На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80272


Наименование:


Диплом Социально-педагогическая работа с девиантными подростками в общеобразовательной школе.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 7.8.2014. Сдан: 2011. Страниц: 85. Уникальность по antiplagiat.ru: 65.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы социально-педагогической работы
с девиантными подростками в общеобразовательной школе 7
1.1 Девиантное поведение подростка как социально-педагогическая
проблема 7
1.2 Психолого-педагогические особенности подростков с девиантным
поведением 19
1.3 Педагогический опыт социально-педагогической работы с
девиантными подростками в общеобразовательной
школе 27
2 Организация социально-педагогической работы с девиантными подросткам
в общеобразовательной школе 42
2.1 Социально-педагогические особенности девиантных подростков 42
2.2 Обоснование программы по социально-педагогической работе с 60
девиантными подростками в общеобразовательной школе 60
2.3 Механизм реализации программы и её эффективность 66
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение 80


ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте приобретает в настоящее время не только теоретико-практическое, но социальной звучание. В условиях российских реформ значительно возрастает объем и расширяется феноменология социально-психологической дезадаптации подрастающего поколения; при этом наблюдаются разнообразные виды противоправного поведения, которое становится едва ли не постоянным элементом социального и педагогического опыта.
Девиантное поведение подростков складывается в условиях комплексного влияния ряда факторов, действующих как на общесоциальном, так и на социально-психологическом и индивидуальном уровнях. В основе социальных факторов лежат радикальные изменения социального и экономического уклада российского общества, проявившиеся в ходе реформ, в существенных изменениях социальной политики российского государства, что, в частности привело к разобщенности и неадекватности усилий разных социальных институтов, занятых судьбой учащегося, семьи, школы, правоохранительных органов, социальных служб, общественных объединений.
Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме девиантного поведения: Ф. Патаки, Л.Б. Зюбин, П.А. Ковалев, Л.И. Белозерова, О.И. Шляхтина, В. Н. Кудрявцев, В.В. Лунев, Д.И. Фельдштейн, Шнейдер Л.Б. и др. Однако целенаправленного психологического исследования противоправной мотивации и факторов ее формирования у подростков до сих пор не проводилось.
Актуальность и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какова сущность и основные пути социально-педагогической работы с девиантными подростками в общеобразовательной школе.
Объект исследования - девиантное поведение подростков.
Предмет исследования - формы и методы социально-педагогической работы с девиантными подростками в общеобразовательной школе.
Цель исследования - на основе теоретического анализа определить основные направления, формы и методы социально-педагогической работы с девиантными подростками в общеобразовательной школе и осуществить экспериментальную работу по ее реализации..
Гипотеза исследования: социально-педагогическая работа с девиантными подростками в общеобразовательной школе будет более эффективной если:
1) выявить виды возникновения девиации, их причины;
2) выявить особенности деятельности социального педагога в общеобразовательной школе с девиантными подростками;
3) разработать и внедрить программу, направленную на снижение девиации в поведении подростков в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1 Изучить теоретические основы социально-педагогической работы с девиантными подростками в общеобразовательной школе;
2 Выявить психолого-педагогические особенности подростков с девиантным поведением;
3 Провести опытно-экспериментальную работу с учащимися подростковогого возраста;
4 Разработать и проверить эффективность программы социально-педагогической работы с девиантными подростками в общеобразовательной школе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социально-психологической и социально-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта; тестирование; методы обработки информации и её графического представления; разработка программы социально-педагогической работы с девиантными подростками в общеобразовательной школе.
База исследования: МОУ СОШ № 13 г. Благовещенска.
Выборка: 30 учащихся подросткового возраста.


1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Девиантное поведение подростка как социально-
педагогическая проблема
Существует большое количество общих и частных концепций отклоняющегося (девиантного) поведения, авторы которых как правило концентрируют внимание на каком-либо одном (редко - на двух-трех) аспекте отклоняющегося (девиантного) поведения. Традиционно, все многообразие теорий сводят к трем типам: биологические теории, психологические и социологические [15].
Среди психологов, так или иначе занимавшихся изучением девиантности, ярче, чем среди ученых другого профиля проявилось разделение на сторонников врожденной и приобретенной склонности к отклонениям. Споры между ними носят достаточно острый характер, поскольку являются, фактически, продолжением давнего спора между бихевиористами и инстинктивистами.
Первые считают, что поведение человека - результат воздействия разнообразных стимулов внешней среды. Вторые ищут причину поведения во внутренних импульсах, влечениях и инстинктах. Их противостояние является одной из характерной черт развития психологии в XX веке.
Следует заметить, что содержание психологических концепций девиантности не исчерпывается противостоянием инстинктивизм - бихевиоризм. В современном мире все большее влияние получают гуманистические и когнитивные теории.
Все многообразие теорий девиантности в современной психологии может быть рассмотрено в рамках четырех подходов, которые рассматривают отклоняющееся поведение как: определенное врожденными побуждениями или задатками; потребностями, активизируемыми внешними и эмоциональными процессами; специфическими социальными условиями в сочетании с предшествующим научением.
Среди теорий, трактующих девиантность, как инстинктивное поведение, одной из наиболее известных является психоанализ. Развивающийся в рамках психодинамического направления.
Родоначальник этого направления 3. Фрейд в своих ранних работах утверждал, что все человеческое поведение прямо или косвенно определяется эросом, инстинктом жизни, чья энергия, называемая им либидо, направлена на упрочнение и утверждение жизни. Девиантность при этом рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидиозных импульсов [9].
В целом взгляд З. Фрейда на проблему девиантности и агрессии не отличается особым оптимизмом. Фактически он является признанием того, что войны, насилие и психические расстройства - неизбежные спутники человеческого существования.
Несмотря на достаточно жесткую философскую критику теории Фрейда (и многих его последователей) психоанализ позволил прояснить многое, из того в человеческом поведении, что до Фрейда оставалось за пределами научного изучения. Самые знаменитые ученики З. Фрейда - А. Адлер и Г. Юнг -модифицировали и изменили первоначальную теорию учителя, сохранив общий «динамический» подход. Одно из веских девиантологических достижений неофрейдизма - это создание типологий личности.
Эволюционная теория поведения. Среди теорий других сторонников положения о врожденной природе девиантности (точнее - о девиантной агрессивности) заслуживает серьезного внимания эволюционный подход, приобретший значительную популярность в широких научных кругах благодаря трудам своих крупнейших представителей К. Лоренца, представляющего этопсихологическую школу. Отметим, что упомянутые теории объясняют скорее именно агрессию, нежели девиантность, как таковую. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же как и у всех животных. Лоренц утверждает, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции и является продуктом приспособления человека к окружающей среде.
В целом, различные теории, отстаивающие тезис о врожденной природе человеческой девиантности и агрессивности, фактически сходятся в одном: девиантность - вечный и неизменный спутник человека, поэтому насилие и деструктивность в той или иной мере будут сопровождать развитие цивилизации. Различного рода реформы в социальной и духовной сферах жизни общества не способны сколько-нибудь серьезно помешать проявлениям разрушительных тенденций человеческого характера.
Противоположную позицию в дискуссии о природе девиантности заняло большинство американских психологов, на которых сильнейшее влияние оказал бихйвиоризм В. Скиннера. Он сосредоточил внимание на воздействии стимулов окружающей среды на поведение индивида [12].
Поведение всегда имеет под собой причину. Этой причиной является стимул - то, что извне подталкивает человека к действию. девиантность - результат научения, связанный с различным набором стимулов в окружении каждого человека. Если ваши родители окружили вас в детстве заботой и лаской; если они дали вам хорошее образование и воспитывали в вас уважение к людям, то вы вероятно, вырастете добропорядочным членом общества. Если же вы росли в неблагополучной семье, ваши родители не имели работы, но имели склонность к алкоголизму, а основным инструментом воспитания были ругань и побои, то весьма вероятно, что вы пополните ряды малолетних преступников. Разумеется, из приведенных случаев бывают исключения, но в целом, картина будет именно такой. Исключения же можно рассматривать, как результат воздействия скрытых, вторичных стимулов. Другими словами, девиантному поведению, так же, как и «нормальному» обучаются.
К числу основных недостатков теорий бихевиористского толка следует отнести то, что в них практически не остается места учету индивидуально-психологических качеств. Не вполне согласны с бихейвиористами представители другого теоретического направления когнитивной психологии. Когнитивные теории девиантного поведения исходят из того факта, что при реакции индивида на различные внешние обстоятельства огромное значение имеет личностная интерпретация ситуации. Таким образом, когнитивные психологи акцентируют внимание на содержании человеческого сознания. Их интересует, как различные представления, соображения и, вообще «идеи» воздействуют на поведение человека.
Я.И. Гилинский первым в отечественной науке ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» [15].
С.А. Беличева подчеркивает, что отклоняющееся поведение имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность ребенка [16].
В.В. Ковалев подчеркивает, что судить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально-психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии [17].
Однако в любом случае девиантное поведение сохраняет свою связь с половозрастными особенностями личности и ее непатологическими отклонениями, к числу которых применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера и социально-педагогическую запущенность.
Патологические формы девиантного поведения - понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.
Очевидно, что для характеристики второй группы нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания в их непсихотических и психотических формах проявления.
А.А. Александров делит нарушения на три группы: 1) реактивно обусловленные, вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды); 2) обусловленные паталогией влечений (садизм, дромомания); 3) обусловленные низким морально-этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания [17].
А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова выделяют четыре основных типа нарушений у детей и подростков: антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные), антидисциплинарные и аутоагрессивные [22].
Итак, анализ литературы показал, что лица с отклоняющимся поведением зачастую имеют следующие проблемы:
- проблемы когнитивного плана (одной из причин девиантного поведения является нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, как результат педагогической запущенности в семье - А.Д. Гонеева, Н.В. Ялпаева, Л.М. Зюбина и др.);
- нарушение в эмоциональной сфере, в частности нарушение эмоционального тонуса (неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, лабильность настроения, эмоциональная неустойчивость - Н.Е. Бачериков, Л.В. Яссман, Л.С. Славина, А.И. Захаров, Я. Стреляу, Г.М. Бреслав, С.Н. Еникополов, М.С. Неймрак и др.);
- низкую общую культуру, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям, нарушение механизмов социально адаптации (С.Н. Зинченко, А.Е. Личко М.О. Таль, М.С. Логинова, Н.Е. Буторина, В.В. Ковалев, Э. Квятковская - Тохович, В.В. Королев и др.); (неопрятность, бестактность, агрессивность, бродяжничество, ориентацию на узкогрупповые интересы и ценности и др.);
- конфликты, выражающиеся в противоречии между существующими нормами морали и права и неумением, или неспособностью индивида их соответствующим образом выполнять (А. Е. Личко, С.А. Беличева и др.);
- достаточно часто у лиц имеющих, какие либо виды отклоняющегося поведения наблюдаются различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые могут негативно проявлять себя через систему межличностных отношений, выражаясь в отклонениях поведенческой сферы (С.А. Беличева, Н.И. Фелинская, А.Е. Личко, И.Ф. Мягков, Ю.В. Юров, М.С. Логинова и др);
- извращенные или гипертрофированные биологические потребности - гиперсексуальность, несублимированная в социально - активные формы деятельности, закрепившаяся на уровне дурных привычек, потребность в алкоголе, курении, наркотиках (Беличева С.А. и др.);
- проблемы развития в родительской семье, такие как конфликты в семье, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительскую жестокость или непоследовательность в воспитании в детском доме (Л.С. Выготский М. Раттер, А.Е. Личко, Б.Н. Алмазов и др.).
- общее недоразвитее коммуникативных навыков общения (Беличева С.А., Завалихина Р.С. и др.);
- деформацию ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформацию системы внутренней регуляции(С.Н. Зинченко, А.Е. Личко М.О. Таль, М.С. Логинова, Н.Е. Буторина, В.В. Ковалев, Э. Квятковская - Тохович, В.В. Королев и др.).
Отклоняющееся (девиантное) поведение - это отклонение от социальных норм, ценностей и образцов поведения, выступающих основными регуляторами отношений между людьми и выраженных в том или ином типе или форме культуры [25].
Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.
А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному» [17].
Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное.
Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие.
Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.
Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.
Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).
Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психиче­ское состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.
Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации [6].
В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;
2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;
4. антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;
6. злоупотребление алкоголем;
7. употребление наркотических и токсических веществ;
8. уходы из дома, бродяжничество;
9. азартные игры;
10. прочие виды отклоняющегося поведения [53].
А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение.
Таким образом, подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Проанализировав понятие «девиантное поведение», рассмотрев его типы и формы, более определенные и жесткие виды девиаций, мы пришли к выводу, что данный феномен является относительным: в каждой стране девиантные явления имеют конкретный облик в зависимости от историко-культурных традиций, экономико-политических отношений и целого ряда других факторов. Необходимо указать, что девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.
Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными. Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных интересов. Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые его проявления можно считать как девиантным, так и недевиантным: все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются.
1.2 Психолого-педагогические особенности подростков с девиантным
поведением
В психолого-педагогической литературе данный возрастной период описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традици........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
2 Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - 42 с.
3 Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
4 Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Изд. 4-е / С.А. Бадмаев. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.
5 Беличева С.А. В какую семью спешить инспектору // Сов. мил. - 2006. - № 7. - С. 56-58.
6 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакионно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2004. - 220 с.
7 Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психологический журнал. - 2004. - № 6. - С. 48-54.
8 Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьников. - 2004. - № 2. - С.205.
9 Битянова, М. Образ «Я»: Для подростков и старшеклассников / М. Битянова // Шк. психолог: Приложение к газ. «ПС». - 2001. - №43. - С.4-5.
10 Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 1998. - 290 с.
11 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников. - 2004. - С.2-3.
12 Василькова Ю.В. < scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=c_cards.t&Expr=book:Author_List.person_ref=404&Order=book.ProcessDate@&HRelay=%E0%E2%F2%EE%F0&FRelay=%C2%E0%F1%E8%EB%FC%EA%EE%E2%E0+%DE%2E%C2%2E> Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М. < scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book:Location_List.Location_Ref=1&HRelay=%EC%E5%F1%F2%EE+%E8%E7%E4%E0%ED%E8%FF&FRelay=%CC%2E>: Академия < scripts/BookStore/TBCgi.dll/Query?Page=clist.t&Expr=book:Publ_List.publ_ref=36&HRelay=%E8%E7%E4%E0%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%EE&FRelay=%C0%EA%E0%E4%E5%EC%E8%FF>, 2001. - 160 с.
13 Вахромов, Е.Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков / Е.Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ, 2000. - №3. - С.52-60; №4. - С. 39-51.
14 Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. - М.: Нар. Асвета, 2009. - 128 с.
15 Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением
Учеб.-метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
16 Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 2002. - № 5, 6. -С.45-49.
17 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка. - М.: Сфера, 2006. - 127 с.
18 Зеленова Т.Г., Капралова Т.А. Социально-педагогическая деятельность волонтеров и социальных педагогов по правовому просвещению подростков в условиях села // Волонтер и общество. Волонтер и власть. Научно-практический сборник. - 2000. - С. 56-68.
19 Зуева С.В. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: ИПК ПИРРО, 2000. - 145 с.
20 Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - с.22-25.
21 Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2000. - №8. - с.37-39.
22 Иванченко В.Н. Установки личности и противоправное поведение / В.Н. Иванченко // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 97.102.
23 Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 349 с.
24 Камалина Л. Комплекс социальной помощи детям и подросткам //Воспитание школьников - 2008. - №1. - с.15-17.
25 Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
26 Колосова С.Л. Особенности дезатаптации детей с агрессивным поведением // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 32-35.
27 Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Сфера, 1999. - 278 с.
28 Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Сфера, 2006. - 160 с.
29 Кузьменко, В.У. Диалог психолога с подростками / В.У. Кузьменко // Психология и школа. - 2006. - №3. - С. 115-124.
30 Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. - 240 с.
31 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
32 Лабунская, В.А. Социально-психологические причины интолерантного общения / В.А. Лабунская // Век толерантности. - 2001. - № 3 - 4. - С. 100 - 112.
33 Липунова, О.В. Психология, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения: Практической пособие / О.В. Липунова. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2002 - 65 с.
34 Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. - 2006. - № 5. - С.35-38.
35 Максимова, Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. - 2006. - Том 17. - №3. - С.149-152.
36 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Академия, 1999. - 456 с.
37 Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.
38 Наш проблемный подросток: понять и договориться/ Под ред. Л.А. Регуш. - СПб: Изд. РГПУ, 2001. - 191с.
39
40 Немов Р.С. Психологической консультирование: Учеб. для студ. вузов. - М.: Владос, 2001. - 528 с.
41 Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. - 2001. - № 1. С. 33-36.
42 Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - 2-е изд. / Азарова Т.В., Барчук О.И. и др.; под общ. Ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
43 Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. - М.: Просвещение, 2002. - 158 с.
44 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Питер, 1999. - 568 с.
45 Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Апрель Пресс, 1999. - 145 с.
46 Реабилитация детей с девиантным поведением: уроки воспитаний. - М.: Эврика, 2005. - 320 с.
47 Семья как объект антинаркотической профилактической работы. - М.: Министерство Образования РФ, 2002. - 290 с.
48 Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / О.П. Солодилова. - М.: Проспект: Велби, 2005. - 288 с.
49 Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
50 Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания //Воспитание школьников. - 2002. - №7. - с.44-47.
51 Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов.- Мн.: НИО, 1997.- 198 с.
52 Хагуров, Т.А. Введение в современную девиантологию: Учебное пособие / Т.А. Хагуров. - Ростов-на-Дону, 2003. - 343 с.
53 Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект, 2005. - 336 с.
54 Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» < archive/psy/book6/index.htm>. 2-е изд., доп. - М.: УРАО, 2001. - 128 с.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.