На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80588


Наименование:


Курсовик Культурно - историческая теория Л.С. Выготского

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 16.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
I НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО 5
1.1 Основные предпосылки возникновения концепции Л. С. Выготского
1.2 Особенности содержания и механизма культурно - исторической теории 8
Л. С. Выготского
II ОСНОВНЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО 17
2.1 Человек и природа
2.2 Человек и его собственная психика 18
2.3 Генетические аспекты психического развития 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении творческого и научного пути среди отечественных и зарубежных психологов Л. С. Выготский был прежде всего предтечей ряда ведущих концепций в современной отечественной психологии: теорий П.Л. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и Д.Б. Эльконина, был одним из основоположников отечественной психологии и родоначальником одной из наиболее блестящих школ в ней.
Выдающийся ученый Л.С. Выготский работал во многих областях психологии и создал несколько оригинальных научных теорий, одна из которых наиболее известна сейчас среди психологов и педагогов: это культурно-историческая теория психического развития человека.
В концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского заложен целый ряд идей, которые стали в отечественной психологии исходными для развития новых исследований и построения оригинальных теоретических положений. Исследования Л. С. Выготского и его школы уже в тридцатые года оказывала заметное влияние на формирование и развитие молодой отечественной психологической науки, однако, идеи автора обрели жизнь лишь после смерти своего создателя. Несмотря на прошедшие с тех пор десятилетия, которые давно изменили облик мировой психологии, создав множество школ и концепций, культурно-историческая теория Л. С. Выготского сегодня прочно занимает место одной из наиболее сильных и перспективных глобальных программ развития психологии. Данная теория глубоко и необратимо вошла в самый фундамент современной психологической мысли, и поэтому, сегодня, меньше чем когда бы то ни было, нуждается в исследовании и разработке.
Представляется важным проследить основные направления научных поисков Л. С. Выготского и, не выходя за рамки созданной им концепции, продолжить его исследования в их собственной логике.

На основе взглядов Л. С. Выготского базируется каждое направление психологической науки, а при изучении любой отрасли психологии в истории ее становления всегда можно отметить Л.С. Выготского. Поэтому, данная тема является весьма актуальной, так как показывает вклад Л.С. Выготского в психологическую науку, и нуждается в современном рассмотрении.
Целью работы является изучение культурно-исторической теории Л. С. Выготского.
В соответствии с поставленной целью в исследовании определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные предпосылки возникновения культурно - исторической теории Л.С. Выготского.
2. Раскрыть основные положения культурно - исторической концепции Л. С. Выготского.
3. Показать значение культурно - исторической теории для современной психологической науки.
Объект исследования: культурное наследие в психологической науке Л. С. Выготского.
Предмет исследования: культурно - историческая теория Л. С Выготского


I НАУЧНЫЕ ИСТОКИ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Л. С. ВЫГОТСКОГО

1.1 Основные предпосылки возникновения концепции Л. С. Выготского.
В первые десятилетия ХХ в. психология в целом и ее составная часть - детская психология - переживала глубокий кризис. По словам В. Джемса, психология была не наукой, а всего лишь "надеждой на науку". Это был кризис предмета, метода и интерпретации фактов, вызванный противоречием между научными изысканиями и требованиями практики. Для выхода из этого кризиса требовалась разработка новой общей науки, соответствующей историческим условиям и логике развития самой науки психологии [13, с.6].
Л.С. Выготский почувствовал особенно остро, что возможность существования психологии как науки связана, прежде всего, с решением методологической проблемы. Исследуя причины кризиса в психологии, он обнаружил во всех современных ему концепциях развития психики ошибочный, по его мнению, подход, который он назвал "натуралистическим", "биологизаторским", пытающимся "выстроить в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка". Этому подходу он противопоставил свою культурно-историческую концепцию развития психики [3].
Л. С. Выготский был, прежде всего, специалистом в области общей психологии, методологом психологии. Свое научное призвание он видел в построении научной системы психологии, основой которой был диалектический и исторический материализм. Историзм и системность - вот главные принципы в его подходе к исследованию психологической действительности, и прежде всего сознания как специфически человеческой ее формы. Он овладевал марксизмом, его методом в ходе собственных теоретических и экспериментальных исследований, постоянно обращаясь к трудам классиков марксизма-ленинизма. Именно поэтому марксизм - исторический материализм и диалектика так органичны в работах автора.
Л. С. Выготский сделал только первые, самые трудные шаги в новом направлении, оставив будущим ученым интереснейшие гипотезы и, главное, историзм и системность в исследовании проблем психологии, по принципу которых построены почти все его теоретические и экспериментальные работы[25].
Научные взгляды Л.С. Выготского сформировались в результате активного противоборства в психологии идей американского бихевиоризма - учения о психике как поведении, совокупности биологических реакций организма на внешние раздражители, и европейской гештальт - психологии, базирующейся на представлении о психике, как о системе образов, субъективных представлений об окружающем мире и комбинируемых на их основе умозаключений и понятий. Решающее влияние на формирование Выготского как ученого оказал процесс утверждения в отечественной психологии вначале 20-х. гг. идей диалектического материализма, опиравшихся на учение о рефлексах И. М. Сеченова, а в дальнейшем и И.П. Павлова как экспериментальную основу [13, c. 13].
Уже для ранних работ Л.С. Выготского характерно стремление к преодолению чисто поведенческого изучения психики и идеализма гештальтпсихологии. Автор предлагает рассматривать психику не как трансцендентный или генетически обусловленный, а прежде всего как социальный феномен, формирующийся в процессе активного совместного освоения людьми внешней среды [17].
Вся научная деятельность Л.С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка"[19, с. 4,5].
В свете этих идей Л.С. Выготский пересматривал теоретические и методологические установки традиционной психологии. В качестве ее основной методологической ошибки он отмечает разрыв между биологическим и историческим ходом психического развития, между «телом» и «духом. Именно Л.С. Выготскому удалось наиболее адекватно реализовать в психологии положения диалектического и исторического материализма. При этом он не ограничился теоретическим анализом проблемы, он создал соответствующие ей экспериментальные модели. Автор не стихийно пришел к решению проблемы «двух психологий». Он искал причины наступившего в психологии кризиса и тщательно изучал все попытки его преодоления как в нашей, так и в зарубежной психологии. Некоторые важные позитивные положения в его концепции были сформулированы на основе критического анализа тех психологических направлений, в которых психологи также искали выход из создавшегося положения. Так, идею целостного структурного подхода, родившуюся в гештальтпсихологии, он не только считал существенной для построения единой психологической науки, он принял ее в качестве важнейшей для построения собственной теории. Однако приняв идею структуры, Л.С. Выготский отверг теоретическую концепцию гештальтпсихологии в целом. Его глубоко не устраивало объединение в одну категорию структур, относящихся к натуральным процессам, свойственным психике животных, и тех сложнейших социальных новообразований, которые специфичны только для человека [18, с. 241 - 245].
Идея целостного подхода привела Л.С. Выготского к введению понятия социальной ситуации развития. И ответ на вопрос о своеобразии психического развития и отличительных чертах каждого возраста он предлагал решать в ходе анализ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова - Славская, Брушлинский - Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. - 248 с.
2. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 3. С. 3 - 13.
3. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личност. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.
4. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6- М.: Педагогика, 1984.
5. Выготский Л. С., Лурия А. Р.. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 224с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. - М.: Педагогика, 1983.
7. Выготский Л. С. Психология. М: Изд - тво ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Прес, 1999. - 536 с.
9. В поисках Выготского (материалы обсуждения книги М.Г. Ярошевского "Л.С. Выготский: в поисках новой психологии") // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 4. С. 51 - 63.
10. Вопросы психологии. Научный журнал. 1988 г. №5 с.160.
11. Вопросы психологии. Научный журнал 1998г. №1 - 160 с.
12. Вопросы психологии. Научный журнал 1998г. № 2- 160 с.
13. Вопросы психологии. Научный журнал. 2003г. № 4 - 160 с.
14. Глотова Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. - Свердловск, 1990.
15. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1987. № 1.
16. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 5-20.
17. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.
18. Линдквист Г. Теория творчества в работах Выготского // Журнал исследований креативности, выпуск 15, номер 2-3, 2003, стр. 241-245
19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
20. Пузырей А.А. Культурно - историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Издательство Московского университета, 1986.с 3, 104
21. Психологическая наука и образование. Научный журнал 2004г. №1 - 112 с.
22. Психологическая наука и образование. Научный журнал 2004г. №4 - 112 с.
23. Психология развития. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева М. Ю., ПЕР СЭ, Москва, 2005
24. Роббинс Д. Неклассическая диалектическая метапсихология Выготского// Журнал теории социального бихевиаризма.33:3, 0021-8308
25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.