На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диссертация ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ.ЗАЩИТА ПРАВ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Информация:

Тип работы: Диссертация. Добавлен: 14.07.2014. Страниц: 173+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: 94,32.

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 15
1.1. История развития института приемной семьи в российском праве 15
1.2. Понятие, правовая природа и принципы приемной семьи 28
Выводы по первой главе 60
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 63
2.1. Права и обязанности сторон договора о приемной семье 63
2.2. Правовое регулирование деятельности органов опеки 78
и попечительства в образовании приемной семьи 78
Выводы по второй главе 88
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ О ПРИЕМНОЙ
СЕМЬЕ 94
3.1. Анализ зарубежного законодательства о приемной семье (на примере США и других государств) 94
3.2. Понятие и система мер защиты прав сторон договора о приемной
семье 109
3.3. Защита прав приемных детей 131
3.4. Защита прав приемных родителей 146
Выводы по третьей главе 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
ЛИТЕРАТУРА 173
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 197

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено относительно новой в семейном законодательстве теме – институту приемной семьи. В изменившихся экономических и социальных условиях российской действительности возникает необходимость проведения тщательного и развернутого исследования по реализации прав ребенка оставшегося без попечения родителей, где приемная семья является одной из наиболее эффективных форм замены кровнородственной семьи. При этом специфика института приемной семьи состоит в том, что этот институт является по своей природе гражданско-правовым договором в брачно-семейном законодательстве, где имущественные отношения не всегда значительную сторону особенно применительно к основным началам семейного права.
Актуальность темы приемной семьи заключается в том, что этот институт, являющийся пока еще новым явлением в жизни российского общества с течением времени должен стать явлением если не традиционным, то, во всяком случае, нормальным в обычном смысле слова.
В отличие от усыновления, институт приемной семьи характеризуется договорными отношениями между органами опеки и попечительства и приемными родителями и потому этот институт имеет правовую природу как семейно-правовое соглашение с элементами публичности, при котором применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в той степени, в какой это не противоречит семейно-правовым принципам.
С сожалением приходится констатировать, что в современном мире, где Россия стала занимать не самое последнее место, семейные ценности девальвированы, в развитых странах повсеместно наблюдается кризис семьи как основной ячейке общества. Семья, будучи ранее кирпичиком в построении всего здания государственной конструкции, перестает служить составной частью как самого государства, так и общества. Массовый эгоизм современного социума нередко предпочитающего удовлетворение своих потребительских интересов и не заботившихся о будущих поколениях приводит к росту числа детей оставшихся без родительского попечения.
Между тем воспитание оставшихся без родительского попечения детей в приемной семье имеет большое значение. В приемной семье воспитывается личность, подготовленная к полноценной жизни и к выполнению различного рода социальных ролей. Как правило, в приемной семье ребенок, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и оказывать помощь другим, т.е. состоявшимся с учетом возраста гражданином. К тому же материальное обслуживание такого ребенка является более дешевым, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Практически все обязанности воспитательного и обслуживающего персонала, которые применяются в воспитательных учреждениях ложатся на плечи приемных родителей.
Увеличение приемных семей в некоторой степени может способствовать решению проблем безработицы. Тем не менее, институт приемной семьи пока не получил широкого распространения. Так, Министерство образования и науки отмечает, что по материалам практики для надлежащего функционирования приемной семьи не является достаточным только лишь придание ей такого правового статуса. На примере семей впервые принявшими решение стать приемными, можно убедиться, что результаты этого начинания всецело находятся в зависимости от степени отношения к ним общественности, от поддержки органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, от предоставления приемным семьям соответствующих льгот и преимуществ.
Целью настоящей работы является обширный анализ всего законодательного массива и правоприменительной практики, выявление особенностей применения положений института приемной семьи с последующими выводами и рекомендациями, которые не могут являться какими-либо твердо установленными положениями, а напротив требуют дальнейшего обсуждения, ибо относительно слабая правоприменительная практика в Российской Федерации и новизна института приемной семьи требует осторожности в высказывании тех или иных существенных предложений по совершенствованию в этом отношении гражданского и семейного законодательства.
В связи с приведенными доводами ставится задача, прежде всего обзора и общей характеристики истории института приемной семьи, исследование его основных положений в зарубежном законодательстве преимущественно на примере США, с исследованием целесообразности применения в Российской Федерации.
Ставится задача проведения обширного анализа понятия, правовой природы и принципов приемной семьи. В продолжение исследования проводится анализ правового механизма создания приемной семьи договорных отношений сторон, их прав и обязанностей, особенностей правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в образовании приемной семьи.
Обращается отдельное внимание понятию и системе мер защиты прав сторон договора о приемной семье с постановкой вопросов и разработки предложений по совершенствованию защиты прав приемных детей и приемных родителей.
Все это разрабатывается путем сравнительного исследования мнений и доводов авторов-правоведов с последующим изложением авторской позиции.
В рамках указанных задач, объектом исследования являются гражданско-правовые, в совокупности с семейно-правовыми отношения сторон - приемных родителей и органа опеки и попечительства по отношению к детям оставшимся без попечения родителей в комплексе с применением гражданского и семейного законодательства, с выявлением в том или ином случае их противоречий с последующим выявлением способов их разрешения и разрешения разночтений в правоприменительной практике.
Предметом исследования являются:
? нормы гражданского законодательства, как в целом, так и касающиеся вопросов гражданско-правовых обязательств;
? нормы семейного законодательства;
? нормы гражданско-процессуального законодательства;
? нормы административного законодательства;
? научные работы, статьи, монографии авторефераты, посвященные вопросам гражданско-правовых сделок, их специфики, специфики договорных отношений по институту приемной семьи, соотношение с нормами семейного законодательства;
? отечественная и зарубежная судебная практика, отраженная в работах правоведов и обобщенная применительно к теме правильности применения основных положений гражданского законодательства в части обязательственного права и применимости при исследовании вопросов связанных с институтом приемной семьи.
В работе использованы в первую очередь помимо Конституционных положений и гражданского и семейного законодательства такие нормативные акты как Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Положение о приемной семье утвержденное постановлением правительства от 17 июля 1996 г. N 829; Конвенция о правах ребенка. (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР.1990 г. N 45. Ст. 955. 6 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.12.2009); Письма министерства образования, Закон о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей (The Adoption Assistance and Child Welfare Act), который регламентирует порядок помещения детей в приемную семью, Закон об усыновлении и сохранении семей (Adoption and Safe families Act), заменивший предыдущий закон. Кроме указанной ниже литературы используется литература российских правоведов, таких как С.Ю. Чашкова, М.В. Антокольская, П.А. Астахов, И.Л. Карнеева, И. Банников, О.В. Фетисова и другие.
Значительное место также уделяется работам зарубежных ученых, посвященные исследованию американской формы воспитания детей, именуемой «foster family» («фостерная семья»), сходной с российским институтом приемной семьи.
Методы исследования применялись в основном с использованием логико-юридического аппарата. В значительной степени в совокупности с общенаучными и частными методами применялся сравнительно-правовой метод и системный анализ. Это обеспечивало достоверность и обоснованность полученных результатов.
Научная новизна и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем.
Договор о приемной семье является новым институтом в семейном законодательстве России. Он же по своей природе является гражданско-правовым институтом и одновременно в силу своей специфики регулируется семейным законодательством.
Как известно гражданское законодательство основывается на равенстве участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (ст.ст. 1-2 ГК РФ).
Семейное право, по своей специфике, исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав. Регулирование семейных отношений должно осуществляться в соответствие с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных споров по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (ст. 1 СК РФ).
Договор о приемной семье, содержание которого должно соответствовать указанным принципам гражданского и семейно-правового законодательства в то же время должен представлять собой оптимальный синтез гражданско-правовых и семейно-правовых положений с элементами административного и трудового права. Все это ставит вопрос о рассмотрении института приемной семьи как особого правового института находящегося на стыке различных отраслей права. Поэтому основной тезис в данном диссертационном исследовании состоит в постановке вопроса о принятии отдельного законодательного акта регулирующего отношения именно приемной семьи как института в наибольшей степени подходящей заменой кровнородственной семье.
Новизна и практическая значимость проведенного исследования отражена в положениях, которые выносятся на защиту.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Институт приемной семьи является самостоятельным институтом, поскольку имеется ряд признаков позволяющих отграничить его как от опеки и попечительства, так и от института усыновления.
Расположение института приемной семьи на границе семейного и гражданского права могут быть оценены как форма и содержание. Институт приемной семьи, будучи сбалансированным нормами гражданского и семейного права, в силу договорных отношений между органами опеки и попечительства и приемными родителями имеет внешние характеристики как гражданско-правовой институт, а по содержательной стороне как институт семейно-правовой. Семейное право, несмотря на продолжающиеся споры, все же признается самостоятельной отраслью. Тем не менее, своим происхождением в силу процессов дифференциации на отрасли и подотрасли оно обязано гражданскому праву. Поэтому, соглашаясь в принципе по поводу комплексного и полиотраслевого характера договора о создании приемной семьи, следует оставаться на позиции, согласно которой договор о создании приемной семьи является договором гражданско-правовым по форме и семейно-правовым, административно-правовым, социального обеспечения и пр. по содержанию. Признание такого договора как комплексного и многоотраслевого не будет противоречить его оценке по принципам формальной логики.
Принципы семейного права, касающиеся института приемной семьи, являются здесь наиболее существенной частью содержательной стороны создания договора о приемной семье.
2. Основой института приемной семья является договор как юридический факт возникновения правоотношений органов опеки и попечительства и граждан (гражданина) пожелавших взять ребенка-сироту или оставшегося без попечения родителей в свою семью. Заключению договора должна предшествовать обязательная преддоговорная процедура, состоящая из ряда этапов административно-правового характера, где решается вопрос возможности заявителя быть приемным родителем. Следует решить вопрос о последовательности таких мероприятий как предварительная учебная подготовка будущего приемного родителя, которая должна проводиться только после юридически обоснованного вывода органов опеки и попечительства о возможности заявителя быть опекуном, а не перед подачей основных документов.
3. Несмотря на внешнее преимущество приемной семьи по сравнению с традиционным институтом опекунства качественность ее зависит от индивидуальности участников. Семейная обстановка наряду со своей эффективностью тем не менее строится на договорных отношениях, где материальная заинтересованность приемных родителей находится не на последнем месте. Катализатором непредвиденных обстоятельств может быть несовместимость приемного родителя и приемного ребенка, наличие в приемной семье кровнородственных детей, что может явиться источником конфликтов, недобросовестность приемных родителей имеющих цели не всегда совпадающие с положениями и принципами института приемной семьи. В свою очередь и при опекунстве субъектом явится родственник, могущий быть заинтересованным лицом в правильном и всестороннем, в том числе семейного характера воспитании ребенка, оставшегося без попечения родителей. Предлагается разработать специальное положение о статусе профессионального сотрудника органа опеки и попечительства наделенного соответствующими знаниями общей и возрастной психологии, социологии, ювенального права других дисциплин необходимых не только для правильного подбора приемных родителей, но возможности принятия правильного решения в каждом конкретном случае помещения ребенка оставшегося без попечения родителей.
4. Предполагается важная и решающая роль вины как главного субъективного условия гражданско-правовой ответственности наряду с условиями ответственности семейно-правовой. Поскольку конструкция п. 3 ст. 28 ГК РФ наводит на мысль о том, что о том, что приемные родители за вред могут отвечать независимо от своей вины, то указанную норму следовало бы изложить в следующей редакции: «Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, а также за вред причиненный малолетним несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине».
5. Формулировка п. 3 ст. 31 ГК РФ – «Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов» не является в полной мере удачной. «Иными причинами», по которым несовершеннолетние граждане могут остаться без родительского попечения могут быть совершенно различными, и не только «в частности, когда родители уклоняются от их воспитания», но также когда родители больны тяжелой хронической болезнью лишающей их возможности воспитывать ребенка, другими причинами которые могут преподносить жизненные обстоятельства. Данная редакция изначально подразумевает либо отсутствие родителей, либо их недобросовестность. Поэтому предлагается из данной нормы исключить фразу «в частности, когда родители уклоняются от их воспитания». Вряд ли подобная конкретика ведет к качественности гражданского законодательства.
6. под формами защиты прав приемной семьи следует понимать как самозащиту, так и обращение в государственные органы.
Способы как содержательная сторона формы защиты прав приемной семьи могут быть такие как признание оспариваемого права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе органа опеки и попечительства; самозащиты права; возмещения убытков; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
7. Для эффективной защиты прав приемных детей и приемных родителей целесообразно применять как меры ответственности, так и меры защиты. Ответственность в семейном праве носит, прежде всего, личный характер, а затем уже имущественный. Частный интерес порой приобретает оттенок публичности, что позволяет отграничить права граждан в семье в той мере, в какой это является необходимым в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан (п. 4 ст. 1 СК РФ). Представляется затруднительным установить рамки, за пределами которых следует использовать публичные начала по защите прав ребенка, в том числе в приемной семье. Излишнее вмешательство государственных органов, какими бы благими пожеланиями те не руководствовались, очень легко может перерасти в свою противоположность.
8.Положение с наделением органов опеки и попечительства правом, но не обязанностью заключить договор с потенциальными приемными родителями предполагает повышенную ответственность органов исполнительной власти. В органах опеки и попечительства должны работать профессиональные педагоги и психологи. Предлагается дополнить п. 2 ст. 14 Закона об опеке и попечительстве следующей фразой: «орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе отказаться от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях при наличии обстоятельств свидетельствующих о возможности невыполнения или ненадлежащего выполнения заявителем своих обязанностей опекуна (попечителя). Следует дополнить п. 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства вменив компетентным организациям профессиональное юридическое сопровождение приемных семей на весь срок действия договора о приемной семье.
9. Предлагается внести в ст. 148 СК РФ дополнение в следующей формулировке: «Дети, находящиеся попечительством по достижении 16 лет вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением об объявлении эмансипации при наличии оснований предусмотренных гражданским законодательством». Также дополнить п. 2 ст. 148 СК РФ положением, согласно которому дети, находящиеся под попечительством в форме приемной семьи, по достижении возраста четырнадцати лет обладают правами расторжения договора о приемной семье. Здесь же дополнить ст. 1531 СК РФ положением, согласно которому договор о приемной семье прекращается по заявлению приемного ребенка достигшего возраста четырнадцати лет.
10. Поскольку правовые отношения, регулирующие институт приемной семьи находятся на стыке различных отраслей права, то представляется необходимым разработать отдельный федеральный закон «О приемной семье», где четко установить статус приемного родителя.
В законе следует установить воспитание приемного ребенка как основную обязанность приемных родителей. Отношения между органами опеки и попечительства и приемными родителями касательно договора являются отношениями гражданско-правовыми, семейно-правовыми, однако что касается трудовых отношений, то таковой должна быть иная деятельность приемных родителей при условии, если она не препятст.........................
ЛИТЕРАТУРА

Законодательство
1. Декларация прав ребенка // Главная страница ООН. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года
2. Конвенция о правах ребенка. [рус., англ.] (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР.1990 г. N 45. Ст. 955.
3. Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах». вступил в силу для СССР с 23.03.1976 // Бюллетень. Верховного Суда РФ. - 1994. - № 2.
4. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966 г.; вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. // Бюллетень. Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 1996. №52. Ст. 5880; СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6152.
11. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве // Российская газета. 30 апреля. 2008.
12. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации // СЗ РФ. - 1997. - № 43. - Ст. 4904; 2004. - № 35. - Ст. 3607.
13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Гарант. Информационно-правовой портал
14. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 10.02.2014 г.) // Российская газета. - 2009. - № 94.
15. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 года «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» // Библиотека НПА СССР
16. Постановление Совета министров СССР от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»
17. Приказ Минздравмедпрома РФ № 369, Минобразования РФ № 641 от 25.12.1995 г. «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемый на воспитание в семью»
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 г. Москва «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета 2009. 27 мая.
19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 июня 1999 г. № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // Вестник образования. - 1999. - № 8.
20. Письмо Минобразования РФ от 30 января 1997 г. № 15/438-6 «О порядке введения в действие постановления Правительства РФ О приемной семье» // Вестник образования. - 1997. - № 8.
21. Закон о защите прав детей Латвии от 19 июня 1998 года // Vestnesis 199/200 07.08.1998 (ZINOTAJS 15, 08.04.1998) // Министерство благосостояния Латвийской республики
22. The Adoption Assistance and Child Welfare Act Adoption and Safe families Act / Закон о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей // wiki/Adoption_and_Safe_Families_Act
23. Arrangements for Placement of Children (General) Regulations 1991 / Общие инструкции об устройстве детей // ww.legislation.go


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.