На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом определить особенности развития творческих способностей детей пятого года жизни в процессе освоения нетрадиционной техники изображения.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.07.2014. Страниц: 67+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА I.Теоретические основы развития творческих способностей детей пятого года жизни в процессе освоения нетрадиционной техники изображения…………………………………………………………………….
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………….
1.2. Особенности развития творческих способностей детей пятого года жизни……………………………………………………………………………
1.3. Нетрадиционная техника изображения как средство развития творческих способностей детей пятого года жизни…………………………
ГЛАВА II.Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей пятого года жизнив процессе освоения нетрадиционной техники изображения……………………………………….
2.1. Диагностическое исследования по выявлению уровня развития творческих способностей детей пятого года жизни…………………………
2.2. Реализация системы работы по развитию творческих способностей детей пятого года жизни в процессе освоения нетрадиционной техники изображ
ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. В современных условиях развития общества, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании, особую значимость приобретают вопросы воспитания и образования подрастающего поколения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека является неоспоримым. Именно на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены повседневные усилия многих современных педагогов. Наибольший интерес в этом плане имеет дошкольный возраст, именно в этом возрасте начинается формирование творческой личности. Игнорирование или формальный подход к творчеству в дошкольномвозрасте чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст – лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей – одна из главных задач дошкольной педагогики.
Развитие творческих способностей личности является ключевым требованием личностно ориентированной образовательной парадигмы, методологические, общедидактические и методические аспекты которой анализируются в работах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревкой, Л.Г. Вяткина, В.А. Петровского, В.В. Серикова, Г.С. Якиманской и других.
Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.
Анализ психолого-педагогической литературы (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж.Гилфорд, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Э.П.Торренс,С.Л. Рубинштейн и другие), изучение массовой и инновационной практики (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Библер, Б.М. Неменский и другие)убедительно доказывают, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования, исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (Аристотель, Платон, Сократ, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и другие), но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития.
Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, Ф.Гальтон, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и другие. Ими подробно исследован «механизм» творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л.В.Венгер, А.А.Леонтьев, А.Н.Леоньев, С.Л.Рубинштейн и другие).
Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы А.И.Арнольдова, Ю.П.Азарова, Т.И.Баклановой, Н.К.Баклановой, Л.В.Даниловой,A.Б.Жаркова, С.Н.Иконниковой, В.П.Исаенко, А.С.Каргина,B.С.Кузина, А.Г.Михайлик, М.В.Махдинарова, Г.А.Праздникова, Ю.А.Стрельцова, Т.Л.Якубовской и других. Этими авторами рассматриваются проблемы развития конкретных видов способностей (музыкальные, художественные, театральные, вокальные и другие), их диагностика и условия формирования.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, способной дать ребенку необходимые знаниядля полноценного развития, возможность почувствовать красоту и гармонию природы, лучше понимать себя и других людей, выражать оригинальные идеи и фантазии, стать счастливым человеком.
Одной из основополагающих задач, которые решаются в рамках федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Программа направлена насоздание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности [51].
Художественно-эстетическое развитие в рамках ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [51, с.11].
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и другие. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и других.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Подьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе изобразительной, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс наиболее полно способствует раскрытию творческого потенциала.
В процессе поиска новых методов и средств изобразительной деятельности, способствующих эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, исследователи все чаще обращаются к нетрадиционным средствам. Практические наблюдения показывают, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Использование нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники изображения позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Существует ряд исследований, затрагивающий область использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников. Среди них можно выделить труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготского, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комаровой, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козаковой, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьевой, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, придавая большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Однако практический аспект реализации задач развития творческих способностей детей пятого года жизни в процессе освоения нетрадиционной техники изображения остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов. Из этого следует, что тема настоящего исследования является актуальной.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей пятого года жизни в условиях ДОУ.
Предмет исследования – освоение нетрадиционной техники изображения как средства развития творческих способностей детей пятого года жизни.
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей пятого года жизни в процессе освоения нетрадиционной техники изображения.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие творческих способностей детей пятого года жизни будет проходить эффективнее при выполнении следующих условий:
- организация целенаправленной и систематической работы по освоению нетрадиционных техник изображения;
- комплексное и системное использование методов и приемов, направленных на обучение детей создавать свой неповторимый и выразительный образ, используя в изобразительной деятельности разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы;
- создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы на занятиях и соответствующей предметно-пространственной среды.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, предметом и объектом исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста,
2) выявить особенности развития творческих способностей детей пятого года жизни,
3) определить специфику использования нетрадиционной техники изображения как средства развития творческих способностей детей пятого года жизни,
4) разработать и реализовать систему работы по развитию творческих способностей детей пятого года жизни в процессе освоения нетрадиционной техники изображения.
В качестве методов исследования были использованы:
- теоретические: обзор, анализ, сравнение, обобщение теории и практики по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа;
- количественная и качественная обработка полученных результатов.
Методологическую базу исследования составили положения:
- общедидактические и методические аспекты развития творческих способностей (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревкой, Л.Г. Вяткина, В.А. Петровского, В.В. Серикова, Г.С. Якиманской и другие);
- концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей (А.И. Арнольдов, Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Н.К. Бакланова, Л.В. Данилова, A.Б.Жарков, С.Н. Иконникова, В.П. Исаенко, А.С. Каргин, B.С. Кузин, А.Г. Михайлик, М.В. Махдинаров, Г.А. Праздников, Ю.А. Стрельцов, Т.Л. Якубовская и другие);
- проблема развития детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и другие);
- область использования нетрадиционных техник изображения для развития творческих способностей дошкольников (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Т.Г. Козакова, Г.Г. Григорьева, Н.П. Сакулина и другие).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ №21 с. Михайловское.
В эксперименте приняли участие дети пятого года жизни в количестве 24 человек, старший воспитатель, воспитатели.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
......................
БИБЛИОГРАФИЯ


1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: Издательство Буковского, 2004. - 60с.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. 2004. №1. - С. 17-19.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. - 320с.
4. Борисова Е.В. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 5.- С. 2-8.
5. Браже Т.Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития. СПб.: ИОВ РАО, 2009. - С.52-108.
6. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2008. - 115 с.
7. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман. М., 2010. - 235 с.
8. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. 2009. №11.- С. 32-38.
9. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. 2002. №4. - С. 5-9.
10. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала современного школьника. М.: Просвещение, 2006. - 144 с.
11. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб.: Союз, 2007. - 292 с.
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления. М.: Прогресс. 2005. - С. 256-280.
13. Глухова С.Г. Развитие творческого потенциала младших школьников в учебной деятельности / С.Г. Глухова. М.: Педагогика, 2007. - 254 с.
14. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 170 с.
15. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. М.: Знание, 2003. - 285 с.
16. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 214 с.
17. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2008. - 215 с.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
19. Дубровская А.В. Приглашение к творчеству / А.В. Дубровская. СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 240 с.
20. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 2006. - 275 с.
21. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2011. - 236 с.
22. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. Смоленск: СГПУ, 2005.- С.3-10.
23. Ильина А.Н. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. - С. 48-54.
24. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
25. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5–7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач; Науч. ред. Безруких М.Н. М.: ВЛАДОС, 2010. - 214 с.
26. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 2004. - 169 с.
27. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 2008. - 306 с.
28. Кравчук П.Ф. Творчество, как способ самовыражения личности/Личность: развитие и реализация в творчестве: сборник научных трудов/Под ред. П. Ф. Кравчук, М. Д. Черкашина, И. Б. Шйдуковой. Курск, 2006. - 170 с.
29. Кравчук П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования. Курск, 2002. - 334 с.
30. Кудрявцев В.Т., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. // Вопросы психологии. 2005. №9. - С. 52-59.
31. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Н.А. Курочкина. СПб.: Питер, 2009. - 114 с.
32. Лебедева О.А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников / О.А. Лебедева. М.: Классик стиль, 2006. - 187 с.
33. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2006. - 56 с.
34. Л


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.