На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 80639


Наименование:


Курсовик Статистическое планирование и прогнозирование налоговых поступлений (на примере Курской области)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.9.2014. Сдан: 2014. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: 79.

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
1. Теоретические основы статистического планирования и прогнозирования налогов 4
1.1 Исторические аспекты планирования податных способностей 4
1.2. Понятие налогового прогнозирования, налогового менеджмента и налогового планирования 9
1.3 Зарубежный опыт прогнозирования налогового потенциала и налоговых поступлений 21
2. Состояние экономического развития Курской области 31
2.1 Социально-экономические параметры Курской области 31
2.2 Правовое регулирование налогового прогнозирования и планирования 40
2.3 Методы оценки налогового потенциала 43
3. Состояние налогового потенциала Курской области и пути его совершенствования 47
3.1 Анализ налоговой нагрузки и налогового потенциала в Курской области 47
3.2 Анализ фактических и прогнозных значений налоговых поступлений в Курской области 52
3.3 Анализ межбюджетных отношений в Курской области 62
3.4 Пути совершенствования планирования налоговых поступлений и выравнивания налоговых доходов бюджета 66
Выводы и предложения 69
Список используемой литературы 71


Введение
Обеспечение сбалансированного развития регионов РФ является одной из важных задач, стоящими перед органами государственной власти. Ее решение в свою очередь, требует повышение эффективности бюджетными ресурсами, причем основой такого управления может стать планирование и прогнозирование доходов консолидированных бюджетов регионов. Значение этой функции управления возросло в связи с переходом с годичного бюджетного планирования на среднесрочное (трехлетнее). При этом особое внимание необходимо уделять налоговым доходам, так в соответствии с бюджетным законодательством РФ их относят к собственным доходам бюджетов, которые в значительной мере определяют экономический потенциал региона. Правильность исходных теоретических посылок и методологической основы прогнозирования решающим образом влияет на качество прогноза налоговых поступлений и возможность его практического использования в планировании налоговых доходов бюджетов всех уровней.
Исходя из всего вышесказанного, можно смело сделать вывод о том, что тема «Планирование и прогнозирование налоговых поступлений (на примере Курской области)» является весьма актуальной.
Цель работы: рассмотреть планирование и прогнозирование налоговых поступлений в регионе, выявить проблемы и определить пути их совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
v изучить теоретические основы налогового планирования и прогнозирования;
v рассмотреть состояние экономического развития Курской области;
v проанализировать налоговый потенциал региона;
v выделить основные проблемы, связанные с планированием и прогнозированием налоговых поступлений в Курской области
v предложить направления совершенствования планирования налоговых поступлений и выравнивания налоговых доходов бюджета региона.

v
1. Теоретические основы статистического планирования и прогнозирования налогов
1.1 Исторические аспекты планирования податных способностей
Вопросам налогового планирования посвящено множество различных письменных работ специалистов-экономистов, юристов, налоговиков, предпринимателей и других налогоплательщиков, что свидетельствует о многостороннем познавательном, научном и практическом интересе к этой проблеме. При чем интерес этот имеет глубокие исторические, экономические и психологические корни.
К примеру, в Киевской Руси единицей обложения данью являлся дым, в качестве объекта налога учитывалось количество печей и труб в каждой усадьбе, что побуждало хозяина сокращать их число и, таким образом, уменьшить размер дани. В период феодальной "суверенизации" на Руси распространилась практика сборов (пошлин) за провоз товаров по (суверенным) землям (владениям) удельных князей. Пошлина взималась за каждую повозку (единица налога), поэтому в целях экономии на сборах возы старались грузить доверху и сверх того, поэтому случалось, что часть поклажи сваливалась с повозок. Упавшее на землю феодала имущество переходило в его собственность, который, таким образом, пресекал уклонение от уплаты пошлины. Отсюда родилась и дошла до нас поговорка: "Что с воза упало, то пропало".
В период царствования Алексея Михайловича (1629-1676) в 1655 г. создана счетная палата для контроля над фискальной деятельностью приказов и исполнением доходной части российского бюджета. Деятельность плательщиков не входила в сферу проверок счетной палатой. Непродуманная налоговая политика и существенное увеличение налогового бремени в 1646 г. привели к народным соляным бунтам. Идея обогащения государства путем развития собственной промышленности и создания благоприятных условий для внешней торговли, лежавшая в основе концепции меркантилизма, нашла отражение в «Таможенном уставе» 1653 г. и «Новоторговом уставе» 1667 г. Иностранные купцы, продававшие свои товары на внутреннем российском рынке, облагались более высоким налогом. Согласно закону 1693 г., имеется разделение налогообложения промыслов по роду, по обширности, доходности, что и позволяло сознательно ими манипулировать для снижения налогового бремени.
Во времена Петра I (1672-1725) особые чиновники-«прибыльщики» придумывали все новые налоги и сборы: за соль, за ульи, за продажу огурцов, за бани, топоры, погреба, дубовые гробы и бороды. Налоги должен был платить каждый «тяглый» двор - двор крестьянина или горожанина. С целью снизить свои фискальные обязательства несколько крестьянских дворов, а иногда и вся деревня, обносились одним забором, объединяясь таким образом всего лишь в один «тяглый» двор. Стоит заметить, даже в таком налоге, как введенный Петром I налог на бороды, существовали льготы, что позволяет сделать вывод о возможности его уменьшения.
Возможность планирования налогов существовала и в период правления Екатерины II (1729-1796). В 1775 г. она отменяет все частные промысловые налоги и подушные подати с купцов и вводит с них гильдейский сбор в зависимости от размера капитала. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести», проверки имущества не проводились, доносы за его утайку не принимались. В отличие от Алексея Михайловича Екатерина II благоволит иностранцам, предоставляя льготные ссуды и освобождая от податей, т.е. делает экономику России более открытой.
Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра III. Особенно весомые преобразования не только в налоговой, но и вообще в финансовой системе происходили в бытность, когда Министерство финансов возглавляли Н.Х. Бунге,И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте.
Реформа Н.Х. Бунге Отмена подушной подати. Институт податных инспекторов
Н.Х.Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможностей налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по его инициативе началась поэтапная отмена подушной подати (1883), а также существенно снижены выкупные платежи для крестьян. Положительным было расширение налогооблагаемой базы за счет расширения плательщиков налогов. Так, был установлен налог с наследств и дарений (1882), введены дополнительные сборы (1885) -трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий,пятипроцентный налог на денежные капиталы, повышены ставки поземельного налога и налога на недвижимость в городах. Н.Х. Бунге считал, что все эти нововведения должны в последующем привести к введению подоходного налога. Наконец, в 1885 г.были учреждены особые органы местного финансового управления - податные инспектора. Главной задачей податных инспекторов являлось наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за динамикой цен по важным товарным группам и т. п.
Налоговая политика при И А. Вышнеградском
При И.А. Вышнеградском крупных методологических изменений в налоговой системе не было, в основном была продолжена финансовая политика Н.Х. Бунге. С целью повышения доходов бюджета были увеличены поземельный налог, на недвижимость, введены новые косвенные налоги (акцизы на спички, осветительные масла), повышен питейный акциз.
Реформы С.Ю. Витте
Особенно крупные изменения в налоговой системе XIX века произошли в бытность, когда министром финансов был С.Ю. Витте. Была проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, усовершенствован промысловый налог. Была предпринята попытка осуществления принципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов населения. Так, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, отменен паспортный сбор и т.п. Был установлен государственный квартирный налог. Вместе с тем повысились питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. С целью повышения доходов была введена государственная монополия на продажу спиртных напитков.
Первые налоговые преобразования 1917-1930 гг. относятся к периоду НЭПа. Возможность планирования налогов в данный период можно продемонстрировать на примере подоходно-поимущественного налога. Поимущественное налогообложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества, создание товариществ и акционерных обществ увеличивало налоговый гнет. Следовательно, планировать размер налога можно было путем дробления имущества. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного налогообложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Возможность минимизировать промысловый налог, состоящий из патентного и уравнительного сбора, также существовала, так как ставки патентного сбора дифференцировались (правда, в очень слабой степени) в зависимости от местонахождения и разряда предприятия. Ставки введенного в 1926 г. налога на сверхприбыль от 6 до 50% зависели от отношения сверхприбыли к «нормальной» и варьировались по регионам, что могло создавать возможности для планирования данного налога. В 1928 г. в рамках реформирования сельскохозяйственного налога были введены дифференцированные скидки до 40% с окладов для коллективных хозяйств. Таким образом, условия для планирования налогов создавались в результате того, что обложение различных отраслей промышленности и различных предприятий было неравномерным.
1930-1985 гг. - в этот период происходит укрепление хозяйственного расчета и совершенствование планового руководства хозяйством. Для выполнения промфинпланов предприятия наделяются соответствующими средствами. Возрастает значение экономии от снижения себестоимости. В 1930 г. происходит унификация системы платежей предприятий: для государственных - это налог с оборота и отчисления от прибылей, для кооперации - налог с оборота и подоходный налог. Однако и в этих условиях можно увидеть определенные возможности для планирования данных платежей. В целом формы планирования налогов на данном историческом этапе имели карикатурный и достаточно разрушительный характер.
1991 г. - настоящее время. Постепенный переход России к рыночным отношениям открывает широкие возможности для развития теории налогообложения в России, создает условия для реализации на практике реальных способов и методов налогового планирования.
Следует отметить, что чем сложнее налоговая система и чем большую дифференциацию ставок, объектов налогообложения, льгот и прочих элементов налогообложения она предполагает, тем больше существует возможностей для налогового планирования.
Таким образом, можно увидеть, что планирование податных способностей имеет огромную историю. Система сбора налогов постепенно подводила к формированию такого важного понятия, как налоговое прогнозирование. Стоит учесть, что и на стадии зарождения податной системы и на современном этапе системы уже налогообложения, сбор налогов имел и имеет очень важное значение для развития страны, что, в свою очередь, увеличивает роль и необходимость такого института, как налоговое планирование.
1.2. Понятие налогового прогнозирования, налогового менеджмента и налогового планирования
Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии).
Налоговое планирование - это основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.
Цели и задачи налогового планирования на макро- и микроуровне различны. Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие - наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств.
Целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики
Достижение цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы налогов и налогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства.
Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи:
· формирование правового поля и налогового законодательства;
· построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;
· оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы;
· разработка рациональной системы налоговых скидок и льгот;
· разработка налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.
В зависимости от периода, целей и задач планирования различают оперативное (на месяц, квартал), текущее (на один финансовый год) и стратегическое (долгосрочное) налоговое планирование. В основе текущего и стратегического планирования лежат прогнозные параметры налогового потенциала. Под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (имеется в виду не фактическая сумма поступлений как таковых, а именно способность, возможность).
Стратегический налоговый потенциал определяется как прогнозируемый объем совокупной налоговой выручки, получаемый в сфере производства и обращения после вычета совокупных затрат по ее обеспечению. Среди наиболее существенных факторов, определяющих стратегический налоговый потенциал, выделяют объем денежной массы в обращении, зависящие от него параметры внутреннего валового продукта, вещественные и трудовые факторы производства, индексы цен, инфляции и других показателей. Тактический налоговый потенциал определяется как суммарная величина прогнозируемого объема налоговых поступлений, рассчитываемого с учетом стратегического налогового потенциала и налоговых ставок.
Стратегическое налоговое планирование представляет собой долгосрочное планирование достижения поставленных стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики. В современных российских условия стратегическое планирование на предприятии не достаточно развито, что связано, в первую очередь, с нестабильностью в стране - это относится к правовому полю, экономической среде, политической обстановке. В масштабе страны процесс стратегического налогового планирования более развит, что связано с наличием в целом поставленного процесса планирования во всех сферах деятельности и на всех уровнях. Налоговое планирование всегда имело место в нашей стране, составлялись и составляются прогнозные значения налоговых поступлений в бюджетную систему, анализируются причины недоимок. Однако, говорить о том, что сейчас в России есть полноценная система налогового планирования как элемента налогового менеджмента, еще рано.
На уровне отдельно взятых налогоплательщиков большее распространение имеет тактическое текущее или оперативное налоговое планирование, которое получило свое развитие в России в середине 90-х гг. XX в. Данный вид налогового планирования предполагает составление прогнозных данных и разработку планов налоговых платежей в разрезе на текущий год. Однако на предприятиях разработка таких годовых налоговых планов неизбежно перерастает в стратегическое налоговое планирование, если данный хозяйствующий субъект продолжает использовать выработанную концепцию налоговой политики, учитывающую меняющиеся внешние и внутренние факторы.
В целом процесс налогового планирования на государственном уровне можно представить в виде следующей последовательности:
1) устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;
2) разрабатываются методы и конкретные мероприятия по реализации поставленных целей;
3) разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;
4) определяются и устанавливаются конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основу налогового планирования;
5) составляется прогнозный расчет общих сумм налогов, взимаемых в каждой территории (административной единице), что должно обеспечить экономически обоснованные плановые показатели;
6) определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.
Необходимо отметить единство текущего и стратегического налогового планирования. Без тщательной проработки перспектив развития налогообложения, осуществленной с учетом возможных изменений внешней среды, невозможна разработка реалистических налоговых планов.
Методом государственного налогового планирования является оценка соотношения налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение на этой основе экономически обоснованных объемов и структуры поступлений налогов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на обоснованно высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.
В этой связи налоговое прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.
Прогнозирование - это предвидение, опережающее отображение действительности. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаружить риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов.
Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования - определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.
Государственное налоговое прогнозирование, с одной стороны, служит основой для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, и на среднесрочную перспективу для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов. С другой стороны, налоговое прогнозирование само строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ве........


Список используемой литературы
1 Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 63с.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2012. - 832с.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Москва: Омега-Л, 2012. - 217с.
4 О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 №670// Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 48. - ст. 4797
5 Закон Курской области от 22. 12. 2005 г. "О порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов"
6 Архипцева Л.М. - Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений (№7, 2008)
7 Архипцева Л. М. Анализ налоговых поступлений / Л. М. Архипцева // Налоги и налого­обложение. - 2008. - № 5. - С. 18-25.
8 Адамов Н. А. Методы налогового планирования / Н. А. Адамов, Т. А Козенкова // Налоговое планирование. - 2007. - № 4. - С. 43-4
9 Барулин С. В. Ермакова Е.А. Степаненко В. В. Налоговый менеджмент- Библиотека высшей школы < s/5206>, 2007 г.
10 Боровикова Е.В. Налоговое и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: теория и практика. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2007. 336 с.
11 Букаев Г.И. Успешный 2000 год. Революционный 2001 год // Российский налоговый курьер №2. 2001. с.12
12 Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений// Финансы. 1999. № 6. С. 18-22.
13 Князев О. С.- Курская область в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2011.- 68 с.
14 Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2001 - 278 с.
15 Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ. 2000, - 290 с.
16 Никулина Е. В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. / Е. В. Никулин. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 7. - С. 24-11.
17 Перов А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ, 2002 - 555 с.
18 Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб./Росстат - М., 2010. - 558 с.
19 Ситков А.А. Налоговое планирование и прогнозирование. - М: Инфра-М, 2006,С. 229.
20 Сомоев Р.Г Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Прибор, 2000 - 176 с.
21 Титов А.С. Исторический очерк о развитии государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в России // История государства и права, 2007, №12
22 Черник Д.М. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001 - 415 с.
23 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М: Инфра-М, 1998,С. 127.
24 Электронный ресурс - история налогов. Налоги при Александре 3-
25 ?p=1055#more-1055 < ?p=1055>
26 < down/old/44/1/PiP/mejdunarmodnpl.pdf>
27 < zd4/11-015zko.php>
28 < images/stories/mtrl/vnesh_prov_2007.pdf>
29 < >30 < zd4/10-104zko.php>
31 < index.php?id=692&mat_id=14718>
32 < document/908015978>
33 < free/budnord/>



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.