На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80364


Наименование:


Курсовик Курсовая работа по гос.регулированию. Совершенствование системы социальной защиты населения в рыночной экономике.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 27.08.2014. Сдан: 2013. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет экономики и управления

Кафедра национальной экономики


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономика общественного сектора"

Совершенствование системы социальной защиты населения в рыночной экономике


Оренбург 2014
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы социальной функции государства в экономике Российской Федерации………………………………………………6
1.1 Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций……………………………………………………………………………6
1.2 Понятие, содержание и формы социальной функции государства в современной России……………………………………………………………..10
1.3 Реформы социальной политики…………………………………………….13
2 Анализ содержания социальной политики России на современном этапе...17
2.1 Основные направления современной социальной политики России…….17
2.2 Российская модель социальной политики на современном этапе………..19
2.3 Социальная и стабилизационная функции государства в борьбе с бедностью в условиях трансформационной экономики………………………26
3 Перспективы и проблемы социальной политики в современной России….30
3.1Социальные перспективы развития России………………………………..30
3.2Стратегии возможного развития социальной политики в РФ.....................33
3.3 Проблемы социальной политики в условиях современной России……...38
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47


Введение

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем реализации социальных функций государства.
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат. Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население высоким уровнем социальных услуг. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. В последние годы до наступления финансового кризиса российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась устойчивостью национальной валюты, ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации и рядом других положительных тенденций. Однако, качество и уровень жизни населения, если и повышаются, то незначительно, а это не может не настораживать.
Актуальность работы обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства. Осуществление этой функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое положение в системе внутренних функций государства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству. Социальный принцип государственности актуален как для мирового, так и для российского политического развития. Следует заметить, что социальная государственность в России должна строиться с учетом специфики страны. Важнейшей нашей особенностью в этой области является острое противоречие между сформировавшимися представлениями людей о высокой социальной защищенности, существовавшей во времена командного социализма, и ограниченными возможностями современного государства в выполнении социальной функции. Поэтому необходимо выработать собственную модель социального государства, отвечающую национально-правовому, экономическому и культурному развитию нашей страны. Реализация конституционного положения о социальном государстве в Российской Федерации требует как теоретического осмысления, так и практического воплощения, так как выбору в пользу формирования в нашей стране социального государства нет, и не может быть альтернативы.
Идея социального государства (или государства благосостояния) давно и прочно укоренилось, например, в странах Западной Европы. Для России построение социального государства в новых для общества рыночных экономических условиях задача сложная, методика такого строительства подчас не выработана, в основном это путь «проб и ошибок». Возникает потребность в изучении данного феномена. Единого определения такого государства нет, поскольку очень различны представления о его содержании.
Задачи социального государства постоянно усложняются. Сейчас они распространились уже на систему социального обеспечения и социального страхования, здравоохранение, семейную и жилищную политику, образование, профессиональное обучение и переподготовку. Социальное законодательство западноевропейских государств все время расширяется и обновляется в соответствии с меняющимися условиями жизни и внутренней ситуацией в отдельных странах.
Данная работа имеет целью наиболее полно и комплексно, с позиций системного подхода исследовать и охарактеризовать содержание социальной функции современного Российского государства, определить ее место и значение в системе иных функций государства, выявить основные тенденции ее развития, показать особенности социальной функции государства в рыночной экономике.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение, обобщение и анализ имеющегося теоретического и эмпирического материала по данной проблеме с учетом тенденций развития российского общества;
- определение места и значения социальной функции современного Российского государства в системе иных функций государства;
- определение понятия социальной функции государства и раскрытие ее содержания и форм в современный период;
- анализ реформ социальной политики в России;
-рассмотрение основных направлений социальной политики России;
-исследование российской модели социальной политики, обоснование этой модели;
- исследование перспектив развития социальной функции современного Российского государства в условиях формирования демократического правового социального государства;
- анализ особенности социальной политики в России;
-комплексный анализ социальных проблем России.
Объектом исследования является социальная функция современной России, общественные отношения, складывающиеся в социальной сфере.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие между населением и государством.
Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, логический, социологический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой, а также методы наблюдения и моделирования).
Проблемы функционирования, построения и коррекции социальных функций государства рассматриваются в большом количестве научных статей, монографических исследований. Отметим, что целостной работы, рассматривающей указанные проблемы с позиций инструментов и методов современной науки теории государства и права пока не выходило.
Вопросы государственных функций, в том числе социальной, затрагивались в работах Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, Ф.М. Бурлацкого, А.П. Глебова, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова, Л.И. Каска, Г.Н. Манова, И.С. Самощенко, Н.В. Черноголовкина, В.М. Чхиквадзе. Однако большинство научных трудов не отражает современных реалий, так как опубликованы более 20 лет назад.
Отдельные аспекты данной проблемы нашли отражение в трудах юристов (С.С. Алексеева, П.П. Глушенко, Е.А. Лукашевой, Л.А. Морозовой, В.П. Саль-никова, Б.Н. Топорнина), а также специалистов в области политологии, социологии и экономики (В. Дзодзиева, Т.Н. Заславской, В.П. Милецкого, Л.С. Ржанициной, Н.М. Римашевской, В.О. Рукавишникова, С. Смирнова, В. Торлопова).
Социальная функция государства до сих пор не становилась предметом монографических исследований.
В диссертации Е.М. Андреевой социальная функция демократического государства рассматривалась в рамках целостной системы управления обществом, но не получила должного освещения.
Таким образом, в настоящее время проблема социальной функции Российского государства не может считаться достаточно исследованной.
Теоретической основой написания работы послужили работы таких авторов как Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р Грязнова А.Г., Данилова О.В. и др. Также немаловажный вклад в анализ социальных проблем России и альтернативных путей их решения внесли доктор экономических наук, профессор Е. Гонтмахер и кандидат экономических наук, директор Независимого института социальной политики Т. Малева. В их работе наиболее полно и чётко отражены стратегии возможного развития социальной политики в РФ. Проблемам социальной политики в современной России уделил внимание и С.Н. Трунин. Перспективы и тенденции развития социальной политики в России изложены достаточно интересно в статье Е. А. Фроловой. В процессе написания работы также использовались такие периодические издания как "Финансы и кредит", "Человек и труд", "Проблемы теории и практики управления", "Вопросы экономики", «Социальная политика и социальное партнёрство», «Российский экономический журнал».
Таким образом, учитывая важность рассматриваемой проблематики и достаточно широкий круг ученых и специалистов, рассматривавших вопросы социального государства с методологических позиций различных областей знаний, а также учитывая изменчивость социальной обстановки в российском государстве и скорость, с которой меняются приоритеты как в реальной политике государства, так и в науке, представляется важным рассмотреть социальную функцию государства в контексте изменившейся социально-экономической и политической ситуации.

1 Теоретико-методологические основы социальной функции государства в экономике Российской Федерации

1.1 Становление социальной функции государства в системе его внутренних функций

В данном параграфе обобщим научные представления о сущности функций государства и месте социальной функции в их системе, сформулируем определение социальной функции, приемлемое для различных периодов развития государства, отразим концепцию развития социальной функции Российского государства.
Проблематика социального государства была и остается одной из важных в юридической науке и практике, так как социальная направленность внутренней политики государства определяет благосостояние граждан, развитость государства, его общественную устойчивость. Исследованию проблем социального государства посвящены труды целого ряда ученых-правоведов [3; 17].
Большой вклад в теорию социального государства внес М.В. Баглай. Он определил социальное государство как государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие [5, с. 118 — 119]. Несмотря на наличие большого числа работ по указанной проблеме, в ее рамках существуют дискуссионные вопросы, различные научные взгляды. Критериев, которые позволили бы именовать государство в полной мере социальным, пока нет. Данный вопрос остро стоит в современной России.
В настоящее время наша страна переживает период становления социальной государственности, который проходит сложно, противоречиво и требует нового осмысления многих позиций, связанных с ролью государства в гражданском обществе, проблемами законодательства, регулирующего социальную сферу и др.
Нужно заметить, что формирование модели государства всеобщего благосостояния (как правило, понятия «социальное государство» и «государство всеобщего благосостояния» рассматриваются как идентичные) предполагает существенную трансформацию функций государства, в первую очередь социальной функции. Очевидно, что статус социального приобретает исключительно то государство, в системе внутренних функций которого социальная функция играет ведущую роль. Поэтому всестороннее исследование социальной функции государства чрезвычайно актуально для отечественной правовой науки и практики, в частности с точки зрения ее места в системе функций.
Рассмотрим основные концепции, акцентируя внимание на проблеме определения роли и места социальной функции в системе функций.
Теоретические аспекты исследования функций государства получили освещение в трудах многих отечественных правоведов. Ученые советского периода не всегда выделяли социальную функцию как самостоятельную в системе внутренних функций государства. К примеру, Л.И. Загайнов выделял экономическую, идеологическую, охранительную функции [7, с. 27]. Одной из причин тому существование различных подходов к определению социальной функции, так как само понятие «функция государства» неоднозначно. Некоторые авторы отождествляют функции государства с механизмом его деятельности в определенном направлении [15, с. 98 — 108; 17]. Другие — как предметно-политическую характеристику содержания его деятельности [5, с. 9 — 10; 8, с. 8 — 10; 14, с. 2 — 6].
Актуальной в современных условиях является проблема взаимосвязи функций государства и его социального назначения. Ряд исследователей представляют эти дефиниции практически тождественными [2, с. 12; 4, с. 41]. Другие подвергают критике вывод о тождестве функций государства с его социальным назначением [15, с. 106].
В большинстве классификаций функций государства, разработанных в постсоветский период, социальная (или социально-экономическая) функция выделяется как самостоятельная, но ее определение и трактовка содержания у исследователей существенно различаются. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько к внутренним функциям современного Российского государства относят функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; экономическую функцию, которая заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме; функцию налогообложения; экологическую функцию; функцию социальной защиты населения. Последняя определяется авторами как направление деятельности государства, призванное обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности [12, с. 58 — 59]. Таким образом, определение социальной функции и ее содержание сформулировано авторами применительно к конкретной государственной модели — Российской Федерации на современном этапе.
С указанными авторами солидаризируется О.В. Родионова. Она формулирует определение социальной функции применительно к современному государству следующим образом: «Социальная функция — это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам, с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума» [16, с. 9]. Попытка сформулировать общее для разных государственных форм определение социальной функции государства принадлежит С.Е. Коробову. Он полагал, что социальная функция государства — одно из основных направлений (сторон) в его деятельности, осуществляемое в социальной сфере общественных отношений, по обеспечению гражданам достойного уровня жизни, разрешению социальных противоречий и реализации согласованных интересов граждан на основе признаваемых в данном обществе и законодательно закрепленных социальных стандартов. Автор подчеркивает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд [10, с. 6].
Думается, с позиций историко-правовой науки социальную функцию государства применительно к различным государственным типам можно определить как направление его организационно-правовой и практической деятельности, регулирующее уровень жизни и процессы реализации социально-экономических прав личности в объеме, адекватном конкретному этапу развития общества и государства. С развитием государства трансформируется его социальное назначение, представления о стандартах уровня жизни, объеме и структуре социально-экономических прав населения, а также о пределах вмешательства государства в социально-экономическую сферу в целом и социально-экономические положение отдельных групп населения в частности.
Использование методов историко-сравнительного анализа и периодизации позволило в основу выделения этапов становления социальной функции Российского государства положить следующие критерии:
- наличие и уровень развития социального законодательства, степень его распространения на различные категории населения;
- характер восприятия высшей властью и
обществом феномена социально-экономических прав человека и роли государства в их обеспечении;
- место социальной функции в системе функций государства [12].
В соответствии с данными критериями можно выделить следующие этапы становления социальной функции российского государства:
1. XVII — первая половина ХИП века. Для рассматриваемого этапа характерно появление эпизодических, хаотичных распоряжений высшей власти, направленных на решение отдельных социальных проблем некоторых категорий населения. Такие распоряжения далеко не всегда приобретали законодательную форму. Они, как правило, были лишены преемственности и последовательности. На этом этапе забота о населении еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики, но попытки «призрения» самых уязвимых членов общества предпринимались.
2. Вторая половина XVIII — первая половина XIX века. На данном этапе происходит зарождение и постепенное развитие системы социального законодательства. Формируются специальные государственные органы, регулирующие социальные вопросы, что в совокупности способствовало определенной преемственности и последовательности социальной деятельности государства. Социальное законодательство в то время еще не закрепляло, не регулировало социальные права большинства населения. Тем не менее, для ряда категорий (наиболее экономически уязвимых) выработаны относительно стандартизованные меры государственной поддержки. На указанном этапе социальная функция государства начинает восприниматься высшей властью как одно из средств поддержания общественной стабильности и лояльности населения к правящему режиму.
3. Вторая половина ХIХ — начало ХХ века. В тот период система социального законодательства существенно трансформируется исходя из задачи распространения социальной деятельности государства на широкие слои населения. Обеспечение ряда социальных прав человека (право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, образование) начинает восприниматься высшей властью как важная составляющая социальной функции государства.
4. В советский период (октябрь 1917 г.— 1991 г.) развитие функций социалистического государства осуществлялось под влиянием основной идеологической установки — построения общества всеобщего уравнительного материального благополучия с равным, жестко регулируемым доступом населения к социальным благам. В рамках государственной политики патернализма социальная функция приобретает особое значение. Широкий спектр социально-экономических прав (право на труд, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, социальное обеспечение и др.) получал закрепление в конституциях СССР 1936 г., 1977 г., конституциях союзных и автономных республик. Так, по Конституции СССР 1936 г. граждане имели право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством, право на ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Конституция СССР 1977 г. закрепляла права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, право на жилище, на образование, пользование достижениями культуры. Таким образом, сложился многоотраслевой комплекс социального законодательства, включавший регулирование трудовых отношений, социальных пенсий и т. д.
5. Период становления в нашей стране основ социального государства на демократических принципах, начавшийся в 1990-е гг. и продолжающийся до настоящего времени, предполагает процесс глобальной трансформации социальной функции государства, превращение ее в приоритетное направление государственной деятельности. В рамках этого процесса — качественные изменения социального законодательства, его распространение на все без исключения слои населения; признание государством своей доминирующей роли в обеспечении социально-экономических прав личности и в то же время отказ от всеобъемлющего государственного патернализма в социальной сфере. В соответствии со ст. 7 Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [22]. Данная статья во многом определяет выделение особой функции государства — социальной функции. Проблема социальности государства напрямую связана с выполнением им социальной функции.
Как представляется, всестороннее исследование данных этапов позволит выявить и изучить общие закономерности генезиса социальной функции Российского государства, ее места в системе функций, что в настоящее время, в условиях построения в нашей стране модели государства всеобщего благосостояния, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

1.2 Понятие, содержание и формы социальной функции государства в современной России

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Одна из таких функций государства – социальная, представляющая собой социальную политику государства.
Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы.[1] Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами). Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования[11].
Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция свя-зана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, социальную защищенность.
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.
В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды: доходов и цен; занятости и социально-трудовых отношений; охраны здоровья населения и развития здравоохранения; социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей и т.п.); образования; семьи, материнства и детства; дети России и др. Субъектами социальной политики являются государство и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).
Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях[18]. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому социальная политика связана с распределением доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, оздоровление окружающей среды. Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека должно быть его посильное участие в этом. Общество законодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи. Он определяется из особенностей страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.
Социальная политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение[6].
Денежные доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы путем установления минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке, социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости. Денежные доходы нетрудоспособных групп населения прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает ее участие во вторичном перераспределении первичных доходов[9]. Механизм перераспределения заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных выплат –обратная зависимость.
В центре общественного механизма поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.
Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.). Основу социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования. Это проявление самопомощи[9].
Система государственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.
Эти обе подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов одних социально-демографических групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые по каналам налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т.п.) и целевых взносов (взносы предприятий и самих застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды – финансовую основу социальных пособий[4].
Политика занятости способствует трудоустройству всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени. Политика занятости имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным – установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.


1.3 Реформы социальной политики

Период широкомасштабного реформирования социальной политики в нашей стране приходится на 2000-е гг. До этого момента мы наблюдали попытки государства лишь некоторым образом смягчить социальные потери населения, понесенные им в период рыночных преобразований. При этом главным направлением деятельности государства в рамках социальной политики была социальная защита населения, количество объектов которой в начале 1990-х гг. резко возросло[13].
Начало 2000-х гг. ознаменовалось повышением внимания государства к вопросам социальной политики. С этого момента и до настоящего времени мы наблюдаем реализацию очередного этапа социально-экономических преобразований, содержание которого можно условно охарактеризовать как формирование социальной политики нового типа.
Необходимость подобных действий стала очевидной по ряду причин. Прежде всего к началу 2000-х гг. в нашей стране в значительной степени изменилась ситуация в экономической сфере, где на протяжении 1990-х гг. происходило становление базовых социальных институтов рынка. Нельзя сказать, что рыночные преобразования окончательно завершились, но основные необходимые структурные изменения к этому времени состоялись[13]. Одним из важнейших признаков стабилизации ситуации стал экономический рост в ряде отраслей. В таких условиях основной предпосылкой формирования социальной политики нового типа стало улучшение экономической ситуации в стране и создание определенной материальной базы для широкомасштабных изменений в социальной сфере.
В то же время стало очевидным, что в условиях рыночной экономики проводить социальную политику в рамках институтов, сформированных еще в советский период, невозможно. Более того, накопившееся отставание в области социальных реформ стало тормозом дальнейших преобразований во всех сферах жизни.
Главным результатом проведения реформ в социальной сфере должно стать создание системы социальной политики, соответствующей как идеям рыночного хозяйства, так и современным представлениям о социальной справедливости.
Текущий этап реформирования характеризуется достаточно высокой активностью государства по внесению коренных изменений в механизмы реализации всех известных направлений социальной политики, к числу которых относятся:
— прямая социальная защита населения;
— политика занятости и доходов;
— развитие отраслей социальной инфраструктуры.
Для подтверждения сказанного достаточно вспомнить перечень мер, реализация которых началась в последние годы: пенсионная реформа; реформа жилищно-коммунального хозяйства; замена натуральных льгот денежными выплатами (монетизация льгот); реформа местного самоуправления; национальные проекты в области здравоохранения, образования, решения жилищной проблемы и т.д.[19] Отметим, что реализация всех указанных мероприятий, составляющих современный этап реформирования социальной политики, является делом весьма сложным, не обходится без проблем, а потому сопровождается активной и небезосновательной критикой в адрес их разработчиков и исполнителей.
Главной причиной проблем, возникающих в ходе социального реформирования, является отсутствие четкой долгосрочной концепции проводимых преобразований. В обществе в целом и в государственном управлении в частности нет четко выраженной позиции по вопросу о том, какую социальную политику мы хотим сформировать, какой социальный «продукт» должен получиться в итоге проводимых реформ.
Так, например, следствием размытости представлений о роли в реализации социальной политики ее основных субъектов, к числу которых относятся государство, бизнес и общественные (некоммерческие, неправительственные) организации, является отсутствие четкого разграничения обязанностей, полномочий и ответственности между ними. На практике же мы наблюдаем следующую картину. За годы проведения реформ государство значительно снизило объем и уровень своих социальных обязательств и ответственности перед населением. При этом, с одной стороны, оно пытается переложить часть своих социальных функций на бизнес, навязывая несвойственные тому виды деятельности по выполнению задач государственной социальной политики, а с другой стороны, не планирует делиться правами и полномочиями с организациями некоммерческого (неправительственного) сектора, которые готовы взять на себя заботу об удовлетворении ряда социальных потребностей населения, но не имеют для этого ни необходимых финансовых ресурсов, ни правовых оснований.
Другим очевидным проявлением отсутствия определенного вектора проводимых реформ является ситуация, сложившаяся в отраслях социальной инфраструктуры. Сегодня с политических трибун и в средствах массовой информации много говорят о реализации национальных проектов в области здравоохранения, образования, формирования рынка доступного жилья, преподнося их как значительный вклад в реформирование социальной сферы[23]. Только к реформам социальной политики национальные проекты не имеют никакого отношения, поскольку целью любых реформ являются определенные системные изменения преобразуемого объекта. Простые финансовые вливания в социальную сферу не вносят никаких коренных перемен в процесс ее функционирования. Более того, национальные проекты реализуются в рамках парадигмы социальной политики советского периода, когда функционирование того или иного социального объекта зависело исключительно от ситуации наличия или отсутствия денег, неким образом консервируя сложившиеся тогда подходы и общественные стереотипы. Очевидно, что главным направлением деятельности должно стать создание таких механизмов функционирования отраслей социальной инфраструктуры, в рамках которых объемы финансирования будут тесно увязаны с системой социального заказа и качеством выполнения услуг, а это требует внесения коренных изменений в систему администрирования данных отраслей. Однако конкретные механизмы уже не первый год находятся в стадии разработки, и процесс этот, по-видимому, далек от завершения.
Отсутствие как концептуальной ясности в проведении реформ, так и детальной проработки конкретных управленческих решений то и дело оборачивается непоследовательностью и противоречивостью предпринимаемых государством шагов в сфере социальных преобразований. Достаточно вспомнить недавнюю историю с проведением пенсионной реформы, в ходе реализации которой часть работающих граждан, принадлежащих к определенной возрастной категории (1953—1967 гг. рождения), оказалась исключена из накопительной пенсионной системы, хотя первоначально планировалось их участие в накоплении пенсии[21]. Другим, еще более свежим примером является проведение монетизации льгот, правила которой пришлось менять по ходу действия, а ущерб, нанесенный непрофессиональными действиями, граждане еще долго не смогут забыть. В результате реализации социальных преобразований по принципу «шаг вперед, два шага назад» наносится урон не только населению. Государство также несет значительные потери как финансового порядка, так и связанные с утратой доверия граждан к предпринимаемым и действительно необходимым шагам...

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Среди многообразия функциональной деятельности государства, социальная функция, учитывая ее высокую роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей, занимает одно из ведущих мест. Посредством ее реализации: а) создаются достойные условия жизни каждому человеку и обеспечивается гражданский мир; б) осуществляется социальная защита безработных, пожилых, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов беженцев и вынужденных переселенцев; в) происходит укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе, а также гуманного демократического строя, охраняющего индивида.
Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций.
Под социальной функцией современного Российского государства следует понимать деятельность государства, направленную на обеспечение достойных условий существования для каждого человека, создание равных и справедливых возможностей для развития личности в целом.
Такой подход, во-первых, отражает предназначение государства социальной ориентации. Ведь практически каждый человек постоянно подвергается определенным объективным рискам и негативным воздействиям среды.
Во-вторых, такая позиция совпадает с международными стандартами, которые закрепляют обязанность государства обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан. Это определяется и во Всеобщей декларации прав человека (ст.25), и в ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах.
В содержание социальной функции современного Российского государства необходимо включать:
Во-первых, материальную поддержку нуждающихся;
Во-вторых, психологическую помощь, направленную на сохранение самоуважения личности и оздоровление микроструктуры среды с целью восстановления самостоятельности;
В-третьих, создание для каждого достойных условий существования и равных жизненных шансов в социальной сфере;
В-четвертых, гарантированность самореализации граждан в экономической деятельности для получения соответствующих материальных благ.
Содержание социальной функции государства определяется движением России к правовому социальному государству, которое призвано не только обеспечивать интересы социально незащищенных слоев населения, но и заботиться о благополучии каждого человека, оставляя место для индивидуальной экономической инициативы.
На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания.
Социальная функция имеет приоритетное место в системе функций современного Российского государства, поскольку с ней связано решение задач, направленных на возрождение Российского государства, на создание условий для достойной жизни российского общества, большая часть членов которого не удовлетворена социальной политикой государства, в котором бедность приобрела массовый характер.
В связи с тем, что одной из примечательных тенденций времени является старение населения и все меньшее количество работающих обеспечивают пенсионеров и детей, а еще меньше их будет завтра, развитие пенсионной системы могло бы значительно улучшить социальную деятельность Российского государства в сфере обеспечения и улучшения качества жизни неработающих пожилых людей, находящихся на заслуженном отдыхе.
В исследовании проанализированы тенденции и перспективы развития социальной функции современного Российского государства. Данная проблема всегда был в центре внимания государственной власти, но до настоящего времени ситуация остается критической.
Думается, у нашей страны есть реальные возможности правового и экономического обеспечения социальной функции современного Российского государства. Результаты реформ, и положительные и отрицательные, создали некоторые благоприятные предпосылки для начала практического продвижения к российской модели социального государства. По самым оптимистическим прогнозам, уже в ближайшем будущем будут созданы условия для достойной жизни и свободного развития человека нашей страны.
Итак, из всего вышеизложенного мы видим, что для современной России в современных условиях требуется некоторое обновление социальной функции государства, что необходимо главным образом для установления разумного справедливого соотношения интересов различных социальных групп с интересами общества в целом.


Список использованных источников

1. Трунин С. Н. Экономика труда: учебник/С. Н. Трунин. – М.: 2009. – 396 – 416
2. Современное государство, социум, человек. Российская специфика. – М.: ИФРАН, 2010. – 248 с.
3. Александрова, А. П. К вопросу о понятии «социальное государство» / А. П. Александрова // Актуальные проблемы правоведения. — 2007.— №2 (17). — С. 55 – 60.
4. Бабаев, С. В. Теория функций современного российского государства: дис. канд. юрид. наук / Бабаев С. В. — Н. Новгород, 2001. — 201 с.
5. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Инфра-М, 1998. — 784 с.
6. Волгин, Н. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ - социальные приоритеты развития / Николай Волгин // Социальная политика и социальное партнерство, 2013. - № 6. - С. 1.
7. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2005. N 2.
8. Гонтмахер, Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Е. Гонтмахер, Т. Малева // Вопросы экономики,
2008. - N 2. - С. 61-72.
9. Жильская, Л. В. Сущность социального государства / Л. В. Жильская // История государства и права. — 2005. — № 3. — С. 9 — 11.
10. Зорькин, В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1
11. Коробов, С. Е. Социальная функция государства: дис. канд. юрид. наук/Коробов С. Е.— М., 2000. — 181 с.
12. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008. N 4.
13. Мещеряков, Д. Социально-экономические проблемы России и перспективы их решения / Д. Мещеряков // Российский экономический журнал, 2007. - N 9/10. - С. 116-120.
14. Милецкий, В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб.ун-та, 2007.
15. Морозова, Л. А. Функции Российского государства на современном этапе / Л. А. Морозова // Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 98 — 108.
16. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М. М. Рассолов, В. П. Малахов, А. А. Иванов. -2-е изд., перераб. идоп. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010. — 448 с.
17. Родионова, О. В. Характерные черты социальной функции современного государства / О. В. Родионова // История государства и права.— 2007. — № 3. — С. 9 — 10.
18. Росенко, С. И., Кумпен, А. А. Социальная дифференциация современного российского общества. – М.: Петрополис, 2008. – 100 с.
Тамбовцев, В. Цели социально-экономического развития России в четырех стратегиях / В. Тамбовцев // Вопросы экономики,
2008. - N 3. - С. 124-133.
19. Трунин, С. Н. Финансово-экономические проблемы социальной политики в современной России / С. Н. Трунин // Финансы и кредит, 2006. - N 32. - С. 3-4.
20. Храмцов, А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. N 2.
21. Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. N 15.
22. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 2009. — 21 янв. (№4831). — С. 1 — 3.
23. >



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.