На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80111


Наименование:


Диплом изучение понятия статуса судей и конституционных принципов этого понятия.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 17.7.2014. Сдан: 2014. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: 91.

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Конституционные основы статуса судьи в Российской Федерации…………………………………………………………………………...…6
1.1.? Понятие статуса судьи…………………………………………………...……6
1.2.? Конституционные гарантии самостоятельности органов судебной власти и независимости судьи……………………………………………………………….9
1.3.? Развитие конституционных основ статуса судьи в федеральных конституционных законах………………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Развитие в законодательстве конституционных основ статуса судьи…………………………………………………………………………………..18
2.1.? Краткая характеристика законов, развивающих конституционные основы статуса судьи…………………………………………………………………..….18
2.2. Порядок отбора на судейские должности и наделения судейскими полномочиями…………………………………………………………………….22
2.3. Правовое регулирование пребывания лица на государственной должности судьи…………………………………………………………………………….…29
ГЛАВА 3. Судья в отставке……………………………………………………….43
3.1. Правовые режимы пребывания в отставке………………………………....43
3.2. Ответственность судьи в отставке…………………………………….…….49
3.3. Приостановление и прекращение отставки судьи……………….………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...55


Введение

Принятая в 1993-м году, конституция Российской Федерации провозгласила на территории страны правовое государство. Одной из важнейших черт, характеризующих правовое государство, является верховенство законов и возвышение суда в качестве главного средства обеспечения их соблюдения.
С учетом того, что суд, в силу своей специфики, является одной из важнейших ветвей государственной власти и обладает абсолютной независимостью, судьи неизбежно получают статус особых должностных лиц. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. "О судебной системе в Российской Федерации" дает четкое определение: "Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе".
Данная работа посвящена теме "Правовой статус судей Российской Федерации".
Актуальность проведенных исследований обусловлена довольно частым изучением вопросов, поднятых в работе, а освещение темы в ракурсе нескольких тесно переплетающихся между собой дисциплин наиболее точно соответствует современным условиям.
Теме настоящего исследования посвящено великое множество работ. Большинство из них носят общий характер и их содержание изложено в учебной литературе. Помимо этого, было выпущено большое количество монографий, в которых рассматриваются более узкие аспекты представленной темы. В качестве примера такой монографии можно привести работу «Статус судьи», автором которой является доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, член-корреспондент РАН М.И. Клеандров.
Однако, для исследования проблематики представленной темы, необходимо учитывать особенности современных условий.
Недостаточная разработка на практике в совокупности с высокой значимостью придают проведенному исследованию несомненную новизну, а рассмотрение поднимаемых вопросов, бесспорно, несет в себе как практическую значимость, так и теоретическую составляющую.
Предмет работы - правовой статус судей в Российской Федерации.
Цель проводимого исследования - изучение понятия статуса судей и конституционных принципов этого понятия. В качестве основы служат отечественные и зарубежные исследования, посвященные данной и сходной проблематике.
Для достижения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов правового и конституционного статуса судей в РФ;
2. Определение и исследование содержания правового и конституционного статуса судей в РФ.
Выбор темы, схема построения работы и перечень освещаемых вопросов обусловлены высокой актуальности данной проблемы в современном мире.
Представленная работа выполнена в соответствии с традиционными требованиями и включает в себя введение, основную часть, заключение и список используемой литературы.
В качестве методологической и теоретической основы проводимого исследования использовались нормативные и правовые документы, непосредственно относящиеся к теме работы.
В качестве источников информации была использована учебная литература, справочная литература, обзоры и статьи в периодических печатных изданиях, фундаментальные труды мыслителей и прочие источники, актуально освещающие поднимаемые вопросы и соответствующие тематике исследования.


ГЛАВА 1. Конституционные основы статуса судьи в Российской Федерации
1.1. Понятие статуса судьи
Суд, являющийся основным элементом судебной системы, состоит из судей, являющихся центральной фигурой всей судебной системы. От фактического и правового статуса отдельного судьи напрямую зависит эффективность института суда в целом. Разумеется, не следует забывать о профессионализме и моральных качествах судей, но, в первую очередь, именно конституционный и правовой статус в наибольшей степени влияет на качество правосудия, охрану прав и свобод граждан и состояние судебной системы. Статус судьи определен Конституцией РФ от 1993 года и Законом "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. Данный закон является основополагающим документом, которым регламентированы гарантии независимости судей, их полномочия и порядок осуществления этих полномочий.
Конкретно правовой и конституционный статус судьи может быть определен как особый институт, который предоставляет судье правовое положение государственного деятеля, наделяя его соответствующей совокупностью прав и обязанностей, присущей данной категории граждан.
Разумеется, речь идет о тех правах и тех обязанностях, обладателем которых судья становится благодаря своему служебному положению: осуществление контроля конституционности, законности действий и решений третьих лиц, а также прочие элементы судебной власти. Как и любой рядовой гражданин, судья наделен общегражданскими правами и обязанностями, но, помимо этого, существуют обязанности и права, присущие лишь судьям.
Совокупность прав и обязанностей, которые определяют правовой и конституционный статус судьи можно распределить по нескольким определяющим блокам:
1. права и обязанности, которые обеспечивающие участие судей во внутрисудейском самоуправлении;
2. права и обязанности, относящиеся к формированию судейского корпуса: требования к кандидатам, правила отбора претендентов, наделение полномочиями судьи;
3. права и обязанности, гарантирующие судье возможность беспрепятственного и независимого осуществления судейских полномочий;
4. особые правила прекращения и приостановления полномочий и прекращения деятельности судьи.
Всех судей объединяет наличие единого статуса и различают исключительно полномочия и компетенции. Благодаря единству статуса, все судьи во внутрисудейском сообществе равны между собой, имеют равную защиту своих прав и наделены одинаковыми обязанностями и ограничениями. При этом, некоторые категории судей обладают особым положением, правовые нормы которого определяются федеральными законами, конституционными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, в тех случаях, если это предусмотрено действующим законодательством.
Кроме понятия правового и конституционного статуса судьи, в представленной теме часто упоминается понятие судейского корпуса. Под этим термином следует понимать совокупность государственных служащих, которые занимают судейские должности. Круг этих государственных служащих весьма широк и включает в себя всех судей, начиная с мировых судей и заканчивая членами и представителями конституционного суда и иных судебных высших инстанций РФ. На сегодняшний день общая численность судейского корпуса превышает 30 тысяч человек и продолжает расти. Во многом рост численности обусловлен тем, что, начиная с 1992-го года, судьи, пребывающие в отставке, также зачисляются в судейский корпус.
Поскольку задачи, возлагаемые на судейский корпус, носят весьма специфические особенности и характеризуются повышенной ответственностью отдельных судей, стало совершенно очевидной необходимость придания судам положения особых государственных учреждений, а судьям - статуса особых государственных служащих. Не подлежит сомнению, что судья не является обыкновенным чиновником, который обязан выполнять волю руководства, но, к сожалению, эти позиции еще довольно сильны и заинтересованные лица не желают сдавать их без боя даже в наши дни. В настоящее время продолжает проводиться работа в направлении повышения независимости судей в принятии решений.
Помимо вышеуказанного закона «О статусе судей в РФ», существует еще целый ряд законов и других нормативно-правовых актов, которые, так или иначе, касаются регламентирования осуществления судьями своих должностных обязанностей и специфики отправления судебной деятельности. В качестве примера может служить Указ Президента РФ от 13.03.1995г. «О назначении судей военных судов» и «Положение о квалификационной аттестации судей», принятое 13.05.1993 года и многие другие нормативные и правовые акты.


1.2. Конституционные гарантии самостоятельности органов судебной власти и независимости судьи

Европейская хартия о статусе судей определяет целью придания статуса судьи как обеспечение беспристрастности, компетентности и независимости, которых каждый гражданин, столкнувшийся с судебной системой, вправе ожидать от каждого судьи и от всей системы в целом, как от защитника своих законных и конституционных прав. Статус судьи однозначно исключает возможность применение нормативных процедур и положений, а также принятие решений, которые способны поколебать веру в компетентность, независимость и беспристрастность органов судебной власти.
Гарантии независимости судьи установлены статьей 120 Конституции Российской Федерации и Федеральным Законом. Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами".
В соответствии с Законом "О судебной системе", ответственности, подлежат лица, виновные:
- в оказании незаконного воздействия на присяжных и арбитражных заседателей и судей, участвующих в отправлении правосудия
- в ином незаконном вмешательстве в судебную деятельность
В соответствии со ст. 9 Закона «О статусе судей», независимость судей обеспечивается:
- особой защитой государства;
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
- запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- неприкосновенностью судьи;
- правом судьи на отставку;
- установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
- системой органов судейского общества.
Прежде всего, независимость судей подразумевает создание должного порядка судопроизводства, ограждающего судью от стороннего вмешательства. Для обеспечения этого порядка предусмотрено правило, которое не допускает присутствия в совещательной комнате, при вынесении решения суда, каких-либо третьих лиц. Находиться в комнате в это время могут исключительно судьи. Также, во время совещания, не допускаются телефонные переговоры судей с кем-либо и разглашение судьями подробностей и иных сведений относительно проводимого совещания. Обеспечение тайны совещания судей регламентируются статьями 298 и 314 УПК, статьей 193 ГПК и статьей 167 АПК.
Также немаловажным является обеспечение независимости каждого отдельного судьи, включая заседателя, внутри судейской коллегии. Порядок совещания судей, прописанный в статье 301 УПК, тоже является далеко не последним аспектом в деле обеспечения судейской независимости. В совокупности с обеспечением тайны совещания, порядок совещания гарантирует дополнительную независимость судей, в том числе арбитражных, друг от друга. Суть порядка совещания судей сводится к следующему:
• судьям, включая заседателей, запрещается воздерживаться от голосования;
• согласно установленному правилу, последним подает свой голос председательствующий судья, а в случае с судом присяжных - старшина присяжных заседателей.
Помимо вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона «О статусе судей», судья не обязан давать кому бы то ни было какие-либо объяснения, касающиеся находящихся в рассмотрении или уже рассмотренных дел, а также предоставлять дела для ознакомления кому бы то ни было, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. К примеру, правом ознакомления с уже рассмотренным уголовным делом наделены: осужденный или оправданный обвиняемый, потерпевший, или их представители; гражданский истец или ответчик и их представители; прокурор. Эти меры также направлены на обеспечение независимости судей.
В дополнение ко всему, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона «О статусе судей», сами судьи, а также члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства.
На основании этого положения в 1995-м году был принят Федеральный Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и выпущен приказ, посвященный мерам по обеспечению реализации данного Закона и утверждена соответствующая инструкция о порядке обеспечения особой государственной защиты судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, до создания в органах внутренних дел спецподразделений, основной задачей которых является обеспечение безопасности лиц, подлежащих особой защите.
Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.
Неприкосновенность судьи установлена и гарантируется статьей 122 Конституции РФ и статьей 16 Закона «О статусе судей».
Принцип неприкосновенности судей определяет особый порядок привлечения судьи к административной или уголовной ответственности. Помимо неприкосновенности личности судьи, гарантии распространяются также на занимаемые им служебные или жилые помещения, используемые служебные и личные транспортные средства, принадлежащее ему имущество, документы, багаж, а также подразумевают соблюдение тайны переписки.
В первую очередь, неприкосновенность судей заключается в том, что они не могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за выраженное мнение и принятое решение в процессе осуществления правосудия, кроме случаев установления его виновности в преступном злоупотреблении соответствующим решением суда, вступившим в законную силу.
Помимо этого, одним из гарантов неприкосновенности является установление особого порядка, определенного для привлечения судьи к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за совершенные правонарушения. Действующим законодательством установлен целый ряд особенностей, регламентирующих решение уголовно-процессуальных и уголовно-правовых вопросов, связанных с привлечением судей к ответственности. Особенно это касается обеспечения обоснованности такого привлечения.
Для решения вопроса о возбуждении в отношении судьи уголовного дела или о привлечении судьи по другому уголовному делу в качестве обвиняемого установлен особый порядок. Данное решение может быть принято исключительно Генеральным прокурором Российской Федерации. Причем, только при наличии согласия квалификационной судейской коллегии и предварительного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления. Предварительное заключение выносит судейская коллегия соответствующего суда, в количестве не менее трех судей.
Помимо перечисленных гарантий, действующее законодательство предусматривает запрет на задержание судьи и проведение личного досмотра. Исключения в части запрета проведения личного досмотра предусмотрены статьей 5 Закона «О статусе судей» и обусловлены целями обеспечения безопасности окружающих.
Для защиты судьи от осуществления в отношении него необоснованных уголовно-розыскных мероприятий установлены дополнительные гарантии. Данные мероприятия становятся возможными только в случае возбуждения уголовного дела или привлечения судьи в качестве обвиняемого по уголовному делу. Порядок мероприятий установлен УПК РФ.
До начала судебного разбирательства по возбужденному против судьи уголовному делу, судья может ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела в Верховном Суде РФ
Дисциплинарная ответственность для судьи Конституционного Суда РФ, в соответствии со статьей 15 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», накладывается непосредственно Конституционным Судом, а размер взысканий может быть таким же, как и для остальных судей.
Одной из гарантий независимости судьи является его несменяемость, предусмотренная статьей 121 Конституции РФ. Понятие несменяемости судей подразумевает под собой невозможность прекращения или приостановки полномочий иначе, как в порядке, предусматриваемом Федеральным Законом........

Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.2009.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013)// Российская газета. - N 290.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013)// Российская газета.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.
5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.).
6. Постановление Совета судей РФ от 30 января 2001 г. N 43 "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы"
7. Постановление V Всероссийского съезда судей 29 ноября 2000 г. "О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы".
8. Отчетный доклад Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации на VIII Всероссийском съезде судей// publication/10453/ (дата обращения: 10.09.2013 г.)
9. Справка о деятельности Дисциплинарного судебного присутствия по рассмотрению жалоб и заявлений за 2010 г.// index.php?id=67&item=303 (дата обращения: 10.09.2013 г.)
10. Справка о деятельности Дисциплинарного судебного присутствия по рассмотрению жалоб и заявлений за 2011 г.// index.php?id=67&item=316 (дата обращения: 10.09.2013 г.).
11. Справка о деятельности Дисциплинарного судебного присутствия по рассмотрению жалоб и заявлений за 2012 г.// index.php?id=67&item=326 (дата обращения: 10.09.2013г.).
12. Бородин С. В. К вопросу о дисциплинарном проступке (анализ изменений в закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»)// Российский судья. 2013. № 8.
13. Власов А. А. Почему не эффективна судебная власть, или Почему пробуксовывает судебная реформа в России? // Российский судья. 2003. N 2. С. 15 - 17.
14. Дисциплинарная ответственность и проблема независимости судей. Комментарии экспертов// Закон. 2013. № 4.
15. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс. 2012.
16. Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения независимости судьи (ч. 2)//Российский судья, 2012, №7, с. 10-16. 0,7 п.л.
17. Ермошин Т.Г. Статус судьи в Российской Федерации. Социально-правовые аспекты. Монография. М., 2010. С. 198.
18. Ермошин Г.Т. Ответственность судьи//Российский судья, 2013, №8.
19. Ермошин Т.Г. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения независимости судьи / Российский судья. 2012. № 6. С. 10-16; № 7. С. 10-16.
20. А. Жеребцов. Отбор кандидатов в судьи - актуальная задача//Рос. Юстиция, № 6, 1999.С.12.
20. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.
21. Н.А. Колоколов. Дисциплинарная ответственность судей: результаты научного осмысления// Российский судья, 2005, № 5.С.18.
22. Н. П. Яблоков. Судебная реформа в России. М., 2001
23. Питер Г. Соломон. Судебная реформа в России: движение сквозь вакуум. 2003.
24. Правоохранительные органы : учебник / К.Ф. Гуценко. - М. : КНОРУС, 2013. - 376 с.
25. "Правоохранительные органы: Учебник для вузов" (3-е издание, переработанное) (Рыжаков А.П.).
26. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А.
27. Радченко В.И. Судебная реформа. Современный этап// Журнал "Право и безопасность"№ 3 (12) Октябрь 2004.С.12.
28. Рыжов Д.С. Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего Сената как орган надзора за судебными учреждениями в пореформенной России. // СПС КонсультантПлюс. - 2009.
29. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. - М.: Юридическая литература, 1971. - С. 153.
30. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996. С. 16.
31. Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть//Российская юстиция, 2000, №11.С.11.Ю.И. Сидоренко. Совет судей о проектах федеральных законов//Российская юстиция, № 8, 2001.С.22.
32. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи (С. Гришин, "Российская юстиция", N 12, декабрь 2003 г.)



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.