На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80478


Наименование:


Диплом Анализ «Руководства к образованию немецких учителей» А. Дистервега

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 5.9.2014. Сдан: 2004. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика педагогических взглядов А. Дистервега
1.1. Педагогическая деятельность А. Дистервега 5
1.2. Основные идеи А. Дистервега в образовании школьников 8
Выводы по главе 1. 31
Глава 2. Дидактические правила образования немецких учителей
2.1. Правила, касающиеся ученика и предмета преподавания 33
2.2. Правила, касающиеся условий обучения и учителя 47
Выводы по главе 2. 56
Заключение 58
Список литературы 59


Введение

А. Дистервег - один из лучших преподавателей в истории человечества, который внес огромнейший вклад в развитие педагогической мысли Германии и всего мира. Он полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей, а не механическая зубрежка материала. Но он сделал значительный шаг вперед, указав, что формальное образование неразрывно связанно с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формальное образование вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Поэтому в начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять особое внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» - вооружение учащихся разносторонними и глубокими знаниями.1
Однако несомненной заслугой Дистервега является то, что он преодолел неправильное представление о развитии ребёнка, как спонтанном процессе, который протекает от внешней среды. Он указал, что для развития природных задатков ребёнка нужны благоприятные условия и воспитание.
Дистервег считал, что присущим ребёнку задаткам свойственно стремление к развитию. Для его удовлетворения задатки должны быть возбуждены в соответствии с их природой, что и является задачей природосообразного воспитания.
От педагога Дистервег требует тщательного наблюдения над ребёнком, глубокое знание его развития. А. Дистервег намечает три ступени детского развития.
Первая ступень - преобладание ощущений (чувственного познания) относится им к возрасту с 6 до 9 лет.
Ребёнок в этот период, по мнению Дистервега, отличается большой резвостью и стремлением к физической деятельности. Кроме того, ему присуща свободная игра воображения, которая вызывает в нем интерес к рассказам и т.п. Педагог имеющий дело с ребёнком на доступном для его органов чувств наглядном материале, поддерживать его восприимчивость и живость.
Вторая ступень, охватывающая возраст с 9 до 14 лет, характеризуется, по словам Дистервега, в основном развитием памяти и накоплением представлений. Кроме того, Дистервег считает, что дети в этом возрасте начинают обнаруживать способности понимания, осознания, мышления, способность из частностей выводить общие истины. Однако это только начало абстрактного мышления. Все обучение на этом этапе должно, по мнению Дистервега по прежнему строиться на наглядности. Развитие памяти нужно использовать для прочного усвоения учащимися того материала, который следует запомнить на всю жизнь.
После 14 лет наступает, по Дистервегу период рассудка, который переходит затем в формирование начал разума, что связано с возникновением определённых идеалов. Представления ребёнка возникают теперь в логической последовательности. Ученье происходит вполне сознательно с ясным и отчётливым пониманием законов и правил; нравственные воззрения превращаются в убеждения, убеждения образуют силу характера. В этот период воспитатель должен содействовать планомерному развитию рассудка на основе наглядных представлений, возбуждать фантазию ученика увлекательными идеалами.


Глава 1. Общая характеристика педагогических взглядов А. Дистервега.
1.1. Общая характеристика педагогических взглядов А. Дистервега.

Выдающийся немецкий педагог Фридриг Вильгельм Дистервег (1790-1866) является прогрессивным представителем западной демократической педагогики середины двадцатого века.
Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получл степень доктора философии.
В студенческие годы Дистервег пзнакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоции. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности в образцовой школе города Франфуркта-на - Майне, в которой работали учеики и последователи Песталоции. В отличии от Гербарта, оставшегося, как уже отмечалось, равнодушным к демократическим воззрениям Песталлоцци, Дистервег сделался горячим приверженцемпередовых педагогических убеждений швейцарского педагога. Он решился посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские сминарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, который смел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методологической работой. О издал «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.
В России произведения А. Дистервега были хорошо известны еще при жизни автора. Так, в 1862 году была издана на русском языке его «Элементарная геометрия», нашедшая признание среди передовых педагогов.
С 1827 года вплоть до своей смерти Дистервег издавал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В этом журнале он поместил свыше четырехсот статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистевег был поборником коренного улучшения дела подготовки учителей начальных школ. Он очень много сделал для профессионального объединения немецких педагогов.
А. Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессиального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священников, а специалистов-педагогов. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.
В 1847 году, когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось предотвратить назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности директора Берлинской семинарии, а в 1850 году, после разгрома революции 1848 года, он был вынужден уйти в отставку. Но реакции все же не удалось расправиться с прогрессивным педагогом. Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких народных учителей, которые избрали его сначала председателем Всегерманского учительского союза, а затем своим представителем в прусскеую палату депутатов. Еще при своей жизни он заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».
С 1851 года А. Дистервег наряду с «рейнскими листками» выпускал еще «педагогические ежегодники», смело обличая в этих изданиях силы реакции. Особенно энергично действовал он после выхода в 1854 году пресловутых прусских регулятивов. Это были реакционные школьные законы, посредством которых правительство стремилось прекратить проявляние свободомыслия и всецело подчинить ее влиянию церкви. Регулятивы сильно сокращали объем знаний учащихся начальной школы и выдвигали на первое место закон божий с большим количеством материала для заучивания наизусть. Они сократили и объем знаний, даваемых учительскими семинариями, снизили уровень научной подготовки учителей народной школы.
Выступления А. Дистервега и общественности заставили правительтсво издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов.
А. Дистервег выступал с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», - говорил Дистервег.2
Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природообразованность. Природообразованность воспитания в его трактовке - это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления, он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал а необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.
В дополнение к принципу природообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культурообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле этого слова…».3 Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества.
Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если оно направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служение истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Дистервег возбуждал в учительстве стремление вести воспитанников к прогрессивным целям и идеалам. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничего не постоянно, кроме перемены».4
Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность А. Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.

1.2. Основные идеи А. Дистервега в образовании школьников.

Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связанно с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формальное образование вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.
Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом о настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.
В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять особое внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» - вооружение учащихся разносторонними и глубокими знаниями.
А. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.
А. Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования о изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них - к обучающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органами чувств, Дистервег в то же время подчекивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение связано у него с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному».5 Эти правила, которые в свое время еще были сформулированы Коменским, Дистервег подвергает дальнейшей разработке, справедливо предостерегая педагога от их формального применения.
Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела.
Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» - и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» - гласит одно из его правил.
Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.
Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. «Всякий метод плох, - заявляет он, если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем саомдеятельность».6 Для начального обучения он рекомендует «элементарный», или развивающий метод, который возбуждает умственные силы ученика, дает ему возможность «искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить». По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».7
Принципы природосообразности и культуросообразности в обучении

Необходимо воспитывать природосообразно, обучать Природосообразно, действовать Природосообразно. Это совершенно верно и остается в силе, если понятие природосообразности взять как в широком, так и в узком смысле слова, т. е. если этот принцип распространить на природу вообще или, что лучше, ограничить его только природой человека. Принцип природосообразности воспитания прочно установлен. Все, что признано природосообразным, является поэтому также верным, достойным одобрения и хорошим. Ведь природа человека хороша, она создана творцом для того, чтобы она развивалась и совершенствовалась на земле сообразно с присущими ей и заложенными в ней законами. Принцип природосообразности установлен на вечные времена, на педагогическом небосклоне в качестве ярко светящего, никогда не угасающего, никогда не изменяющего своего положения путеводного светила. Он представляет собой полюс, ось, вокруг которой вращаются все прочие педагогические и методические правила, которые к нему тяготеют. Они образуют окружность, множество; наш же принцип является центром и единством. Он олицетворяет идеал, к которому мы должны стремиться как в жизни, так в воспитании и обучении, не рассчитывая, однако, при ограниченности и несовершенстве нашего познания и других средств, когда-либо его полностью достигнуть. Ведь вполне природосообразное учреж­дение, управление, воспитание и прочее было бы также и вполне совершенным, а на земле нет и не может быть ничего совершенного. Благодаря этому наш принцип нисколько не теряет своего значения, а становится, напротив, нашей вечной путеводной звездой.
Но как ни справедливо все вышеизложенное, тем не менее, возникает вопрос: должны ли мы осуществлять все признанное природосообразным и притом тотчас же и при всех обстоятельствах или же этого не следует делать? С первого взгляда, если мы примем все вышеизложенное за истину, такой вопрос кажется нелепым и крайне парадоксальным. Может показаться, что этот вопрос имеет столько же смысла, как вопрос о том, действительно ли вращается земля вокруг солнца, действительно ли человек должен быть человеком и стремиться к добродетели? Но тем не менее, на наш вопрос, раз он уже поставлен, должен быть дан ответ; а он может быть только отрицательным.
Но если это правильно, то, следовательно, существует еще какой-то принцип, который ограничивает принцип природоообразности, хотя он ему и подчиняется. Это - принцип культурасообразности, права которого нельзя отрицать, хотя он и не может претендовать на такую же всеобщность, как принцип природосоооразности. Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже-на определенной ступени культуры. Не он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть.
Все, что существует, имеет для этого достаточное основание и поэтому обладает правом на существование. Мы отнюдь не имеем в виду сказать этим, что все существующее непременно хорошо. Но уже само существование дает в общем и право на это существование.
Если какие-либо два создания борются друг с другом за свое существование, то надо исследовать, какое из них должно уступить другому дорогу или совсем прекратить свое дальнейшее существование. Впрочем, мы должны отказаться от дальнейшего развития этой мысли, так как в противном случае слишком далеко уклонимся от нашей непосредственной задачи.
Все человечество, каждый народ, каждое поколение и т. п. всегда находится на какой-нибудь определенной ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное предками, как результат их истории и всех воздействовавших на них факторов. Каждый народ стал тем, чем он мог стать под влиянием данных обстоятельств. Состояние культуры в тот или другой момент должно рассматриваться как естественное явление, которое так же неизбежно возникает, с такой же необходимостью, как тот или иной представляет собой нечто данное и образует ту среду, в которую вступает каждый отдельный человек, рожденный при данных обстоятельствах. Он не со­здает ее, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек - продукт своего времени. Под влиянием иных условий он сделался бы иным, но при данных обстоятельствах он станет при своих задатках тем, чем он может стать в зависимости от своего окружения или всего состояния культуры в данный момент. Если бы мы могли себе ясно представить основные задатки отдельного человека, а также истинную сущность окружающей его среды, ее внешнее и внутреннее состояние, мы бы имели возможность предвидеть - чем именно сделается данный человек. Но для этого потребовалось бы всезнайство. На самом деле будущее каждого отдельного лица или целого народа может быть предсказано лишь отчасти, лишь приблизительно и на основании аналогий.
С достоверностью мы знаем только то, что его состояние в данный момент является результатом предыдущего состояния. Как в развитии отдельного человека нет никаких пробелов или скачков, так их не бывает и в развитии народа. Все на земле развивается по закону непрерывности. Поэтому мы должны установить связь всякой последующе........

Список литературы.

Андреева И.Н. Философия и теория образования. М., 1999.
Белоусов С.Н. Дистервег и его дидактика // Начальная школа. 1937. №3. С.18-90.
Бемер Ф. Песталонциев институт в Панкове // Журнал для воспитания. 1859. №3. С. 19.
Бунаков Н. Школьное дело для народных учителей и учительниц. Спб., 1875.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, общ. Ред. Е.Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1956.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.
Дистервег А. Избранные педагогические социнения, общ. Ред. Е.Н. Медынского. М.: Учпедгиз,1956.
История педагогики. Пособие для педагогических институтов под ред. Н.А. Константинова. Е.Н. Медынского М.Ф. Шабаевой. М., 1955.
Модзалевский К.Н. Жизнь и труды А.Дистервега. // Педагогический сборник. Спб.1871.
Макаров П. Дидактика А.Дистервега. // Советсткая педагогика. 1937.
Медынский Е.Н. История педагогики. Ч. 2, изд. Мир, М., 1913.
Редкин П.Г. Дистервег и «Рейнские листки». // Учитель. 1863.
Ротенберг В.А. Дистервег об учителе. // Советская педагогика. 1940.
Сент-Илер К. Прусские регулятивы 1854 г. и народная школа. // Вестник Европы. 1871.
Фрумов С.А. Дистервег, его общественно-педагогическая деятельность и система. // Педагогическое образование. 1936.
Хрестоматия по истории педагогики, т. II, ч. 1. / Г.П. Вайсберг, Н.А. Желваков и С.А. Фрумов.: М., Учпедгиз, 1940.
Шмидт К. История педагогики. Т. IV. Ч. 1. М., 1881.
Симонович Я. Жизнь и стремления Дистервега, немецкого Песталлоцци // Детский сад. 1869. №13. С. 20.
Редкин П.Г. Педагогическая летопись Дистервега и ее предисловие // Учитель. 1863. №3. С. 3-7.
Редккин П.Г. Педагогическая летопись Дистервега и ее педаггические и дидактические начала // Журнал для воспитания. 1857. №4. С. 15.
Пискунов А.И. Дидактические взглады Дистервега // Советская педагогика. 1956. С. 12-15.
История педагогики. Пособие для педагогических институтов под ред. Е.Н. Медынского. М., 1956.
Монро. История педагогики. Ч. 2, М., 1913.
Паульсон И. Празненство в память Дистервега, бывшее в Берлине 29 октября 1866 г. //Учитель. 1866. №2. С. 18-26.
Ге Ф. История образования и воспитания. М., 1912.
Джуринский А.Н. История зурубежной педагогики. М., 1998.
Константинов Н.А., Смирнов В. История педагогики: учебник для педагогических училищ. М., 1955.
Модзалевский Л.Н. Очерк воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Спб., 1947.
Паульсон И. Празненство в память Дистервега, бывшее в Берлине 29 октября 1866 г. // Учитель. 1866. №2. С. 18-26.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.