На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80018


Наименование:


Курсовик анализ современного состояния и перспектив развития основного общего образования региона в Свердловской области.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.7.2014. Сдан: 2013. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: 21.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения основного общего образования региона 5
1.1 Сущность и понятие основного общего образования региона 5
1.2 Виды и типы учреждений основного общего образования региона 10
1.3 Факторы, влияющие на развитие основного общего образования региона 14
2 Исследование основного общего образования Свердловской области за 2009-2012 гг 22
2.1 Динамика развития основного общего образования 22
2.2 Анализ современного состояния основного общего образования 32
3 Основные направления развития основного общего образования Свердловской области 39
3.1 Перспективные направления развития основного общего образования Свердловской области до 2015 года 39
3.2 Пути улучшения основного общего образования Свердловской области 45
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А - Сеть и контингент дневных образовательных учреждений Свердловской области на начало 2012/13 учебного года 55
Приложение Б - Количество общеобразовательных учреждений повышенного статуса и количество обучающихся в них 56
Приложение В - Характеристика кадрового состава дневных общеобразовательных учреждений 60

Введение

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации - усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений.
Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания, и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям.
Но общество не однородно: каждый класс, каждая социальная группа, нация и даже каждый человек имеет свое представление о необходимом содержании образования.
Из истории известно, что всякий раз, когда заходила речь об определении содержания конкретных учебных курсов, сразу же возникали политические, научные, религиозные и прочие разногласия. Это-то, в конце концов, и вызвало необходимость государственного регулирования системы образования, которая актуальна и для современной цивилизации, ведь образование - основа полноценного развития, главный профессиональный ресурс любой страны. Оно является одной из основ её национальной безопасности. В своё время президент США Дж. Кеннеди в специальном послании конгрессу отмечал: «Перед нашей нацией не стоит более важной задачи, чем распространение и совершенствование возможностей образования для всего нашего народа… Образование - это наиболее выгодное капиталовложение, которое может сделать общество, и одновременно самая большая награда, которую оно может присудить».
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является одной из ключевых задач концепции Федеральной программы развития образования на 2011-2015 годы. Именно теперь, когда наше общество пожинает плоды так называемых «переходных 90-х» с их отсутствием должного спроса на качественное образование, деформирование всего учебного процесса, эта задача становится особенно актуальной.
Целью курсовой работы является анализ современного состояния и перспектив развития основного общего образования региона в Свердловской области.
В рамках курсовой работы были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты изучения основного общего образования региона;
- проведен анализ тенденций и проблем основного общего образования Свердловской области;
- определены основные направления развития основного общего образования Свердловской области.
Объектом исследования стала система основного общего образования Свердловской области.
Предмет исследования - современное состояние , факторы, динамика и направления развития основного общего образования региона.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать, Интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 60 страницах машинного текста, и включает 9 рисунков, 5 таблиц, 3 приложения. Список литературы состоит из 32 источников.


1 Теоретические аспекты изучения основного общего образования региона

1.1 Сущность и понятие основного общего образования региона

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Образовательная среда - дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся [7, c. 14].
Основная образовательная программа образовательного учреждения - документ, который разрабатывается общеобразовательным учреждением в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы; определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступенях общего образования.
Основная образовательная программа общего образования образовательного учреждения разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы общего образования (начального, основного, среднего) с учётом типа и вида конкретного образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Система образования входит в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала. В силу того что человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном обществе неуклонно возрастает (равно как и проблемы, связанные с его развитием). Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования [20, c. 18].
В 2011 г. Россия по индексу человеческого развития (ИЧР), рассчитываемому UNDP, заняла 66-е место среди 187 стран, войдя в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. При этом по совокупному индексу образования она оказалась на 41-м месте, по здравоохранению - на 122-м. Другими словами, в мировой «табели о рангах» положение России по образованию находится на достаточно высоком месте (выше странового), сохраняя серьезный потенциал роста.
Если рассматривать проблемы российской системы образования с точки зрения сохранения и накопления человеческого капитала, то наиболее проблемными являются дошкольное образование и высшее образование.
По Конституции Российской Федерации (ст. 43) общее (школьное) образование является обязательным, общедоступным и бесплатным (для потребителя).
Считается, что доступность школьного образования повсеместно обеспечивается. На деле это не так. Во-первых, по данным Минобрнауки России в настоящее время 6000 здоровых детей школьного возраста не посещают школу, по данным экспертов, эта цифра значительно выше! Во-вторых, не обеспечивается равенство доступа к качественному образованию (уже только наличие до сих пор вторых и даже третьих смен, несмотря на резкое сжатие школьного контингента, показывает различия в условиях получения образования и, в принципе, в его качестве). В-третьих, существуют достаточно серьезные различия по финансированию общего образования по регионам Российской Федерации и муниципалитетам.

Рисунок 1 - Индикаторы «всеобщности» образования [33].

Введение в значительной части субъектов Российской Федерации нормативного подушевого финансирования (НПФ) этой проблемы не решило, поскольку есть большие различия между муниципалитетами по присутствию в них городских и сельских школ, а также по социально-экономическому положению регионов и муниципалитетов [25, c. 23]. По нормативу бюджетные средства выделяются муниципалитетам (по числу проживающих в них школьников), но муниципалитет стремится перераспределить полученные деньги с учетом всего многообразия факторов (социальной ситуации, в том числе уровня безработицы, необходимости поддерживать сильные школы, чтобы «прилично» выглядеть в соревнованиях муниципалитетов, поддержки собственно элитных школ и т.п.).
Как показывает международный опыт, в частности опыт Великобритании, введение нормативного подушевого финансирования (образовательных ваучеров) приводит к тому, что состоятельные семьи уезжают из мест со средними по качеству школами туда, где школы лучше, в результате происходит резкая дифференциация территорий по доступу к хорошему (качественному) образованию.
В результате в системе возникают «образовательные гетто» - школы с высокой концентрацией детей из малообеспеченных и низко (инако) культурных семей, при этом качество получаемого ими образования становится тормозом как для развития самих детей (надо приложить немалые усилия для того, чтобы вырваться из «гетто»), так и для целых регионов [15, c. 20].
В России, как отмечается в Стратегии 2020, также «усиливается разрыв между школами по уровню качества образования, а значит, растет неравенство в доступе к качественному образованию. По результатам исследований все более четко выделяется сегмент школ (от 4-5 до 25% в зависимости от региона), где концентрируются учащиеся из групп риска: выходцы из неблагополучных семей и семей с низким достатком; показывающие крайне низкие образовательные результаты; слабо владеющие русским языком. Происходит маргинализация таких школ и их учеников».
Опыт как Великобритании, так и других стран, включая Россию, показывает, что применение экономических методов в системе образования может оказывать весьма сильное воздействие на ее развитие, и не всегда положительное.
Управленческий простой и прозрачный принцип распределения бюджетных средств («деньги следуют за учеником») оказывается не в состоянии «справиться» с многообразием социально-культурных и экономических ситуаций, в которых он применяется [30, c. 40]. Метод нормативного подушевого финансирования, как представляется, целесообразно использовать как один из важнейших индикаторов в системе управления образованием, показывающих, что в одной школе образуется избыток финансирования (по отношению к нормативной потребности), а в другой - его нехватка для каждодневного функционирования, что ведет к резкому ухудшению условий получения образования. В обоих случаях должны приниматься управленческие решения, поскольку рост числа учащихся в одной из школ может оказаться столь же непродуктивным для ее развития, как и сокращение этого числа в другой: и в первой и во второй школах по-разному, но будет страдать качество образования.

1.2 Виды и типы учреждений основного общего образования региона

Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды.
Начальная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года). Начальная школа - это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования - получения основного общего образования. Основными задачами учреждений начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
В настоящее время начальная общеобразовательная школа представлена тремя основными государственными системами обучения: традиционной, системой развивающего обучения Л. В. Занкова и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. В образовательных учреждениях начального уровня реализуются и такие экспериментальные программы как «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Школа России» и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Основная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет - вторая (основная) ступень общего образования). Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В основной общеобразовательной школе могут реализовываться программы начального общего образования [16, c. 28].
Средняя общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года - третья (старшая) ступень общего образования). Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, на третьей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, реализуемое путем создания профильных школ. Профильное обучение- это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильная школа- это основная институциональная форма реализации цели профильного обучения. В перспективе предусматриваются и иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Для наиболее эффективного осуществление процесса профильного обучения предусматривается непосредственный контакт профильной школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования [19, c. 13].
Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем (9-ом) классе основной ступени общего образования.
В средних общеобразовательных школах также могут реализовываться образовательные программы начального общего и основного общего образования.
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Может реализовывать образовательные программы начального общего и основного общего образования. Основной задачей таких школ (иногда их именуют спецшколы) является преподавание (помимо основных образовательных учебных предметов) в рамках узкой специализации по отдельному предмету (предметам). Это существенно отличает спецшколы от гимназий и лицеев, реализующих широкий спектр дополнительных учебных дисциплин. В своем большинстве это - спортивные спецшколы, школы с углубленным изучением иностранных языков и физико-математические школы.
Гимназия - реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Существенное внимание уделяется изучению иностранных языков, культурологическим, а также философским дисциплинам. Гимназии могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. В большинстве случаев в гимназиях учатся дети с повышенной мотивацией к обучению. Гимназические классы могут организовываться и в обычных общеобразовательных школах.
Лицей - образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физико-математическому и др.). Лицеи, как и гимн........

Список использованных источников:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.- Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru
2. Об образовании в Свердловской области [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru
3. О прохождении несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, в Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 29 марта 2013 г. N 385-п. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru
5. Об утверждении Примерных положений о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье. [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 27.06.1994 N 225 (ред. от 30.08.2000). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http//www.consultant.ru
6. Абанкина И.В., Савицкая Е.В., Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств [Текст]: М., 2006 г., - №7. - С. 45
7. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций [Текст]: учеб. Пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой.- 3-е изд., стер.- М.: Новое знание, 2004.- 409 с. - (Экономическое образование);
8. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. [Текст]: - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2011
9. Беспалова Т. Система образования в России. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.kop.ru < >10. Бочаров В.Д. Системность в управлении. [Текст]: - М., 2011.
11. Бюджет и образование[Текст]: / Шеховцева М.Б. //Обучение в России -2009- № 2. С.22-24.
12. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы [Текст]: - М.: «Дашков и Ко», 2003. - 532с.;
13. Гин А. Учиться у финнов. [Текст]: Журнал «Народное образование < pedsovet/fair/cat/informsponsor/narodobr.htm>», № 2, 2007 г.
14. Дробозина Л.А. Финансы [Текст]: - М.: «Дашков и Ко», 2006. - 496с.;
15. Загвоздкин < avtory/Zagvozdkin-Vladimir> В. Секрет финского успеха [Текст]: //Факторы эффективности финской системы образования. Журнал «Народное образование < pedsovet/fair/cat/informsponsor/narodobr.htm>«, № 4, 2006
16. Захарычева А.М. Оценка современной структуры источников финансового обеспечения высшего образования [Текст]: /А.М. Захарычева //Финансы и кредит. 2011. №24.
17. Захарычева А.М. Финансовые инструменты обеспечения расходов на высшее образование [Текст]: /А.М. Захарычева // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. №4.
18. Маркова Е.К. Педагогический мониторинг. [Текст]: // Современное дошкольное образование, 2010, № 5.
19. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. /Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. Н.Новгород: НИМБ, 2012.
20. Недзвецкая Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления [Текст]: //Вестник РУДН. 2012. № 4-5. С. 228-235.
21. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. [Текст]: - М., 2002.
22. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе [Текст]: / Парадоксы наследия, векторы развития. - М., 2012. - С. 149.
23. Обучение с приключением [Текст]: /Степаненко М.Т.//Образование 2009 №5. С.20-25
24. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России. [Электронный ресурс]: Государственный Университет «Высшая школа экономики». Режим доступа: webmaster@hse.ru
25. Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования [Текст]: / Под ред. Т.В.Абанкиной, Б.Л.Рудника -М: ГУ-ВШЭ, 2012
26. Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2012.
27. Поздняк Л.В. Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке [Текст]: проблемы и перспективы : матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001 г г.). - М. : МПГУ, 2011.
28. Рыжкова Т. Н. Приоритетный национальный проект «Образование»: проблемы и пути реализации в регионе [Текст]: / Т. Н. Рыжкова, В. В. Багин // Регионология. -2008. - №3. - С. 42-51
29. Федорова М.Ю. Образовательное право [Текст]: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2011.
30. Чудинова В. Статья «Чтение детей как национальная ценность» [Текст]: Информационно-публицистический бюллетень, «Просвещение», № 1 (23), март 2009, с. 5
31. Шкатулла В.И. Образовательное право [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2011.
32. Шкатулла В.И., Кудрявцев Ю.А. Законодательство об образовании и правовые аспекты совершенствования управления образованием [Текст]: Экспериментальная учебная авторская программа. - М., 2011
33. www.gks.ru < >34. < >



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.