На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 79752


Наименование:


Курсовик изучение методик целенаправленного формирования психологической готовности к школе у дошкольников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 9.7.2014. Сдан: 2014. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: 41.

Описание (план):


Содержание.
Введение.
Глава 1.Теоретический анализ понятия школьной зрелости детей дошкольного возраста.
1.1.Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению.
1.2.Физическая готовность.
1.3.Психолого-педагогическая готовность.
1.3.1.Мотивационная (личностная) готовность.
1.3.2.Эмоционально-волевая готовность.
1.3.3.Интеллектуальная готовность.
Глава 2.Эмпирическое исследование интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста.
2.1.Выявление уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.
2.2.Содержание работы по формированию интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста.
2.3.Анализ эффективности проведённой работы.
Заключение.
Литература.
Приложение.


Введение.
Развитие образования - приоритетное направление в развитии нашего общества. Оно предполагает воспитание поколения людей, способных завершить демократические преобразования и вывести страну на передовые рубежи экономики. Эта задача требует создания условий для реализации творческого потенциала каждого ученика, в том числе условий для выбора места, формы, содержания и сроков образования. Для успешного обучения ребёнка важно определить уровень его готовности к систематическому обучению.
Современная школа предоставляет возможность выбирать содержание и тип обучения, варьировать сроки обучения и программы. В связи с этим повышается значение первоначального обследования ребёнка перед поступлением в школу. Традиционно установилась практика проверки готовности детей к школе на основе показателей вербального мышления и уровня сформированности навыков чтения и счёта.
Тема готовности дошкольника к поступлению в школу изучалась с разных сторон видными советскими психологами, педагогами, физиологами. Однако в настоящее время в современной российской школе идет процесс трансформации ее структуры, форм и содержания. Он не может не отражаться и на требованиях, предъявляемых к подготовке старших дошкольников, которая включает не только образовательный, но и психологический, социальный и физиологический компоненты. А ввиду того, что данные изменения происходят в настоящий момент, научных разработок отечественных авторов, которые учитывали бы актуальные требования школы крайне мало. Все эти факты вкупе обусловливают особую значимость и актуальность, которую приобретает исследование темы формирования школьной зрелости у дошкольников.
От того, как ребенок вступит в школьную жизнь, зависит результат его дальнейшего обучения, его самоощущения, его адаптации к социальной среде. С первых дней необходимо создать для ребенка такие условия, чтобы он был уверен в себе, ориентирован на успех, не боялся добиваться поставленных целей. Это возможно сделать только при условии соответствия его интеллектуальной готовности определенному стандарту, предъявляемому школьной программой. Именно этим вызван интерес к указанной проблеме.
Таким образом, проблема интеллектуальной готовности к школьному обучению является очень важной в русле подготовки ребенка к обучению в школе. В литературе дается описание множества методик, предназначенных для определения уровня развития различных сторон познавательного развития, но определенного комплекса, предназначенного для всестороннего обследования интеллектуальной готовности, нет. Все это и обусловило актуальность проведенного исследования.
Теоретическую базу работы составляют труды, посвященные исследованию процессов творчества и познавательной деятельностью людей с высокой успешностью (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Н. С. Лейтес и др.), показателей готовности к обучению в школе (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, И. В. Дубровина, Н. И. Гуткина, F. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова), а также формированию этой готовности (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Ш.А.Амонашвили, М. Р.Битянова, Йирасек Я., Овчарова Р. В. и др.)
Гипотеза: формирование отдельного компонента школьной зрелости будет происходить наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
1) правильной организации специальных мероприятий (занятий, тестов, целенаправленных игр и т.д.);
2) индивидуального подхода при подготовке детей;
3) взаимодействие ДОУ и семьи в подготовке детей к школе.
Актуальность и гипотеза работы обусловили цель данного исследования: изучение методик целенаправленного формирования психологической готовности к школе у дошкольников.
Достижение данной цели возможно путем решения ряда научно-исследовательских задач:
Задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Подбор методов исследования, направленные на изучение готовности детей к обучению в школе.
3. Анализ полученных результатов.
4. Рекомендации коррекционных мероприятий для педагогов и родителей.
Объектом исследования является школьная зрелость у дошкольников. Предметом исследования - механизм ее формирования у старших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблемам школьной зрелости и ее формирования; методы психологической диагностики с использованием стандартизованных методик при проведении констатирующего эксперимента; формирующий эксперимент; статистическая обработка и теоретический анализ полученных результатов.
Исследовательской базой исследования послужили 39 детей старшего дошкольного возраста из двух подготовительных групп МБДОУ ЦРР детский сад < %D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4> №221«Дружный экипаж» г. Ульяновска - экспериментальная и контрольная.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Сбор и анализ педагогической, психологической, физиологической литературы по исследуемой теме.
II. Составление алгоритма диагностики школьной зрелости;
III. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика психологической готовности к школе.
IV. Формирующий этап. Проведение ряда занятий с дошкольниками, нацеленных на формирование у них школьной готовности.
V. Контрольный этап. Проведение повторной диагностики с целью выявления эффективности эксперимента.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы (28 источников), приложение.


Глава 1.Теоритический анализ понятия школьной зрелости детей дошкольного возраста.
1.1. Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению.
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии возникли термины «школьная зрелость» и «готовность ребенка к школьному обучению» [1].
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной педагогике и психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
Мухина В.С. утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [16, с.49].
Анастази А. трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками [23, с.112].
Божович Л.И. указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [2, с.69].
По мнению Рогова Е.И., важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. Он выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [25, с.44].
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту [3, с.129].
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других. [18]
Итак, традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения [22, с.27].
Наиболее полно, на наш взгляд, понятие «готовность к школе» дано в определении Венгера Л.А., под которой он понимает определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [3, с.19].


1.2.Физическая готовность.
Под физической готовностью понимают общее физическое развитие дошкольника. Рост, вес, состояние зрения, слуха, нервной системы, иммунитета, развитие мелкой моторики рук, речи - вот важные показатели физического здоровья ребенка, которые должны соответствовать возрастным нормам, и учитываться при поступлении в школу.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физические ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
При определении физического развития обычно приводят оценку трех основных показателей: длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки.
На ребёнка поступающего в школу, оформляется карта медико-педагогической готовности. Врач оценивает готовность ребёнка по медицинским критериям и заполняет первый раздел медико-педагогической карты. Педагог-воспитатель дошкольного учреждения на основе динамического наблюдения за развитием ребёнка даёт оценку готовности по психолого-педагогическим критериям.
Среди показателей, характеризующих состояние здоровья, наибольшую значимость в оценке готовности ребёнка к обучению имеют:
1.Возраст биологического развития. Он оценивается по морфологическим показателям: длина, масса тела, число постоянных зубов. Возможны три варианта развития: биологический возраст соответствует, опережает или отстаёт от паспортного возраста. В группу риска попадают те дети, у которых биологический возраст отстаёт от паспортного возраста.
2.Состояние нервно-психического здоровья. Оценивается по клиническим направлениям заболевания, степени психического и психомоторного развития.
3.Острая заболеваемость. Оценивается по числу заболеваний за предыдущий год, в зависимости от которых ребёнка следует отнести к одной из следующих групп:
-не болел
-болел эпизодически (1-3 заболевания)
-болел часто (4и более заболеваний).
4.Хроническая заболеваемость. При наличии у ребёнка хронического или длительно протекающего заболевания в карте указывается полный диагноз и состояние компенсации, субкомпенсации, декомпенсации болезни [28, с.15].
Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать < %D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0> на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. У ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные < %D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8> навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др.
Таким образом, физическая готовность к бучению к школе как важнейший фактор в ситуации выбора школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелостью основных систем его организма.


1.3. Психолого-педагогическая готовность.
Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность. Составными компонентами психологической готовности являются мотивационная (личностная < %D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>), эмоционально-волевая и интеллектуальная.
1.3.1.Мотивационная (личностная) готовность.
В 6-7 лет закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников: активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре или других видах деятельности быть первым, лучшим; появляются потребности поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочет в данный момент, а так как «надо».
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в деятельности (одним свойственно стремление к успеху высоким достижением, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). [19]
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Он характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции». [9]
Важно сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. При формировании такого отношения нужно учесть, что оно связано не только с расширением и углублением представлений ребенка об окружающем, оно определяется воспитательной ценностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом ее подачи дошкольнику.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка - необходимое условие формирования его положительного отношения к школе.
Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Разнообразны конкретные методы, средства, используемые для этого: чтение художественной литературы, организация книжного уголка, просмотр диафильмов, фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения, создание условий для игры в школу и непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.
Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.
Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения.


1.3.2. Эмоционально-волевая готовность
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинает приобретать интеллектуальные чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет игровая деятельность.
Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество. [1]
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявлять определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценивать результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще не окончательно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. [13]
Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми.
В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю, как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для школьников не только средством общения, но и средством организации поведения. [17]
В современных научных исследованиях понятие волевого действия практикуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор решения и постановку цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительной частью.
Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинять мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает. [13]
В эмоционально-волевом плане школьная зрелость х........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.