На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80293


Наименование:


Диплом «Финансовые аспекты слияний и поглощений предприятий на примере ОАО «Зарница» Буйского района Костромской области»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 12.8.2014. Сдан: 2014. Страниц: 99. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 6
1 Теоретические основы и финансовые особенности слияния и поглощения предприятий 8
1.1 Экономическое содержание, достоинства и риски слияний и поглощений 8
1.2 Основные виды слияний и поглощений, механизм их проведения и источники финансирования 16
1.3 Современные тенденции и финансовые особенности слияний и поглощений предприятий в России 25
2 Организационно-экономические основы финансового обеспечения слияния ОАО «Зарница» и ООО «Воскресенье-Агро» 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Зарница» 35
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Воскресенье-Агро» 50
2.3 Анализ собственного капитала ОАО «Зарница» и ООО «Воскресенье-Агро» Буйского района Костромской области 62
3 Разработка финансового плана слияния ОАО «Зарница» с ООО «Воскресенье-Агро» 68
3.1 Процедура слияния предприятий 68
3.2 Оценка рыночной стоимости компаний 75
3.3 Оценка эффективности слияния предприятий ОАО «Зарница» и ООО «Воскресенье-Агро» 89
Заключение 96
Список использованных источников 101
Приложения 103

Введение
На сегодняшний день в российской практике сложилась ситуация утраты сельскохозяйственными предприятиями своей платежеспособности и возможности рассчитываться по долгам перед кредиторами. Перед предприятиями как никогда остро стоит проблема преодоления кризисной ситуации путем применения конкретных и эффективных мер.
Возникает потребность поиска действенных технологий по выходу из состояния кризиса на предприятии, необходимость освоения современных методов реструктуризации собственности.
Развитый рынок характеризуется интенсивными процессами поглощения или слияния компаний. Свободное передвижение капитала предполагает наличие этого процесса, результатом которого является рост эффективности капитала. Все сделки по слиянию и поглощению проводятся только тогда, когда заинтересованные стороны видят для себя выгоду
Мировые интеграционные процессы, протекающие во всех отраслях экономической деятельности, не обошли стороной и Россию: многие отечественные компании активно перенимают зарубежный опыт, используют новейшие технологии развития бизнеса.
В современных экономических условиях компаниям необходимо искать эффективные методы для развития, повышения конкурентоспособности, роста рентабельности и стоимости. В настоящее время одним из методов является стратегия слияния и поглощения.
В этом свете слияния как один из основных элементов реструктуризации, ее заключительное звено, ставящее целью улучшение финансового состояния, заслуживает особого изучения.
Целью данной дипломной работы является исследование финансовых аспектов слияния и поглощения предприятий на примере ОАО «Зарница» Буйского района Костромской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы и финансовые особенности слияний и поглощений предприятий, их механизм и основные современные тенденции слияний и поглощений в России;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Зарница» и ООО «Воскресенье-Агро»;
- оценить собственный капитал исследуемых предприятий;
- рассмотреть процесс слияния ОАО «Зарница» и ООО «Воскресенье-Агро»;
- провести оценку рыночной стоимости исследуемых предприятий;
- оценить эффективность слияния предприятий ОАО «Зарница» и ООО «Воскресенье-Агро».
Объектами исследования являются ОАО «3арница» и ООО «Воскресенье-Агро» Буйского района Костромской области.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе слияния и поглощения компаний.
В работе использованы материалы периодических изданий, монографии специалистов в области корпоративных финансов, а также иностранные источники, финансовая, бухгалтерская отчетность предприятий ОАО «3арница» за 2008-2012 гг., ООО «Воскресенье-Агро» за 2011-2012 гг., Постановления и Решения Главы Администрации Буйского муниципального района, уставные документы ОАО «Зарница» и ООО «Воскресенье-Агро».
Методами исследования являются: монографический, логический, статистико-экономический, балансовый, экономико-математический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и дидактический.
.
1 Теоретические основы и финансовые особенности слияния и поглощения предприятий
1.1 Экономическое содержание, достоинства и риски слияний и поглощений
Одним из видов выхода предприятия из кризисной ситуации может быть его реорганизация. Реорганизация предприятия может быть осуществлена в форме слияния или поглощений предприятий.
Слиянием предприятий признается создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий и прекращением деятельности последних. [1]
Реорганизация в форме слияния предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего предприятия - правопреемника. С этого момента, создавшие его предприятия считаются прекратившими свое существование.
Слияние предприятий как способ реорганизации предприятий означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких предприятий, вследствие слияния. При этом все права и обязанности каждого из них суммируются предприятием, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.
На совместном собрании учредителей всех участвующих в слиянии предприятий принимаются решения о составе учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди учредителей, об утверждении Устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов создаваемого предприятия. При слиянии предприятий все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему предприятию в соответствии с передаточным актом.[2]
Понятие "поглощение" является достаточно распространенным в научной литературе и в юридической сфере ему придается большое значение. Однако данный термин также вызывает разногласия среди ученых. В настоящее время в юридической литературе существуют два подхода к определению понятия "поглощения".
Первый подход заключается в том, что поглощение рассматривается как один из способов реорганизации юридического лица, наиболее близкого к слиянию или присоединению. Так, в свое время Г.Ф. Шершеневич, исследуя природу акционерных обществ, называл поглощение одним из способов слияния юридического лица, при котором оно прекращает свою деятельность.
В настоящее время такой подход к исследуемой категории наблюдается у А.В. Спиридоновой, которая под поглощением понимает экономические процессы интеграции (объединения) корпораций, осуществляемые путем реорганизации юридических лиц в форме слияний и присоединений, а также путем приобретения одним юридическим лицом в отношении другого юридического лица (корпорации) экономической, юридической или иной фактической возможности оказывать определяющее влияние на руководство и на решения, принимаемые данным юридическим лицом (корпорацией). [3]
Аналогичную позицию занимает О. Бычков, указывающий, что если приобретение активов по духу наиболее соответствует реорганизации в форме присоединения, то есть под процедурой, по завершении которой у лица появляется возможность контролировать акционерное общество, следует понимать приобретение акций общества в достаточных для осуществления управленческого контроля пропорциях.[4]
Сторонники второго подхода увязывают поглощение с установлением контроля над обществом. Например, М. Ионцев под поглощением компании или актива в корпоративной практике понимает установление над этой компанией или активом полного контроля как в юридическом, так и экономическом смысле. На этом аспекте делает акцент Р.З. Зиганшин, определяющий поглощение компании как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее.
Авторы монографии "Захват предприятия и защита от захвата" рассматривают поглощение как сделку по приобретению бизнеса, при которой приобретающее предприятие-субъект либо присоединяет приобретаемую организацию - предприятие-объект (и последнее прекращает существование как юридическое лицо), либо ограничивается покупкой контрольного пакета и приобретаемая организация становится дочерней организацией (и сохраняет статус юридического лица). При этом отмечается, что поглощение подразумевает переход контроля над поглощенным предприятием от одной группы к другой. В отдельных случаях при враждебных поглощениях смена контроля влечет и смену команды управляющих поглощенного предприятия.
Подобного мнения придерживается А.Л. Ильченко, который считает, что если рассматривать понятия "слияние" и "поглощение" дословно, то слиянием можно назвать объединение компаний, одинаковых по размеру и характеристикам, а поглощением - разных. Но двух абсолютно равных по размеру активов компаний не бывает, поэтому грань между слияниями и поглощениями некоторые экономисты проводят в сфере менеджмента: о слиянии можно говорить, если соединяются две компании и команды менеджеров переплетаются, а о поглощении - когда одна из них становится доминирующей.[3]
А.А. Жуков отмечает, что поглощение юридических лиц является ни чем иным как обычаем делового оборота, т.е. сложившимися и широко применяемыми в области предпринимательской деятельности правилами поведения, не предусмотренными законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет.[5]
Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.
На пути к достижению указанных выше целей компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности. В этом свете компания постоянно оценивает свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ.
Исходя из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития:
1. усиление основных направлений своей деятельности;
2. диверсификация деятельности;
3. отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.
Деятельность по слияниям и поглощениям является одним из основных методов реализации перечисленных стратегий развития фирмы. В частности:
1)если фирма занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преимуществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;
2)часто компания может осуществлять слияния и поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, продукции находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции - то есть, другими словами, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия;
3) если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.[2]
Для принятия решения о слиянии и поглощении предприятия необходимо «взвесить» все «плюсы» и «минусы» планируемой сделки.
Таблица 1 - Стимулы и возможные риски сделок по слиянию и поглощению предприятий
Стимулы Риски
Для «жертвы» Для «агрессора»:
Расширение рынка сбыта (географический конгломерат) Падение курса акций поглощаемой или поглощающей компании на рынке
Стоимость объединения окажется выше суммы стоимостей отдельных предприятий Ухудшение рыночных позиций и финансового состояния на период до завершения процесса поглощения
Сократить расходов на управление, создав единый корпоративный центр Потеря статуса совладельца независимой компании Переоценка акций поглощаемой компании
Расширение спектра выпускаемой продукции (ассортиментный конгломерат) Нарушения прав акционера при сохранении им неконтрольного пакета Излишние затраты на поглощение
Создание производственной цепочки и концентрирование всей прибавочной стоимости по готовому продукту Невозможность использования каналов внедивидендного получения дохода Приобретение финансово несостоятельного предприятия
Объединить усилий компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности (горизонтальные объединения) Убытки от изменения дивидендной политики новой компании Ослабление позиций поглотителя на рынке и его финансового состояния после завершения поглощения
Объединение ради привлечения новых товаров или услуг Установление невыгодного курса обмена акций

Слияния и поглощения расширяют возможности компаний. Менеджеры компаний обычно рассматривают внутренние и внешние инвестиционные возможности. Внутренние инвестиции касаются реорганизаций и инвестиций в саму компанию, внешние проекты связаны с приобретением новых активов и проектов. Компаниям следует рассматривать еще один круг возможностей, предполагающий взаимодействие с другими игроками рынка, и самим постоянно искать такие возможности, сопоставляя потенциал внутреннего роста и слияний. [6]
Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний.[7]


Рисунок 1 - Основные мотивы слияний и поглощений
1. Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.
2. Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.
3. Налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.
4. Диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).
5. Разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Зачастую проще купить действующее предприятие, чем строить новое. Это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса целевой компании (компании-мишени) значительно меньше стоимости замены ее активов. [8]
Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические.
1 разница между ликвидационной и текущей рыночной стоимостью (продажа «вразброс»). Иначе этот мотив можно сформулировать следующим образом: возможность «дешево купить и дорого продать»;
2 личные мотивы менеджеров. Стремление увеличить политический вес руководства компании. Иногда причиной слияния компаний является самоуверенность руководителей, считающих, что предполагаемая сделка совершенна. Они проникаются азартом охоты, на которой добыча должна быть настигнута любой ценой. В итоге такие покупатели очень дорого платят за свои приобретения;
3 расширение географии влияния. Расширение географии позволяет выйти на новые рынки сбыта, когда возможности традиционного рынка исчерпаны.;
4 обеспечение экономической безопасности и усиление рыночных позиций. Мотив обеспечения безопасности (в том числе экономической - с точки зрения поставок сырья и продажи готовой продукции и цен на них) служит обоснованием для вертикальной интеграции;
5 вывод капитала за границу. В российской практике в качестве меры обеспечения безопасности капитала характерен также мотив вывода денег за границу, ширмой для которого являются сделки по слияниям и поглощениям;
6 рост прибыли на акцию. Высокий показатель PPS/EPS (цена акции/прибыль на акцию) - при слияниях причина высокого показателя заключается в том, что инвесторы ожидают быстрого роста прибылей в будущем. Если компания добилась роста этого показателя за счет покупки компании с медленными темпами роста и низкими показателями PPS/EPS, то ей придётся и дальше проводить цепочку слияний, чтобы поддержать этот рост;
7 снижение затрат на финансирование (операционная синергия). Объединившимся компаниям заимствование обходиться дешевле, чем каждой из них по отдельности.[6]
Таким образом, одним из видов выхода предприятия из кризисной ситуации может быть его реорганизация, осуществляемая в форме слияния и поглощения. Данная форма реорганизации предприятия широко применяется в западной экономике, имеет свои особенности. Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний. Слияние, как и любой процесс реорганизации предприятий, имеет свой механизм.
1.2 Основные виды слияний и поглощений, механизм их проведения и источники финансирования
В современном корпоративном менеджменте можно выделить множество разнообразных типов слияния и поглощения компаний.
Считаем, что в качестве наиболее важных признаков классификации этих процессов можно назвать (рис. 2):
· характер интеграции компаний;
· национальную принадлежность объединяемых компаний;
· отношение компаний к слияниям;
· способ объединения потенциала;
· условия слияния;
· механизм слияния.[8]


Рисунок 2 - Классификация типов слияний и поглощений компаний
Остановимся на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний.
В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды:
· горизонтальные слияния - объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
· вертикальные слияния - объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
· родовые слияния - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
· конгломератные слияния - объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа - это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.
В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.[9]
В свою очередь можно выделить три разновидности конгломератных слияний:
· Слияния с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox - производителя отбеливающих веществ для белья.
· Слияния с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.
· Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.[10]
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:
· национальные слияния - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
· транснациональные слияния - слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).
Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.
В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению компании можно выделить:
· дружественные слияния - слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
· враждебные слияния - слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.[9]
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:
· корпоративные альянсы - это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
· корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:
· производственные слияния - это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
· чисто финансовые слияния - это слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.[7]
Для того чтобы слияние или поглощение прошло успешно, необходимо:
- правильно выбрать организационную форму сделки;
- обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству;
- иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения;
- в случае слияния быстро и мирно решить вопрос “кто главный”;
- максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.[8]
Возможны следующие организационные формы слияний и поглощений компаний:
- объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что одна из участниц сделки принимает на свой баланс все активы и все обязательства другой компании. Для применения такой формы необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров компаний, которые участвуют в сделке (уставы корпораций и законы иногда устанавливают более высокую долю голосов, необходимых для одобрения сделки);
- объединение двух или нескольких компаний, которое предполагает, что создается новое юридическое лицо, которое принимает на свой баланс все активы и все обязательства объединяемых компаний. Для применения такой формы, также как и для предыдущей, необходимо добиться одобрения сделки не менее, чем 50% акционеров объединяемых компаний;
- покупка акций компании либо с оплатой в денежной форме, либо в обмен на акции или иные ценные бумаги поглощающей компании. В этом случае инициатор сделки может вести переговоры с акционерами интересующей его компании на индивидуальной основе. Одобрение и поддержка сделки менеджерами поглощаемой компании в этом случае не обязательны;
- покупка некоторых или всех активов компании. При этой организационной форме в отличие от предыдущей необходима передача прав собственности на активы, и деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.
Сделки по слиянию и поглощению компаний могут быть осуществлены следующим образом:
- компания Х покупает активы компании У с оплатой в денежной форме;
- компания Х покупает активы компании У с оплатой ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем;
- компания Х может купить контрольный пакет акций компании У, став при этом холдингом для компании У, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица;
- проведение слияния компании Х и компании У на основе обмена акциями между ними;
- компания Х сливается с компанией У и в результате образуется новая компания Z. Акционеры компаний Х и У в определенной пропорции обменивают свои акции на акции компании Z.[10]
Для того, чтобы слияние прошло успешно, еще при его планировании необходимо учесть требования антимонопольного законодательства. Все крупные слияния и поглощения подвергаются контролю уже на самых ранних этапах.
В США, например, и Министерство юстиции, и Федеральная торговая комиссия наделены правом требовать постановления суда, приостанавливающего слияние. Правда, за последние годы на основе антимонопольного законодательства было отменено всего несколько сделок по слиянию, но такая угроза существует постоянно. [8]
Говоря о слияниях и поглощениях, невозможно переоценить роль финансирования при проведении подобных сделок.
При выборе методов финансирования, в том числе и инвестиций в форме слияний и поглощений, компании должны тщательно проанализировать следующие факторы:
- состояние собственного капитала предприятия;
- соотношение заемного и собственного капитала и риск разбавления капитала;
- наличие активов для обеспечения кредитов;
- действующие кредитные соглашения;
- прогноз движения денежных потоков;
- финансовые риски;
- стоимость использования и доступность каждого вида финансирования;
- прогноз развития процентных ставок и рынков капитала.
Финансирование сделок - изначальная комбинация инструментов финансирования, использованная в момент оплаты слияния или поглощения. Как правило, это банковские кредиты или коммерческие бумаги, привлечение которых не требует длительного подготовительного периода.[6]
Основными методами финансирования сделок слияния и поглощения являются:
- заемное финансирование;
- смешанное или гибридное финансирование;
- финансирование с использованием акций или долевое финансирование.
Таблица 2 - Финансирование слияний и поглощений
Основной метод финансирования слияний и поглощений Источник средств Инструменты
Заемное финансирование Коммерческие банки; пенсионные фонды срочные кредиты; револьверные (возобновляемые) кредиты и кредитные линии; бридж-кредиты; коммерческие бумаги; облигации; финансирование с использованием дебиторской задолженности.
Смешанное финансирование Кредитные институты; пенсионные фонды; венчурные компании; инвестиционные фонды привилегированные акции; варранты; конвертируемые ценные бумаги; секъютеризированные кредиты; серединное финансирование.
Долевое финансирование Рынок ценных бумаг; венчурные компании; частные инвесторы

Срочный кредит - это долговой контракт, согласно которому заемщик обязуется регулярно выплачивать ссудодателю в установленные сроки взносы в погашение долга и процентов.
Револьверный кредит - это кредитная линия, часто используемая крупными фирмами, предоставляемая обычно под обеспечение краткосрочной дебиторской задолженностью и товарными запасами компании.
Бридж-кредиты - предоставляются компаниям для осуществления немедленного краткосрочного финансирования сделки и обязательны к обмену на бросовые облигации.
Бросовые облигации - высокодоходные облигации с высоким риском, которая используется при недостатке средств основного кредита для финансирования сделки слияния и поглощения.
Коммерческие бумаги - это разновидность необеспеченных простых векселей, выпуск которых осуществляют преимущественно крупные устойчивые компании.
Варрант - выпускаемый компанией опцион, который дает его владельцу право купить установленное количество акций компаний по определенной цене.
Конвертируемые ценные бумаги - это облигации или привилегированные акции, которые в определенные сроки и на определенных условиях могут, по желанию их держателя, быть обменены на обыкновенные акции.
Секьюритизация активов - обращение задолженности компании в ценные бумаги с целью их последующего размещения между инвесторами.
Серединное финансирование - необеспеченный заем, гарантирующий кредитору получение прав на участие в капитале ком........


Список использованных источников
1 Гражданский кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: - Заглавие с экрана;
2 Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании: Учебник / Д. Депамфилис. - М:Издательство: Олимп-Бизнес, 2009. - 924с. ISBN: 987-5-9693-0068-2, 0-12-209552-9
3 Боталова В.В. Российское предпринимательство / Теоретические основы слияния и поглощения в России и за рубежом - 2013. - №10 (332), с. 76-87
4 Бычков О. Корпоративный юрист / Слияния и поглощения. Новеллы в российском акционерном праве - 2009. - №6, с. 25-36
5 Жуков А.А. Законодательство и экономика / К вопросу о понятии "поглощение" юридических лиц - 2010. - № 2, с. 19-20
6 Брэгг С. Слияния и поглощения: практическое руководство: Учебник / С. Брэгг. - М: Издательство Маросейка, 2011. - 224с. ISBN: 978-5-903271-66-5
7 Кузнецов Б.Т. Инвестиции: учебник / Б.Т.Кузнецов. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 624с
8 Игнатишин Ю. Слияния и поглощения. Стратегия, тактика, финансы: Учебник / Ю. Игнатишин. - Издательство: Питер, 2009. - 208с. ISBN: 987-5-469-00912-2
9 Орлова Е.Р. Инвестиции: Учебное пособие / Орлова Е.Р. - М.: Омега-Л, 2009. - 426с.
10 Молотников А.Е. Слияния и поглощения. Российский опыт / А.Е. Молотников. - М.: Вершина, 2009. - 344с. ISBN: 5-9626-0019-3
11 Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова [и др.] . - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 200 с. ISBN 5-94761-219-7
12 Кривошапов О. Слияния и поглощения / Обзор сделок - 2014. - №6 - с. 28-30
13 Еремина Л. Статистика M&A / Бюллетень «Рынок Слияний и Поглощений» - 2014. - №192 - с. 75-79
14 Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство "Омега", 2010. - 350 с.
15 Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 639с.
16 Василева Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КНОРУС, 2010. ­- 544 с. ISBN 5­85971­241­3
17 Липчиу Н.В., Ю.С. Шевченко. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации. // Финансовый анализ. - 2009. - №7. - С.13-15.
18 Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон Российской Федерации от 08 февраля 1998 № 14-ФЗ: Принят Государственной Думой 14 января 1998 года: Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: - Заглавие с экрана;
19 О приватизации государственного и муниципального имущества: федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2001 года № 178-ФЗ: Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года: Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: - Заглавие с экрана;
20 Распоряжение Главы администрации Буйского муниципального района от 10 ноября 2009 года № 561-р «О проведении первого этапа приватизации-реорганизации муниципальных унитарных предприятий Буйского муниципального района»
21 Устав ОАО «Зарница»
22 Об акционерных обществах: федеральный закон Российской федерации от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ: // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: - Заглавие с экрана;
23 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ: // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: - Заглавие с экрана;
24 Налоговый кодекс Российской Федерации// Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: - Заглавие с экрана;
25 Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 июля 2013 г. N 13-55/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг"// Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс».- Электронные данные. - М., [199-]. - Режим доступа: - Заглавие с экрана;
26 Щербаков, Валерий Александрович. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В. А. Щербаков, Н. А. Щербакова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Омега-JI», 2012. - 315 с . : ил., табл. - (Организация и планирование бизнеса). ISBN 978-5-370-02339-2
27 Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 256с. ISBN 978-5-394-00059-1
28 Белышева И., Козлов Н. Слияния и поглощения / Оценка бизнеса для целей M&A - 2010. - №1 - с. 59-60




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.