

Судебный контроль как форма (вид) судебной деятельности длительное время был предметом исключительно гражданского судопроизводства. Практически, однозначно понимаемый как самостоятельная процессуальная деятельность судов общей юрисдикции, он включал в свое содержание нормы и, конечно, практическую деятельность суда, осуществляемую в рамках проверки жалоб граждан на неправильности в списках избирателей (гл. 23 ГПК), дела о взыскании недоимок по налогам, обязательному окладному страхованию и самообложению (гл. 25 ГПК), дела по жалобам на действия административных органов (гл. 24 ГПК) и т.п
Новое звучание идея судебного контроля получила в начале - середине 90-х годов с принятием ряда законодательных новелл в области гражданского и уголовного судопроизводства.
 Так, Законом от 23 мая 1992 года к сфере судебного контроля были отнесены проверка законности и обоснованности решения органа предварительного расследования: о применении меры пресечения - ареста; о продлении срока содержания под стражей; кратковременном задержании лица по подозрению в совершении преступления. Закон РФ от 23 мая 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - N 25. - Ст.1865. Законом от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установлен судебный контроль за недобровольным оказанием психиатрической помощи гражданам. Ведомости Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1914.
Значительно сфера судебного контроля расширилась с принятием новой Конституции РФ, так как в соответствии с ее нормами предметом практической деятельности суда в сфере уголовного судопроизводства стал контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органа предварительного расследования, связанных с необходимостью ограничения конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телеграфных и иных сообщений, тайну телефонных и иных переговоров (ст.23 -25 Конституции РФ).
Организационно-обеспечительные и факультативные формы судебной деятельности.

 Анализ деятельности суда по отправлению того или иного вида судопроизводства, а также всей совокупности норм, регламентирующих эту деятельность, свидетельствует о том, что правосудие и судебный контроль еще не исчерпывают собой всего содержания судебной деятельности. Признавая ведущую, определяющую роль правосудия и занимающего все более прочные позиции судебного контроля в отправлении полномочий судебной власти, надо все же признать, что в ряде случаев их реализация невозможна без определенной деятельности суда по созданию для этого необходимых (материальных, процессуальных, организационных) условий, либо устранению возможных препятствий к ее осуществлению. Являясь объективно необходимым условием (предпосылкой) эффективного осуществления правосудия или судебного контроля, подобная деятельность нередко включает в себя существенные элементы организационно-распорядительных или иных управленческих (по сути) действий и решений суда.
Обеспечительные (вспомогательные) формы судебной деятельности. Так, в рамках уголовного судопроизводства отправление правосудия, к примеру, объективно невозможно без такой формы деятельности суда, как подготовительные действия судьи к судебному заседанию, детально урегулированной законодателем в главе 20 УПК РФ. В рамках гражданского судопроизводства эффективное отправление правосудия также предполагает предварительную деятельность судьи по подготовке дела к судебному заседанию, которая детально урегулирована законодателем в главе 14 ГПК РФ. Эта форма судебной деятельности присуща и арбитражному процессу (ст.112 АПК РФ).
В каждом из указанных случаев, суд, действуя строго в рамках предоставленных ему полномочий, либо выясняет реальные предпосылки для будущего отправления правосудия по конкретному делу или спору сторон; либо активно способствует (помогает) сторонам в создании таких предпосылок, либо в рамках необходимых организационно-распорядительных действий обеспечивает саму возможность своевременного и эффективного проведения предстоящего судебного заседания, обеспечивая тем самым реализацию основного направления деятельности судебной власти.
Вместе с тем, для правильного понимания характера названной деятельности, следует учитывать и то обстоятельство, что ее практическое осуществление отнесено к компетенции суда, ее содержание и процедуры строго урегулированы нормами процессуального законодательства, а цели и задачи во многом предопределены целями и задачами того или иного вида правосудия, эффективное осуществление которого она и призвана обеспечить. Все это дает нам основание считать данное направление деятельности суда не только организационно-распорядительным, но и процессуальным, а следовательно, и относительно самостоятельным видом судебной деятельности, несмотря на ее вспомогательный (обеспечительный) характер.
Представляется, что подобный же (вспомогательный) характер носит и деятельность суда по обеспечению исполнения судебных решений (или изменению порядка их исполнения). То, что это направление деятельности не относится к правосудию, признается фактически однозначно. Однако признается и то, что эффективное осуществление правосудия, реализация его целей и задач во многом предопределены именно тем, как реализуются судебные решения.
Сама деятельность по исполнению судебных решений не может относиться ни к правосудию, ни даже к судебной деятельности, так как реальным исполнением (реализацией) судебных решений, как известно, занимается Служба судебных приставов, созданная и функционирующая при Министерстве юстиции РФ (и его подразделениях на местах), т.е. органа исполнительной власти. Сущность, содержание и формы реализации этой деятельности также заставляют нас отнести ее к сфере функционирования исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст.18), законодательная, судебная и исполнительная ветви власти реализуются самостоятельно, не смешиваясь и не пересекаясь в своей компетенции. Это очевидно, и не требует дополнительных аргументов. Поэтому на суд как на орган судебной власти никак не может быть возложена функция исполнения судебных решений. Это несовместимо с его ролью в правовом государстве. Вместе с тем, законное, обоснованное и своевременное обращение к исполнению судебных решений - это, несомненно, сфера деятельности суда, достаточно урегулированная отраслевым процессуальным законодательством, и направленная в конечном итоге на эффективное достижение целей и задач правосудия, законности и правопорядка в стране. Отрицать ее судебный характер вряд ли возможно.
Подобный же судебный характер носит, например, и деятельность судьи, связанная с разрешением вопросов, возникающих при исполнении приговоров по уголовным делам (об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене одного режима содержания осужденного на другой, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким). Мельников А «Судебные приставы - это исполнительная власть» Рос. Юстиция №4, С26,27.2000
Общий, обеспечительный характер каждого из видов названной деятельности дает нам основание сгруппировать их в отдельный, относительно самостоятельный вид судебной деятельности, который в силу своей специфики не может быть объединен ни с правосудием, ни с судебным контролем.
Факультативные формы судебной деятельности. Действующее законодательство относит к сфере полномочий судебной власти и такие направления в деятельности суда:
- производство по наложению денежных взысканий и штрафов (гл. 26 УПК РФ; гл. 8 ГПК РФ);
- вынесение частных определений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе отправления правосудия (ст.212 УПК РФ; ст.225 ГПК РФ).
Первое направление деятельности служит своего рода процессуальной санкцией, применяемой по решению суда к лицам, виновным в нарушении (неисполнении) требований тех или иных процессуальных норм, и может осуществляться как в рамках отдельного судебного заседания, так и одновременно с вынесением акта правосудия по конкретному делу (ст.323 УПК РФ). Представляется, что и в первом, и во втором случае это направление деятельности суда носит достаточно самостоятельный характер и не может быть сведено к отправлению правосудия. Имея процессуальный характер, осуществляемое судом в рамках предоставленных ему полномочий, это направление деятельности, безусловно, относится к судебной деятельности, которая, в то же время, имеет факультативный характер, так как имеет место не всегда, а лишь в случае наличия, определенных законом нарушений и соответствующей им инициативы суда.
Подобный же факультативный характер имеет и деятельность суда, связанная с вынесением частных определений по вопросам, указанным в ст.212 УПК РФ или ст.225 ГПК РФ, так как и здесь возможные нарушения и возможная реакция суда на них имеют место далеко не всегда и не по всем категориям дел. Однако, являясь самостоятельной формой судебной деятельности, она также должна быть включена в ее содержание, поскольку возможное игнорирование этой ее составляющей обедняет содержание и понимание целого.
Сказанное позволяет определиться в понятии и обязательных признаках судебной деятельности как особой формы реализации полномочий судебной власти.
На мой взгляд, судебная деятельность это:
1. строго урегулированная законодателем и обеспеченная государственным принуждением отрасль правоохранительной деятельности,
2. носящая (преимущественно) процессуальный характер,
3. осуществляемая только судом в пределах его компетенции,
4. направленная на эффективную реализацию полномочий судебной власти,
5. посредством отправления правосудия, судебного контроля, либо создания для этого необходимых предпосылок (условий),
6. имеющая своей целью защиту личности, ее интересов, прав и свобод, а также защиту интересов государства и общества.

Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава.

1. Общие положения тактики деятельности судебного пристава

В самом широком смысле, безотносительно к видам человеческой деятельности, тактику следует рассматривать как искусство маневрирования тремя составляющими: исходной информацией, тактическими процедурами, средствами данного вида деятельности. Ключевыми исходными понятиями тактики являются следующие
Тактическая ситуация, т.е. совокупность обстоятельств, в которых действует субъект данного вида деятельности. В зависимости от поисково-познавательной и процедурной стороны работы это могут быть ситуации:
- получения исходной информации; 
- анализа информации и принятия решений;
- реализации тактического решения.
На содержание и развитие тактической ситуации в деятельности судебного пристава влияют две группы факторов.
К числу объективных факторов, влияющих на развитие тактической ситуации, следует относить
 - количество информации, имеющейся в распоряжении судебного пристава;
 - характеристику объекта, на котором судебный пристав находится в период выполнения возложенных на него функций;
- природно-климатические факторы на объекте и прилегающей к нему территории;
 - этнические факторы и традиции, существующие в регионе, где работает судебный пристав
 - временные факторы, т.е. наличие времени для принятия судебным приставом оптимального решения и реализации процедур в рамках возложенных на него функций;
 - наличие сил и средств, имеющихся в распоряжении судебного пристава.
 В качестве субъективных факторов, определяющих содержание и ход тактической ситуации, следует учитывать:    
- психологическое состояние судебного пристава; 
- психологическое состояние людей в зале суда или на ином объекте, где судебный пристав осуществляет свою деятельность;    
- вероятность возникновения конфликтов на объекте охраны;
- умысел заинтересованных лиц на противодействие судебному приставу;
- возможность совершения судебным приставом ошибочных действий и проявления безответственности и неисполнительности при выполнении им своих функциональных обязанностей.
Тактическое решение - это вывод судебного пристава о путях решения стоящей тактической задачи. Содержание тактической задачи вытекает из задания, поступающего в Службу судебных приставов, а само решение принимается с учетом объективных и субъективных факторов, влияющих на содержание и развитие тактической ситуации.
Тактический прием является ключевым звеном тактики деятельности судебного пристава. Под тактическим приемом следует понимать наиболее целесообразный и эффективный способ или процедуру решения стоящей тактической задачи. В деятельности судебных приставов могут использоваться тактические приемы:
- осмотра стационарных охраняемых объектов;     
- осмотра транспорта;     
- досмотра задержанных лиц;     
- использования физической силы, специальных средств и оружия судебным приставом;     
- действий в чрезвычайных ситуациях и иные.     
Тактическая комбинация - это сочетание в рамках одного тактического решения и реализуемых на его основе тактических процедурах комплекса мер охранного, специально-технического, организационного и оперативного характера, которые позволяют обеспечить безопасность судей, иных участников судебного процесса, предотвратить террористический акт в суде, обеспечить успех исполнительного производства и иное.      
Тактический риск в теории принятия решений рассматривается как допущение субъектом данного вида деятельности (в нашем случае осуществления процедур на основе ранее принятого решения). Отрицательные последствия по результатам осуществления тактически рискованного решения наступают в том случае, когда субъект не учитывает объективных и субъективных факторов, определяющих содержание тактической ситуации.
В качестве решения с элементами тактического риска в деятельности судебных приставов следует рассматривать:     
- решение об усилении режима охраны за счет увеличения количества судебных приставов и игнорирования необходимости использования технических средств контроля посетителей и оперативных форм обеспечения безопасности судебного процесса;     
- решение об экипировке судебных приставов на период обеспечения безопасности судебного процесса автоматическим оружием;     
- решение судебного пристава собственными силами обезвредить или вынести из помещения взрывное устройство, которое подложено в здание суда или иное судебное помещение;     
- попытку судебного пристава единолично пресечь групповое нарушение установленного порядка в суде.    
Успех тактических процедур по обеспечению установленного порядка деятельности судов в значительной степени зависит от использования судебным приставом в своей деятельности следующих основополагающих принципов:     
- законности используемых тактических приемов, специальных средств и оружия судебными приставами;     
- оптимального сочетания сил и средств в деятельности по обеспечению установленного порядка деятельности судов;     
- максимального учета всех факторов в деятельности судебного пристава;     
- экономичности и целесообразности принимаемых тактических решений;     
- безопасности процедур по обеспечению установленного порядка деятельности судов.     
Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимается следующий комплекс мер:     
- обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;     
- выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;     
- исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;     
- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;     
- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;     
- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;     
- взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;     
- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам милиции;     
- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
     

2. Тактика осуществления судебным приставом охранных мероприятий

Осуществление судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов охранных мероприятий должно базироваться на комплексе знаний, умений и навыков. К числу ключевых знаний и умений следует отнести способность своевременно распознавать признаки, свидетельствующие о криминальном оттенке происходящих событий. Рассмотрим указанные признаки применительно к формам преступного посягательства на охраняемые объекты.          

Характеристика форм преступного посягательства
на охраняемые объекты.

     
       Непосредственным объектом преступных посягательств, применительно к рассматриваемому мною вопросу, будут являться установленный порядок деятельности судов, товарно-материальные ценности, находящиеся в здании суда, материалы судебных дел и вещественные доказательства, жизнь и здоровье работников суда, участников судебного процесса, а также самого судебного пристава. В большей степени подвержены преступным посягательствам неохраняемые объекты и те, которые имеют слабую техническую укрепленность. Еще одним фактором, существенно увеличивающим вероятность преступного посягательства, является недостаточный уровень обеспечения безопасности охраняемых объектов, недостатки в организации и осуществлении охранных меропр
иятий.    
В зависимости от инициативы совершения преступления, тщательности его подготовки и решительности субъектов, которые могут посягнуть на вышеуказанные объекты, их следует классифицировать следующим образом:     
а) ситуационные преступники, которые используют для реализации намерений лишь самую выгодную и безопасную ситуацию (ситуационные хулиганы, воры или грабители);     
б) профессиональные преступники, совершающие кражи, грабежи и разбойные нападения, в том числе и на охраняемые объекты, исходя из возможности получения прибыли от сбыта похищенного имущества;     
в) преступники-наемники, выполняющие заказ, связанный с запугиванием какого-либо лица, его уничтожением, причинением имущественного ущерба физическим и юридическим лицам;    
При наличии у лица или на объекте вооруженной охраны первые две категории преступников в большинстве своем откажутся от противоправного поведения, не решатся на совершение действий криминального характера. В практике прослеживается прямая зависимость между отсутствием охраны и количеством преступлений на объекте. Тот субъект, который выполняет заказ на причинение вреда лицу или организации, как правило, не отступает и обязан при любых условиях реализовать до конца свой замысел. Поэтому при характеристике преступных посягательств мы в большей степени будем характеризовать действия именно этой категории преступников, исходя из того, что замыслы и содержание действий первых двух категорий не будут выходить за рамки схемы действий профессионалов-наемников.     
Каждая фаза преступной деятельности имеет свой набор признаков, которые необходимо знать судебному приставу. Рассмотрим содержание каждой фазы, выделив при этом содержание действий криминальных элементов и ту информацию (признаки), которую судебный пристав может получить в процессе подготовки и осуществления охранных мероприятий.     
Информационно-поисковая фаза преступной деятельности.
После принятия решения о необходимости совершения в судебном помещении или в отношении участника судебного процесса противоправного посягательства субъекты, сориентировавшись в складывающейся ситуации, приступают к поиску информации, необходимой для процедурной подготовки, совершения и успешного сокрытия преступления. На этом этапе они действуют по нескольким направлениям:     
1. Непосредственно знакомятся с объектом преступного посягательства, чему предшествует наведение справок о планировке судебных помещений, графике работы сотрудников суда, образе жизни и местах проведения досуга участников судебного процесса и т.д.     
 2. В обязательном порядке изучают сотрудников суда, соседей и близкие связи участников судебного процесса.     
3. Изучают судебных приставов, наблюдают за характером и режимом охраны помещения или лица, выясняют типы охранной сигнализации, используемой в здании суда.     
4. Вступают в контакт с лицами, посещающими места пребывания предполагаемой жертвы в силу своих профессиональных обязанностей по обслуживанию зданий и коммуникаций (сетей).      
5. Продумывают варианты ложного алиби на момент совершения преступления, а также собирают информацию о тех лицах, которые его помогут обеспечить.     
6. Используют связи с коррумпированными чиновниками суда и правоохранительных органов с целью получения интересующей информации.
Создание условий для реализации преступного замысла.
Вторая фаза преступной деятельности характеризуется переходом от информационных мероприятий к активным действиям по подготовке преступления на конкретном объекте. На этом этапе преступники действуют по следующим направлениям:     
 1. Строят окончательный вариант (схему) нападения, террористического акта, побега, взятия заложников и производят персональное формирование преступной группы, распределение в ней ролевых функций. В этот период инициатор преступной акции особо жестко контролирует всех подельщиков, вплоть до применения к ним мер принуждения. Осуществляется контроль их поведения, образа жизни, встреч и высказываний. Это делается для предупреждения утечки информации о готовящейся акции.     
2. Приобретают орудия, средства и материалы, необходимые для реализации преступной акции.     
3. Стараются получить возможность легального доступа в судебное помещение в период процесса. Это может выражаться в подготовке исковых заявлений, под предлогом подачи которых преступник в день рассмотрения дела проникнет в здание суда. Более изощренная схема действий может быть связана с изготовлением фальшивых документов на одну фамилию с подсудимым, что позволит злоумышленнику проникнуть непосредственно в зал суда. Не исключена вероятность использования формы, документов как сотрудников милиции, так и судебных приставов для получения доступа в судебные помещения.     
4. Проверяют режим и надежность работы судебных приставов, наличие у них резерва сил и средств. Этот довольно сложный комплекс мероприятий может включать в себя:     
а) проверочные проникновения на объект;     
б) проверку реакции со стороны судебных приставов на обращение за помощью под тем или иным предлогом, проверка их на податливость к просьбам, например, со стороны "слабого" пола;     
в) проверку реакции судебных приставов на стук в дверь, разбивание стекла и т.д.;      
г) установление принципа срабатывания рубежа охранной сигнализации путем касания генерирующего провода, перебрасывания предметов через ограждение, ударов по дверям, окнам и т.д.
Реализация преступного замысла.
Тщательно подготовленная криминальная акция характеризуется быстротой и решительностью предпринимаемых преступниками действий, которые могут граничить или перерастать в циничное или жестокое обращение с людьми, находящимися в помещении.
Применительно к рассматриваемому мною вопросу, реализация преступного замысла будет состоять из следующих этапов:     
1. Сбор участников криминальной акции в одном или нескольких местах для уточнения стоящих задач и корректировки ранее оговоренного плана действий.     
2. Передвижение в сторону объекта, на котором будет осуществлена криминальная акция.     
3. Отвлечение внимания работников суда и судебных приставов на иные значимые обстоятельства или иного рода дезорганизация деятельности объекта и его охраны.     
4. Проникновение в судебное помещение или иной объект, что может быть осуществлено явно или с использованием элементов маскировки.     
5. Совершение нападения, захват человека, нейтрализация судебного пристава, убийство подсудимого или свидетеля, совершение похищения уголовного дела или иные действия, которые являются основным содержанием криминальной акции.     
6. Отход преступников из судебных помещений, попытка скрыться в пешем порядке или с использованием автотранспорта.
Рассмотрим некоторые ситуации непосредственного осуществления криминальных акций в суде.     
Убийство подсудимого в ходе суда сообщниками.
Непосредственными действиями заинтересованных лиц будут следующие:     
а) провокационные высказывания в ходе судебного заседания;    
 б) затевание ссоры между подсудимыми;    
 в) инсценировка конфликта между подсудимыми в клетке;     
г) нанесение одним из подсудимых ключевого удара жертве.     
Признаки начала и развития данной ситуации:     
- расхождение показаний одного из подсудимых с остальными;     
- нервозность в клетке, настороженные взгляды и перешептывание подсудимых;     
- попытки подсудимых одернуть того, кто дает показания, отличные от общей линии поведения в судебном процессе;     
- провокационные высказывания в адрес "белой вороны";     
- провокационное физическое воздействие на подсудимого, дающего показания, не выгодные его подельникам;     
- шум, ссора в клетке;     
- групповая драка в клетке.     
Убийство (телесные повреждения) подсудимого одним из родственников потерпевшего.
Действия по реализации преступного замысла будут заключаться в следующем:     
а) пронос оружия или вредных для здоровья веществ (например, кислоты) в здание суда или в зал судебного заседания;     
б) сближение с подсудимым в коридоре суда во время конвоирования или в зале судебного заседания (например, в ходе перерыва в заседании);     
в) использование оружия или опасных для здоровья веществ в отношении подсудимого или потерпевшего.     
Признаки реализации замысла, которые может зафиксировать судебный пристав:   
- имеющаяся в службе судебных приставов информация о конфликтах следователя с родственниками потерпевшего по вопросам квалификации действий подсудимого;     
- напряженная обстановка в ходе судебного заседания, высказывание в зале суда угроз в адрес подсудимого;     
- недовольство родственников потерпевшего содержанием приговора суда;     
- попытки одного или нескольких лиц напасть на подсудимого, сблизиться с ним;     
- отвлечение внимания конвоя или судебных приставов на конфликт потерпевшей стороны с судьей или адвокатом и нападение на осужденного со стороны одного из тех лиц, которые ранее себя никак отрицательно не проявили.    
Похищение потерпевшего или свидетеля из судебного помещения.
В зависимости от того, где реализуется идея похищения указанного лица, действия заинтересованных лиц будут выражаться в следующем:     
а) инсценировка уличного хулиганства в отношении свидетеля (потерпевшего) по пути в суд;     
б) подставка жертве автомашины по пути в суд с последующим силовым захватом и изоляцией;     
в) прямое нападение и избиение свидетеля (потерпевшего) по пути в суд;     
г) знакомство со свидетелем (потерпевшим) возле здания суда или в суде;     
д) увлечение жертвы под различными предлогами на улицу, от зала, где проходит суд, из поля зрения судебного пристава, в коридоре суда, в другой вестибюль или на улицу.     
Признаки подобных действий заинтересованных лиц:      
- общение свидетеля или потерпевшего в суде с лицами, которые предположительно могут иметь отношение к подсудимому;
- признаки использования в отношении указанных лиц "медовой" ловушки;     
- важность данного свидетеля для судебного процесса;     
- отвлечение внимания судебного пристава от свидетеля или потерпевшего на различного рода нестандартные ситуации.     

Тактика охраны судебным приставом
стационарных объектов.

Охрана стационарных объектов зависит от ряда факторов, которые определяют тактические особенности деятельности судебного пристава.
К числу указанных факторов относятся:
1. Размер охраняемого объекта - данный фактор влияет на количество судебных приставов, участвующих в охранных мероприятиях.     
2. Тип конструкции охраняемого объекта, который влияет на приемы, использование специальных средств и оружия в критических ситуациях.     
3. Режим работы объекта и количество имеющихся на нем людей. Этот фактор определяет процедуру проникновения на объект, например, при совершении исполнительских действий, а также является определяющим при выборе тактики охраны объекта.     
4. Техническая укрепленность охраняемого объекта, наличие на нем уязвимых мест. Данное обстоятельство влияет на количество постов охраны, их разновидность и тактические приемы контроля охраняемого объекта.     
К элементам технической укрепленности объекта относятся:     
а) средства связи, которые должны обеспечивать связь как на самом объекте, так и за его пределами;     
б) средства видеонаблюдения, с помощью которых контролируется выход и вход с объекта лиц, автотранспорта, выборочно отслеживаются те, кто находится на объекте, контролируются внутренние помещения, которые закрыты для доступа посторонних;      в) средства охранно-пожарной сигнализации, которые в целях экономии могут объединяться, служат для выдачи сигнала тревоги при попытках проникновения или в случае пожара;     
г) освещение охраняемого объекта, которое должно позволять судебному приставу контролировать и прилегающую территорию;     
д) запорные устройства и замки, которые должны обеспечивать плотное закрывание дверей, а в необходимых случаях опечатывание помещений;     
е) контрольно-пропускные пункты для пропуска людей или автомобильного транспорта, оборудованные блокирующими устройствами и замками с дистанционным управлением;     
ж) специальным образом оборудованные места возможного нахождения судебного пристава при стационарной охране и патрулировании объекта (например, постовые кабины).    
В практике деятельности подразделений охраны встречаются и иные элементы технической укрепленности объектов. К ним относятся ограждения периметра объекта, запретная зона, контрольно-следовая полоса и иные, которые не имеют значения в практике деятельности судебного пристава.     
Режим охраны судебных помещений по времени может иметь круглосуточный, частичный (определенные часы суток), или выборочный характер. Например, в зависимости от сложности предстоящего судебного процесса или исполнительского действия. В зависимости от количества используемых сил и средств, плотности контроля прилегающей к суду территории и самих судебных помещений, режим охраны может быть простой и усиленный. В зависимости от количества посторонних лиц на охраняемом объекте режим охраны может быть открытым и закрытым. Применительно к работе судебного пристава необходимо отметить, что режим их деятельности чаще всего будет носить частичный или выборочный характер, являться, как правило, открытым и в большинстве случаев тяготеть к режиму усиления.    
Эффективный режим охраны судебных помещений призван обеспечить сохранность зданий, контроль за перемещением материальных ценностей и людей, предупредить утечку служебной информации или похищение судебных материалов, поддержать противопожарную безопасность на объекте.
Основные принципы режима охраны:     
- активность и предупредительный характер режима охраны, что заключается в опережающем выявлении признаков готовящейся криминальной акции;     
- целесообразность организации режима охраны объекта, своевременность его усиления, рациональное использование сил и средств охраны;     
- разумное сочетание возможностей Службы судебных приставов и сил правоохранительных органов для обеспечения безопасности судебных помещений;     
- осуществление охраны судебных помещений по единому плану и под общим руководством Службы судебных приставов;     
- неброскость или демонстративность охраны в зависимости от ситуации, складывающейся на охраняемом объекте;     
- максимальная информированность судебных приставов о возможных инцидентах в судебных помещениях и тех обстоятельствах, которые имеют непосредственное отношение к их функциональным обязанностям.     
В практике деятельности судебного пристава возникает необходимость решения двух типов задач.
Аналитические задачи решаются путем сбора информации о подсудимом и его связях, а также о состоянии режима безопасности судебных помещений. Главным здесь является постоянный и непрерывный сбор интересующей информации.
Решение процедурных задач выражается в опережающем выявлении признаков готовящегося посягательства и принятии мер предупреждения или пресечения криминальной акции, что может быть осуществлено во взаимодействии с сотрудниками милиции.    
В процессе решения процедурных и аналитических задач судебному приставу также следует знать, что предупредить покушение на охраняемый объект можно путем его маскировки (к примеру, изменением внешнего облика свидетеля), перекрытием информационных каналов о характере деятельности или образе жизни охраняемого объекта, путем дезинформирования криминальных элементов о состоянии режима охраны, объеме имеющихся на объекте товарно-материальных ценностей и т.д.      
Когда время начала посягательства трудно предугадать, имеет смысл в отдельных случаях "подтолкнуть" преступников к началу посягательства. Это может быть достигнуто путем дезинформирования криминальных элементов о времени и месте судебного заседания, о местах пребывания свидетеля, находящегося под охраной, а также путем проведения иных оперативных комбинаций, которые следует планировать и проводить совместно с сотрудниками органов внутренних дел.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов подчиняются старшему судебному приставу и выполняют его распоряжения, а также распоряжения председателя суда, судьи, пристава-исполнителя в части, касающейся охраны, обеспечения установленного порядка деятельности судов, а также безопасности процедуры исполнительных действий. Председатель суда, судьи, приставы-исполнители все свои обращения организационного характера передают судебному приставу через старшего судебного пристава.    
В целях поддержания режима охраны судебный пристав обязан:  
- явиться на инструктаж в соответствующей сезону форменной одежде;
- получить оружие и специальные средства, предварительно проверив их с соблюдением мер и правил безопасного обращения;     
- своевременно прибыть на охраняемый объект, проверить на нем исправность дверей, окон, решеток и замков, целостность печатей и пломб;     
- знать особенности охраняемого объекта, средства сигнализации и противопожарной защиты;     
- проверить охранно-пожарную сигнализацию на объекте, исправность освещения и телефонной связи;     
- убедиться в наличии на охраняемом объекте первичных средств пожаротушения и сделать запись в журнале приема-сдачи дежурства, отметив недостатки, ослабляющие режим охраны;     
- в случае отсутствия сменяемого пристава и при наличии на объекте неисправностей и нарушений, не позволяющих принимать его под охрану, немедленно связаться с дежурным и в дальнейшем действовать в соответствии с его указаниями;     
- при исполнении своих функциональных обязанностей по охране судебный пристав должен безотлучно находиться на объекте, в соответствии с инструкцией и складывающейся ситуацией обходить территорию или помещения охраняемого объекта, проверять состояние дверей, окон, решеток, замков, печатей и пломб, следить за световыми и звуковыми сигналами охранно-пожарной сигнализации;     
- в случае срабатывания сигнализации немедленно сообщить об этом дежурному Службы судебных приставов, с соблюдением мер безопасности установить причину срабатывания сигнализации и принять меры к задержанию преступников только в том случае, если эти действия не ослабляют режима охраны объекта;    
- предупреждать и пресекать преступления и правонарушения в здании суда, совещательных комнатах, иных судебных помещениях, в местах совершения исполнительных действий, выявлять лиц, совершивших противоправные действия, в случае необходимости задерживать с последующей передачей их в территориальный орган внутренних дел;     
- активно взаимодействовать с нарядами милиции и сотрудниками конвойных подразделений в целях обеспечения должного режима охраны
Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей имеют право:     
- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах;     
- удалять из здания суда лиц, находящихся в состоянии наркотического, алкогольного или токсического опьянения;     
- удалять из зала судебного заседания по распоряжению председателя суда, судьи или председательствующего лиц, нарушающих порядок судебного заседания;     
- при необходимости обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов Федеральной службы безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов - также к военному командованию
При осуществлении охраны зданий судов приставу необходимо строго соблюдать утвержденный главным судебным приставом, по согласованию с председателем суда, режим пропуска граждан в арбитражный суд и суды общей юрисдикции, а также в помещение Службы судебных приставов.
Судебному приставу при выполнении им своих служебных обязанностей на охраняемом объекте запрещается:     
- принимать под охрану объекты, не указанные в табеле поста или постовой ведомости;     
- оставлять свой пост до прибытия смены, даже если его жизни и здоровью угрожает опасность;     
- в случае внезапного заболевания доложить дежурному и дождаться замены;    
- перемещать пожарный инвентарь и использовать его не по прямому назначению;     
- отвлекаться от несения службы, уходить с охраняемого объекта, спать на посту;     
- выполнять функцию посредника при приеме или передаче каких-либо предметов;      
- выполнять работы, не связанные с охраной объекта (грузчик, посыльный и т.д.);     
- пропускать на объект лиц и допускать вынос или вывоз предметов, вещей или документов с нарушением установленных правил;     
- передавать кому бы то ни было свое оружие и специальные средства, за исключением ответственного за хранение и выдачу (дежурного), утвержденного приказом руководства Службы судебных приставов, с соответствующей отметкой в книге приема и выдачи вооружения и специальных средств;     
- отключать сигнальные приборы, автономную сигнализацию, освещение на охраняемом объекте, в том числе и при неоднократном срабатывании сигнализации;     
- занимать посторонними разговорами телефон и другие средства связи;     
- самостоятельно передавать охрану объекта другим лицам, например, близким родственникам.
Охрана стационарных объектов заключается в выставлении постов.
Пост - это порученный судебному приставу участок работы (здание, помещение или территория), на котором он должен в течение определенного времени, предусмотренного постовой ведомостью или табелем поста, обеспечить режим охраны в соответствии с полученными инструкциями.    
В практике охранной деятельности используются два вида постов: стационарный пост и обходной. На участках со значительной протяженностью могут быть использованы мото- или автопатрули
Стационарным считается пост, на котором осуществляется охрана одного обособленного объекта, либо нескольких объектов на открытой площадке или огражденной территории, если общая протяженность обхода объекта судебным приставом на превышает 150 метров.    
В практике охраны используют как открытые, так и закрытые стационарные посты, т.е. такие, на которых охранника не видно со стороны территории, смежной или прилегающей к охраняемому объекту.    
Обходным считается пост, на котором охрана одного или нескольких объектов осуществляется путем их обхода, когда протяженность маршрута составляет от 150 до 1500 метров.    
Местами выставления постов являются:     
а) контрольно-проходные и проездные пункты охраняемых объектов;     
б) участки территории непосредственно у охраняемого объекта;     
в) внутренние помещения зданий, принимаемых под охрану;     
г) особо важные участки, где хранятся материальные ценности, вещественные доказательства, материалы судебных дел;     
д) периметр ограждения территории охраняемого объекта.
В процессе охраны стационарных объектов судебными приставами следует применять следующие приемы контроля и осмотра охраняемого объекта:
1. Фронтальный осмотр объекта, при котором судебные приставы движутся в одном направлении до границы охраняемого объекта, а затем производят движение в обратную сторону.     
2. Осмотр объекта навстречу друг другу, при котором судебные приставы движутся от внешней границы объекта к центру (точке встречи), а затем вновь расходятся в направлении периметра охраняемого объекта.    
3. Концентрический и эксцентрический способ контроля и осмотра объекта, при котором судебный пристав движется по спирали от центра охраняемой территории на периферию и наоборот.     
4. Последовательный осмотр отдельных участков охраняемого помещения или территории по сложному маршруту в зависимости от конструкции и планировки объекта.     
 5. Выборочный осмотр участков объекта в зависимости от значимости охраняемых людей, ценностей, документов, наличия на охраняемом объекте уязвимых мест.     
6. Движение по охраняемому объекту с постоянно меняющимся маршрутом. Применяется в экстремальных ситуациях при зачистке объекта и в случаях предупреждения нападения на судебного пристава.     
7. Движение по объекту с временными остановками и осмотром уязвимых мест и иных участков с закрытого поста (из засады).           

Тактика проверки документов, досмотра людей и транспорта, задержанных судебными приставами на охраняемых объектах.

     
       Выполнение судебным приставом своих профессиональных функций предполагает ситуации, в которых возникает необходимость проверки документов, задержания, досмотра и доставления в служебное помещение правонарушителя. При проверке документов не следует стоять вплотную к проверяемому. Проверка документов включает в себя: изучение паспорта, удостоверения личности, прав на управление транспортом, пропусков и т.п. В процессе проверки устанавливается, является ли предъявляемый документ подлинным или действительным, проверяются особые отметки о регистрации, а в отношении иностранцев или лиц без гражданства - разрешение на жительство, наличие пропуска или визы.

Требование о предъявлении документа необходимо выражать вежливо и в тактичной форме. При получении документов судебный пристав должен быть особенно бдительным. Следует стоять вполоборота по левую руку от проверяемого на расстоянии одного-двух шагов и, изучая документы, внимательно наблюдать за его действиями.     
Внимательно следить, как проверяемый ищет документы, возможно, вместо документов будут извлечены средства нападения.     
При проверке документов судебный пристав должен попеременно переводить взгляд с документов на человека, а его напарник - стоять чуть сбоку от проверяемого, наблюдать за его поведением, пресекать попытки избавиться от вещественных доказательств, а также вести наблюдение за окружающими, среди которых могут оказаться сообщники проверяемого.     
При проверке необходимо брать только сами документы, не принимая бумажника, портмоне и т.п., требовать удаления этих предметов. Брать документы следует без каких-либо вкладышей и денег. Обращаться с документами следует бережно и аккуратно.     
При проверке документов у водителя транспортных средств судебный пристав после остановки автомобиля обходит его сзади, подходит к двери водителя, представляется, просит заглушить двигатель, вытащить ключи из замка зажигания и выйти из автомобиля для беседы. Второй судебный пристав подходит к автомобилю с другой стороны и контролирует действия пассажира, если он сидит в автомобиле. Проверку документов и беседу с водителем лучше проводить в стороне от движущегося транспорта.     
Во время беседы второй судебный пристав должен страховать проверяющего документы от каких-либо действий, как со стороны водителя, так и со стороны пассажиров. В ходе проверки документов не следует поворачиваться к проверяемым спиной, чрезмерно приближаться к проверяемому, стоять перед автомобилем спереди или сзади, рядом с дверцами.     
       В ходе проверки документов важное значение имеет знание судебным приставом признаков подлога.
Рассмотрим наиболее существенные признаки подлога документов.    
1. Признаки подделки подписей     
Подделки подписей выполняются с помощью копировальной бумаги, путем перерисовывания на просвет, способом предварительного передавливания с оригинала, а также путем копирования подписи с помощью веществ, обладающих копировальными способностями (фотобумага, фотопленка и др.).2. Признаки подделки оттисков печатей и штампов
 Подделка печатей и штампов может быть осуществлена путем рисования на документе, копирования подлинных оттисков на поддельный документ, использования метода двойного копирования, применения самодельных клише, а также путем частичной подделки рельефных оттисков металлических печатей.
Основные признаки указанных способов подделки:     
- грамматические ошибки и неправильное смысловое содержание текста, печати или штампа;     
- несимметричное размещение текста, неодинаковые промежутки между словами и буквами, между словами и ободками оттиска, несоблюдение радиальности или параллельности расположения букв;    
- различная конфигурация и размер одноименных букв, извилистость и изломы в штрихах, сдвоенность штрихов;     
- следы подготовки в виде проколов бумаги от циркуля и карандашные штрихи;
- зеркальное изображение оттиска печати или штампа;     
- расплывчатость штрихов оттиска и слабая их окраска;     
- нарушение проклейки бумаги, потеря глянца;     
- срывы волокон бумаги в результате действия липкой поверхности промежуточного клише;     
- зеркальность букв и знаков;     
- упрощенный рисунок букв и цифр;     
- отсутствие отсечек в буквах;     
- угловатое строение овалов и полуовалов;     
- перерывы штрихов от надрезов;     
- неправильная глубина вдавленности штрихов.     
3. Признаки частичной подделки документов     
В процессе частичной подделки документов преступники могут использовать следующие способы:    
 а) подчистка, которую характеризуют такие признаки:     
- исчезновение или ослабление глянца бумаги;    
- приподнятость, взъерошенность поверхностных волокон бумаги;     
- расплывы в чернильных штрихах нового текста;     
- увеличение светопроницаемости отдельных участков документа;     
- остатки подчищенных штрихов, следы заглаживания и умышленного загрязнения документа;     
- повреждение защитной сетки и других печатных элементов заполненного бланка;     
б) травление первоначального текста документа выдают следующие следы:     
в) дописка к первоначальному тексту документа характеризуется:     
г) замена фотографических карточек на документе может иметь следующие признаки:     
4. Признаки подделки бланков документов являются результатом использования нескольких способов фальсификации. Такими способами являются: использование типографского набора, составленного вручную, применение форм высокой печати, изготовленных фотомеханическим и фотоцинкографским способом, а также использование многоцветной множительной техники (электрография).  
Лицо, задержанное приставом на охраняемой территории или в охраняемом помещении за нарушение установленного порядка деятельности судов или за иное правонарушение, подлежит доставлению в служебное помещение судебных приставов или в орган внутренних дел.    
В случае задержания судебным приставом на охраняемом объекте неизвестного лица, при наличии достаточных оснований подозревать его в подготовке или в совершении преступления, задержанный может быть подвергнут досмотру. Наружный досмотр одежды и вещей лица является предупредительной мерой, направленной на обеспечение личной безопасности судебного пристава и преследующей цель изъятия оружия и других предметов, которые могут быть использованы для нападения на пристава, а также служить доказательством по делу.
Досмотр следует проводить сразу после задержания правонарушителя, либо после его доставления в служебное помещение. В данном случае все зависит от степени опасности правонарушения, поведения задержанного, его состояния и некоторых иных фактов. 
Досмотру должно предшествовать предложение судебного пристава лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, предъявить документы, подтверждающие личность задержанного.     
Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних граждан и отвечающих правилам санитарии и гигиены. При производстве досмотра должны быть обеспечены: безопасность здоровья досматриваемого, его личное достоинство, сохранность сведений, компрометирующих досматриваемого, полученных при производстве досмотра.    
Досмотр вещей и других предметов производится также в присутствии двух посторонних, незаинтересованных лиц и, как правило, собственника данных вещей и предметов. При этом должна быть обеспечена сохранность досматриваемых вещей и предметов, их товарного внешнего вида.    
После производства личного досмотра или досмотра вещей составляется акт досмотра, который подписывается составителем, свидетелями и досматриваемым. Предметы, обнаруженные у досматриваемого, являющиеся орудием или непосредственно объектом правонарушения, передаются для изъятия сотрудникам милиции, которым передается и доставленное лицо.      

Тактика физической защиты судей
и других участников процесса.

При обеспечении безопасности охраняемого лица в здании или помещении судебный пристав обязан:     
- постоянно находиться рядом с охраняемым лицом или поблизости от него (до 5-6 м);     
- фиксировать все контакты охраняемых лиц;     
- осуществлять контроль за местом нахождения одежды, сумок охраняемых лиц и сотрудников, обеспечивающих их безопасность, во избежание установки подслушивающих устройств и специальной техники;     
- воздержаться от приема пищи и отправления естественных потребностей;     
- внимательно вести наблюдение, осуществлять контроль за перемещением людей и предметов, располагаться так, чтобы входные и выходные двери, окна всегда были в поле зрения.    
Общий порядок обеспечения безопасности охраняемого лица при его следовании от места работы до места жительства (или обратно), также при переезде служебным автотранспортом из одного пункта города в другой следующий:     
- обеспечение безопасности осуществляется не менее чем двумя судебными приставами;     
- используется, как правило, комплексный характер работы (один сотрудник работает гласно, второй - негласно);     
- обязательно используются технические средства (радиостанция, диктофон и т.д.);     
- подопечное лицо, как правило, знает о том, что его охраняют;     
- усилия по обеспечению безопасности сосредотачиваются на наиболее опасных участках (перекрестки, выезды и двор);     
- после посадки в автомобиль двери и окна должны быть закрыты и поставлены на стопор.           

Тактика судебного пристава в процессе охраны объекта,
перевозимого в купе пассажирского поезда.

     
       Транспортировка материалов судебных дел и вещественных доказательств в другой регион может быть связана с необходимостью перевозки этих объектов, а также лиц, например свидетелей, в купе пассажирского поезда.
    
Сопровождению объекта охраны в купе должна предшествовать проверка маршрута, который, по возможности, не должен пролегать через наиболее людные участки привокзальной площади, вокзала и перрона. Именно поэтому приехать на вокзал следует заранее, предварительно проверив, нет ли за машиной судебных приставов слежки. Вполне очевидно, что номер поезда, купе и пункт следования должны быть известны лишь узко ограниченному кругу лиц.      
Перенос груза или сопровождение лица от автомобиля до вагона должен быть осуществлен за один раз. Повторное возвращение к машине считается крайне нежелательным, так как возникает необходимость разделения сил охраны на две части. Поэтому количество "носильщиков" должно соответствовать объему груза, либо следует привлечь дополнительные силы.    
При переносе охраняемых объектов или сопровождении охраняемых лиц от автомобиля до вагона, старшему группы судебных приставов необходимо следовать позади человека, несущего чемодан, портфель, сумку и т.д. Один из приставов должен идти впереди. Если, допустим, охраняемые объекты переносят три человека, то желательно, хотя бы на период посадки в вагон, присутствие еще одного судебного пристава или работника милиции. Этому сотруднику следует идти чуть сбоку от лиц, несущих охраняемые объекты, и, в зависимости от особенностей маршрута, прикрывать их то с одной, то с другой стороны. Целесообразно заранее договориться о системе условных знаков на случай нежелательных ситуаций ("внимание", "опасность справа (слева)", "уходим в … направлении" и т.д.).    
Перед размещением охраняемого объекта в купе пассажирского вагона оно должно быть проверено на предмет возможного нахождения в нем посторонних лиц и неизвестных предметов, наличия неисправностей в запорах на дверях и окнах. Следует обратить особое внимание на исправность фиксатора-упора, который предотвращает полное открытие двери купе снаружи.
Следует признать весьма относительной встречающуюся в специальной литературе рекомендацию об обязательном размещении охраняемого объекта на нижней полке и под столом. В зависимости от складывающихся обстоятельств и времени суток охраняемые объекты могут быть частично размещены на верхней полке, в нише над входом в купе, т.е. в любом месте, где они будут замаскированы от посторонних глаз, например, ревизоров, поездных продавцов, работников транспортной милиции. Состояние охраняемых объектов должно постоянно контролироваться с целью предупреждения их кражи или порчи.     Размещение объектов в ящиках под нижней полкой нецелесообразно, так как не исключена кража из соседнего купе.     
Дверь в купе должна быть постоянно закрыта на защелку. Фиксатор в левой половине двери следует опустить. Судебным приставам следует постоянно находиться в купе и выходить из него только по служебной необходимости и для отправления естественных надобностей. Как альтернативный вариант охраны - один из приставов находится в коридоре возле двери соседнего купе или в конце коридора. Он контролирует появление подозрительных лиц и в случае возможного нападения первым противодействует преступникам, предупреждая тем самым своих коллег, находящихся в купе. Выполнение подобных служебных задач целесообразно осуществлять в гражданской одежде.    
При возникновении пожара или аварии судебные приставы принимают участие в ликвидации происшествия, не ослабляя контроля за охраняемым объектом. Если происшествие угрожает безопасности находящихся в купе охраняемых объектов или перевозу людей, то принимаются меры к выносу охраняемых объектов или людей в безопасное место и усилению охраны.     

Тактика судебного пристава по обеспечению безопасности
лиц при сопровождении на автомобильном транспорте.

     
Обеспечение безопасности при сопровождении на автомобильном транспорте входит в перечень мероприятий по охране лиц из пункта выезда, непосредственного сопровождения в пути следования и прибытия в пункт назначения.    
Сопровождение охраняемых лиц осуществляется силами судебных приставов, а в особо сложных ситуациях - во взаимодействии с сотрудниками иных силовых структур (ОМОН, СОБР, отдел физической защиты налоговой полиции, ОСБ ОВД и др.).    
Типовым вариантом охраны при сопровождении на автомобильном транспорте является использование двух автомобилей.     
Первая автомашина начинает движение по маршруту перевозки за 5-10 минут до основной машины или колонны. В состав экипажа первой автомашины входят два судебных пристава и водитель.     
Задачи экипажа:     
- контроль за обстановкой на дороге;     
- контроль за наиболее вероятными точками возникновения опасности для охраняемых лиц;     
- замена второй автомашины сопровождения при возникновении внезапных отказов материальной части автомобиля;     
- огневая поддержка и прикрытие в случае вооруженного нападения на основную колонну.     
В экипаж второй автомашины сопровождения входят водитель и два-три судебных пристава. Экипаж данной автомашины осуществляет непосредственное эскортирование автомашины охраняемого лица и обеспечение его безопасности при сопровождении.    
При сопровождении на прямолинейных участках дорог вторая машина следует сзади слева на минимально безопасном расстоянии, не допуская близкого подъезда других автомашин к машине сопровождения. При проезде перекрестков автомашина сопровождения занимает место справа или слева от основного автомобиля в зависимости от ситуации (интенсивность движения, наличие препятствий и т.п.).     
Старший группы сопровождения находится во второй автомашине.     
При официальном сопровождении привлекается автомашина ГИБДД.         

Маршрут движения.

Маршрут движения может быть:     
- постоянным (дом - работа);     
- временным (при выезде на мероприятия и церемонии);
- основным и резервным.      
Основной - маршрут, по которому запланировано движение.
Резервный - маршрут, по которому ведется или продолжается сопровождение в случае каких-либо осложнений. Например, при малейшем подозрении на возникновение опасности или неожиданного препятствия (затор, авария и т.д.) необходимо изменить маршрут по имеющемуся плану объезда.При прокладке маршрута старший группы сопровождения связывается с ГИБДД для уточнения обстановки.
2. Тактика действий судебного пристава в ходе подготовки судебного заседания.

      В процессе подготовки к рассмотрению дела в суде возникает целый ряд задач, решением которых, по роду своих функциональных обязанностей, занимается судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Он, в частности, планирует, организует и проводит обследование судебных помещений на предмет нахождения в них нежелательных предметов, например, взрывных устройств, подслушивающей аппаратуры, а также не установленных лиц, проникших в судебное помещение до начала официального доступа в него участников судебного процесса.     
Очень ответственным направлением работы судебного пристава при подготовке к судебному заседанию является сбор информации и оценка вероятности конфликтов, инцидентов и криминальных ситуаций в ходе суда. Данная работа заключается в консультациях с судьей, в производстве которого находится дело, изучении материалов обвинительного заключения или искового производства с целью выяснения ключевых доказательств и главных свидетелей по делу, которых, возможно, придется охранять.     
В ходе анализа и оценки вероятности нежелательных ситуаций в ходе суда, судебному приставу имеет смысл встретиться со следователем и оперативным работником с целью выяснения, имели ли место факты противодействия расследованию, а если имели, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.