На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Определение круга аффилированных лиц, уведомление, ведение их учета. Предоставление информации физическими лицами, признанными аффилированными. Приобретение аффилированным лицом доли в уставном фонде общества. Возмещение убытков хозяйственному обществу.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 23.12.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
Деятельность хозяйственного общества по
определению своих аффилированных лиц

Закон Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон), вводя в белорусское право понятие аффилированного лица хозяйственного общества, одновременно устанавливает определенные обязанности общества в связи с наличием у него аффилированных лиц. Рассмотрим, в чем состоят упомянутые обязанности и какие действия должно совершить хозяйственное общество в процессе их исполнения.
Иходя из ч. 3 ст. 56 Закона в связи с введением института "аффилированное лицо" хозяйственное общество обязано осуществить три следующих действия:
определить круг своих аффилированных лиц в порядке, установленном хозяйственным обществом;
письменно уведомить лиц, которые отнесены хозяйственным обществом к его аффилированным лицам, о том, что они являются таковыми;
вести учет аффилированных лиц хозяйственного общества.
Остановимся на каждом из перечисленных действий подробнее.
Определение круга аффилированных лиц
Хозяйственное общество, устанавливая порядок, в котором будет определяться круг его аффилированных лиц, вправе исключить применение объективного критерия выявления указанных лиц. Иными словами, общество может отказаться от выявления аффилированных лиц на основании данного в Законе общего определения соответствующего понятия, ограничившись применением субъективного критерия, то есть указать на то, что аффилированными лицами данного хозяйственного общества являются конкретные категории лиц. Субъективный же критерий проигнорировать невозможно, поскольку законодатель в ч. 2 ст. 56 Закона называет категории лиц, которые при любых обстоятельствах должны рассматриваться в качестве аффилированных лиц хозяйственного общества. * 
При определении аффилированных лиц с опорой на субъективный критерий желательно максимально точно поименовать все категории лиц, которые будут относиться к аффилированным лицам соответствующего хозяйственного общества. Дело в том, что законодатель, перечисляя категории лиц, в любом случае признаваемых аффилированными по отношению к обществу, охарактеризовал их достаточно общо. Поэтому уже само хозяйственное общество должно при определении круга своих аффилированных лиц добиться максимальной конкретизации.
Поясним, что процедура определения круга аффилированных лиц как бы распадается на два самостоятельных действия. Сначала необходимо установить именно категории лиц, которые будут признаваться аффилированными по отношению к данному обществу, а не перечислять сразу "поименно" конкретных лиц, ведь этот перечень может со временем изменяться. Указать такие категории следует в локальном нормативном акте хозяйственного общества, который, по нашему мнению, должен быть принят общим собранием участников общества. Хотя в законодательстве не устанавливается четко, какой орган управления общества "отвечает" за реализацию рассматриваемой обязанности, а потому теоретически вышеупомянутый локальный акт может принять и совет директоров (наблюдательный совет), наиболее корректным представляется все-таки принятие его общим собранием участников.
Определив категории лиц, которые будут относиться к аффилированным лицам данного хозяйственного общества, последнему необходимо сформировать и конкретный перечень лиц, являющихся на конкретную дату аффилированными по отношению к этому обществу. Указанный перечень формируется на основе очерченного в локальном нормативном акте хозяйственного общества круга (категорий) аффилированных лиц.
С составлением такого перечня у хозяйственного общества могут возникнуть некоторые проблемы в силу того, что у общества на первоначальном этапе отсутствует информация обо всех его аффилированных лицах. В частности, вряд ли у хозяйственных обществ в настоящее время имеется информация обо всех родственниках и свояках физических лиц, являющихся его аффилированными лицами, между тем упомянутые родственники и свояки также должны быть включены в число аффилированных лиц исходя из ч. 2 ст. 56 Закона. У общества может отсутствовать информация и о членах органов управления аффилированных с ним юридических лиц, а также о других категориях физических лиц, признаваемых согласно Закону аффилированными.
Получить такую информацию хозяйственное общество может только обратившись к соответствующему физическому лицу. В связи с этим законодатель предусмотрел право хозяйственного общества на обращение к своим аффилированным лицам, в отношении которых оно точно знает, что они таковыми являются, за информацией, необходимой для определения круга аффилированных лиц хозяйственного общества (ч. 3 ст. 56 Закона). В то же время аффилированное лицо, к которому обратилось общество, может отказать последнему в предоставлении нужной информации и обязать такое лицо предоставить ее невозможно. При этом указанный случай не охватывается ч. 8 ст. 56 Закона, устанавливающей обязанность аффилированного лица возместить убытки, причиненные обществу непредоставлением информации, указанной в ч. 4, 6 и 7 той же статьи.
В данном случае у хозяйственного общества имеется только возможность взыскания убытков с лица, их причинившего, на основании общегражданского принципа возмещения убытков, отраженного в ст. 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Получить информацию о юридических лицах, являющихся аффилированными по отношению к хозяйственному обществу, на наш взгляд, проще по следующей причине. Как и в иных странах мира, в Республике Беларусь ведется торговый регистр юридических лиц, в нашей стране именуемый Единым государственным регистром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Данные ЕГР являются общедоступными, и любое лицо может получить их за умеренную плату.
Уведомление лиц, отнесенных к аффилированным
Обязанность письменно уведомить лиц, которые отнесены хозяйственным обществом к его аффилированным лицам, должна быть исполнена, по нашему мнению, посредством направления соответствующим лицам заказных писем с уведомлением и описанием вложения либо посредством доставки письма с использованием услуг курьерской почты. Именно эти способы могут гарантировать, что аффилированное лицо будет точно уведомлено о том, что оно является таковым по отношению к хозяйственному обществу.
Надлежащим, на наш взгляд, следует признавать письменное уведомление по последнему известному хозяйственному обществу адресу аффилированного лица. Если же у хозяйственного общества отсутствуют точные адреса, например, членов органов управления его аффилированного лица, общество, как представляется, должно направить уведомление по месту нахождения своего аффилированного лица или, что более правильно, запросить его о месте жительства лиц, которые входят в его органы управления. **  В случае если аффилированное лицо хозяйственного общества откажется предоставить указанную информацию либо проигнорирует обращение к нему, по нашему мнению, никаких последствий для такого лица не наступит.
Отметим, что и невыполнение самим хозяйственным обществом рассматриваемой обязанности также может остаться без каких-либо негативных последствий для общества, так как законодатель не указывает, что неуведомление хозяйственным обществом своих аффилированных лиц влечет возмещение обществом убытков этим лицам в каких-то случаях.
В то же время даже в отсутствие непосредственного указания на это в Законе гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков по общему правилу присутствует всегда, когда речь идет о нарушении гражданско-правовой обязанности. Эта особенность отличает гражданско-правовую ответственность от любых иных видов ответственности, в частности административного характера, для применения которых необходимо точное указание на вид правонарушения. Но административная ответственность хозяйственного общества за нарушение требования об уведомлении его аффилированных лиц, повторим, законодательно не установлена.
Ведение учета аффилированных лиц
Что касается учета хозяйственным обществом его аффилированных лиц, то указанный учет может вестись как на бумажных, так и на электронных носителях, - в зависимости от того, как урегулирует общество данный вопрос в локальном нормативном акте, регламентирующем вопросы, связанные с определением и учетом его аффилированных лиц. В том же акте следует оговорить, какие данные об аффилированных лицах хозяйственного общества подлежат учету и отражению в соответствующих учетных документах. По нашему мнению, обществу целесообразно отразить в учете следующие данные о его аффилированных лицах:
точное полное наименование юридического лица (так, как оно отражено в ЕГР);
фамилию, имя, отчество и паспортные данные физического лица, являющегося аффилированным лицом;
место жительства (место нахождения) аффилированного лица;
номер государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - аффилированного лица;
о юридических лицах, в которых аффилированные лица распоряжаются (единолично либо совместно) 20 и более процентами акций (долей участия);
о юридических лицах, в которых аффилированные лица занимают должности в органах управления либо являются управляющими (управляющей организацией);
о сделках, совершенных хозяйственным обществом со своими аффилированными лицами.
Предоставление информации физическими лицами, признанными аффилированными лицами
Закон возлагает обязанности не только на хозяйственное общество в связи с наличием у него аффилированных лиц, но и на самих аффилированных лиц в связи с приданием им такого статуса.
Так, белорусский законодатель предусматривает, что физические лица, которые являются аффилированными лицами конкретного хозяйственного общества, обязаны в порядке, установленном этим обществом, доводить до сведения общего собрания его участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета) определенную информацию (о ней скажем ниже). Такая обязанность возложена на следующих физических лиц:
входящих в состав коллегиального органа управления хозяйственного общества либо осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа этого общества;
имеющих право единолично или совместно с одним или несколькими своими аффилированными лицами (родственниками и свояками) распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества и (или) иного юридического лица, являющегося аффилированным лицом этого общества, в размере 20 и более процентов.
Таким образом, в локальном нормативном акте хозяйственного общества, которым будут регулироваться его отношения с аффилированными лицами, должно быть четко установлено, когда, кому и в какие сроки перечисленные аффилированные лица хозяйственного общества должны предоставлять соответствующую информацию. Например, в упомянутом акте может быть определено, что физическое лицо в 20-дневный срок с момента получения права распоряжаться 20 и более процентами акций (долей участия) в соответствующем юридическом лице обязано сообщить хозяйственному обществу о наличии у него такой возможности (права). Такая информация должна направляться по юридическому адресу хозяйственного общества и, по нашему мнению, адресоваться самому обществу, а не общему собранию участников и (или) совету директоров (наблюдательному совету), иначе никто не сможет воспользоваться данной информацией до проведения ближайшего совета директоров или общего собрания. Целесообразно также, чтобы в обществе был работник, в чьи обязанности будут вменены сбор такой информации, ее систематизация, ведение учета аффилированных лиц.
Итак, согласно ч. 4 ст. 56 Закона физические лица вышеуказанных категорий, являющиеся аффилированными лицами конкретного хозяйственного общества, обязаны предоставить последнему следующую информацию:
- о юридических лицах, в уставных фондах которых они единолично или совместно со своими аффилированными лицами (родственниками и свояками) имеют право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) в размере 20 и более процентов. Указанную информацию физическое лицо предоставляет в том виде и в том объеме, которые определены хозяйственным обществом в локальном нормативном акте, посвященном аффилированным лицам. По нашему мнению, такая информация должна включать сведения о наименовании соответствующего юридического лица, его месте нахождения, а также иные сведения, которые не будут являться коммерческой тайной этого юридического лица и при этом могут быть интересны хозяйственному обществу, в частности о видах деятельности, осуществляемых юридическим лицом.
Полагаем также, что физическое лицо обязано предоставлять сведения не только о тех юридических лицах, в которых ему непосредственно принадлежит доля участия (акции) в размере 20 и более процентов, но и о тех, в которых это физическое лицо может контролировать 20 и более процентов их капитала в силу косвенного контроля или "договорного" влияния ***  . Более того, указанное относится не только к физическому лицу, единолично обладающему таким контролем или влиянием, но и к лицу, которое обладает ими совместно со своими близкими родственниками и свояками. При этом все доли всех родственников и свояков соответствующего физического лица "суммируются" с долей самого физического лица, и если такая "совокупная" доля превышает 20 %, то физическое лицо должно информировать хозяйственное общество о соответствующем юридическом лице;
- о юридических лицах, в которых соответствующее физическое лицо или его аффилированные лица в виде близких родственников или свояков занимают должности в органах управления. Законодатель не конкретизирует, о каких органах управления юридического лица идет речь. К таковым же, как известно, относятся не только совет директоров (наблюдательный совет), дирекция (правление) либо директор (генеральный директор), но и общее собрание участников хозяйственного общества. Однако члены общего собрания участников общества не занимают в названном органе определенные должности, иными словами, член собрания участников - это не должность в органах управления общества. Следовательно, в рассматриваемой ситуации участие определенного физического лица либо его аффилированных лиц в общем собрании участников некоего общества не обязывает их уведомлять об этом соответствующее хозяйственное общество. Кроме того, поскольку законодатель ведет речь исключительно об органах управления юридического лица, участие соответствующего физического лица либо его близких родственников и свояков в ревизионной комиссии (занятие должности ревизора) либо в каких-то иных контрольных органах юридических лиц также не влечет за собой необходимости направлять информацию о таких лицах.
Что касается объема предоставляемой обязанными к тому физическими лицами информации о юридических лицах, в которых они занимают должности в органах управления, то он также должен определяться в локальном нормативном акте хозяйственного общества. При этом следует учитывать, что такая информация не должна относиться к коммерческой тайне соответствующего юридического лица;
- об известных соответствующим физическим лицам совершаемых или предполагаемых сделках хозяйственного общества, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными. Рассматривая указанную обязанность, необходимо выделить несколько моментов.
Во-первых, подчеркнем, что Закон обязывает физическое лицо, являющееся аффилированным лицом хозяйственного общества, предоставить информацию лишь об известных ему сделках, в которых такое лицо может быть заинтересовано. Такой подход вполне понятен, так как указанное лицо может просто не знать о тех сделках, которые совершаются либо готовятся к совершению с обществом, в заключении которых оно может быть признано заинтересованным лицом.
Во-вторых, нельзя не заметить, что предоставление информации об уже совершаемых сделках общества может и не достичь цели, которую, очевидно, преследует законодатель, а именно соблюдение требования ст. 57 Закона о том, что решение о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, должно быть принято общим собранием участников хозяйственного общества. Если сделка уже совершается, то вполне возможно, что соответствующая информация запоздает, в результате чего общество заключит сделку без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 57 Закона.
В-третьих, в отношении предполагаемых сделок хозяйственного общества очень важно предусмотреть срок, в течение которого с момента, когда определенному физическому лицу стала известна информация о предполагаемой сделке, оно должно сообщить об этом обществу. Определить такой срок следует опять же в локальном нормативном акте хозяйственного общества, в котором регулируются отношения с его аффилированными лицами. По нашему мнению, указанный срок целесообразно ограничить 3-5 днями с того момента, когда физическому лицу стало известно о возможном совершении сделки "с заинтересованностью". Такой срок позволит обществу совершить сделку с точным соблюдением всех предусмотренных законодательством процедур.
Наконец, заметим, что информация о вышеназванных сделках носит оценочный характер, что оставляет аффилированному лицу возможность при желании сослаться на то, что ему не было из и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.