На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80292


Наименование:


Курсовик Религиозное образование в Украине: историческая ретроспектива, современное состояние и тенденции развития

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.8.2014. Сдан: 2014. Страниц: 78. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Религиозное образование в Украине: историческая ретроспектива, современное состояние и тенденции развития
1.1. Основные подходы к изучению религиозных институтов образования
1.2. Институты светского и религиозного образования: понятие, особенности, функции
1.3. Конституционно-правовые основы функционирования религиозных образовательных систем в Украине
ГЛАВА II. Содержание религиозного образования как фактор влияния на общественную мораль
2.1. Особенности образовательных факторов в религиозных ориентациях современной молодёжи < library/prosmotr.aspx?id=499183>
2.2. Духовно-религиозная составляющая в содержании образования Украины
2.3. Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине
2.4. Развитие православного образования в современной Украине
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития украинского государства и формирования гражданского общества в условиях национально-духовного возрождения существует проблема укрепления общественной морали на основе общечеловеческих моральных принципов. Особое значение приобретает вопрос формирования высоконравственной личности. В этих условиях четко проступают тенденции влияния религиозной жизни на состояние общественной морали, тем более, что общественные трансформации последних десятилетий открыли пространство для восстановления полноценной деятельности церковных институтов. Характерной особенностью этого периода стало возрождение традиционных для украинского общества и возникновения новых религиозных конфессий и течений.
В самосознании украинского народа пробуждаются вечные духовные идеалы, утверждается осознание того, что Церковь на протяжении тысячелетия играла важную роль в жизни нашего государства, становлении самосознания народа. Современная общественно-политическая ситуация в нашем государстве, кардинальные изменения, происходящие в духовной жизни личности, противоречивые процессы религиозного возрождения, отношения между государством и Церковью особенно актуализировали в обществе роль Церкви. Провозглашая и реализуя принцип свободы совести, государство сейчас видит в Церкви равноправного участника общественных преобразований, прежде всего моральных. Неизмеримо возрастает церковное влияние на общество, в центре внимания которого должен выступать компетентная и конкурентоспособная личность, которая строит свою деятельность на общечеловеческих моральных ценностях.
Имея богатый опыт работы в общественной среде, Церковь пытается выполнять не только вероучительные, но и значительно шире учебно-воспитательные функции. Уникальной по значению, содержанию и формам деятельности считается система религиозного образования в Украине. Теоретические и практические образовательные наработки религиозных институтов убедительно доказывают их неоспоримое значение в истории украинского народа и современности, формировании идеалов общественной морали.
Постепенно решается проблема отвода Церкви надлежащей роли в воспитании детей, вызванной самой жизнью. Образование Украины все больше выкристаллизовывается как целостная развивающаяся в соответствии с потребностями государства. В поисках модели образования, где религии и Церкви предоставляться надлежащее место, следует двигаться по пути творческого воссоздания собственного культурно - исторического опыта в его органическом сочетании с новейшими достижениями современной науки, культуры и социальной практики. Такая модель образования должна базироваться на украинской национальной культурно - исторической традиции, теоретических достижениях украинской педагогики, опыте поколений в широком его понимании. Она должна учитывать как ментальные черты нации, так и народные традиции и обычаи, соответствовать характеру украинского человека, его мироощущению.
Методологической базой исследования являются основные достижения отечественных и зарубежных ученых, переосмысление достижений философской и социальной мысли относительно процессов формирования общественной морали. Основополагающими для исследования являются историко-философские подходы к проблеме морали в трудах Аристотеля, Платона, Дж.Локка, Ортега-и-Гассета; идеи Н.Бердяева, В.Зеньковского, Г.Сковороды, В.Соловьева, П.Сорокина, Г.Флоровского, П.Юркевича о духовном мире личности; основные положения теорий Э.Гуссерля, Э.Мунье, С.Франка, М.Фуко, Ю.Хабермаса, А.Швейцера, М.Шелера, К.Ясперса и др., раскрывающих различные аспекты общественной морали. Принципиальное значение для разработки темы имеют исследования религиозного феномена, исторических и социокультурных тенденций в современном христианском мире, теоретических и методологических проблем морально-этического фактора как регулятора духовного и общественно - политического процессов, проводили украинские религиоведы Н.Бабий, П.Гопченко, А.Гудыма, В.Судьба, Е.Дулуман, В.Еленский, Ю.Калинин, М. Кирюшка, А.Колодный, Л.Конотоп, П.Косуха, А.Крыжановский, Б.Лобовик, В.Лубский, Д.Ляхович, И.Мозговой, А.Онищенко, В.Павлюк, К.Панас, С.Плохий, М.Рыбачук, А.Саган, П.Саух, В.Суярко, В.Танчер, Ю.Терещенко, В.Ульяновский, Л.Филипович, Е.Харьковщенко, А.Черний, И.Сапожников, А.Шуба, а также богословские религиоведы украинской диаспоры И.Власовский, С.Ярмусь, В.Янов, И.Мирчук, И.Музычко, А.Большой, С.Мудрый, И.Ордынский. Особенно ценными для исследования являются работы В.Бондаренко, М.Закович, С.Здиорук, В.Любащенко, М.Новиченко, В.Пащенко, П.Яроцкого, где осуществляется анализ религиозного образования в Украине.
Итак, проблема религиозного образования как фактора формирования общественной морали является актуальной и важной для изучения.
Цель исследования - осуществить целостный научный анализ религиозного образования в Украине и определить место и роль религиозного образования в формировании общественной морали.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Проанализировать становление, современное состояние и тенденции развития религиозного образования в Украине;
- Раскрыть содержание религиозного образования как фактора влияния на общественную мораль;
- Выяснить место и роль религиозного образования в формировании общественной морали;
- Обосновать сферу согласования светской и религиозной образовательных систем в Украине;
- Актуализировать опыт организации и функционирования духовных учебных заведений в современных условиях модернизации образования.
Объект исследования - феномен общественной морали в условиях современной трансформации украинского общества.
Предмет исследования - религиозное образование в Украине как фактор формирования общественной морали.
Методы исследования включают в себя фундаментальные принципы религиоведческого анализа, системного анализа, сочетание системно-функционального и феноменологического подходов. При исследовании применялись методы различных религиоведческих дисциплин. В частности, выяснение функционально-структурных аспектов религиозных трансформаций требовало использования методов социологии религии, а анализ становления и развития религиозного образовательного комплекса - методов истории религии. При выявлении общего и особенного в функционировании образовательных учреждений разных конфессий диссертант пользовался сравнительно-историческим методом, который позволил выделить закономерности казуальных проявлений и инновации от периодически повторяющихся процессов и тем самым приблизиться к полноте функций религиозного образования в обществе. Использовались общелогические методы научного познания: историзма, объективности, формализации, сравнения, анализа, синтеза, аналогии, индивидуализации и обобщения, системного междисциплинарного подхода, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.
Научная новизна полученных результатов. Проведенное исследование является целостным анализом религиозного образования в Украине. В работе исследовано и на значительном фактическом материале доказано, что одним из факторов формирования общественной морали является религиозное образование. Уже сейчас образование в Украине, используя основы религиозных морально-этических принципов, доказывает свою общественную практическую значимость и в перспективе может стать важным фактором нравственности украинского общества.
Проведенное исследование дало основания обосновать ряд положений, содержащих научную новизну:
- Установлено, что система религиозного образования всегда играла важную роль не только в процессе становления духовно - интеллектуального потенциала нашей нации, но и в формировании и в развитии ее морально- этической системы. Среди других составляющих религиозно-церковного комплекса именно религиозное образование, как связующее звено между теоретическим и обыденным уровнями религиозного сознания, стало одним из основных факторов утверждения нравственных приоритетов украинства;
- Выяснено, что в содержании профессионального религиозного образования, основанный на фундаментальных духовно-религиозных и канонически-правовых источниках и усвоении соответствующих духовных практик, существенное место занимают методы, приемы и механизмы усвоения религиозной аксиологии, лежащие в основе светской морали. Это позволяет средствами конфессиональной педагогики достигать соответствующего морально-воспитательного эффекта массы верующих, особенно через систему горизонтальных общинных связей, гомилетичну практику и организацию деятельности просветительских религиозных учреждений;
- Выявлено, что существующая в Украине система религиозного образования еще далека от своего завершения как в организационном, так и в содержательном измерениях, ее становления во многих случаях носило хаотичный характер, что не могло не отразиться на ее сущностных характеристиках, которые далеко не всегда соответствуют нынешним потребностям Церкви и общества;
- Выяснено, что религиозные организации Украины видят свою социальную роль и в осуществлении морально-воспитательной работы в обществе. Партнерство Церкви и общества, в том смысле, должно заключаться в постоянном совершенствовании религиозными организациями системы духовного образования и максимальном содействии Церкви в организации этой работы с целью полного использования ее духовно-нравственного потенциала;
- Установлено, что соотношение светской и религиозной образовательно-воспитательных систем в современной Украине неконкурентно. Исходя из этого, государство и общество должны предоставить Церкви возможности для осуществления им своей морально-воспитательной миссии в светской школе под контролем органов образования и в рамках принципа светскости образования в Украине. При этом Церковь должна получить право на организацию общеобразовательных и высших учебных заведений, действовать под ее патронатом и под соответствующим контролем со стороны государства.
Теоретическое и практическое значение полученных результатов заключается в актуализации и обосновании значения религиозного образования в формировании общественной морали в условиях современного украинского общества.
Ведущие тенденции деятельности, приобретенный опыт организации и функционирования системы религиозного образования могут быть использованы при моделировании структуры и содержания учебно-воспитательного процесса современных учебных заведений.
Основные теоретические положения, рекомендации, изложенные в исследовании, будут актуальными для определения путей согласования деятельности религиозной и светской систем образования, модернизационных процессов образования и совершенствовании государственно-церковных отношений в Украине. Результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по религиоведению, философии, истории, истории образования, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, при написании учебников и учебных пособий.
Структура работы обусловлена ??логикой исследования, определяется поставленными целями и задачами. Исследование состоит из введения, трех глав, общих выводов. Объем основного текста ____ страниц, список использованных источников составляет 80.


ГЛАВА I. Религиозное образование в Украине: историческая ретроспектива, современное состояние и тенденции развития

1.1. Основные подходы к изучению религиозных институтов образования

Образование - один из важнейших этапов в жизни современного человека. В зависимости от содержания полученного образования формируется определенное мировоззрение, которое может повлиять на дальнейшую судьбу как отдельно взятого индивида, так и общества в целом. Определив структуру и институциональные особенности государственного и религиозного систем образования, можно выявить систему закономерностей их развития и функционирования, направления взаимодействия с другими институтами современного общества. Анализ существующих теоретико-методологических подходов изучения социальных институтов, взаимоотношений государства и церкви в вопросах образования и воспитания необходим, чтобы сформулировать определения ключевых понятий, таких как: социальный институт образования, религиозное образование, светское образование, религиоведческое образование, институт светского образования, институт религиозного образования.
Традиции исследования образовательных систем и процессов, имеют глубокие корни в педагогике, истории, философии и социологии. Тем не менее, Институт религиозного образования в социологии изучен недостаточно. Исследование религиозного образования, и конкретно православного образования в России проводилось до настоящего времени в основном в рамках философского, педагогического и исторического подходов.
Еще в начале XX в. один из известнейших педагогов России П.Ф.Каптерев пытается оценить участие церкви в педагогическом процессе [13]. Он сравнивает государственную политику в сфере образования с церковной. По его мнению, требования церкви, к учащимся не допускать «никаких сомнений веры в догматы и обряды, недоверия к разуму и науке чужды природе педагогического процесса». П.Ф.Каптерев справедливо замечает, что задачи церкви и задачи светского образования различны [13]. Например, церковь может требовать от своих последователей выполнение ритуалов, внушать им свои догматы, но совершенно невозможно подобные задачи вносить в образовательный процесс общеобразовательной школы.
Ученый выделяет три исторических периода в развитии образования: церковный, государственный и общественный. По мнению исследователя, «церковность» не столько означает принадлежность к церкви - общественному институту, сколько выявляет глубинные структурирующие основания российского менталитета. Под церковным образованием П.Ф.Каптерев понимает не подготовку к священнослужению, а образование общей массы народа в рамках религиозной доктрины, за отсутствием альтернативного светского образования [18]. На следующем этане происходит формирование государственных учебных заведений и разделение светского и религиозного образования на два социальных института, которые еще долгое время, вплоть до начала XX века находились в тесном взаимодействии. В светских институтах и школах обязательным было изучение «Закона Божия» и ряда предметов религиозного содержания. В тоже время II.Ф. Каптерев не умаляет значения религии в образовательном процессе, а, наоборот, подчеркивает, что именно православие как кулыурообразующая религия русского народа позволяет сохранять и передавать от поколения к поколению культурные традиции.
В конце XIX века наиболее известными русскими философами, занимавшимися разработкой собственных концепций образования, были В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, чьи подходы основывались на религиозных предпосылках и требовании рассматривать процесс образования с позиции духовного воспитания личности [17; 43]; М.М. Рубинштейн и С.И. Гессен [9; 45], которые в своих исследованиях акцентировали внимание на идеально-ценностной составляющей учебного процесса и на психофизиологических особенностях учащихся. В своих работах ученые анализировали основные проблемы взаимодействия государства и церкви в процессах образования в разные исторические периоды.
Рассмотрим более подробно данные концепции. Например, В.В.Зеньковский рассматривает зависимость педагогического процесса от религиозных установок, которые господствуют в ту или иную культурно-историческую эпоху [17]. С одной стороны, он убежден, что только общее образование личности должно строиться независимо от религиозных идей и установок, а всецело опираться на данные науки. С другой стороны, ученый полагает, что в воспитании ребенка необходимо присутствие религии. Спорным является утверждение В.В.Зеньковского о том, что «религиозное обоснование педагогики ставит школу в связь с Церковью, но вовсе не делает ее административно подчиненной духовенству» [17]. Но мнению диссертанта, внедрение основ религиозного образования в школе может поставить учебное заведение в определенную зависимость от духовенства, например, в вопросе обеспечения методической литературой, подготовке соответствующих кадров. Позиция В.В. Зеньковского заключается в требовании признать за процессом образования, прежде всего, воспитательный и религиозный характер, и для обеспечения успешности этого процесса признать необходимость организации специальных социальных страт, таких, как объединение людей в религиозные общины и построение жизни в христианских традициях. Таким образом, В.В.Зеньковский неоднозначно оценивает влияние религиозного фактора на осуществление образования и воспитания [17]. Однако учитывая тот факт, что образование и воспитание зачастую осуществляются в образовательном учреждении параллельно, выполнение предложенного ученым условия о том, что в воспитании желательно присутствие религиозной парадигмы, а образование должно строиться на научной основе, ставится под сомнение.
В стремлении наделить педагогический процесс идеальными требованиями В.В.Зеньковский иногда бывает близок к позиции В.В. Розанова, рассуждающего о необходимости пробуждать в ребенке преклонение перед высшей силой. Глобальная цель процесса образования, согласно концепции В. В. Розанова, - выработка в подрастающих поколениях какого-нибудь культа [43], т.е. преданности, любви, верности. Церковь рассматривается им как естественная историческая сила, которая способна успешно сохранять культурные традиции. Церковь должна безоговорочно возглавить процесс образования в средней школе, однако В.В. Розанов не углубляется в подробности, как же должна происходить подобная реформа образования на практике.
Общий анализ подходов к изучению проблем образования показывает, насколько обширным является круг вопросов, от решения которых зависит оценка современных процессов в системе образования и выработка программ ее дальнейшего развития. Несмотря на то, что каждый подход предполагает изучение той или иной грани интересующей автора проблемы, ее комплексное исследование позволяет выявить закономерности развития и функционирования институтов государственного и религиозного образования.
Для настоящей работы наиболее продуктивными являются институциональный и структурно-функциональный подходы. В рамках институционального подхода проанализированы динамика и социокультурное содержание института образования. Это позволило провести компаративный анализ образовательных институтов внутри отдельного общества и между разными обществами, раскрыть их универсальные характеристики и положение в социальной организации общества. Диссертантом были определены функции различных образовательных институтов, их связь с социально-экономическими процессами в обществе; определено место светского и религиозного образования в современном российском обществе.
Не менее важным является и культурологический подход, позволяющий выявить культурные факторы развития отношений школы и церкви. Данный подход предполагает изучение религии как культурообразующего феномена и дает возможность проследить то влияние, которое оказывает религия на процесс формирования института образования. Опираясь на конфликтологический подход, автор обнаруживает и объясняет противоречия, возникающие как внутри института образования, так и между его субъектами; выявляет возможные области разногласий между институтами светского и религиозного образования.
Исторический и педагогический подходы позволяют проанализировать современное состояние и прогнозировать возможные пути диалога между институтами светского и религиозного образования. В рамках исторического подхода рассмотрена динамика системы образования, а также проанализировано взаимодействие в этом процессе общих исторических закономерностей и конкретных исторических обстоятельств. Исторический метод продуктивен для понимания современного состояния образования, осмысления исторических фактов и интерпретации образования как исторического, а не временного явления, возникшего на определенном этапе развития общества. В рамках педагогического подхода диссертант рассматривает содержание понятия образования, выявляет социальные роли учащихся и учителей в процессе образования.
Все перечисленные подходы дают методологический инструмент прогнозирования будущего развития государственного и религиозного образования как социальных институтов, особенностей их взаимодействия.

1.2. Институты светского и религиозного образования: понятие, особенности, функции

При рассмотрении институтов государственного (светского) и религиозного (православного) образования, как и определено целью исследования, требуется уточнение таких понятий, как социальный институт образования, светское, религиоведческое и религиозное образование, предметы религиозного содержания.
Существует несколько подходов к определению образования как социального института. Так, по мнению Э.Дюркгейма [13], институт образования представляет собой единый социальный институт по передаче ценностей господствующей культуры всем членам общества в процессе обучения каждого индивида специфическим навыкам и правилам социального самоопределения. Т.Парсонс рассматривает институт образования как механизм социализации подрастающего поколения [37].
Согласно западноевропейской традиции определения социального института, можно выделить следующие признаки, характеризующие институт образования: установки и образцы поведения в образовании (любовь к знаниям, посещаемость); символические культурные признаки (эмблемы, песни, гимны учебных заведений); утилитарные культурные черты (классы, библиотеки, стадионы); устный и письменный кодекс правил для учащихся, определяющийся уставами и иными нормативными документами учебного заведения (комплекс формальных и неформальных правил).
В отечественной социологии одно из наиболее распространенных определений сводится к тому, что институт образования возник и существует для удовлетворения определенных социальных потребностей; ориентирован на организацию совместной деятельности людей для выполнения в обществе определенных функций и располагающий необходимыми общественными ресурсами. Однако автор склонен принять точку зрения Л.М.Осипова [34], который рассматривает институт образования как механизм решения трех основополагающих для общества задач: во-первых, способствовать становлению личности как гражданина; во-вторых, обеспечивать профессиональную ориентацию и профессиональный отбор; в-третьих, создавать базу знаний для последующего непрерывного образования.
При определении функций и структуры социального института авторы оперируют такими понятиям как «образование», «воспитание», «обучение». По мнению Э.Дюркгейма слово «воспитание» употребляется в очень широком смысле для обозначения совокупности тех влияний, которые природа или люди могут оказать на наш разум или на нашу волю [13]. Функция воспитания, по его мнению, сводится к созданию у ребенка, во-первых, определенного набора умственных и физических способностей, которое общество считает обязательным для своих членов; во-вторых, набором определенных физических и умственных качеств, предъявляемых специфической социальной группой. По его мнению, образование и воспитание-два разных социальных явления, но они тесно взаимодействуют.
Другую точку зрения высказала Л.Ж. Кусжанова [25]. Она полагает, что роль и значение таких понятий как воспитание, образование и обучение - следует различать, так как «обучение имеет и к образованию, и к воспитанию одинаковое отношение, являясь средством осуществления того и другого, т.е. фактором второстепенным». Па наш взгляд, обучение как форма воспитания ориентировано на развитие конкретных заданных отдельных качеств и сторон культуры социального субъекта. Воспитание же ориентировано на формирование целостной личности, и среда воспитательного процесса гораздо шире и охватывает всю общественную жизнь.
Таким образом, под обучением понимается совместная целенаправленная деятельность учителя и учащегося, направленную на развитие личности, ее образование и воспитание. Обучение является фундаментальным процессом в пашей жизни, оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Вслед за П.Смелзером [48] автор склоняется к мнению, что в процессе обучения учащемуся навязываются определенные культурные ценности. Для осуществления передачи ценностей требуется наличие формальных организаций. Весь процесс обучения направлен на социализацию людей.
В научной литературе существуют несколько подходов, на основании которых дается та или иная интерпретация понятия «институт образования». В настоящем исследовании под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, объединяющая значительные общественные ценности; исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности людей по воспитанию, обучению и передаче ценностей определенной культуры.
Существуют различные точки зрения на определение понятия «светский». В одних случаях под ним понимается «нейтральный» или даже атеистический характер отношения государства и его институтов к религии. В других «светский» трактуется как синоним понятия «неклерикальный», независимый от церкви. В настоящем исследовании под «светским» понимается конфессионально нейтральное образование, не рассматривающее никакую религию или мировоззренческую систему в качестве официальной идеологии. Под институтом светского образования подразумевается система связей и социальных норм, объединяющая значительные общественные ценности, передаваемые в процессе обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства в структуре государственных и муниципальных учебных заведений.
Под религиозным образованием понимается деятельность по трансляции религиозных доктрин, опыта, чувств, способов культовой практики, осуществляемую профессионально подготовленными лицами (священниками, религиозными педагогами и т.д.), а также систему по подготовке педагогических кадров для самой системы конфессионального образования. Институт религиозного образования - определенная система связей и религиозных норм, исторически сложившаяся форма обучения и воспитания, осуществляемая в интересах личности, семьи, религиозного объединения, общества и государства на мировоззренческой основе конкретного вероисповедания; определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, норм и ценностей.
Под религиоведческим понимается образование, основанное на изучении религии как исторического и социокультурного феномена. Религиоведческое образование включает в себя широкий комплекс дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском, социологическом, психологическом и культурологическом аспектах.
Религиозное и религиоведческое образование различаются по ряду параметров: по целям, по содержанию, по субъектам ответственности, по субъектам исполнения. В отличие от религиозного образования, направленного на внедрение религиозной веры в сознание обучающихся, конф........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахматова А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003.
2. Барматова И. «Главная цель воспитания - пробуждение совести к действию //Православный Мир. - 2004. - №. 7. - С. 27.
3. Бондаренко В. Светская школа и церковь в современной Украине: в поисках сотрудничества //Образование. - 2005. - № 45. - С. 13.
4. Вестник православной педагогики. - 1999. - № 1.
5. Виленский М.Я., Беляева В.А. Духовно-нравственное воспитание личности // Дополнительное образование. 2000.
6. Всеобщая декларация прав человека. принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года.
7. Галицкая И.А., Метлик И.В. Изучение религии в светской школе и проблема воспитания веротерпимости // Образование. 2003.
8. Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. 2003.
9. Гессен С.И. Мировоззрение и идеология // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / Сост.: Е.Г. Осовский, В.П.Киржаева, O.E. Осовский. Саранск: Республиканская типография «Красный Октябрь», 2006. - С. 99 112.
10. Гликман И. Вера, религия и педагогика // Alma mater. 2002
11. Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования //История в школах Украины. - 2004. - № 2. - С. 5.
12. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята 18 декабря 1992 г. Генеральной Ассамблеей.
13. Дюркгейм Э. Педагогика и социологии // Дюркгейм Э. Социологии. - М.: Канон, 1995.
14. Евтушенко Г., Пометун А. Об изучении нового учебного курса «Этика» в 5 классе общеобразовательных учебных заведений Украины в 2005/06 уч.г. //История в школах Украины. - № 1. - С. 9.
15. Закон Украины от 23 апреля 1991 года №987-XII «О свободе совести и религиозных организациях»
16. Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991 № 1060-XII.
17. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1996. 272 с.
18. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. - Санкт-Петербург, 1915.
19. Кеннет О. Гендель, Ховард Г. Хендрикс. Христианская педагогика. - Спб. "Библия для всех", 1997. - 315 с.
20. Колесова И.С. О роли религиозной культуры в содержании образования // Педагогика. 2003.
21. Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине (проект) //Национальная безопасность и обо 2 рона. - 2004. - № 3. - С. 4.
22. Котюк И. Основы правоведения //Программы для общеобразовательных учебных учреждений. 9 класс. - 2001. - С. 11.
23. Кочан Н. Отделение школы от церкви в координатах открытого общества //Народ 3 ина и мир. - 2000. - № 9. - С. 39-48.
24. Культура. Идеология. Личность: Методолого-мировоззренческий анализ /Губерский Л., Андрущенко В., Михальченко М. - М.: Украина, 2002. - С. 514-515.
25. Кусжанова А.Ж. Социально-философские проблемы теории образования. - СПб., 2003. и др.
26. Ладиченко Т., Бакка Т. Основные научно-методические основы курса "Человек и мир" в книге для учителя "Методика изучения курса" Человек и мир ". 11 класс "(авторы Т.В.Ладиченко, Т.В.Бакка, О.В.Желиба) //История Украины. - 2005. - № 19-20. - С. 42.
27. Лебедев С. Религия в светской школе как социально-технологическая проблема // Религия и СМИ. 2006.
28. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах".
29. Никандров Н. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Народное образование. 2001.
30. Никитин, В. Право на образование в свете социальной концепции РПЦ Электр, ресурс. / В. Никитин // print.php?type=article&id=109&numid=l
31. Общая ориентация // Библиотека «Психология он-лайн». - orientation.html
32. Овсиенко Ф.Г. Взаимоотношения государства и Церкви в странах Восточной Европы. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. -№ 1. 1999.
33. Овсиенко Ф.Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение. Благовещенск. М., 2004.
34. Осипов П.П. Студент средней профессиональной школы Текст. / П.П. Осипов//Социс. 1998.-№11.-С. 102-107.
35. Основы правоведения. Учебник. для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений /Под общ. ред. Журавского В.С. - М.: Юридическая мысль, 2004. - С. 125-128.
36. Отчет частного лицея Блаженного Климентия Шептицкого. - М.: Частный лицей Блаженного КлимЭнти Шептицкого, 2001. - С. 13.
37. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии Текст. / Т. Парсонс // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
38. Плеханов Е. Религиозное образование в отечественной педагогической культуре //Alma mater. 2003.
39. Понкин И.В. Правовые основы преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. - М., 2003.
40. Понкин И.В. Демография: зарубежный опыт правового регулирования. - М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования. - 2005. - 80 с.
41. Постановление Кабинета Министров Украины от 8 ноября 2006 г. N 1575 «Об образовании Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий».
42. Православие и образование: курс изучения религии как предмета идентичности и культуры. Доклады семинара. Волос, 15-17 мая 2004 г. М.: Издательский дом «К единству!» Международного Фонда единства православных народов. - 2005
43. Розанов В.В. Сочинения. В 2-х тт. Т. I. Религия и культура. / Вступ. статья Е.В. Барабанова. -М.: Правда, 1990. -636 с.
44. Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, РОССПЭН; 2000. 447 с.
45. Рубинштейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. В 2 т. / Под ред. Н.С. Плотникова и К.В. Фараджева. М.: Территория будущего, 2008. - Т. 1. 576 с.
46. Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Религиозные предпочтения молодых туляков. -М. 2007г.
47. Ситников А.В. Религиозное образование в демократическим обществе //Церковь и время. - 2003. - № 4. - С. 51.
48. Смелзер Н. Социология Текст. / Н. Смелзер; пер. с англ. М.: Феникс, 1994.-С. 126.
49. Тхоржевским Т.Д. Развитие современной светской педагогической мысли в Украине под влиянием христианской религии //Православные духовные ценности в контексте формирования современного мира: Матер. II Междунар. научно-практической. конф., Киев, 26 марта 2004 - К.: МАУП, 2005. - С. 146-150.
50. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 5-12 классы. - 2005. - С. 6.
51. Чернега О.Л. Правовые основы религиозного образования Электр, ресурс. / О.Л.Чернега // Центр образовательного законодательства // pravo/actual/cliernega01 .html
52. Шеремета С. Создание сети христианских школ и их роль в формировании духовности и национального сознания гражданина Украины //Статьи, методические материалы, сценарии. - М.: Частный лицей Блаженного Климентия Шептицкого, 2001. - С. 5.
53. Элеонора Даниил. Учителю Библии: Учебное пособие для духовных наставников. - М.: Духовная Академия апостола Павла, 2001. - 220 с.
54. Ященок К. (иеромонах) Основы православной культуры как новая образовательная область Электр, ресурс. / К.Ященок // Сибирская православная газета. 2004.
55. Alves Colin. Why Religious Education? // New Movements in Religious Education / ed. by Ninian Smart & Donald Horder. London: Maurice Temple Smith Ltd, 1975.
56. American Education and Religion: The Problem of Religion in the School / ed. By F. Ernest Jonson. New York : Inst. For Religious and Social Studies, 1952-243 s.
57. Arthur Chris. Some Remarks on the Role and Limitations of Phenomenology of Religion in Religious Education // Religious Education. 1995.
58. Attfield David G. Learning from Religion // British Journal of Religious Education. 1996.
59. Barbour I.G. Religion in an Age of Science. London: SCM Press, 1990.
60. Barnes L. Philip. What Is Wrong with the Phenomenological Approach to Religious Education? // Religious Education. 2001.
61. Bates Dennis. Christianity, Culture and Other Religions (part 1) // British Journal of Religious Education. 1994.
62. Bates Dennis. Christianity, Culture and Other Religions (part 2) // British Journal of Religious Education. 1996.
63. Bruner, Jerome. The Process of Education. Harvard : University Press, 1962.- 371 s.
64. Burke, M. Islam and Social movements // Islam, politics, and social movements / Ed. by Edmund Burke, III, a. Ira M. Lapidus; Contributors Ervand Abrahamian et al. Berkeley etc. : Univ. of California press, cop. 1988. P. 17-38.
65. Cheshire Religious Education Agreed Syllabus Cheshire County Council, 2001.
66. Crawford Marisa & Rossiter Graham. The Secular Spirituality of Youth: Implications for Religious Education // British Journal of Religious Education. 1996.
67. Doerr Edd. Religion and Public Education // Phi Delta Kappan. 1998.
68. Elias John L. The Ethics of Religious Education // Religious Education. -1993.
69. Gearon Liam. Human Rights and Religious Education: Some Postcolonial Perspectives // British Journal of Religious Education. 2002.
70. Hand Michael. Religious Upbringing Reconsidered // Journal of Philosophy of Education. 2002.
71. Ipgrave Julia. Dialogue, Citizenship and Religious Education // International Perspectives on Citizenship, Education, and Religious Diversity / ed. by Robert Jackson. London-New York: RoutledgeFalmer, 2003. - P. 147-168
72. Jackson Robert. Faith Based Schools and Religious Education within the State System in England and Wales // British Journal of Religious Education.-2001.
73. Kozyrev, Fedor N. The Religious and Moral Beliefs of Adolescents in St. Petersburg // Journal of Education and Christian Belief. 2003.
74. Leganger-Krogstad, Heid. Developing a Contextual Theory and Practice of Religious Education // Panorama: Intern. Journal of Comparative RE and Values.-2000.
75. McLaughlin Denis. A School for the Human Person and of the Human Person// British Journal of Religious Education. 2000.
76. Pedagogies of Religious Education. Case Studies in the Research and Development of Good Pedagogic Practise in RE / ed. by Michael Grimmitt. -McCrimmons, 2000.
77. Pollitt Helmar E. Religious Education in Postmodernism // Panorama: Intern. Journal of Comparative RE and Values. 2002.
78. Religions in Religious Education // International Perspectives on Citizenship, Education, and Religious Diversity / ed. by Robert Jackson. London: RoutledgeFalmer - New York, 2003.
79. Religious Education: The non-statutory national framework. London: QCA, 2004.
80. Waardenburg, J. Classical approaches to study of religion: Aims, methods a. theories of research / By Jacques Waardenburg. The Hague; Paris: Mouton, 1973. - 285 p.




Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.