Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом «Анализ языковых средств объективизации концепта власть в современной английской литературе»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 26.09.2014. Страниц: 64+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: 94,59.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ:


Введение 4
Глава 1. Теоретические проблемы и методология когнитивной лингвистики 11
1.1. Когнитивная лингвистика и лингвокультурология 11
1.2. Понятие картины мира в современной лингвистике 15
1.3. Концепт и когнитивная метафора 20
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Концепты в англоязычной картине мира 25
2.1. Сущностные характеристики, признаки и структура лингвокультурного концепта 25
2.2. Классификация лингвокультурных концептов 26
2.3. Способы описания репрезентации концепта с помощью языковых средств 27
Выводы по второй главе 29
Глава 3. Концептуализация концепта «Власть» («Power») и языковые средства его объективизации в английском языке 32
3.1. Методы выделения концептуального поля «Power» и семантика ключевого слова 32
3.2. Состав и структура концептуального поля «Power» 37
3.3.Репрезентация концептуального поля «Power» в современной английской литературе 42
Выводы по третьей главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Список лексикографически
Введение


Тема данной дипломной работы находится на стыке важнейших областей современной лингвистики: семасиологии, лингвоконцептологии и лексикологии. В свете новой парадигмы лингвистических исследований актуальность исследования обусловлена вниманием лингвистики к семантике слова и ассоциативным значениям слов.
Тема исследования актуализируется тем, что универсальный концепт «власть», входящий в концептуальную систему любой человеческой общности, может проявляться на межличностном уровне и по-разному выражаться в разных языках, обладая рядом этнокультурных вариантов.
Объектом исследования является концепт «власть» и лингвистические средства его объективизации в современной английской литературе. Этот концепт отражает сложную иерархию системы социальной структуры человеческого общества, а также духовно-нравственное и морально-этическое измерения картины мира относительно шкалы «власть ? подчинение», внутренней, духовной жизни личности, чем и объясняется выбор темы и объекта исследования. Несмотря на то, что этот концепт неоднократно привлекал внимание исследователей [Ледяев 2001, Мартынова 2006, Шабанова 2011 и др.], его нельзя считать полностью изученным. Исследования носят фрагментарный характер, в большинстве своем они ограничиваются одной специфической областью проявления концепта, например, общественно-политической сферой. Не претендуя на полное описание концепта «власть», что невозможно сделать в рамках данной работы, мы, тем не менее, предприняли попытку комплексного анализа этого феномена на материале современной англоязычной литературы.
Предметом исследования являются особенности языковой концептуализации концепта «власти» в английском языке.
Целью исследования является изучение процесса концептуализации понятия «власть» («power»), являющегося одним из ключевых концептов англоязычной картины мира путем выявления его языковых репрезентаций в современном английском языке.
В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:
1. описание методологии когнитивного подхода в лингвистике;
2. уточнение понятий «концепт», «языковая картина мира»;
3. описание концептуального поля «власть» в английском языке;
4. выявление языковых средств, объективизирующих данный концепт в английском языке;
5. выявление областей смысла, в которых реализуется данный концепт.
Концепт «власть» понимается нами как лингвокультурный феномен, относящийся к универсальным базовым концептам человеческого сознания, однако обладающий этнической спецификой. Несмотря на имеющиеся проведенные исследования, посвященные данному концепту в русском и английском языках, его нельзя считать до конца изученным и стркутурированным: описания его носят фрагментарный характер, отсутствует системное и полное представление его языковой репрезентации, что дает возможность дальнейшего его изучения.
Степень изученности проблемы. Концепт Власть (Power) относится к числу важных понятийных областей человеческого сознания, так как реализует систему знаний, связанных с организацией человеческого социума, выражает закономерности отношений между людьми на оси «власть» ? «подчинение власти» и оказывает значительное влияние на самые разные стороны жизни людей. Неслучайно этот концепт привлекал и привлекает внимание ученых: его структура изучалась как в онтологии, так и посредством анализа лексикографических и художественных источников.
В фундаментальном труде отечественного ученого В.Г. Ледяева, посвященном изучению концепта власти дан концептуальный и типологический анализ власти, выделены и классифицированы основные подходы к пониманию власти, обоснованы принципы конструирования понятия власти и предложены способы решения важнейших проблем в определении понятия власти и ее форм [Ледяев 2001].
В отечественной социально-философской, социологической, юридической и политологической литературе также накоплен определенный концептуальный опыт исследования власти. В книге В.Г. Ледяева приводится список трудов ученых, посвятивших свои изыскания проблеме власти.
Отдельным сторонам концепта «власть» посвящены статьи, написанные в русле лингвокогнитологии и лингвокультурологии. В частности, изучению и описанию концепта власти в русскоязычной картине мира посвящены работы ряда исследователей. Ю.А. Данилова и П.С. Учиров [Данилова, Учиров 2012] посвятили свою статью реконструкции и описанию универсального концепта «власть» как феноменальной составляющей языковой личности спичрайтера на материале выступлений В. В. Путина и Д. А. Медведева. Особое значение в статье уделено выявлению системных отношений, в частности, валентности лексемы «власть» или ее дериватов ? в зависимости от их сочетаемости с другими одноуровневыми единицами языка план содержания конкретизируется и наполняется необходимым, с точки зрения спичрайтера и, конечно, заказчика, смыслом. Это позволило сопоставить некоторые особенности языковой экспликации концепта и выявить общее и частное, узуальное и индивидуальное в концептуальном наполнении данного смыслокомплекса в дискурсе политических лидеров РФ.
Е.А. Касаткина посвятила свое диссертационное исследование концепту «власть» в русской лингвокультуре, рассмотрев его в когнитивном и фразеосемантическом аспектах [Касаткина 2012]. В русском политическом дискурсе сталинской эпохи данный концепт, а также концепт «страх» рассматриваются в работе О.М. Коробковой [Коробкова 2009]. Интересные факты, раскрывающие содержание концепта «власть» для русской культуры представлены в работе «Специфика концепта "власть" в древнерусской культуре» [Электронный ресурс 2012].
Имеется также ряд работ, в которых проявление в языке концепта «власть/power» изучалось в сопоставительном аспекте на материале русского и английского языков. Так, в работе Ю.А. Мартыновой [Мартынова 2006] на материале американской прессы проанализирована смысловая структура лексем, репрезентирующих интересующий нас концепт.
А.А. Шабанова в свою очередь провела лингвистический анализ концепта «власть»/«power», полагая, что данный концепт является одним из основных в любой современной культуре. Статья представляет собой лингвистический анализ результатов ассоциативного эксперимента, проведенного в 2010-2011 гг., с участием представителей англоязычной (американский вариант) и русскоязычной лингвокультур [Шабанова 2011].
Таким образом, и понятие власти является важным инструментом объяснения и исследования социальной реальности, что дополнительно актуализирует тему данного иследования.
Теоретическая база исследования. В работе над темой использовались также следующие исследования:
По введению в языкознание и общему языкознанию таких авторов как И.В. Арнольд (1973), Ю.Д.Апресян (1995), Н.Д. Арутюнова (1999), И.Р. Гальперин (1974).
По концептологии и когнитологии: С.А. Аскольдов (1997), А.П.Бабушкин (2001), А.Н. Баранов, Г.И. Богин 1994, А.Вежбицкая (1997), И.А. Стернин (2003), Ю.С. Степанов (1993), С.Г. Проскурин (1993) и других авторов.
Рабочая гипотеза работы заключается в том, что языковые средства реализации концепта «power» проявляют себя в виде полевой незамкнутой структуры, обладающей собственными признаками, отличающей ее от лексико-семантических полей.
Новизна проведенной работы определяется тем, что языковое выражение концепта «власть» в английском языке до сих пор системно не определено с точки зрения его употребления в контексте современной литературы, в нашем случае ? англоязычных произведений XX и XXI столетия.
Материалом исследования послужили статьи толковых и этимологических словарей, а также иллюстративный материал словарей других типов (тезаурусных, синонимических, двуязычных), а также контексты, извлеченные из текстов разных типов, произведения английских и американских авторов XX и XXI столетия. Из художественных произведений материал был получен методом сплошной выборки. Всего было выявлено 589 контекстных употреблений лексем power, powerful и authority.
Были использованы русскоязычные словари под редакцией следующих авторов Ю.Д.Апресян, О.Ю.Богуславская, И.Б.Левонтина, Е.В.Урысон, В.Даль, К. В.Душенко, М.Корнеев, Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, А.В. Кунин, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Использованы также англоязычные издания The Longman Register of New Words; Longman Dictionary of Contemporary English; Longman Essential Activator; Longman Language Activator и др.
В качестве материала для аналитической части были использованы также литературные источники: Carmichael and Hamilton, Black Power; Carson, In Struggle; Cronin A.J., Hatter’s Castle; King, Where Do We Go from Here; Lawrence D. H., The Rainbow; Samuel Hopkins Adams, Triumph.
Методологической основой исследования стало представление о концепте, как одной из основополагающих единиц, которое было разработано в работах С.А. Аскольдова, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачёва, В.А. Пищальниковой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина и др.
В целом исследование потребовало привлечения следующих методов:
1. Теоретико-методологический анализ научной литературы в области когнитологии когнитивистики.
2. Метод направленной выборки лексических единиц, входящих в функционально-семантическое поле «power» (власть).
3. Сопоставительный анализ лексических единиц, входящих в функционально-семантическое поле «power» (власть).
В процессе работы признаются основными принципы объективности, научности. Характер определенных в работе задач вызвал необходимость при¬менения и других методов исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических подходов к изучению семантики универсальных концептов в русском и английском языках. Данное исследование попытка разработки теории семантических полей на материале функционально-семантического поля лексических единиц, входящих в функционально-семантическое поле «power» (власть) в русском и английском языках.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложений. Во введении объясняется выбор темы, предмета и объекта исследования, формулируются основная цель и задачи работы, методология исследования.
В первой главе рассматриваются основные теоретические вопросы – взаимосвязь языка и культуры в рамках культурологии, определение картины мира.
Во второй главе рассматриваются характеристики концепта, типология концептов, способы описания концептов.
Третья глава ставит своей целью описать и проанализировать степень разработанности концепта «власть», концептуальное поле «власть» на материале современной английской и американской литературы, языковые средства, репрезентирующие этот концепт, а также их лексико-семантические особенности.
В заключении подводятся итоги исследования.
Объем работы составил 73 страницы.
.....................
Список использованной литературы


1. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. ? М., 1993. ?С. 3–7.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. ? М.: Языки русской культуры, 1999. ? I-XV. ? 896 с.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. ? М., 1997. ?С.267-279.
4. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И.А. Стернина. ? Воронежский государственный университет, 2001. ? C. 52-57.
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. [Текст] / А.П. Бабушкин. ? Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1996. – 103 с.
6. Баранов А. Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. ? М., 1991.
7. Бирих А.К. К диахроническому анализу фразеосемантических полей. ВЯ. 1995. ? № 4.
8. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. ? Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.
9. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. ? Воронеж, 2001. ? С.25-45
10. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русского языка). – М., 1997.
11. Бурков И. Язык, культура, лингвокультура как семиотические системы. [Электронный ресурс]:www.philol.msu.ru
12. Васильев Л.М. Теория семантических полей// ВЯ. 1975. № 5.
13. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. ? М., 1997. ? 416 с.
14. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языка. ? М., 1999.
15. Волобуева О.Н. Концептуальное поле «Человек и его интеллект» в русской и английской филологии. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. ?Тюмень 2011.
16. Воротников Ю.Л. Языковая картина мира: трактовка понятия // Режим доступа: www.zpu-journal.ru
17. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. ? М., 2003. ? С. 5-12.
18. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, вып. 2. ? Краснодар, 2003. ? С. 268-276.
19. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки ? 2001. № 1. ? С. 64-72.
20. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. ? Воронеж, 2002. ? С. 79-95.
21. Воркачев С.Г., Воркачева Е. А. Концепт счастья в английском языке: значимостная составляющая // Массовая культура на рубеже ХХ–ХI веков: Человек и его дискурс. ? М.:«Азбуковник», 2003. ? С. 263–275.
22. Гайсина Р.М. Сопоставительное описание лексических полей (на материале разносистемных языков). ? Уфа, 1990
23. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. ? М., 1977.
24. Гак В.Г. Языковые преобразования. ? М., 1998.
25. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. ? М., 1984. ? C. 37-300.
26. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж, 2001. – С. 36 – 45.
27. Елизарова Г.В. Культурологическая лингвистика: Опыт исследования понятия в методических целях. ? СПб:Изд. Бельведер, 2000. ? C. 39-70.
28. Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. ?Самара, 1998.
29. Ипанова О.А. Лингвокультурный концепт как базовая единица изучения в культурологи, 2006.
30. Данилова Ю. Ю., Учиров П.С. Концепт власть как средство объективации языковой личности спичрайтера //Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). ? Тамбов: Грамота, 2012. № 6. С. 46-51.
31. Касаткина Е.А. Концепт «власть» в русской лингвокультуре: когнитивный и фразеосемантический аспекты: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. ? Рос


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.