Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80491


Наименование:


Контрольная «Русская литературная критика рубежа 20-21 веков»

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Литература. Добавлен: 8.9.2014. Сдан: 2014. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
1 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. 1 Познание и самопознание литературной критики: границы интерпретации……………………………………………………………...5
2. 2 Литературная критика «толстых» журналов рубежа ХХ-ХХI веков: обстоятельства функционирования…………………………..10
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..17
4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..18


1 ВВЕДЕНИЕ
Критик - человек, обнаруживающий в книге то,
что ее автор меньше всего предполагал.
Автор неизвестен
Современный этап литературоведения характеризуется ситуацией методологического плюрализма, гуманитарного «взрыва» (Ю. М. Лотман), «эпистемологического разрыва» (М. Фуко), совпавшего с тотальной модернизацией всех уровней социальной жизни. Рубеж ХХ-ХХI веков в гуманитарной сфере - время терминологической неопределенности, когда понятия лингвистики, философии, психологии и психоанализа, социологии, культурологии, герменевтики и семиологии конкурируют в языковой картине мира. Возникают новые области гуманитарного знания, обостряются терминологические и понятийные проблемы, формируются многообразные подходы к исследованию и истолкованию как отдельных терминов, текстов, литературных явлений, так и литературного процесса в целом. Все это определяет актуальность изучения разных уровней литературного процесса рубежа ХХ-XXI веков: от исследования художественных миров отдельных авторов до выявления закономерностей, тенденций развития ведущих (литературных) направлений в широком литературном контексте. В то же время предметом большинства исследований становится по преимуществу художественная литература, в то время как современная литературная критика, являющаяся неотъемлемой частью литературного процесса и выполняющая функцию самосознания литературы, пока должным научным образом не описана и не исследована. Формирующиеся новые методологические подходы используются для исследования исключительно художественной литературы.
Литературная критика изучается в рамках прежних методологических парадигм, созданных в 1970-1980-е годы - в период активного развития теории критики (работы В. И. Баранова, Ю. Б. Борева, А. Г. Бочарова, Б. И. Бурсова, А. С. Бушмина, А. Н. Иезуитова, В. Н. Коновалова, М. Я. Полякова и др.). Позитивистски ориентированная и в этом своем качестве генетически восходящая к метакритике ХIХ века, теория критики этого периода актуализирует понятия «метод», «объективность», «научность», направляет исследовательские усилия на анализ содержательных, проблемных историко-культурных аспектов литературно-критической практики.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов литературоведение накапливает основательный опыт критического осмысления позитивистских концепций литературной критики (в работах В. С. Брюховецкого, Г. А. Золотухина, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец), однако методологического обновления, которое могло бы послужить импульсом дальнейшего активного развития теории, в 1990-е годы не произошло. Сегодня теория критики, как отдельная самостоятельная ветвь, литературоведения практически не существует, отсутствуют методологические и теоретические основания для исследования современной литературно-критической практики. Внимание литературоведения обращено к истории критики, персональным критическим дискурсам XIX - начала ХХ века, истории критики того или иного региона. К новейшему времени хронологически наиболее приближены исследования, посвященные критике А. И. Солженицына. Научное же изучение современной критики, главным образом, ограничивается узким лингвистическим аспектом, посвящено новым формам бытования критики. Отсутствуют целостные монографические исследования, посвященные осмыслению специфики литературно-критической деятельности и ее структуры, взаимодействию критики и риторики, изучению современной критики: ее проблемно-тематического поля, методов, ведущих персональных коммуникативных и интерпретационных стратегий, типологии дискурсов.
Такая ситуация в изучении современной литературной критики объясняется, на мой взгляд, двумя основными группами взаимосвязанных социокультурных и теоретико-методологических причин.
Еще в XIX веке сложилось мнение о том, что в идеале именно критика определяет направление, стержень журнала. Переходные периоды 1950-х - начала 1960-х годов (оппозиция «Нового мира» и «Октября»), второй половины 1980-х - начала 1990-х годов (оппозиция «Нового мира» и «Молодой гвардии», «Огонька») - время острейшей журнальной борьбы, пропаганды своих ценностей. Идеологическая составляющая в период «оттепели» и перестройки обусловливала особенности литературно-критического мышления, ценностные иерархии, оценки. Критика являлась центром общественного внимания, литературные статьи вызывали отклик не меньший, чем сами литературные произведения, а «толстые» журналы переживали настоящий бум. В 1990-е годы, по мнению самих критиков, критика перестает восприниматься как поле идеологической борьбы, журналы теряют былое позиционное единство, а в конце 1990-х - начале 2000-х годов процесс противостояния перетекает в процесс диффузии< bibliotek_Buks/Linguist/govor/>. Неслучайно в дискуссиях последних лет одной из причин упадка журналов называют публикацию в них идеологически (в широком значении) разнонаправленных публицистических и литературно-критических работ. Консервативно ориентированная критика уже в 1990-е годы преодолевает сложившийся своеобразный закон критического освоения только «своих» текстов, а либеральная во второй половине 1990-х практически перестает быть агрессивной в отношении своих оппонентов.


2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. 1 Познание и самопознание литературной критики: границы интерпретации

Время зарождения и активного развития отечественной теории критики приходится на 1970 - 1980-е годы. На ее формирование повлияли два фактора. Первый - установки познания, которые генетически восходили к самоосмыслению русской критики XIX века, второй - теоретико-методологическая система литературоведения этого периода. К концу 1980-х годов сложившаяся парадигма осмысления литературной критики вступает в противоречие как с новыми реалиями литературной ситуации, так и с текущей литературно-критической практикой и характером ее саморефлексии. Причины эпистемологического кризиса, в котором оказалась теория, а также продуктивные, но не востребованные пути осмысления критики обнаруживаются в истории метакритики XIX - XX веков. Эта история может быть представлена в виде смены когнитивных рамок и «слепых зон». Генезису и становлению отечественной теории критики посвящена наша работа «Метакритический дискурс русской критики: от познания к пониманию» (2009). В данной главе изложены ее главные смысловые моменты.
В критике XIX - начала ХХ веков обнаруживаются познавательные установки, которые стали актуальными в теории критики 1970 - 1980-х годов и современной метакритике и предопределили «конфликт интерпретаций». Общие (инвариантные) установки мышления, которые проявились во множестве метакритических суждений, вычленяются нами в процессе «археологического» (М. Фуко) анализа метакритики ведущих представителей «реальной» и «эстетической» критики. В. С. Библер формулировал сходную задачу так: «Увидеть формализм содержания (увидеть содержание как форму мышления, как форму деятельности субъекта)».
Представители «реальной» критики понимают литературно-критическую деятельность как определенную систему, выделяя такие ее компоненты, как реальная действительность, художественный текст, автор, критик, читатель. В то же время анализ этих компонентов в разной степени входит в познавательные установки критиков. Так, «автор» оказывается «слепой зоной», он либо редуцируется, либо не отделяется от компонента «художественное произведение». В метакритике «реалистов» осознанно редуцируется до нулевого значения компонент «пред-мнения». Доминирующим же компонентом, на который направлена рефлексия В. Г. Белинского (поздний период), Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, является «жизнь» и ее художественное преображение. Выделение этого компонента обусловлено установкой на анализ общества через призму художественной литературы.
Интерпретационные усилия «реальных» критиков ограничены сегментом «критик - художественное произведение........


4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбрехт В. Литературная критика / В. Альбрехт // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Сер. 7. - М.: ИНИОН РАН, 2003.
2. Анастасьев Н. А. Критика как наука / Н. А. Анастасьев // Вопросы литературы. - 1986. - № 6. - С. 32 - 74.
3. Асмолов А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1979. - 144 с.
4. Асмус В. Ф. Чтение как труд и творчество / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство, 1968. - С. 55 - 68.
5. Бак Д. П. История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении / Д. П. Бак. - Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 1992. - 83 с.
6. Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. - М.: Наука, 1984. - 360 с.
7. Захаров В. Н. Литературная критика и поэтика литературы: Постановка проблемы / В. Н. Захаров // Проблемы теории литературной критики: сб. статей / под ред. П. А. Николаева и Л. В. Чернец. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. - С. 151 - 158.
8. Здоровега В. И. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теории публицистики / В. И. Здоровега. - М.: Мысль, 1979. - 174 с.
9. Зеленов Л. А. Методологические проблемы эстетики: учебный материал по спецкурсу / Л. А. Зеленов, Г. И. Куликов. - М.: Высшая школа, 1982. - 176 с.
10. Чупринин С. И. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям / С. И. Чупринин. - М.: Время, 2007. - 766 с.
11. Чупринин С. И. Ситуация: Борьба идей в современной литературе / С. И. Чупринин. - М., 1990
12. Шайтанов И. О. Профессия - критик / И. О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2007. - № 4. - С. 31 - 41.
13. Шатин Ю. В. Живая риторика / Ю. В. Шатин. - М.: МИМ ЛИНК, 1999. - 80 с.
14. Шелковников А. Ю. Критика в системе Н. С. Гумилева: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / А. Ю. Шелковников. - Барнаул, 1999.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.