На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие, правовая характеристика и сфера применения договора аренды участка лесного фонда. Существенные условия, форма и срок договора, его содержание. Особенности расторжения и прекращения договора. Направления совершенствования законодательства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 29.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание:

    Понятие, правовая характеристика и сфера применения договора аренды участка лесного фонда 2
    Существенные условия, форма и срок договора аренды участка лесного фонда
    6
      Содержание договора аренды участка лесного фонда 15
      Особенности расторжения и прекращения договора аренды участка лесного фонда 22
    Основные направления совершенствования законодательства о договоре аренды участка лесного фонда 28
    Заключение
    34
    Список используемой литературы:
    37
    Задание №2
    40
    Понятие, правовая характеристика и сфера применения договора аренды участка лесного фонда
    По договору аренды лесного участка указанный участок передается гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду.
    Как упоминалось выше, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 71 ЛК РФ отношения по поводу аренды лесного участка регулируются ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Аналогичные положения содержались в ЛК РФ 1997 г. в ст.ст. 5 и 31. Так, к договору аренды лесного участка применяются общие положения главы 34 ГК РФ об аренде.
    Специальные нормы об аренде указанных участков содержатся в главе 6 ЛК РФ. Кроме того, особенности аренды данных участков определены в ряде статей иных глав ЛК РФ. Например, следует полагать, что в ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 61 ЛК РФ установлены дополнительные по отношению к общим положениям ГК РФ основания для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка. Статьи 53, 55, 62 ЛК РФ возлагают на арендатора дополнительные по отношению к общим положениям ГК РФ обязанности соответственно по осуществлению мер пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления
    Боголюбов С. Новый Лесной кодекс Российской Федерации // Хозяйство и право. - М., 2007, № 4. - С. 24-33.
    Согласно ч. 4 ст. 71 ЛК РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование соответствующим участникам лесных отношений осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, если иное не предусмотрено Кодексом. Очевидно, что эти отношения регулируются, в частности, ст. 20 и 24 ЗК РФ. Иное предусмотрено рядом статей, содержащихся в других главах ЛК РФ. Например, в ч. 2 ст. 40 и ч. 4 ст. 41 ЛК РФ установлены виды деятельности, для осуществления которых лесные участки могут предоставляться государственным или муниципальным учреждениям.
    Статья 72 ЛК РФ существенно отличается от ст. 31 - 33 ЛК РФ 1997 г., посвященных договору аренды участков лесного фонда. Например, если в соответствии со ст. 31 ЛК РФ 1997 г. договор аренды участка лесного фонда мог быть заключен на срок от одного года до 99 лет, то в ст. 72 нового ЛК РФ максимальный срок договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, снижен до 49 лет. В ст. 72, в отличие от ст. 32 и 33 ЛК РФ 1997 г., нет положений о форме и государственной регистрации договора аренды, существенных условиях этого договора, так как данные отношения, как уже отмечалось, регулируются ГК РФ.
    Кроме того, ст. 72 ЛК РФ, в отличие от ст. 31 ЛК РФ 1997 г., не содержит запрета на передачу лесного участка в субаренду. Очевидно, что на основании общих положений ГК РФ (ст. 615) арендатор вправе:
    - сдавать арендованный им лесной участок в субаренду;
    - передавать свои права и обязанности по договору аренды лесного участка другим лицам;
    - отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
    Новым является положение ч. 5 ст. 72 ЛК РФ, в соответствии с которым арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Эта норма основывается на ст. 621 ГК РФ. Однако в соответствии с данной статьей ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если другое лицо предложит лучшие условия, то прежний арендатор не имеет преимущественного права. Особенностью ч. 5 ст. 72 ЛК РФ является то, что законодатель не включил в нее оговорку о прочих равных условиях, исходя, из необходимости обеспечения стабильности договорных отношений, обусловленной спецификой использования лесов Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. Под ред. Тихомирова М.Ю. «Издательство Тихомирова М.Ю.» 2007. С. 84..
    В ст. 73 ЛК РФ установлен порядок определения размера арендной платы. Статьей 105 ЛК РФ 1997 г. было предусмотрено, что размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды. Исходя из того, что к договору аренды применяются соответствующие положения ГК РФ, очевидно, что статья 73 ЛК РФ предполагает определение размера арендной платы на основе порядка, установленного в ч. 2, 3 и 4, условий ее внесения и т.п. в договоре, заключаемом путем проведения аукциона либо, в отдельных случаях, без его проведения (ст. 74 ЛК РФ).
    В соответствии со статьей 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка заключается посредством аукциона, проведение которого регулируется общими правилами ГК РФ (ст. 447 - 449) и специальными нормами главы 8 Кодекса. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления (см. ч. 4 ст. 74). Аналогичные положения содержались в ЛК РФ 1997 г. Новым является правило ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, запрещающее изменение (по соглашению сторон или по требованию одной из сторон) условий аукциона при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона. Такая формулировка, по нашему мнению, допускает изменение условий указанного договора в дальнейшем в соответствии с общими правилами ГК РФ (глава 29).
    Следует отметить, что рассматриваемая статья не предусматривает в отличие от ст. 34 и 35 ЛК РФ 1997 г. заключение указанного договора посредством проведения конкурса. Представляется, что законодатель, устанавливая только аукционный способ заключения договора, учитывал большую открытость процедуры его проведения, нежели процедуры проведения конкурса. Порядок подготовки и заключения договора аренды указанных выше лесных участков, форма примерного договора аренды этих участков будут утверждены Правительством РФ.
    Таким образом, можно сказать, что законодатель императивно установив для договора аренды лесного участка определенные условия посредством которого отражаются существенные условия договора: порядок использования данного участка, а также порядок заключения данного договора, тем не менее, сохранил для данного договора основную концепцию института гражданского права, регламентирующего отношения аренды.
    Существенные условия, форма и срок договора аренды участка лесного фонда

    Договор аренды, как любой другой договор, включает в себя ряд существенных условий.
    Основным существенным условием договора аренды лесного участка является цель использования этого участка арендатором.
    Договор аренды может быть заключен для любого лесопользования, предусмотренного статьей 25 ЛК РФ - для заготовки древесины, рекреационной деятельности и другого не противоречащего целевому назначению земли, на которой находится лесной участок. Арендодателем лесного участка является соответствующий орган государственной власти субъекта РФ (пункт 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ).
    Лесной участок может быть передан органом государственной власти субъекта РФ в аренду только в случае, если он прошел кадастровый учет (часть 2 статьи 72, статья 92 ЛК РФ), что означает необходимость его предварительного проектирования и государственной регистрации. Если лесной участок предоставляется в аренду на аукционе, победитель которого предполагается заранее неизвестным, все работы по проектированию и кадастровому учету лесного участка должны проводиться за счет бюджетных средств.
    Срок договора аренды лесного участка - такое же его существенное условие, без которого он не может заключаться, как и условие об арендной плате. Иные существенные условия договора ЛК РФ не называет. Они должны быть отражены в его примерной форме, которая утверждена Правительством РФ Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с изменениями от 17 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 23 ст. 2793 на основании части 5 статьи 74 ЛК, без которой договоры, очевидно, заключаться не будут.
    Срок договора аренды лесного участка зависит от цели лесопользования. Максимальный срок аренды для всех целей лесопользования - 49 лет.
    Минимальный срок аренды лесного участка зависит от цели лесопользования. Если лесной участок предполагается использовать для геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК), строительства и эксплуатации искусственных водных объектов или гидротехнических сооружений (статья 44 ЛК) или для линейных объектов (статья 45 ЛК), то минимальный срок аренды не может быть меньше 1 года. Для всех остальных целей лесопользования он не может быть меньше 10 лет.
    Указанные сроки аренды лесных участков не имеют ни социального, ни экологического, ни даже экономического обоснования. Разве линейные объекты (дороги, трубопроводы, линии электропередачи и т.д.) или водохранилища предполагается эксплуатировать всего 1 год? Ведь этого срока не хватит даже на их строительство.
    Почему договор аренды лесного участка для заготовки древесины не может быть заключен на срок меньше 10 лет? Ведь за 10 лет могут быть вырублены, в том числе с нарушениями законодательства и договоров, огромные площади лесов. Исходя из части 2 статьи 74 ЛК, договор аренды лесного участка, заключенный по результатам лесного аукциона для заготовки древесины, не может быть расторгнут даже по соглашению обеих сторон. Формально за невыполнение установленных правил договор аренды лесного участка может быть досрочно расторгнут в судебном порядке, но это предполагает длящиеся годами сроки рассмотрения дел, обжалования и пересмотра судебных решений и т.д. За это время лесу может быть нанесен непоправимый вред.
    Срок аренды в 49 лет не обосновывался в пояснительных записках к законопроектам. Почему именно 49 лет, а не, например, 50 лет? Такой срок аренды леса охватывает период активной трудовой деятельности еще не родившегося поколения граждан России и означает его утверждение без их согласия теми, кто разрабатывал, принимал новый ЛК и подписывал договоры аренды лесных участков, но до окончания срока их действия (через 49 лет) не доживет.
    Практика показывает, что столь продолжительные сроки договоров аренды либо не могут действовать вследствие последующего изменения законодательства, что вынуждает заключать новый договор либо изменять прежний, либо - если законодательство за 49 не изменится (что крайне маловероятно) - продолжительный срок аренды с преимущественным правом прежнего арендатора на заключение договора аренды на новый 49-летний срок (часть 5 статьи 72 ЛК) фактически является передачей леса в собственность арендатора и способствует монополизации лесопользования. Например, статья 31 ЛК-97 в первоначальной редакции также предусматривала максимальный срок аренды участка лесного фонда до 49 лет, а затем - после изменения ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ - повысила его до 99 лет. Однако принятие нового ЛК РФ и Федерального закона «О введении в действие ЛК РФ» вынуждает прекратить действие ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда (ст. ст. 4 и 5 Федерального закона «О введении в действие ЛК РФ»).
    Общее у всех этих сроков аренды одно - создание «предпринимателям» условий для обогащения за счет русских лесов, безответственное и пренебрежительное отношение к природе и условиям жизни подавляющего большинства коренных жителей России. При таком лесном законодательстве, договорах аренды, их исполнении и нарушении граждане России, родившиеся после принятия нового ЛК, к своему совершеннолетию могут остаться без лесов Тихомиров М.Ю. Новый Лесной кодекс // Законы России: опыт, анализ, практика. Ежемесячный правовой журнал. - М.: Изд. Дом «Буквовед», 2007, № 3. - С. 100-107.
    Минимальный срок аренды лесного участка во всех случаях не может быть меньше года, что означает обязанность его государственной регистрации в ЕГРП (пункт 2 статьи 26 ЗК) в соответствии с ФЗ о регистрации Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 18 июля, 4, 18 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 8, 23 ноября 2007 г.) // «Российская газета» от 30 июля 1997 г..
    Без деревьев леса не бывает. Поэтому сроку использования леса для заготовки древесины должно быть уделено повышенное внимание.
    Учитывая, что ни естественное свойство лесов к самовоспроизведению, ни искусственное воспроизводство лесов (посадка деревьев и т.п.), в том числе на вырубках, не способны восстановить лес в том же состоянии быстрее, чем за несколько десятков лет, представляется необходимым ограничить срок аренды лесного участка для заготовки древесины десятью годами. Это достаточный срок для освоения леса в целях промышленной заготовки древесины, согласующийся с максимальным сроком действия лесохозяйственного регламента (часть 4 статьи 87 ЛК), который в то же время должен заставить заготовителя древесины одновременно восстанавливать и охранять леса под угрозой непродления договора аренды лесного участка на новый срок.
    Для всех видов лесопользования срок договора аренды участка лесного фонда не должен превышать 25 лет, то есть период активной трудовой деятельности одного поколения, представители которого и заключают такой договор. Независимо от срока договора аренды арендатор имеет преимущественное перед всеми иными лицами право его заключения на новый срок Алихаджиева А.С. Лесное законодательство Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2005, Вып. 6. - С. 154-157.
    Преимущественное право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК) имеет лишь арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, то есть в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Однако это право не означает обязанность заключения нового договора на прежних условиях.
    При заключении такого договора на новый срок сторона не связана условиями ранее действовавшего договора. Сохранение в новом договоре всех или некоторых прежних условий не означает его продление (пролонгацию). Речь в данном случае идет о заключении нового договора в отношении прежнего объекта аренды, в котором может быть указан новый размер арендной платы.
    Отсутствие письменного уведомления о намерении заключить договор на новый срок является молчаливым отказом арендатора от преимущественного права на заключение с ним нового договора лесного участка. Если же уведомление о намерении воспользоваться своим преимущественным правом будет направлено им арендодателю, это право будет существовать в течение года с момента прекращения договора аренды лесного участка. На существование этого права не влияет даже то, что арендодатель уведомил лесопользователя до истечения срока действия договора о его прекращении и об отказе от возобновления договора на новый срок, поскольку в этом случае арендодатель должен воздерживаться от заключения договора аренды лесного участка с третьим лицом в течение года с момента прекращения прежнего договора.
    Если арендодатель в дальнейшем не намерен передавать лесной участок новому арендатору, он вправе отказать прежнему арендатору в заключении договора. Отказ будет правомерным, если в течение года со дня истечения срока прежнего договора он будет воздерживаться от заключения договора с третьим лицом.
    Если арендатор получил от уполномоченного органа (арендодателя) отказ в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора он был заключен с другим лицом, арендатор по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить договор с ним, или только возмещения таких убытков (статья 621 ГК, пункт 33 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 года N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2002 г., N 3).
    Статья 73 ЛК предписывает определять размер арендной платы в зависимости от изъятия или отсутствия изъятия при лесопользовании лесных ресурсов. Изъятием в данном случае является не только перемещение лесного ресурса за границу лесного участка, но и отделение лесных ресурсов от леса как экологической системы, в том числе в случаях, если оно вынужденное и если лесной ресурс не покидает границы лесного участка - рубка деревьев для заготовки древесины без вывоза древесины, добыча животного при охоте и употребление его мяса в пищу в лесу, сбор ягод и их случайное рассыпание и т.д.
    Установление исчерпывающего перечня лесных ресурсов, от чего зависит ставка арендной платы, затрудняется отсутствием в новом ЛК четкого определения понятия «лес», которое дано в статье 5 ЛК. Если же исходить из того, что в статье 73 ЛК имеется в виду любой лесной ресурс, то к лесопользованию без изъятия лесного ресурса человеком могут быть отнесены:
    - ведение сельского хозяйства, например, пчеловодства;
    - некоторые виды научно-исследовательской, образовательной рекреационной деятельности, если при этом лесные ресурсы не изымаются;
    - выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений;
    - строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов;
    - переработка лесных ресурсов (пункты 6 - 10, 13 - 16 части 1 статьи 25 ЛК).
    При иных видах лесопользования неизбежно изъятие того или иного лесного ресурса - заготовка древесины, охота и др.
    При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; без изъятия лесных ресурсов - как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (части 2 и 3 статьи 73 ЛК).
    Дифференцированные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка, а в связи с ними также единицы объема лесных ресурсов - кубометр древесины, килограмм ягод и др. и единицы площади лесных участков - квадратные километры или гектары утверждаются органами государственной власти и органами местного самоуправления в зависимости от принадлежности лесного участка к определенной категории земель и их собственника.
    Для лесных участков на землях лесного фонда и других землях, находящихся в федеральной собственности, ставки платы утверждаются Правительством.
    Для лесных участков не на землях лесного фонда, находящихся в собственности субъекта РФ, ставки утверждаются законом либо нормативным актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от того, как распределены полномочия между ними в конкретном субъекте РФ их конституциями, уставами и законами.
    Для лесных участков не на землях лесного фонда, находящихся в муниципальной собственности, ставки утверждаются представительным или высшим исполнительным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа или населенного пункта - в зависимости от того, на чьей территории расположен лес и как распределены полномочия между представительными и исполнительными органами местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
    Арендная плата не может взиматься за пребывание граждан в лесах (статья 11 ЛК) и лесопользование для собственных нужд.
    Новый ЛК не допускает заключение договоров аренды по результатам лесных конкурсов, что предусматривалось ЛК-97. Тем самым проигнорировано положение Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства от 18 января 2003 года N 69-р Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р (с изменениями от 28 сентября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 4 ст. 364, предусматривавшее одним из приоритетных направлений «переход к предоставлению участков лесного фонда в аренду на срок 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов».
    В соответствии со статьей 74 ЛК договор аренды лесного участка должен заключаться по результатам лесного аукциона, но из этого правила частью 3 статьи 74 ЛК сделаны исключения: договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр или разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов, линейных объектов (статьи 43 - 45 ЛК), а также для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов может и должен заключаться без лесного аукциона. Кроме того, преимущественное право на заключение договоров аренды на новый срок имеют арендаторы, которым лесные участки для любых целей лесопользования предоставлялись в соответствии с ЛК-97 на срок свыше 10 лет (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ»).
    Освоению лесов, в том числе для получения древесины, посвящена статья 12 ЛК. Что касается приоритетных инвестиционных проектов, то ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 4 марта 1999 г. определяет его как «инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации». В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г.) // «Российская газета» от 14 июля 1999 г. приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей или не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, включенные в перечень, утверждаемый Правительством. Названные ФЗ предусматривают дополнительные гарантии для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.
    Таким образом, статья 74 ЛК во взаимосвязи с «инвестиционными» ФЗ освобождает от участия в лесных аукционах по освоению лесов фирмы, в том числе иностранные, реализующие инвестиционные проекты, которые по усмотрению Правительства включаются в перечень приоритетных. До настоящего времени такой перечень не был утвержден Правительством либо не размещался в электронных правовых системах. От участия в аукционах освобождены также фирмы, претендующие на использование лесов для добычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК), эксплуатации водохранилищ и портов (статья 44 ЛК), а также линейных объектов (статья 45 ЛК). С какой из указанных фирм будет заключен договор аренды лесного участка, в зависимости от нахождения леса в той или иной форме собственности, будут определять руководители уполномоченных органов государственной власти (часть 4 статьи 74 ЛК).
    Безаукционное заключение договора аренды оправданно, если указанные объекты уже имеются и эксплуатируются определенным лицом - в этих случаях проигрыш аукциона обяжет эксплуатирующую организацию прекратить такую эксплуатацию, что приведет либо к переделу собственности на такие объекты, либо к признанию их бесхозяйными и дополнительным бюджетным затратам на поддержание их эксплуатации Галазий О.В. Лесное законодательство: проблема адаптации к современным условиям // Евразийское пространство: опыт создания экологического законодательства. Сборник научных статей: Материалы международной научно-практической конференции, 7-8 октября 2004, г. Иркутск. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2004. - С. 56-64.
    Однако, безаукционное заключение договора статьей 74 ЛК распространено и на случаи первичного предоставления лесных участков для указанных целей.
    Таким образом, договор аренды лесного участка содержит достаточно большое количество существенных условий, обязательных для включения в него. Поэтому примерное содержание договора аренды лесного участка установлено Правительством РФ.
    Содержание договора аренды участка лесного фонда

    Содержание договора лесного участка установлено Правительством РФ.
    Для этого приняты соответствующие Правила, утвержденные вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
    Данные Правила определяют порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также его содержание.
    Содержание договора аренды лесного участка строится из того, что предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
    Объектом аренды после 1 января 2010 г. может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет.
    До 1 января 2010 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
    В договоре в обязательном порядке указывается цель предоставления лесного участка
    По договору лесной участок предоставляется для использования в следующих целях:
    - заготовка древесины;
    - заготовка живицы;
    - заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
    - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
    - ведение охотничьего хозяйства;
    - ведение сельского хозяйства;
    - осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;
    - осуществление рекреационной деятельности;
    - создание лесных плантаций и их эксплуатация;
    - выращивание дикорастущих плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
    - осуществление работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых;
    - строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
    - строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
    - переработка древесины и иных лесных ресурсов;
    - иные цели, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
    В договоре в обязательном порядке должно быть указано основание его заключения.
    Так договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев:
    - использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых;
    - использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
    - использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
    - реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
    Аукционы по продаже права на заключение договора проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом организаторами аукционов являются:
    - в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответственно;
    - в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    - в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральное агентство лесного хозяйства.
    Таким образом, в договоре аренды земельного участка должны быть указаны данные об аукционе, на по результатам которого заключен данный договор.
    Предоставление лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях обороны и безопасности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и земельным законодательством.
    Договор содержит следующие существенные условия:
    - сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестре и план лесного участка, заверенный органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (в случае предоставления до 1 января 2010 г. лесного участка в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета);
    - срок договора;
    - виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;
    - размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы;
    - объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
    В договоре также указываются следующие условия:
    - права и обязанности сторон по договору, в том числе обязанности по охране, защите и воспроизводству лесов;
    - ответственность за нарушение условий договора, в том числе неустойки (штрафы, пени);
    - основания и порядок расторжения и изменения договора;
    - сведения об обременении, ограничении использования лесного участка;
    - иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации (указываются по усмотрению сторон).
    Размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
    Договор заключается на срок от 10 до 49 лет, а в некоторых случаях - на срок от 1 года до 49 лет.
    Срок договора определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
    Подготовка и заключение договоров в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 5 настоящих Правил.
    В случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые ведают предоставлением лесных участков.
    В заявлении указываются следующие сведения:
    - полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя, его юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты для юридического лица;
    - фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
    - местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
    - обоснование цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду.
    К заявлению прилагаются следующие документы:
    - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
    - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;
    - копии документов, удостоверяющих личность, - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
    - копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;
    - документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);
    - иные документы, необходимые для предоставления в аренду лесного участка без проведения аукциона (представляются по усмотрению заявителя);
    - копии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке, - при предоставлении лесного участка в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых или в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Копии документов заверяются в установленном порядке. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду (далее - решение) либо указанные документы возвращаются заявителю со следующими обоснованиями причин возврата:
    - осуществление использования лесов на лесном участке, на который претендует заявитель, другими гражданами и (или) юридическими лицами;
    - подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных Правилами о договоре и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.