На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80601


Наименование:


Реферат Истории развития иконы и иконописи, символика цвета, жестов, изображаемых предметов, язык икон.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Культурология. Добавлен: 17.09.2014. Сдан: 2014. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: 80.

Описание (план):


План:
Введение..............................................................................................................................3
1. Символика древнерусской иконы..........................................................................5
1.1. Символика жестов....................................................................................................6
1.2. Символика вещей......................................................................................................6
1.3. Изображение таинств................................................................................................8
1.4. Символика цвета в иконе.........................................................................................9
1.5. Прошлое и будущее в иконе....................................................................................11
1.6. Обратная перспектива..............................................................................................12
1.7. Небо и земля в иконе................................................................................................13
1.8. Круг в иконописи......................................................................................................14
2. Иконография..............................................................................................................15
3. Образ Спаса...............................................................................................................17
4. Образ Богородицы.....................................................................................................19
5. Русские иконописные школы....................................................................................21
Заключение...........................................................................................................................24
Приложение..........................................................................................................................25
Список литературы..............................................................................................................27


«… икона – больше, чем искусство. Ждать, чтобы она с нами сама заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет».
Е. Трубецкой.

Введение.

Слово икона пришло на Русь из Византии. В переводе греческое «эйкон» означает образ. Иконами стали называть созданные по особым правилам изображения Бога, Богоматери, святых, событий Священной истории. Иконы, как правило, писались на досках, но, по сути, иконами являются и росписи на стенах храмов, и мозаики, и рисунки на страницах рукописных книг, и вышитые полотна, и резьба по камню или дереву.
Иконопись-это сложное искусство, в котором всё имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты, и положения святых по отношению друг к другу.
Готовя данный реферат я изучил ряд источников. Из которых ясно, что в подходе к иконописи существует несколько направлений. Одни авторы сосредоточили всё внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ. Других занимает изобразительная сторона иконописи, то есть её иконография. Третьи пытаются прочесть в древней иконописи её религиозно-философский смысл.
Древнерусская икона не теряет актуальность, а, наоборот, - процветает. Более того, организовывается школы иконописцев, выпускаются самоучители и молодежь стремится к познанию данной отрасли искусства. Стоит лишь поддержать их в этом начинании. Что и рассматривается в моем реферате. Уже почти столетие русская икона привлекает к себе внимание не только богословов и искусствоведов, но также бесчисленное множество любителей живописи, писателей, философов и даже физиков и математиков, пытающихся «дешифровать» художественный язык древнерусской иконописи. Как правило, феномен иконописи рассматривают с разных аспектов. Возможно, например, историческое и искусствоведческое исследование соотношения религии и искусства в иконе в разные эпохи в разных культурах. Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других. Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Среди русских ученых XIX века, систематически изучавших иконопись, одним из самых серьезных, если, конечно, не считать Н. П. Кондакова, был Г. Д. Филимонов (1828–1898) . Его исследование о Симоне Ушакове и по сей день остается образцом строгого научного метода. С несоизмеримо более научным подходом к изучению русской иконы мы встречаемся в трудах X. Челина, Л. А. Успенского, Т. и Д. Талбот Райс, В. Вейдле, Ж. Бланкова, Й. Мысливца, К. Онаша, В. Феличетти-Либенфельса Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно а наше время происходит возрождение иконописных традиций. Создание новых храмов, возрождение монастырей и духовных школ Русской Православной Церкви в последнее десятилетие 20 столетия вызвало к жизни и возрождение иконописного искусства. В настоящее время в России существует множество иконописных мастерских, училищ и школ, где дети и взрослые учатся древнему искусству иконописания.
Целью моего реферата является рассмотрение этой темы с точки зрения изучения истории развития иконы и иконописи, так как это имеет большое теоретическое и практическое значение для духовной стороны жизни людей. А также оценить значение икон, зная символику цвета, жестов, изображаемых предметов,то есть языка икон.
В задачи данного реферата входит анализ истории и развития иконы и иконописи, особенности создания древнерусской иконописи, изучение символики древнерусской иконы , а также систематизирование и обобщение полученных данных и результатов в ходе изучения и написания реферата.
Первые христиане, живущие в Римской империи, еще не знали привычных ныне икон. Но в подземных катакомбах – каменных коридорах и пещерах, где верующие прятались от преследований римской власти, уже появлялись рисунки – символы. Якорь, корабль, рыба, виноградная лоза, птицы – это были главные символы раннего христианства, напоминавшие о великой жертве Христа, спасении от бурь и цветущем Царствии Небесном.
Первые иконы появились в V – VI веках в Византийской империи, признавшей христианство государственной религией. Византийские священники и богословы постепенно создавали науку о почитании икон, в которой подробно объяснялось, как относится к иконе, что можно и что нельзя изображать. Икона должна была «учить вере» ради слабости понимания через нее можно было увидеть таинственное невидимое в символических образах. Икону сравнивали с окном в сияющий Божественный мир.......
Заключение.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала, мы пришли к выводу, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев. Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими. Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.
Своеобразие иконы состоит в том, что она является совсем особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. И отвлеченный язык иконы, его недомолвки, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в нашем сознании в плоть и кровь конкретного художественного образа. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.
Необходимо отличать икону от других форм изобразительного искусства. При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Для иконографии характерны свои стилистические особенности. Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст.
Нужно, чтобы каждый человек гордился древним искусством, выработал свое собственное отношение к нему. Только знание всего лучшего, что было накоплено в отечественной культуре, может, остановит сегодня тотальное засилье низкопробной массовой культуры, да еще пришедшей к нам из-за океана. Обращение к высоким, духовным ценностям должно стать надежным барьером на пути одичания общества, когда деньги, материальные блага поставлены превыше всего на свете, когда такие понятия как достоинство, честь, совесть стали чем-то полузабытым, архаичным, когда уважение к человеку и даже сама человеческая жизнь сильно обесценились.

Список литературы:

1. Алпатов. М. Краски древнерусской иконописи. Издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1974.
2. Гусева Э.К. “А.Рублев. Из собрания гос. третьяковской галереи”.- М., 1990.
3. Денисова Ю.Ю. Древнерусская икона // Преподавание истории в школе. 1997. №1. с. 7 – 10.
4. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей. История Предания. М., 1997. с. 11 – 14., с. 460 – 464.
5. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М., Просвещение, 1974.
6. Муравьев А.В. Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. М., 1984. с. 3 – 9.
7. Терминология русской иконописи. 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 272 с..
8. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. //Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. - М., 1993.
9. Щенникова Л. Феофан Грек // Юный художник. 1990. №9. с. 12 – 14.
10. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта и wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.